Чувство невыполненного долга обычно мучает только совестливых людей

Должен, обязан и нужно: как чувство долга уничтожает психику человека

Ты постоянно кому-то должен: преподавателям, друзьям, родителям. Хвосты давят и мешают сосредоточиться на себе, но к чему в итоге приводит жизнь взаймы?

Откуда берется чувство долга

Чувство долга формируется у человека с детства: процесс запускают отец и мать фразами по типу «мальчик должен быть сильным» или «ты же девочка, не веди себя так». Затем переживания продолжаются в образовательных учреждениях — невыполненные задания и неудовлетворительные оценки висят грузом. Ошибки ты обязан исправить, а домашку — занести, когда она будет готова. Своего пика чувство долга достигает на этапе самостоятельности — здесь человек обрастает и финансовыми долгами, и обязательствами перед обществом, а затем и перед собственной семьей.

Естественно, клеймо должника становится причиной стрессов. В попытках рассчитаться с окружающими приходит понимание: у этого порочного круга нет конца. При этом есть еще одна иллюзия: кажется, что, отдав год армии или несколько лет университету, ты обретешь независимость от родителей, содержащих тебя, и от преподов, насиловавших твой мозг. Но за этим этапом начинается серия других, а свет в конце любого тоннеля оказывается миражом. Не пугайся, такая схема жизни присуща людям с повышенным чувством долга, которое формирует у них искаженное понимание картины мира.

Болячки, расстройства и рабство

Если тебе кажется, что описанное выше — про тебя, то задумайся о будущих последствиях. В первую очередь снижается самооценка, а это ведет к целой россыпи проблем. Например, человек начинает искать во всем оправдание — как себе, так и другим. Психологи объясняют подобную позицию попыткой избежать критики в свой адрес. Но самое страшное для людей с повышенным чувством долга — угрызения совести. Генерал армии Александр Горбатов, прошедший сталинские лагеря на Колыме, рассказывал:

«Моим соседом по нарам был в колымском лагере один крупный когда-то работник железнодорожного транспорта, даже хвалившийся тем, что оклеветал около трехсот человек. Хотя я не скрывал крайнего нерасположения к этому теоретизирующему клеветнику, тот почему-то всегда старался завести со мной разговор. Меня это сначала злило; потом я стал думать, что он ищет в разговорах успокоения своей совести. Но однажды, будучи выведенным из терпения, сказал ему:

— Ты и тебе подобные так сильно запутали клубок, что распутать его будет трудно. Однако распутают! Если бы я оказался на твоем месте, то давно бы повесился…

На следующее утро его нашли повесившимся. Несмотря на мою большую к нему неприязнь, я долго и болезненно переживал эту смерть».

Это не частный случай. Если у тебя повышенное чувство долга, то ты мог заметить, что восприимчив к чужим словам. По сути, человек становится заложником своего сознания. Ситуацией пользуются манипуляторы, когда им что-то от от тебя нужно. Например, товарищ просит безвозмездно починить компьютер со словами «ты ж программист, тем более мы друзья». Сомнительный аргумент убеждает пойти против собственной воли из-за развитого чувства долга.

Также последствия чувства долга способны привести к физическим недомоганиям: хронической бессоннице, головной боли и усталости. Но настоящая беда — депрессия. Согласно исследованию доктора психологических наук Ларса Мадслена, причиной этого недуга может быть неуверенность в себе и проблемы с самооценкой.

Прогрессивные методы борьбы или выстрел в пустоту?

