Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом
Последняя бука буква «ь»
Ответ на вопрос «Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом «, 7 (семь) букв:
совесть
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова совесть
Определение слова совесть в словарях
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
совести, мн. нет, ж. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной и за свое поведение. ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто: едиразве совесть. Пушкин. Меня и совесть никогда не грызла.
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать.
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений.
Примеры употребления слова совесть в литературе.
Но те, кто, как протопоп Аввакум, не пожелали поступиться своей совестью и склониться перед властью Никона, продолжали оставаться в ссылках.
Когда лед прошел, Аверьян спустил на воду коч — легкий, широкий, с округлым днищем, сшитый на совесть, — погрузил продукты и снаряжение и небольшой артелью отправился в путь.
Лисандр, пленившийся прежде всего его природой сдержанностью и скромностью, ибо, блистая среди юношей пылким усердием, желанием быть первым во всем, обладая крепостью тела и живостью нрава, которую ничем нельзя было сдержать, Агесилай отличался в то же время таким послушанием и кротостью, что все приказания выполнял не за страх, а за совесть: его более огорчали упреки, чем трудная работа.
У адвоката оказалась совесть — положим, своя собственная, адвокатская, но все-таки совесть.
Иван Аксаков прославился в русской публицистике шестидесятых и восьмидесятых годов своею смелой и яркой защитой идеи внутреннего общественного самоуправления, свободы совести, мысли и слова, своим принципиальным протестом против смертной казни.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА
Расстановка ударений: НРА`ВСТВЕННЫЕ ЧУ`ВСТВА
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА — переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым нормами нравственности. Н. ч. наряду с интеллектуальными и эстетич. относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным но структуре. Они возникли на самой высокой ступени развития человека как общественного существа. Имея в виду Н. ч., следует различать общественно значимые и личные переживания человека. Эти переживания могут не только не совпадать, но иногда и противоречить друг другу. И всё же то, что имеет общественную ценность, служит интересам коллектива, общества, вызывает у нравственного человека положительное чувство, доставляет личности моральное удовлетворение; человек может идти навстречу тяжёлым личным страданиям во имя долга. Говоря о своём пребывании в царской тюрьме, Ф. Э. Дзержинский писал, что муки заключения и одиночества тысячекратно окупаются тем моральным сознанием, что он исполняет свой долг (см. Дневник. Письма к родным, 1958, с. 73).
Н. ч. зависят от общественных условий, в к-рых живут люди. В обществе, состоящем из антагонистич. классов, Н. ч., как и мораль в целом, имеют классовый характер. В таком обществе объективно существуют условия, способствующие развитию индивидуализма и эгоизма, бессердечия, жестокости и др. безнравственных чувств. Классовую направленность имеют и такие Н. ч., как справедливость, честность, правдивость, уважение к человеку и т. п. «Старое общество, — указывает В. И. Ленин, — было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие — либо рабовладелец, либо раб. — словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет» (Соч., т. 31, с. 269).
Источником Н. ч. сов. людей являются социалистич. условия жизни, совместный труд и борьба за построение нового общества. Коренные перемены в жизни нашего общества, связанные с победой социализма, определили изменение духовного облика сов. людей, их нравственного мира, наполнили новым содержанием Н. ч. и вызвали появление новых Н. ч. Важнейшее место среди Н. ч. сов. людей занимают безграничная преданность делу коммунизма, глубокая любовь к социалистич. Родине, к странам социализма, пролетарский интернационализм, коллективизм, проявлением к-рого являются чувства товарищества, дружбы, гуманное отношение к другому человеку. К сфере Н. ч. относятся и те эмоциональные переживания, источником к-рых является коммунистич. отношение к труду. Важное место среди Н. ч. занимают наполненные социалистич. содержанием чувства долга, чести, ответственности за результаты своего труда, своей общественной деятельности, за своё поведение.
Формирование Н. ч. происходит в процессе борьбы с проявлениями бурж. идеологии и морали, с остатками частнособственнич. и буржуазно-националистич. психологии, предрассудков и суеверий, т. к. чувства, связанные с пережитками капитализма в сознании и поведении, занимают пока еще известное место в нравственном мире нек-рой части сов. людей. Так, наряду с такими новыми чувствами, как сов. патриотизм, трудовой энтузиазм и т. п., существуют и проявляются в скрытой или более явной форме нетерпимые в сов. обществе тщеславие, зависть, пренебрежение к труду, подхалимство и т. п. Поэтому формирование Н. ч. сов. людей и в первую очередь Н. ч. детей и молодёжи является одной из важнейших задач процесса нравственного воспитания.
