Одиночество и особенности его проявления в юношеском возрасте
Автор: Зарицкая Ольга Николаевна, практический психолог
КВУЗ «Донецкий педагогический колледж»
Проблемы развития, формирования, социализации личности
Статья посвящена проблеме возникновения и проявления одиночества в юношеском возрасте и разработка рекомендаций по его предупреждению и преодолению.
Ключевые слова: юность, одиночество, экзистенциальный кризис, индивидуум, стереотипы, фрустрация, Я – концепция, социализация, дезадаптация.
Стаття присв`ячена проблемі виникнення та прояву самотності в юнацькому віці і розробка рекомендацій щодо його попередження та прояву.
Ключові поняття: юність, самотність, екзистенціальна криза, індивідум, стереотипи, фрустрація, Я – концепція, соціалізація, дезадаптація.
Актуальность исследования. Достаточно распространённым является мнение, что проблема одиночества более актуальна для людей старших возрастных групп. Действительно, им сложно изменять социальные стереотипы. Но современная социальная ситуация такова, что по ряду причин достаточно сильное проявление чувства одиночества испытывают и в юношеском возрасте.
Юность – время осознания и овладения одиночеством. Через переживание одиночества в юности проходят практически все.
Анализ исследований и публикаций. Научные исследования феномена одиночества в рамках психологии и педагогики ведутся недостаточно. В трудах А.Маслоу, К.Роджерса, Х.С. Салливана, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни, Э.Эриксона, К.Г. Юнга были рассмотрены психологические предпосылки возникновения одиночества и предложены психотерпевтические пути его преодоления [1].
В исследованиях К.А. Андерсона и Л.М. Хоровица, Р.Вейса, Дж. Де Джонг-Гирвельд и Д.Раадшелдерс, Т.Б Джонсона и У.А. Садлера, К.И Кутрона, М.Мицели и Б.Мораша, Л.Э. Пепло, М.Э. Селигмана, Ф.Фромм-Рейхман, Дж.И. Янга показано сложное содержание феномена одиночества, акцентируется внимание на его причинах, связанных как с типичными ситуациями жизни, так и с характером личности [1].
В отечественной науке интересующая нас проблема рассматривалась в работах: В.Г. Асеева, А.А. Бодалёва, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, Е.И. Головахи и Н.В. Паниной, Н.И. Гуткиной, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, Ю.М. Орлова, Н.А. Рождественской, В.Ф. Сафиной, Е.Т. Соколовой, Д.И. Фельдштейна и др.
Указанные авторы анализировали ее в приложении именно к лицам подросткового и юношеского возраста, уделяя внимание социальным и психологическим причинам, вызывающим чувство одиночества у молодых людей, а также его последствиям в процессе формирования личности [1].
Цель статьи – выявить особенности влияния одиночества на процесс развития личности в юношеском возрасте и разработка рекомендаций.
Изложение основного материала. Одиночество различно для каждого человека. Некоторые люди чувствуют себя одинокими в отношениях с конкретными людьми. Некоторые чувствуют себя одинокими в толпе. Некоторые чувствуют себя одинокими, потому что не нашли своей любви. Некоторые чувствуют себя одинокими, потому что страдают от депрессии повышенной тревожности и других болезненных состояний.
Психологами выделены три основные типа одиночества:
Таблица.1. Типы одиночества.
Болгарский психолог Л.Симеонова [2] сделала попытку сгруппировать людей, подверженных к одиночеству, по их характерным поведенческим особенностям и выделила следующие типы:
1. Люди с ненасытной потребностью в самоутверждении, у которых в центре внимания стоит только собственный успех.
2. Люди с сильно выраженной стереотипизацией поведения, вследствие которой они не в состоянии выйти из рамок выбранной ими роли и не могут позволить себе раскованность.
3. Люди, отличающиеся, напротив, сильной нестандартностью в поведении, у которых мировосприятие и поступки не соответствуют установленным в доступных для них группах правилам и нормам.
