Чувство общности с особями того же пола

Классификация результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанная в соответствии со структурой содержания дошкольного образования в инвариантной части (основание – выделение основных сфер развития ребенка).

Она полностью соотносится с проектом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, так как представленная в указанном проекте структура содержания дошкольного образования (инвариантная часть) предполагает в каждой образовательной области решение психолого-педагогических задач, в том числе формирование личностных, интеллектуальных и физических качеств ребенка в различном сочетании. Например, образовательная область «Физическая культура» наряду с решением задач по формированию у ребенка дошкольного возраста физических качеств (силы, ловкости, гибкости, скорости) предполагает формирование педагогами и ряда личностных качеств ребенка – настойчивости, внимательности (сосредоточенности). Это не исключает того, что в данной области будут формироваться и некоторые интеллектуальные качества, например, креативность. Разучивая с детьми последовательную серию движений, составляющую определенную физкультурную композицию для показа родителям к какому-либо празднику, педагог может стимулировать воспитанников к созданию ими нового фрагмента композиции, включению новых движений.

Некоторые образовательные области, например, «Труд», предполагают формирование всех трех видов качеств (физические – ловкость, личностные – активность, аккуратность, терпеливость, интеллектуальные – осведомленность, сообразительность, внимательность и др.).

В перечне психолого-педагогических задач работы педагога по реализации каждой образовательной области сочетание формируемых у ребенка личностных, интеллектуальных и физических качеств будет различным. В соответствии с теоретико-методологической базой концептуальных основ определения требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в частности личностным подходом, приоритет в дошкольном возрасте принадлежит личностным качествам ребенка – они должны формироваться в ходе реализации всех образовательных областей.

Необходимо отметить, что часть качеств (в первую очередь, физические и интеллектуальные) может быть «измерена» и оценена, а часть качеств (в основном, личностные) является уникальным, невоспроизводимым и не всегда измеряемым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как целостной личности, а не по отдельным составляющим (отдельно интеллект, отдельно социально-личностное развитие, отдельно физическое развитие). Предложенная «разбивка» качеств на физические, личностные и интеллектуальные – весьма условна, поскольку качество задается как системное образование. Для его возникновения требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное). Именно поэтому для формирования каждого качества требуется развитие ребенка во всех сферах (физической, личностной, интеллектуальной). Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования должно строиться таким образом, чтобы в результате ее освоения у ребенка возникли указанные качества. Описанный подход к развитию детей меняет цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Значит ли это, что ЗУНы вообще выводятся из сферы интересов образовательной программы дошкольного возраста? Нет. Просто теперь им отводится совершенно другая роль.

Если сегодня ЗУНы рассматриваются как цель и одновременно как критерий развития ребенка, то в основной общеобразовательной программе дошкольного образования конкретные знания, умения и навыки, возникающие при освоении конкретных образовательных областей, будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств.

Ребенок, развиваясь и взрослея, все время стремится к эмансипации от взрослого (с этим связаны все кризисы развития), но в реальной жизнедеятельности и в своем самосознании он может ощущать свое взросление только через новые знания, умения и навыки, которые он приобретает. Таким образом, ребенок изначально замотивирован на получение новых ЗУНов. Задача взрослого — так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте (в нашем случае подпериоде дошкольного возраста) ребенку предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту (адекватные его интересам и направленности), что позволит соблюсти существующий в дошкольном детстве принцип обучения, а именно: дошкольник учится в меру того, в меру чего программа педагога становится его собственной программой (т.е. в меру того, что он в ней принимает, что ему интересно). В этом принципиальное отличие обучения в дошкольном возрасте от обучения в младшем школьном возрасте. При этом ЗУНы в полном смысле слова становятся средством развития ребенка, поскольку знания и навыки, приобретенные ребенком в соответствии с его потребностями, являются для него осмысленными, и он их активноприменяет в своей жизнедеятельности. Владение новыми ЗУНами позволяет ребенку осваивать новые виды деятельностей и продвигаться вперед в той деятельности, которой он уже занимается. Таким образом, ЗУНы становятся средством развития ребенка. А в результате детской самодеятельности, на выходе из дошкольного возраста появляются новые качества, о которых идет речь. Проиллюстрируем это на примерах.

1. Интеллектуальное качество «осведомленный» — обладающий кругозором, адекватным своему возрасту — представлениями о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Совершенно очевидно, что без определенных знаний это качество возникнуть не может. Только знания будут приобретаться детьми в соответствии с закономерностями дошкольного возраста – в игре, в исследовательской деятельности, при чтении книг, в общении, но не на специальных занятиях по школьному типу.