Формирование Н. ч. у ребёнка зависит прежде всего от системы взаимоотношений, к-рые складываются у него с окружающими людьми. Поэтому исключительная роль в формировании Н. ч. принадлежит организованному коллективу и авторитету воспитателя. Важно, чтобы ребёнок с первых лет своей жизни имел в своей семье, в воспитательных и уч. учреждениях, среде товарищей положительный пример. Каким воспитатели хотят видеть ребёнка (подростка), такими они должны стремиться быть сами. Большую роль в возникновении и развитии положительных Н. ч. имеет согретое искренним чувством живое слово любимого и уважаемого воспитателя (родителя, педагога, старшего товарища), вызывающее отклик в душе ребёнка и создающее благоприятную почву для воспитания Н. ч. Художественная лит-pa и иск-во в его разнообразных формах оказывают существенное воздействие на формирование Н. ч. у детей. Чем содержательнее художественное восприятие, тем сильнее, глубже и действеннее чувства, к-рые возникают вместе с ним. В связи с этим следует подчеркнуть большую ценность биографич. материала (яркие, насыщенные чувством рассказы, беседы о революционерах, о выдающихся деятелях науки и культуры и т. п.).
Важно не только выявить то или иное положительное Н. ч., но и превратить его в устойчивое переживание, поддерживать и развивать его. Н. ч. тем глубже и продолжительнее, чем разнообразнее и сильнее будут идеи и образы, с к-рыми оно связано. Но особенно важно, чтобы вновь возникшее Н. ч. проявилось в поступке и закрепилось в нём. В этом случае человек не только познаёт своё новое переживание, но у него возникает и то внутреннее удовлетворение, наслаждение, к-рое вызывается чувством исполненного долга, чувством чистой совести. И если снова возникнет такая же обстановка, то есть все основания думать, что вспыхнет такое же чувство и будет совершён нравственный поступок.
Формирование положительных нравственных переживаний предполагает борьбу с отрицательными Н. ч. Воспитывая любовь к Родине и пролетарский интернационализм, трудолюбие и гуманизм, воспитатель одновременно преодолевает равнодушное отношение к врагам Родины и коммунистич. движения, формирует отвращение к лени, к тунеядству, ведёт борьбу с чёрствостью и бездушием, с пережитками собственнич. чувств. В воспитании Н. ч. решающее значение имеет жизнь и деятельность растущего человека в коллективе (в семье, дет. саду, школе, пионерской и комсомольской организациях, на производстве). Коллектив всем своим отношением к поступкам данного человека, силою общественного мнения оказывает воздействие на его чувства, и человек начинает относиться к своему поведению так, как к нему относится коллектив (см. Нравственное поведение). Поэтому воспитание Н. ч. должно осуществляться при помощи коллектива и через коллектив.
Лит.: Маркс и Энгельс о воспитании и образовании, М., 1957; Ленин о воспитании и образовании, М., 1963; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1961; Якобсон П. М., Психология чувств, М., 1956, гл. 6, §1, гл. 7; Рудик П. А., Психология, М., 1958, гл. 10; Психология. Под ред. А. А. Смирнова [и др.], М., 1962, гл. 12, § 5.
- Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.
Источник
Краткий словарь нравственных понятий
В помощь к сочинению 9.3 ОГЭ.
Альтруизм — желание и стремление бескорыстно принести пользу другим людям, самоотречение, самоотверженность; противоположность эгоизму.
Благоговение — глубочайшее почтение, уважение, преклонение, признание.
Благовоспитанность — умение хорошо держать себя в обществе, обладание хорошими манерами.
Благодарность – способность чувствовать и проявлять признательность за оказанное добро.
Благожелательность — доброжелательность, приветливость.
Благопристойность — соответствие требованиям приличия.
Благоразумие – рассудительность, осмотрительность, здравомыслие.
Благородство – высокая нравственность, достоинство, безукоризненная честность, способность пренебречь личными интересами, открытость и совестливость.
Благотворительность — обеспечение людей благами и услугами, оказание безвозмездной материальной или денежной помощи нуждающимся.
Вежливость — склонность и умение соблюдать правила приличия, воспитанность, учтивость.
Великодушие — обладание высокими душевными качествами, способность прощать и быть бескорыстно уступчивым, готовность жертвовать своими интересами ради других.
Верность — надежность, преданность, постоянство, неизменность в выполнении своих обязанностей, в чувствах и отношениях.
Воля — стремление и способность человека к осуществлению своих желаний, к преодолению препятствий, достижению поставленных целей.
Воспитанность — обладание хорошим воспитанием, знание правил поведения в обществе и умение вести себя в соответствии с этими правилами.
Гуманность – человеколюбие, отзывчивость, внимательность к нуждам других людей.
Гуманизм – признание ценности человека как личности, уважение достоинства и прав человека.
Добродушие – благожелательная приветливость, доброта и мягкость характера.
Добросовестность — склонность честно выполнять свои обязательства; верность, надежность в делах.