4. Люди, сосредоточенные на своём внутреннем мире, представляющие события собственной жизни и свои внутренние состояния исключительными, не похожими на все то, что происходит с другими.
5. Люди застенчивые, с заниженной самооценкой, недооценивающие себя как личность и в силу этого боящиеся быть неинтересными, стремящиеся всегда держаться в тени. В результате они действительно никем не замечаются, что, в свою очередь, болезненно переживается.
Получается, что одиночество – это очень широкое понятие, и каждый чувствует его по-разному.
Одиночество в юности есть стремление к уединению, столь непостижимое для предшествующего подросткового возраста. Уединение позволяет подготовиться к будущим чувствам влюбленности и любви, которые могут восприниматься наедине с собой.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».
Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1. Открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется и чувство одиночества.
2. Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях.
3. Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают, противоречивы («Я в своем представлении гений + ничтожество»).
4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Если зрелая половая любовь взрослых представляет собой гармоническое единство чувственно-сексуального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юности эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей.
Анализируя возрастные особенности проявления одиночества, Г.М. Тихонов отмечает, что одиночество в юности — широко распространенное и интенсивно протекающее явление. Молодые люди в целом проявляют более высокую уязвимость по отношению к одиночеству и большую склонность к нему, чем зрелые или пожилые люди [3, с. 35]. Одиночество в юности во многом определяется объективными условиями: стремлением жить отдельно от родителей (быть независимыми от них), изменениями социальных (в том числе и межличностных) отношений, переживаниями, связанными с поиском смысла своего существования, вступлением в новые условия, связанные с учебой или профессией, и т. п.
С.В. Малышева и Н.А. Рождественская выделили четыре причины,
обусловливающие возникновение чувства одиночества юношей и девушек [4]:
Таблица.2. Причины возникновения одиночества у юношей и девушек.
Известно, что в юношеском возрасте большая роль отводиться коллективно-групповым формам общения и, вместе с тем, нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.
Усиливается потребность в установлении более широких отношений, выходящих за пределы семьи.
Блокирование данной потребности создает ситуацию одиночества, которая вызывает у многих негативные переживания, чувство отчужденности, порождает фрустрацию – эмоционально тяжелое переживание неудачи. На границе подросткового и юношеского возраста резко усиливается потребность в статусе, в признании и уважении со стороны сверстников и старших, в подтверждении своей личностной состоятельности, а также в меж половых отношениях. В свою очередь, все это вызывает необходимость в резком расширении социальных и межличностных контактов. Затруднения в реализации указанных потребностей часто становятся базой для формирования негативно переживаемого одиночества.
Причины негативных переживаний одиночества в юности также могут быть связаны с возрастными доминантами в психосоциальном развитии личности. Они полагают, что в юности важнейшими социальными потребностями становятся [1]:
Таблица .3.Социальные потребности юности.
Испытываемые юношами негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или «уход» от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.
В связи с этим, проблема одиночества и его переживания в юношеском возрасте является далеко неоднозначной. Практическая актуальность разработки различных ее аспектов выходит за пределы собственно психологии так же, как за ее пределы выходят пути и способы преодоления одиночества. Однако именно психология и, прежде всего, социальная психология, является наукой, в рамках которой проблема одиночества может быть наиболее полно исследована и определены основные направления и пути ее решения.
Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании помощи юношам и девушкам нужно придерживаться принципа «золотой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества. Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства. Преобразовать в позитивное переживание, значит, быть готовым изменить ситуацию, проанализировав ее и начать налаживать отношения с окружающими, рассмотрев альтернативные возможности, как, например, изменение своего поведения и отношение к себе и людям, развитие рефлексии и навыков общения.
Способы преодоления одиночества в юношеском возрасте [6]:
1. Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).
2. Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.
3. Выполнение домашних дел.
4. Занятие спортом, творчеством и т.п. с целью избавления от негативных эмоций.