Проблема втягивает в свои сети все больше людей, что заставляет специалистов с опасением смотреть на ситуацию и искать выходы из положения. В Амстердаме планируют пойти на отчаянный эксперимент: власти города выкупят долги молодежи, чтобы избавить их от проблем, описанных выше. У трети населения в возрасте от 18 до 34 лет есть задолженности банками — в среднем 13.700 евро. Примечательно, с 2015 по 2019 год цифра стремительно росла, а параллельно с ней в 3 раза увеличилось количество должников по учебе — с 388 тысяч человек до 1,4 миллиона. Совпадение? Не думаю. Долги растут как снежный ком, который многие не в силах остановить. Видя эту картину, власти города решили помочь молодежи. Они начали выкупать долги у частных банков, дополнительно выплачивая им по 750 евро за перевод долга в муниципальный банк, чтобы стимулировать их участвовать в программе. После перевода долга в муниципальный банк гражданину выдается еще один займ, чтобы закрыть предыдущий, вдобавок ему предоставляются тренеры и консультанты, помогающие решить проблемы с учебой и работой, бесплатно. В случае прогресса (хорошая учеба и устройство на работу) муниципальный банк списывает все обязательства с гражданина. Нам остается только наблюдать за ситуацией, возможно, в Амстердаме скоро произойдут серьезные социальные изменения.

А как бороться, если я россиянин?

Ты не живешь в Нидерландах, да и неизвестно, к чему приведет их опыт, ведь действия администрации города отсекают только одну из голов дракона. Для полной победы над чувством долга человеку следует поработать над собой самостоятельно. Психолог Анна Калантерная советует применять следующие принципы:

  1. Стоит найти ограничивающие убеждения по типу «любовь других людей надо заслужить», «оценка окружающих — самая правильная» и так далее. Замени их на расширяющие утверждения: «я имею право на любовь», «моя самооценка не зависит от мнения окружающих». Это работа с сознанием, ведь проблема таится в нем.
  2. Также стоит определить собственные ценности в порядке важности. Например, если ты примерный семьянин, то не стоит задерживаться на работе из чувства долга. И так в любой другой синонимичной ситуации.
  3. Если чувствуешь дискомфорт при любой просьбе, то подумай об этом. В напряг помогать кому-то? Тогда не нужно, отказ не испортит твои отношения с человеком (если он, конечно, не манипулятор).
Читайте также:  Как начать чувствовать свое тело

Старайся относиться ко всему проще, жизнь среди мнимых долгов способна превратить тебя в невротика. Всем никогда не угодить.

Источник

Как чувство долга влияет на психологическое состояние человека?

На протяжении жизни человек то и дело слышит, что он что-то должен родителям, родственникам, преподавателям и даже бабушке Зине из соседнего подъезда. Все эти «должен» приводят к тому, что вы живете постоянно взаймы, и ни к чему хорошему это не приведет. В этой статье вы узнаете, как избавиться от чувства долга.


Как рождается чувство долга?

Чувство долга нас начинают заставлять испытывать еще с ранних лет, когда родители говорят о том, что мальчик или девочка не должны делать определенные вещи или должны вести себя по какому-либо стандарту. Затем к такому воспитанию активно подключаются учителя в школе, которые всячески наказывают за невыполненное задание, а низкие оценки просто висят на вас грузом. Перед учеником стоит задача незамедлительно доделать домашнее задание и занести учителю, потому что ученик должен. Во взрослой жизни человек становится финансово обязанным своей семье и обществу.

Подобное требование к обязательствам и пребывание в постоянных «долгах» может легко привести к депрессии. Также многие люди живут в мире иллюзий, думая, что после окончания армии или университета они смогут жить полноценной жизнью вдали от постоянно что-то требующих родителей и преподавателей. Однако после окончания университета наступает другой период, который также имеет свои подводные камни, а свет в конце тоннеля является лишь обманом. Такое поведение и мысли присущи людям с повышенным чувством ответственности.

Болячки, расстройство и рабство

Если вы относитесь к людям с повышенным чувством ответственности, вам необходимо задуматься о своем будущем, которое может быть не самым радужным. По мнению психологов, постоянное давление и прививание чувства ответственности ведет к тому, что у человека начинает снижаться самооценка.

Следующим шагом является поиск оправданий себя и других людей в стремлении избежать критики в свой адрес. Угрызения совести для таких людей подобны смерти. Люди с повышенным чувством долга являются очень восприимчивыми по отношению к другим. В связи с этим человек просто становится заложником своего сознания. Часто беспомощностью людей с повышенным чувством долга пользуются люди-манипуляторы, указывая на самые очевидные вещи, которые не слишком относятся к делу. Например: «Установи мне дверь, ты же — установщик, к тому же, мой друг». Такой аргумент заставляет пойти на поводу у друга и против собственной воли.