Доброта — готовность помогать людям, оказывать им услуги («делать добро»), отзывчивость, душевность.
Долг – нравственная обязанность личности, ответственность за выполнение требований общества или за принятые внутренние обязательства.
Дружба – устойчивые доверительные, близкие отношения, основанные на общих интересах, идеалах и целях, на симпатии и активной взаимопомощи.
Дружелюбие — чувство симпатии и приязни, дружеское расположение к кому-либо.
Душа — внутренний мир человека; особое идеальное начало, противоположное материальному миру.
Здравый смысл — благоразумие, чувство меры, мудрость, правильность представлений людей о природе, обществе и окружающем мире.
Идеал – высшее совершенство, лучший образец для подражания; реальный или собирательный образ, воплощающий в себе наиболее ценные и привлекательные человеческие черты.
Интеллигентность – сочетание высокого уровня развития интеллекта и образованности; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры; глубокое принятие и следование общечеловеческим ценностям; чувство социальной справедливости и терпимость к инакомыслию; честность, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность, порядочность, благородство.
Интеллект – умственные, познавательные способности человека; глубина его знаний и способность к их использованию.
Интуиция — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий; чутье, проницательность, тонкое понимание происходящего.
Культура — творческая деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей.
Любезность — обходительность, предупредительность, учтивость, приятность в общении.
Мечты — планы и фантазии человека о будущем, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.
Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека в мире, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе; убеждения, идеалы и принципы, определяющие поведение.
Миролюбие — стремление к миру и согласию, добродушие, мягкость в общении, уступчивость, склонность избегать конфликтов или готовность к сотрудничеству и поиску компромиссов.
Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь нуждающимся и обездоленным; доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку.
Мораль — система воззрений на жизненное предназначение человека, охватывающая понятия добра и зла, должного и непозволительного, справедливости, совести, смысла жизни.
Мудрость — обладание большим умом, высшим знанием, основанное на жизненном опыте.
Мужество – спокойная храбрость, душевная стойкость и сила духа; способность разумно, смело и решительно действовать в ситуациях беды или опасности; умение преодолевать страх и неуверенность в себе.
Мягкосердечие — доброта, отзывчивость, сострадательность, душевная мягкость.
Нравственность (мораль) – свод принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Ответственность — волевое качество, способность осуществлять контроль над своим поведением и деятельностью, отвечать за совершенные поступки и их последствия, выполнять принятые на себя обязательства.
Отзывчивость — сочувственное отношение к другим людям, готовность отозваться на чужие нужды, оказать помощь.
Патриотизм — любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, традициям; преданность своему отечеству и своему народу, гордость за его прошлое и настоящее, стремление своими действиями служить его интересам.
Почтительность — склонность относиться к кому-нибудь с большим уважением и даже благоговением.
Принципиальность – стремление следовать убеждениям, действовать в строгом согласии с важными твердыми правилами (научными или нравственными основами).
Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей и возможностей.
Самообладание — волевое качество; способность владеть своими эмоциями, сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
Самосознание — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».
Смысл жизни — более или менее осознанное переживание осмысленности и результативности собственной жизни, субъективное понимание своего предназначения и цели существования.
Симпатия — одобрительное отношение к другому человеку (людям), чувство внутреннего расположения, проявляющееся в оказании внимания, приветливости, доброжелательности.
Совесть — особое нравственное чувство, способность распознавать добро и зло, внутренняя оценка моральности своих и чужих поступков, чувство ответственности за свое поведение.
Сознательность — склонность адекватно и разумно понимать и оценивать окружающее, совершать обдуманные поступки.
Сопереживание — сочувствие другому человеку, совместное переживание его душевного, эмоционального состояния.
Сострадание – деятельное сочувствие чужому страданию, стремление к эмоциональной поддержке другого человека, готовность оказать помощь.
Справедливость – беспристрастное отношение к чему-либо, стремление следовать истине, правде в словах и поступках.
Тактичность — склонность учитывать в процессе общения интересы окружающих, проявлять вежливость и учтивость; осторожность, бережность, чувство меры в общении.
Терпимость — умение терпеливо и спокойно относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.
Трудолюбие — положительное отношение к труду, активность, инициативность, добросовестность, усердие в работе, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда.
Учтивость – вежливость, почтительность.
Целеустремленность – направленность на достижение значимых для личности целей, упорство при их достижении, готовность преодолевать трудности.
Честь — внутреннее нравственное достоинство человека, самоуважение, основанное на следовании моральным принципам; обязательность, честность, ответственность, единство слова и дела, благородство души и чистая совесть.
Эмпатия – сочувствие, сопереживание, интуитивная способность чувствовать и разделять эмоциональное состояние других людей.
Этика — учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой жизни с точки зрения понятий о добре и зле.
Источник