5. Шопинг с целью изменения собственного имиджа.
6. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).
7. Анализ причин своего одиночества.
8. Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.
9. Обращение к психологу или психотерапевту для разрешения проблем.
Вывод: Итак, в психологии сильны две тенденция в изучении одиночества. Первая – трактовка его как психического состояния или субъективного переживания. Вторая – трактовка одиночества как исключительно негативного состояния и переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.
Проведенный теоретический анализ научной литературы по данной проблеме показал [6]:
Таблица.4. Характер проявления одиночества.
Можно сделать следующие выводы:
— переживания одиночества в юношеском возрасте связаны с особенностями проявления Я — концепции;
— одиночество в юношеском возрасте необходимо рассматривать с позиции нормы и патологии оно играет существенную роль в процессе индивидуализации личности, но обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояния; нарушая внутреннюю целостность личности ( по исследованиям Н.И. Глушкова, А.А. Хмеленко).
Лев Толстой однажды написал в своем дневнике: «Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми». Поэтому, одиночество — это всего лишь шаг в познании себя и мира. Но каждый из нас делает этот шаг в назначенное ему время.
Литература
1. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания
студентами. – Елабуга: «Алмедиа», 2007. – 157 с.
2. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально – психологические проблемы / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. – Киев: Украина. 2001. – 270с.
3. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. — 174 с.
4. Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства
одиночества у подростков // Вестник московского университета. Серия 14.
Психология. 2001. – №3. – С. 63-68.
5. Неумоева Е.В. Одиночество как общественно-историческое явление и как явление индивидуальной жизни // Гуманитарный вектор. Вестник Забайкальского отделения Академии гуманитарных наук. — № 1 – 2 (10 – 13). – 2002. – Чита: ЗабГПУ. – 2004. – С.23 – 29.
6. Янг Д.И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и её применение / Д.И. Янг. – М.: Прогресс, 1989. – С.552-593.
Источник
Факторы межличностной изоляции, переживаемой как одиночество, в юношеском возрасте
Поискам истоков одиночества уделяли внимание многие исследователи. Так, Г. Зилбург проследил происхождение одиночества, начиная с детской колыбели. Ребенок узнает радость быть любимым и вызывать восхищение вместе с потрясением, порожденным тем, что он — маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Это и есть, по Г. Зилбургу, «квинтэссенция того, что позже становится нарцистической-ориентацией. Это и есть также зародыш отчужденности, враждебности и бессильной агрессивности одинокого» [67, с. 153]. Аналогичную-мысль четко сформулировал Э.Фромм: у большинства детей возникает некая враждебность и мятежность — это результат их конфликтов с окружающим миром, оірашиивающим. их экспансивность, поскольку им — слабой стороне — приходится покориться [140].
Последствия детской враждебности описаны в работе Дж. Бьюдженталя: «Одна из основных задач процесса воспитания состоит в том, чтобы ликвидировать такую антагонистическую реакцию. Методы различны: от угроз и наказаний, запугивающих ребенка, до подкупов и «объяснений», которые смущают его и вынуждают отказаться от враждебности. Вначале ребенок отказывается от выражения своих чувств, а в конечном итоге и от самих чувств. Вместе с тем он учится подавлять свое осознание враждебности и неискренности других людей; иногда это дается нелегко, так как дети обладают своим внутренним зрением (знанием) и способностью замечать эти качества и их не так просто обмануть словами, как взрослых. Они не любят кого-то «без всяких причин» (если не считать причиной то, что ребенок чувствует враждебность или неискренность, исходящие от этого человека). Его учат любить людей (обязательно всех), быть некритично дружелюбным» [24, с. 31].
Г. Салливан также усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой
26
близости. «Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В» подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству» [67, с. 154].