Читайте также:  Доза радости время решать

2. Интеллектуальное качество «коммуникативный». Для того, чтобы это качество возникло, ребенок должен хорошо владеть пассивной и активной русской речью. Пассивную речь он может набирать при общении с людьми и при чтении ему хорошей детской художественной литературы. Пассивная речь переходит в активную при условии, что ребенок сам активно и много говорит, в результате чего у него возникают речевые навыки. Но эти навыки вырабатываются не на специальных занятиях по школьному типу, а во время общения ребенка со взрослыми и сверстниками, по ходу совместных игр детей и по ходу других специфически детских видов деятельностей (сюда же включаются инсценировки). В результате хорошая разговорная речь возникает как побочный продукт в других видах деятельности.

3. Интеллектуальное качество «книголюб». Может показаться, что это не столько интеллектуальное качество, сколько личностное, поскольку за этим качеством стоит определенная направленность ребенка на чтение книг (вначале слушание книг). Но чтобы у ребенка это качество возникло, его надо приучать к слушанию книг, т.е. он должен научиться слушать книги (а потом читать). Читать и слушать книги – это не простое интеллектуальное занятие, которому надо учиться. И только, когда ребенок научился воспринимать чтение так, что оно доставляет ему удовольствие, только тогда у него возникает потребность в чтении, которая становится его личностной характеристикой. В процессе чтения хорошей художественной литературы у ребенка появляется эстетическое чувство прекрасного, художественного. Этот пример наглядно показывает, что качества, характеризующие развитие ребенка являются системными образованиями, состоящими из разных (физических, личностных и интеллектуальных) компонентов.

4. Физическое качество «физически развитый» — у ребенка сформированы основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества)». Но, чтобы эти качества возникли, ребенок должен делать что-то такое, что приведет к развитию его ловкости, гибкости, поможет ему набрать силу и т.д. Лучше всего, если всему этому он будет учиться через игры и другие специфически детские деятельности, а не через упражнения.

5. Личностное качество «настойчивый» — проявляющий упорство в достижении результата своей деятельности. Если ребенок в реальных жизненных ситуациях не сталкивается с необходимостью проявлять настойчивость, то он может и не научиться этому качеству, если от природы оно у него не выражено. Правда, заставить ребенка быть настойчивым невозможно, поэтому определяющим фактором при формировании данного качества будут те условия, в которых ребенку его нужно будет проявить. Например, детей попросили сделать елочные игрушки для младшей группы. У ребенка не сразу получается игрушка, которую ему надо сделать. Но если педагог создаст соответствующую мотивацию (расскажет, как малыши из соседней группы будут рады получить в подарок елочные игрушки, которые они пока сами сделать не могут), ребенок проявит настойчивость и сделает игрушку. Кроме того, взрослый должен выразить уверенность, что ребенок, сделает этот подарок для других, поскольку взрослый не сомневается в его доброте и отзывчивости. Когда ребенок, наконец, изготовит игрушку, пусть даже не очень красивую, взрослый похвалит его за терпение и старание и еще раз подчеркнет, как малыши будут рады. Неплохо, если сделанные своими руками игрушки дети сами подарят воспитанникам младшей группы. Этот пример показывает, что личностные качества формируются не на специальных занятиях, где об этих качествах говорят, они формируются и не во время чтения книг, а в реальных жизненных ситуациях, при возникновении у ребенка определенного отношения к тому, что происходит или при определенной мотивации ребенка.

6. Качество «чувствующий свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность» — чувство общности с особями того же пола, с членами своей семьи, с гражданами своей страны, способствующее пониманию своего места в жизни. Это личностное качество, образование которого невозможно без определенного интеллектуального развития ребенка в виде определенных знаний. Но этих знаний, полученных ребенком из книг, разнообразных средств массовой информации, кинофильмов, бесед со взрослыми, абсолютно недостаточно для его формирования на действенном, а не просто знаниевом уровне. Почувствовать свою гендерную принадлежность ребенок прежде всего сможет, если к нему как к представителю определенного пола будут относиться несколько иначе, чем к представителям другого пола. Это другое отношение в детском саду прежде всего должно проявляться через существование раздельных туалетов для девочек и мальчиков, через воспитание у детей культурных привычек, в которых зафиксировано различное отношение к полу (например, в повседневной жизнедеятельности мальчики не должны обижать девочек, должны пропускать их вперед, выходя на прогулку и т.д.). Но это воспитание привычек должно быть встроено в детскую жизнь (по аналогии с описанием примера про «настойчивость»), а не просто декларироваться и назидательно повторяться.