Серьезным последствием постоянно испытываемого чувства долга является плохое самочувствие, головные боли и даже депрессия. Согласно исследованиям психологов, в таком состоянии человек может пребывать из-за неуверенности в себе или низкой самооценки.

Как бороться с чувством долга?

С каждым годом данная проблема становится все более актуальной. Для ее решения правительство Амстердама решило помочь финансово молодым людям и погасить их банковские долги. Примечательно, что с 2015 года долги в банках и университетах существенно росли, подобно снежному кому.

Достаточно большое количество молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет имеют долги в банках, которые составляют более 10 тысяч евро. А учащиеся в университетах начали существенно отставать в учебе. Чувство долга существенно отравляет жизнь людям и приводит к неудовлетворенности в жизни. А это способствует нежеланию стремиться к чему-либо, откуда и появляется постоянная депрессия, проблемы со здоровьем, а также испорченные отношения с окружающими.

Правительство выкупает долги у частных банков и переводит их в муниципальные, доплачивая при этом частным определенную сумму, благодаря чему они являются заинтересованными лицами. Далее должнику дается еще один займ для того, чтобы перекрыть старый. Возможно, благодаря такому подходу социальная ситуация в стране наладится.

Борьба с чувством долга у россиян

Несмотря на то, что за границей практикуют подобного рода помощь, в странах СНГ такой вид помощи пока не применяется. Для того чтобы выбраться из депрессивного состояния и не испытывать постоянное чувство долга, необходимо самостоятельно работать над собой. Психолог рекомендует применять следующие принципы:

  1. Необходимо хорошо поработать со своим сознанием и восприятием мира. Вы должны избавиться от мысли о том, что важным моментом в оценивании ваших действий является оценка окружающих, а придерживаться мнения о том, что ваша самооценка не зависит от посторонних людей и их взглядов.
  2. Определитесь со своими главными жизненными ценностями. Если вы являетесь неизменным карьеристом, вам не следует зацикливаться на семейных ценностях, а стоит сосредоточиться в большей степени на работе.
  3. Когда вас о чем-то просят, и вы не очень хотите это делать, не нужно вгонять себя в неудобное положение, которое вам принесет только дискомфорт. Вы должны научиться отказывать людям, не боясь обидеть, и думать в первую очередь о своем комфорте.
Читайте также:  Первые радости федин описание города

Чтобы чувствовать себя максимально счастливым, нужно ко многому относиться проще. Если вы будете на протяжении всей своей жизни испытывать чувство долга по отношению к другим людям, рано или поздно это приведет к психологическим проблемам, а вы будете глубоко несчастным человеком. С негативными чувствами и мыслями поможет справиться курс Викиум «Детоксикация мозга«.

Источник

Тест в формате ЕГЭ по русскому языку 11 класс

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ошибка в построении предложения с однородными членами

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

нарушение построения предложения с причастным оборотом

Медвежонок плыл, зажмурившись, поэтому всё время натыкался то на Белку, то на Хомячка.

Так туча, закрывавшая небо целый день, внезапно уходит и обнажает огромный кусок пронзительной синевы.

Выйдя из переговорной, Радмиле многое показалось странным.

По прибытию на вокзал Анита немедленно бросилась звонить матери.

Дядя Сергей отличался от соседей только тем, что очень любил и гордился своей дочерью.

Алексею показалось, что не всё было в порядке с романом «Анной Карениной».

А вторая половина Земли, убегая всё дальше и дальше трещиной, отъезжала с тяжким кряхтением, как, лопнув, разваливается перезрелый арбуз.

Никто даже не обратил внимания на заваленную тумбочку вещами.

Сосновый, пронизанный солнцем бор вызывал тихое умиление в душе уставшего фельдшера, до того воевавшего на знойном степном пыльном юге.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.