Согласно представлениям О. Ранка, болезненное переживание одиночества является следствием травмы самого факта рождения, которая приводит к необходимости разрешить дилемму «слияния — изоляции». Жизнь человека начинается со слияния клеток, проходит через эмбриональную стадию физической’ зависимости от матери в фазу физической и эмоциональной зависимости от окружающих взрослых. Постепенно индивид устанавливает границы, отмечающие, где кончается он, и где начинаются другие, и начинает полагаться на самого себя, становиться независимым и отдельным. Не отъединяться — значит, не расти, но платой за сепарацию является изоляция, которая часто сопровождается страхом и бессилием [155].
С точки зрения создателя индивидуальной психологии А. Адлера
причиной изоляции может служить отсутствие «чувства общности», для
определения которого он также использовал термин «социальный интерес».
Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям;
проявляется он в сотрудничестве с другими, сотрудничестве скорее ради
общего успеха, чем для личных выгод. В сочетании с другой важной
характеристикой — высокой активностью — социальный интерес способствует
формированию «социально-полезного» типа личности. Его
противоположностью является «избегающий» тип личности, который отличается низкой активностью и преобладанием эгоистического интереса. Люди избегающего типа больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от
27
решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи. Факторы формирования социального интереса и активности, по мнению Адлера, находятся в раннем детстве и семейном окружении человека [5].
Как видно из приведенных примеров, период раннего детства, когда ребенок полностью зависит от ближайшего социального окружения, играет большую роль для развития способности человека устанавливать внутренние границы своего «Я», и, исходя из этой позиции, выстраивать гармоничные отношения со значимыми другими, что в конечном итоге позволит активно управлять процессом собственной жизни.
В то же время, необходимо отметить, что подавляющее большинство авторов, уделяющих внимание проблеме межличностной» изоляции и одиночества, подчеркивают начало ее обострения в подростковом-возрасте и особую актуальность в период юношества.
Из известного определения Л.Н. Толстого, «отрочество — пустыня одиночества», именно в этот период жизни у некоторых старшеклассников возникает состояние одиночества. «Чувство одиночества испытывают немало девушек и юношей. это явление типичное. У одних это чувство отражает реальность. Они действительно одиноки. У них нет друзей и даже приятелей, фактически прерваны эмоциональные контакты с родителями, с учителями, со всеми взрослыми. У других это чувство хотя и не отражает реальности, но, тем не менее, может быть довольно сильным. Они как бы предчувствуют возможное одиночество, ибо все свои связи с людьми оценивают как случайные, поверхностные» [104].
Причины, по которым- именно в юношеском возрасте начинает осознаваться проблема одиночества, в первую очередь, связаны с актуализацией расширяющихся социальных потребностей. Молодые люди направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения. Этот процесс сопровождается
28
переориентацией общения с родителями, учителями и другими старшими людьми на общение с ровесниками, более или менее равными по положению. Именно в. общении со сверстниками они видят возможность удовлетворения потребности в принятии и признании.
Следует также отметить, что в юношеском возрасте отмечается рост самостоятельности. Приближение поры- вступления во взрослую жизнь с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводит к заметному развитию самосознания. Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней — от наивного поведения в отношении самого себя к более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда колеблющейся самооценкой [120].
В юношеском возрасте начинает осознаваться необходимость подчинения своего поведения не только требованиям учителей, сверстников, родителей, но и общества. Тем не менее, оценка основывается на анализе своих действий, поступков, сравнения себя с другими. Эталоном самооценки нередко служат нормы, принятые в группе, идеалы, сформированные в процессе учебной, общественно-трудовой и повседневно-практической деятельности. По данным Е.И. Саванько, старшеклассники, ориентированные на собственную самооценку, могут поставить более обоснованную цель, которая, как правило, подавляет их частные потребности, характеризующиеся противоположной направленностью относительно этой цели. Устойчивая адекватная самооценка, на основе которой определяются цели деятельности, выступает условием формирования устойчивых черт личности (В.Э. Чудновский).