Особую сложность представляет формирование чувства гражданской принадлежности, которое в более старшем возрасте должно перерасти в патриотическое чувство. Одними словами, а тем более уроками и занятиями тут ничего не сделаешь, хотя интеллектуальные знания играют в формировании этого чувства серьезное значение. Так, дети должны знать о величине, красоте, природных богатствах, героях своей страны и т.д. Но приобщение к великому часто начинается с малого. Поэтому прежде всего ребенок должен научиться любить и уважать людей, рядом с которыми он живет, природу и культуру родного края и др. Воспитанию чувства гражданской принадлежности способствуют как чтение книг, просмотр кинофильмов, так и игры гражданско-патриотического содержания, по ходу которых дети переживают соответствующие чувства.

Читайте также:  Маниакальная депрессия это шизофрения

Итак, цель развития ребенка – развитие его как целостной личности. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования в разделе «Результаты освоения программы» это записывается через качества. Педагогические коллективы ДОУ должны идти к этой цели через организацию взрослым ведущей игровой и разнообразных видов детской деятельности с переходом этих видов деятельности в детскую самодеятельность. По ходу разнообразных деятельностей у ребенка формируются ЗУНы, которые начинают выступать как средство развития ребенка, что к концу возраста должно вылиться в появление нового качественного уровня развития, определяемого как результат освоения основной общеобразовательной программы.

Источник

Модель выпускника в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Людмила Борисенко
Модель выпускника в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Модель выпускника в соответствии с требованиями

Государственного стандарта дошкольного образования/

Под моделью выпускника авторским коллективом Программы понимается

предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи,

характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности

ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного

учреждения. Модель выпускника разработана в соответствии с требованиями

Государственного стандарта дошкольного образования, выбранным содержанием

образования (реализуемой основной и парциальными общеобразовательными

программами, спецификой и предназначением дошкольного образовательного

Модель выпускника имеет большое значение. Во-первых, она выполняет

интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного

учреждения, во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров

воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать

особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие

педагогического коллектива. В-третьих, модель выпускника выступает в качестве

основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса,

благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов,

медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.

Существует несколько подходов к разработке модели выпускника. Главное, что

их объединяет, это исключительно творческий коллективный результат совместной

деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного

учреждения, согласованный с родителями воспитанников. По утверждению

Н. Е. Щурковой, основу этой модели может составить система отношений личности

к таким ценностям, как Человек, Труд, Общество, Знание, Искусство, Природа и

Согласно точке зрения М. С. Кагана, структура личности детерминируется

влиянием пяти основных видов человеческой деятельности (познавательной,

ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательной,

художественной) и может быть представлена как единая совокупность

взаимосвязанных пяти потенциалов, формирующихся под воздействием видов

деятельности. В соответствии с этим мы полагаем, что модель выпускника может

складываться из описания пяти основных потенциалов личности ребенка:

В описание «модели» выпускника включаются:

уровень состояния здоровья и физического развития,

сформированность ценных гигиенических навыков и привычек,

успешность в освоении основных видов движения,

уровень сформированности интеллектуальных предпосылок для начала

систематического школьного обучения,

приобретение ряда познавательных умений,

сформированность познавательной активности, интереса к миру, желание

сформированность интереса к творчеству,

уровень развития воображения,

уровень стремления к самостоятельности,

сформированность предпосылок вхождения выпускника в более широкий

уровень усвоения основ культуры поведения,

сформированность способностей принять общую цель и условия

выражение интереса к общему результату,

сформированность гуманистической направленности в поведении,

сформированность осознания своих возможностей и достижений,

сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с позиции общих

ценностей и т. д.

В ходе совместной деятельности членов педагогического коллектива по

разработке «модели» выпускника образовательного учреждения были использованы

рекомендации известных отечественных ученых М. М. Поташника и A.M. Моисеева.

Ребенок 6,5-7 лет, успешно освоивший основную образовательную программу

дошкольного образования, это ребенок:

Здоровый – обладающий хорошим здоровьем (имеет соответствующие возрасту

антропометрические показатели, относительно устойчив к инфекциям, не имеет

хронических заболеваний и др.).

Физически развитый – у ребенка сформированы основные двигательные качества

(ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества).

Коммуникативный — свободно общается со взрослыми и сверстниками, способен

выражать свои намерения и чувства с помощью лингвистических и

паралингвистических средств. Свобода общения предполагает практическое

овладение ребенком нормами русской речи.

Сообразительный — способный решать интеллектуальные и личностные проблемы

(задачи, адекватные возрасту.

Любознательный – проявляющий интерес ко всему новому и непонятному.

Креативный (фантазер и выдумщик) – воображающий, придумывающий,

способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности.

Например, в рамках продуктивной деятельности – к созданию нового образа в

рисунке, лепке, аппликации; в рамках конструктивной деятельности – к созданию

новой конструкции, в рамках физического развития – к созданию нового движения и

др. Креативность распространяется и на способы деятельности ребенка-

дошкольника, выражается в поисках разных способов решения одной и той же

Книголюб – любитель чтения (слушания) книг.