прогн..зировать, рекл..мировать, б..снописец

оз..ленение, прор..стающий, с..реневый

обр..мление, г..рделивый, х..лодильник

б..евик, догов..р, возг..рание

выт..реть, ст..ловая, алког..ль

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

пр..терпевать, пр..дел (терпения), пр..возмогать

пред..юньский, под..мать, сверх..зысканный

архи..нтересный, до..грать, вз..мать

ро..сказни, бе..печный, чере..чур

пр..кормить, пр..язык, пр..славленный

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

гуттаперч..вый, обеззуб..л (к старости)

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

пыш..щий (жаром), курлыч..т (журавли)

обнаруж..шь (ошибку), леле..мая (мечта)

зала..вшая (собака), обстрел..нный (артиллерией)

повыш..нное (давление), обвеш..нный (покупками)

(ветка) не колыш..тся, неотъемл..мая (часть)

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Генетические близнецы встречаются редко, поэтому важно (НЕ)БОЯТЬСЯ проходить типирование костного мозга.

Однажды (НЕ)РИСКНУВ, вы можете упустить удачу всей жизни.

(НЕ)ПРИБЫВШИЙ вовремя автобус вынудил меня пойти на работу пешком.

Чувство (НЕ)ВЫПОЛНЕННОГО долга обычно мучает только совестливых людей.

(НЕ)ОСОЗНАВ причину капризного поведения ребенка, родители не смогут заняться перевоспитанием чада.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно . Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Петр I хотел, ЧТО(БЫ) Россия, получившая выход на Балтику, стала ТАК(ЖЕ) сильной тихоокеанской державой.

(В)ТЕЧЕНИЕ полутора лет экспедиция под руководством Беринга добиралась до Тихого океана и (НА)КОНЕЦ отправилась в путь на судне «Святой Гавриил».

(ВО)ВРЕМЯ плавания экспедиция открыла новые острова и прошла пролив, названный (В)ПОСЛЕДСТВИИ Беринговым.

В ТО(ЖЕ) самое время в Петербурге уже подготавливали новую экспедицию, которой, кроме плавания в Тихом океане, предстояли и СО(ВСЕМ) иные маршруты.

Хотя есть (ПРОТИВО)РЕЧИВЫЕ оценки деятельности Петра I, но (ПО)МНЕНИЮ многих, он величайший человек своего столетия.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Книг у прабабушки было много: стари(1)ые церковные, с металлическими застёжками, в переплётах из тиснё(2)ой сви(3)ой кожи, подшивка журнала «Крокодил» за 1938 год и целая вязанка бесце(4)ых произведений русских классиков.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Макар был человеком прямолинейным и грубым но зато честным и порядочным.

В начале того года мы были полны надежд и вдохновения и нам всё казалось достижимым.

Мы двигались по тайге медленно осторожно однако привалы делали редко.

Холод в ветхую избу проникал отовсюду: из-под пола с глубоким погребом и через полуразвалившуюся крышу и через сгнившие оконные рамы.

На зиму бабушка заготовила малиновое и вишнёвое варенье и яблочное повидло насолила бочку огурцов и несколько вёдер грибов.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Песок (1) подхваченный током воздуха (2) тонко звенел (3) ударяясь на лету (4) о прозрачные стебли (5) сухих ломких растений.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

За свою (1) в сущности (2) не слишком долгую жизнь Иосиф Бродский создал немалое количество лирических шедевров и (3) среди них (4) несколько десятков произведений особого, им созданного жанра – «большое стихотворение».

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Соседка (1) в присутствии (2) которой (3) составлялась опись (4) подтвердила (5) что в квартире постоянно никто не проживает.

Читайте также:  Как щас себя чувствует анастасия заворотнюк

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Горы изрезаны по бокам уступами (1) и (2) чтоб уступы не обваливались (3) бока их укреплены мелким камнем (4) так что вода может стекать по уступам.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Он посмотрел на часы – цифры показывали семь минут девятого – и подошёл к телефону. (2) Это очень тяжело – не видеть родных столько лет! (3) «Завтра я уезжаю, – сказал он, – приходи на вокзал». (4) Служить бы рад – прислуживаться тошно. (5) Всё вокруг: густой тихий лес, избушка на поляне – казалось мне ненастоящим, сказочным. (6) Я вздохнул, представив, как огорчится мать – в последнее время мы почти не разговаривали по вечерам, – и шагнул за порог. (7) Уже лет двадцать – двадцать пять он изучает историю своего края.