Если молодой человек попадает в группу с высоким уровнем развития, то это благотворно отражается на развитии личности. При неудовлетворенности своих потребностей он ищет другую группу, которая будет соответствовать его запросам. Он может входить одновременно в
29
несколько группировок (в школе, во дворе, в спортклубе), где будет вести себя по-разному. Главное — найти референтную группу, ценности, нормы поведения и оценки которой близки для его понимания.
Поиск себя и своего места в жизни и обществе происходит на фоне объективных физических и психологических изменений, обусловленных очередным этапом в процессе развития. Согласно Ш. Бюлер, подростковый этап и этап юношества характеризуются резким ускорением физического развития и полового созревания и включают в себя, последовательное прохождение трех фаз:
- Прелюдия* (11-12 лет). Подростки необузданны, драчливы, детские игры им неинтересны.
- Негативная фаза (11-13 лет — девочки, 14-16 лет — мальчики). Проявляется- повышенная, чувствительность, беспокойство и лёгкая возбудимость, физическое и душевное недомогание, неудовлетворённость собой, переносимая на окружающий мир, чувство одиночества, отчужденности. На-этой стадии подростки и юноши наиболее чувствительны к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает их либо к агрессивной самозащите, либо к пассивной меланхолии. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.
- Позитивная фаза (14-18 лет — девочки; 17-18 лет — мальчики). Юноши и девушки становятся восприимчивы к позитивным аспектам окружения [26].
Согласно концепции Э. Эриксона, период юношества соответствует кризису идентичности [151]. Под кризисом Э. Эриксон понимает нарушение динамики идентичности, при котором выработка новой идентичности (адекватной изменившимся условиям) или возвращение к прежней становятся невозможными. Требуются изменения в структуре идентичности. Если по каким-либо причинам эти изменения не происходят (например,
30
идентичность, ригидна или 1 не найден вариант адекватных изменений, соответствующих новой ситуации), то прежняя структура идентичности разрушается. Исходя из определения идентичности, данного Э. Эриксоном, мы можем выделить две причины кризиса: утрата собственной непрерывности и утрата социального признания. Аналогичные причины выделяет Дж. Каплан — это угроза потери источника удовлетворения базовых потребностей и собственной целостности.
Основные проявления кризиса идентичности в юношеском возрасте состоят в следующем:
- Неосознавание себя.
- Низкая самооценка.
- Повышенная ранимость, чувствительность, уязвимость.
- Несформированность образа «Я».
- Диффузия временной перспективы. Это разрушение ценностно-смысловой сферы, которое ведет к неясному сознанию будущего, к потере его значения. Молодой человек ощущает себя то ребенком, то «видавшим виды», умудренным опытом стариком.
- Чрезмерная занятость — стремление полностью уйти в какую-либо деятельность часто встречается у образованных молодых людей. Они сами объясняют это как бегство от размышлений о своем предназначении, о смысле жизни, от попыток разобраться в самом себе, понять, кто ты есть на самом деле.
- Неспособность установления интимных отношений. Слабость идентичности видна в провалах попыток установления близких, интимных отношений. По выражению Э. Эриксона, «стыковка» с другими людьми требует известной доли напряжения. При неспособности его выдержать или ослабить выходом является самоизоляция, в данном случае — стереотипные и формализованные межличностные отношения.
31
- Негативная идентичность, предпочтение скорее быть «никем», чем пытаться собрать воедино- противоречивые идентификации, не является. преодолением кризиса.
- Групповая идентичность заменяет собственную, человек определяет себя, мыслит только как член данной группы, вне группы, он не существует. Единение с группой является своеобразным выходом; так как помогает преодолеть личную отделенность (изоляцию).
Таким образом, одиночество — неизменный спутник кризиса идентичности. В результате утраты собственной целостности человек изолируется от себя, в результате утраты- социального признания происходит изоляция от других людей.