Осведомленный – обладающий кругозором, адекватным своему возрасту —

предствлениями о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

наличие познавательных и социальных мотивов учения;

Читайте также:  Самое лучшее настроение это счастье

умение фантазировать, воображать;

умение работать по образцу;

умение работать по правилу;

умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

владение языком, на котором ведется обучение в школе;

умение общаться со взрослым и сверстниками.

Ориентированный на сотрудничество – способен участвовать в общих делах,

совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми.

Жизнерадостный – не унывающий, во всем видит для себя что-то хорошее и

Инициативный – не ждет, когда взрослый или другие дети предложат ему какое-то

занятие или организуют с ним игру; проявляющий самостоятельность в принятии

решений, в совершении поступков, в деятельности.

Активный – принимающий живое, заинтересованное участие в образовательном

Самостоятельный – способный без помощи взрослого решать адекватные возрасту

задачи, находящий способы и средства реализации собственного замысла.

Волевой (адекватно возрасту) — способный к волевой, произвольной регуляции

поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат

данному слову, обещанию, общепринятым нормам.

Чувствующий прекрасное – способный воспринимать красоту окружающего мира

(людей, природы, искусства.

Внимательный – способный воспринимать и делать все сосредоточенно.

Дружелюбный – приязненно расположенный к людям.

Эмоционально отзывчивый – легко откликается на эмоции других людей,

сочувствует, сопереживает и старается содействовать им.

Аккуратный – чистоплотный, опрятный, владеющий культурно-гигиеническими

навыками, содержащий в порядке личные вещи, игрушки и др.

Воспитанный – умеющий хорошо себя вести (в соответствии с общепринятыми

нормами и правилами) адекватно возрасту.

Толерантный – способный мириться, уживаться с тем, что является отличным,

непохожим, непривычным (например, с чужим мнением, с человеком, имеющим

недостатки физического развития, с людьми других национальностей и др.)

Осторожный – проявляющий разумную осторожность в незнакомой обстановке, в

общении с незнакомыми людьми, выполняющий выработанные обществом правила

Уверенный в себе – ребенок, имеющий адекватную (не заниженную) самооценку. В

этом возрасте самооценка ребенка в норме несколько завышена, так как у ребенка

должно быть сформировано положительное представление о себе и своих

Настойчивый– проявляющий упорство в достижении результата своей

Терпеливый – способный сохранять выдержку в ожидании результата своей

деятельности в течение длительного времени.

Правдивый – говорящий правду в ситуациях реального жизненного взаимодействия.

Чувствующий свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность –

испытывает чувство общности с особями того же пола, с членами своей семьи, с

гражданами своей страны, способствующее пониманию своего места в жизни.

Совестливый — понимает, что такое «хорошо», и что такое «плохо»; совершая

«хорошие» поступки, испытывает чувство удовлетворения, при совершении

«плохих» поступков – угрызения совести.

Обладающий внутренней позицией школьника – у ребенка появляется новое

отношение к среде, проявляющееся в его стремлении заниматься учением в школе

как серьезным видом общественно-полезной деятельности и в стремлении

соответствовать ожиданиям и требованиям значимых для него взрослых людей.

Бережно относящийся ко всему живому – понимает ценность жизни; проявляет

заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др.

Имеющий представление о своем и чужом (собственности человека)- не берет без

спроса чужие вещи.

Любящий и уважающий родителей (близких людей) – с теплом и вниманием

относящийся к родителям и близким людям, посильно помогающий им.

Уважающий старших и помогающий слабым — проявляет воспитанность по

отношению к старшим и не обижает маленьких и слабых, помогает им.

«Музыкальный паровоз». Музыкально-дидактические игры в соответствии с требованиями ФГОС «Музыкальный паровоз» авторские музыкально-дидактические игры (в соответствии с ФГОС)Дети дошколята любят играть, поэтому в ФГОС отмечено,.

Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально- моделирующая.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию доклад на тему преемственности дошкольного и начального образования. Данная презентация рассчитана.

Новое содержание дошкольного образования в соответствии с ФГОС Новое содержание дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен», — гласит китайская мудрость. Современный.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС дошкольного образования с 1 января 2014 года введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан.

Использование инновационных технологий в работе с родителями в соответствии с требованиями ФГОС АКТУАЛЬНОСТЬ слайд № 2 В современных условиях, когда родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют преимущественное.

Конспект НОД в соответствии с требованиями ФГОС «Книжка для мишки» Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическая, социально-коммуникативная, познавательная. Цель: создание условий для.

Математическое образование в современном ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО Одной из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться своим опытом в организации предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ. Какие требования.

Источник

Оцените статью