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Не понимая, не чувствуя своего рождения, я не понимаю, не чувствую и смерти, ο которой я тоже не имел бы ни малейшего представления, знания, а возможно, и ощущения, если бы родился и жил на каком-нибудь совершенно необитаемом, без единого живого существа, острове. (2) Я всю жизнь живу пοд знаком смерти — и всё-таки всю жизнь чувствую, что я никогда не умру. (3) Смерть! (4) Говорят, каждые семь лет человек перерождается, тο есть незаметно умирает, при этом незаметно возрождаясь. (5) Значит, не раз перерождался (то есть умирал, возрождаясь) и я. (6) Умирал — и всё-таки жил, умер уже не раз — и всё-таки в основе всё тот же, что и прежде, да в придачу ещё весь полон своим прошлым.

(7) Начало — конец. (8) Страшно призрачны любые мои представления, касающиеся времени и пространства. (9) И с годами я всё больше не только чувствую, но и понимаю это.

(10) Я отличаюсь от многих прочих людей. (11) И хотя всю жизнь я мучительно осознаю слабость и недостаточность всех моих способностей, я, в сравнении с некоторыми, действительно не совсем обычный человек. (12) Но вот именно поэтому (то есть из-за моей некоторой необычайности, в силу моей принадлежности к некоторой особой группе людей) мои представления и ощущения времени, пространства и самого себя особенно зыбки.

(13) Что это за люди? (14) Те, которых называют поэтами, художниками. (15) Какими качествами они должны обладать? (16) Мне кажется, способностью особенно сильно чувствовать не только своё время, но и чужое, прошлое, не только свою страну, своё племя, но и другие, чужие, не только самого себя, но и прочих, — то есть, как принято говорить, способностью перевоплощения и, кроме того, особенно живой и особенно образной Памятью. (17) А для того чтобы быть одним из таких людей, надо быть человеком, прошедшим в цепи своих предков очень долгий путь существований и вдруг осознавшим в себе особенно полный образ своего дикого пращура со всей свежестью его ощущений, со всей образностью его мышления и с его огромным подсознанием, и вместе с тем быть личностью, безмерно обогащённой за свой долгий путь и уже с огромной сознательностью.

(18) Великий мученик или великий счастливец такой человек? (19) И то, и другое. (20) Проклятием и счастьем такого человека является особенно сильное личностное Я, жажда утверждения этого Я и вместе с тем чувство бессмысленности этой жажды, обострённое ощущение Всебытия. (21) И вот Будда, Соломон, Толстой.

*Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) — известный русский писатель, поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Рассказчик понимает и чувствует, что такое смерть.

Рассказчик сознаёт слабость и недостаточность своих способностей, считает себя, по сравнению с другими, необычным человеком.

Рассказчик считает творческих людей и счастливыми людьми, и мучениками.

Поэты должны чувствовать только своё время, исключительно свою страну.

Представления о времени и пространстве всегда предельно конкретны.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

В предложениях 13–1613–16 представлено описание.

В предложениях 1–61–6 содержится повествование.

Предложение 1616 содержит ответ на вопрос, заключённый в предложении 1515.

Предложение 99 противопоставлено по содержанию предложению 88.

В предложениях 18–2118–21 основной тип речи – рассуждение.

24. Из предложений 7–11 7–11 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 13–1713–17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения.

Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста выше. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«И.А. Бунин использует ряд приёмов, которые помогают раскрыть суть его философских размышлений. Для выражения сокровенных мыслей И.А. Бунин использует (А)________(предложения 13, 15, 18). Автором употребляется и такой синтаксический приём, как (Б) ________(предложения 16, 17, 20). Лексические средства выразительности, среди которых (В) ________(«смерть – жизнь» в предложении 2), а также (Г)________(«жажда утверждения Я», «ощущение Всебытия» в предложении 20), придают размышлениям писателя глубину и образность».

Источник

Оцените статью