В.перечне перечисленных признаков кризиса идентичности содержатся способы, с помощью которых молодые люди* пытаются справиться с болезненным переживанием одиночества: стремление уйти в какую-либо деятельность; самоизоляция; «слияние» с близким человеком или с группой. Все эти способы можно обобщить единой формулировкой)- психологическая защита в форме «бегства от себя» и окружающего мира. Последствия такой защиты хорошо описаны у М. Бубера. Вместо того чтобы просто «быть с другим», человек использует другого как средство выполнения защитной функции. При этом взаимно обогащающие отношения не развиваются, вместо них возникает некая форма мезальянса, неудавшиеся отношения, которые только тормозят рост и вызывают экзистенциальную вину [155].
Э. Фромм выделяет пять социальных потребностей, которые направлены на нейтрализацию чувства одиночества. При* этом наряду с потребностями в «человеческих связях», «самоутверждении», «привязанности» и «самосознании», он называет потребность в «системе ориентации и объекте поклонения». Деструктивный вариант удовлетворения этой потребности проявляется в том, что из-за боязни изоляции и одиночества молодые люди выбирают себе «звёзд», «кумиров», «идолов», «чемпионов популярности». Это помогает им чувствовать свою причастность
к определённой культуре и идеологии — перед кем-то благоговеть, к кому-то относиться с враждебностью и презирать, во что-то верить, что-то отрицать и т. д. Всё это рождает в душе ощущение осмысленности [139].
Удовлетворение потребностей в привязанности и человеческих связях также может приобретать деструктивные формы, например, когда два человека настолько поглощены друг другом, что больше никого не замечают, или когда люди ищут интимности любой ценой. С точки зрения Э.Фромма, самозабвенное помешательство друг на друге — вовсе не доказательство силы их любви, а лишь свидетельство безмерности предшествующего одиночества [там же]. Как пишет В. Франкл, поиск интимности на безличном, исключительно чувственном уровне может привести к сексуальной неразборчивости [136].
Все три автора (М. Бубер, Э. Фромм и В. Франкл) едины в своем мнении по поводу того, что существуют более конструктивные пути преодоления одиночества. Согласно В. Франклу, человеку необходимо найти все лучшее в одиночестве, набраться смелости остаться в одиночестве. Есть творческое одиночество, которое позволяет превратить нечто негативное -отсутствие людей, в нечто позитивное — возможность размышлять [136]. Как пишет М. Бубер, после глубокого истинного переживания одиночества жизнь наполняется содержанием, где четко и ясно прослеживается полнота, значимость каждого смертного часа с его притязаниями и ответственностью. «Одиночество — это место очищения» [23, с. 100]. По Фромму, позитивное переживание одиночества соответствует состоянию «позитивной свободы», в котором молодой человек может удовлетворить потребность в идентичности, почувствовать свою непохожесть на других, осознать, кто и что он на самом деле.
Согласно взглядам других ученых, попытки бегства от себя и мира в юношеском возрасте можно объяснить противоречием между стремлением к автономии (эмансипации) и зависимостью своих ценностей и стандартов от мнения других людей. Как утверждают П. Блос и Дж. Рубенс, для того чтобы
33
поддерживать автономию, юноша должен чувствовать себя всемогущим и прибегать к самоидеализации. Самоидеализация проявляется в потребности к самоусовершенствованию. Однако если стремления к достижению внутренних потребностей фрустрируются или не оправдываются, то у юноши часто возникают чувства личного крушения, депрессии, ненависти и презрения.
На эту противоречивость «быть с другим и сохранить себя» указывает И.С. Кон. «Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира, другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Подлинная интимность, т. е. совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа «Я». Пока этого нет, молодой человек мечется между желанием полностью^ слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии» [56].
Подводя итоги, можно выделить четыре группы причин, которые ведут к межличностной изоляции в юношеском возрасте:
1. Причины, связанные с процессом роста. Молодой человек еще не
способен «стоять на собственных ногах», быть независимым,
самостоятельным; он не может полагаться на свои силы, у него нет умения
использовать свои возможности быть свободным. Рост подразумевает
отделение, автономию, а плата за эту независимость — это переживание
одиночества.
2. Причины, связанные с неспособностью быть с другими, то есть
находиться в близких, аутентичных отношениях друг с другом. Отношения
людей обычно связаны, так или иначе, с «использованием» других в своих
интересах. Близкие, аутентичные отношения не подразумевают никакого
«использования» другого в своих целях. Это умение находиться рядом с
другим, но в то же время быть отдельным.
34
- Причины, связанные с растущим самосознанием. Молодые люди начинают осознавать себя как личность, как самостоятельное бытие. И именно в этот период растущего самосознания происходит поиск своего места, предназначения, смысла жизни. Поиск смысла жизни, наравне с самосознанием — это главные приобретения юношеского возраста.
- Причины, связанные с воспитанием, с социализацией, которая сопровождается принуждением молодых людей вести себя и думать так, как этого требует окружающее* общество. При этом теряется спонтанность, способность выражать свои чувства, осознавать себя.
На наш взгляд, две из перечисленных причин (неспособность быть с другими и поиск смысла жизни) имеют субъективный характер и требуют особого внимания при оказании психологической помощи» по преодолению межличностной изоляции, переживаемой как одиночество.
Такая точка зрения связана с тем, что в силу своих возрастных особенностей, молодой человек может оказаться* неспособным строить отношения с окружающими, а также использовать время пребывания в одиночестве для творчества и саморазвития, которые являются основным ресурсом для поиска смысла жизни.
Кроме того, как отмечают некоторые авторы, для.юношеского возраста свойственны переживания, связанные преимущественно с социальным «измерением» одиночества. Человек испытывает боль оттого, что (как ему кажется), его оттолкнули, покинули, исключили, не допустили или же не оценили. Сам себе он видится, изгнанным, посторонним, лишним [58, 77]. Источником таких переживаний- является отсутствие гармоничных взаимоотношений со значимыми людьми, а в случае реальной изоляции — фрустрация потребности в общении с ними.
В связи с последними рассуждениями, необходимо более подробно рассмотреть вопрос об объективном аспекте межличностной изоляции, который напрямую связан с проблемой взаимоотношений и удовлетворения потребности в общении.
35
1. Можно выделить четыре основных причины межличностной
изоляции в юношеском возрасте: а) особенности процесса роста (попытки
разрешить противоречие «зависимость — автономия» на фоне резких
психофизиологических изменений); б) неспособность быть с другими и
использование других в своих интересах; в) активный рост самосознания и
поиск смысла жизни; г) давление ближайшего социального окружения,
которое приводит к утрате способности выражать свои чувства и осознавать
себя, а также к утрате спонтанности.
2. Существуют деструктивные и конструктивные способы переживания
одиночества. К первым способам относятся: стремление уйти в какую-либо
деятельность; самоизоляция; «слияние» с близким человеком или с группой;
поиск кумира. Ко вторым — использование времени пребывания в
одиночестве для творчества и саморазвития, которые являются основным
ресурсом для поиска смысла жизни.
3. Две причины межличностной изоляции — неспособность быть с
другими и поиск смысла жизни — имеют субъективный характер и требуют
особого внимания при оказании психологической помощи по преодолению
межличностной изоляции, переживаемой как одиночество, в юношеском
возрасте. В силу своих возрастных особенностей, молодой человек может
оказаться неспособным строить отношения с окружающими, а также
конструктивно использовать время пребывания в одиночестве.
Источник: Чулкова Мария Александровна. Преодоление межличностной изоляции старшеклассников на основе формирования смысложизненных ориентаций : диссертация . кандидата психологических наук : 19.00.07 / Чулкова Мария Александровна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького].- Курган, 2007.- 184 с.
Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).
Источник