Чувство неловкости или смятения перед человеком

Как преодолеть чувство неловкости и смущения.

Многие люди страдают – действительно страдают – от того, что в обществе малознакомых (а порой и хорошо знакомых) людей чувствуют себя неловко, скованно, что называется «не в своей тарелке». В самых тяжелых случаях человек начинает ощущать «давление» от присутствия других людей в любом людном месте – на улице, в магазине, в транспорте.

Причин такого психического состояния может быть множество – кто-то не в восторге от своей внешности (фигуры, одежды, прически), кто-то не уверен в своих навыках общения, кому-то кажется, что он попал не в свой социальный круг и все вокруг успешнее, состоятельнее и смотрят на него сверху вниз…

Однако при всем многообразии причин, у таких случаев есть одно общее свойство, общий симптом, который позволяет контролировать и уменьшать «уровень неловкости» независимо причин его повышающих.

В подобных ситуациях, начиная испытывать неловкость, смущение люди переносят фокус внимания на самих себя, неосознанно (или осознанно) усиливая самоконтроль до такого уровня, когда он вместо пользы начинает приносить неудобство.

Как результат чрезмерной озабоченности тем, какое впечатление он производит, у человека появляется ощущение, что на него все смотрят (что наверняка не так). Растет эмоциональное и физическое напряжение, человек начинает буквально спотыкаться на ровном месте, его жесты становятся угловатыми, к лицу приклеиваться глупая улыбка, у него путаются мысли, ломается голос, он начинает говорить и делать глупости, в обычном состоянии ему несвойственные. И чем сильнее он старается вести себя естественно, тем больше напрягается, и тем хуже себя чувствует.

Самый простой способ исправить ситуацию, снять напряжение и уменьшить давление чрезмерного самоконтроля – перенести фокус внимания на других людей. Не нужно пытаться взять себя в руки, расслабиться волевым усилием – если и выйдет, то ненадолго, и в целом большого облегчения не принесет. Вместо этого постарайтесь сосредоточится на тех, кто вас окружает. Повторяйте про себя «люди, которые вокруг меня – кто они, какие они, что они делают?».

Смотрите на людей – и отмечайте, во что они одеты, какие у них фигуры, осанки, жесты, какая у них походка, выражения лиц. Просто смотрите и слушайте. Какие у них голоса, о чем они говорят, чем вообще заняты. При этом совсем не обязательно пристально пялиться на кого-то или демонстративно разглядывать – нескольких коротких взглядов, дополненных памятью и воображением, будет вполне достаточно для того, чтобы выстроить в сознании достаточно достоверный образ человека.

И помните – ваша задача не оценивать других, не выносить объективные приговоры и ставить диагнозы (хотя если так будет получаться – ничего страшного), а отвлечься от самого себя, переместить внимание изнутри вовне. Хотя бы частично. Осознать окружающих людей не как некую безликую оценивающую силу, а как живых существ, в целом – таких же как вы. Этого будет достаточно, чтобы снять напряжение и почувствовать себя свободнее и естественнее.

Если Вам интересна статья и близка тематика, ставьте лайк и подписывайтесь на канал .

Источник

Смущение, застенчивость, смятение, стыд и вина

О смущении
Мы все ощущаем смущение в ситуациях осознания своей неудачи и ограничения нашей свободы. Смущение связанно с утратой самообладания, потерей внутреннего равновесия.
Е.П.Ильин в книге «Эмоции и Чувства» пишет:
«Смущение (состояние застенчивости) определяют как замешательство, ощущение неловкости.
У маленьких детей смущение возникает без видимой причины, при обращении к ним незнакомых людей. Дети отворачиваются, прячутся в юбке матери. При этом некоторые из них украдкой посматривают на смутившего их человека. Характерным для смущения считается наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека. В обыденной речи говорят «человек сконфузился». У взрослых смущение может вызываться как неудачей в каком-нибудь деле, так и удачей.
Смущение стало предметом систематических исследований сравнительно недавно. Например, показано, что самая большая степень смущения наблюдается в том случае, если человек терпит неудачу в группе. При неуспехе в одиночной ситуации смущение бывает выражено слабо вследствие предполагаемого отсутствия других (Modigliani, 1971). Хотя смущение является эмоцией общения, связи между застенчивостью и общительностью либо не существует, либо она очень слабая (Crozier, 1986). Правда, В. Крозьер отмечает, что у таких людей есть проблемы в общении с незнакомыми людьми, что делает вышеприведенный вывод этого автора сомнительным.
Переживание смущения часто протекает на фоне, с одной стороны, интереса к людям, а с другой стороны, страха перед социальным взаимодействием. Поэтому Э. Шостром называет стеснительность странной эмоцией, которая обозначает одновременно тенденцию к созданию контакта и избеганию его. В результате она мешает человеку, ограничивая его свободу.
Причины смущения. П. Пилконис и П. Зимбардо (Pilkonis, Zimbardo, 1979) опросили молодых людей о причинах, вызывающих застенчивость, неловкость.
Типы смущения. Из того факта, что исследователи смущения выявили разные его проявления, К. Изард выделяет два типа смущения — социальное и личностное. Первое связано с обеспокоенностью человека тем, какое впечатление он производит на людей, насколько он сможет соответствовать их ожиданиям. При втором типе основной проблемой является субъективное чувство дискомфорта, само переживание смущения. Мне представляется такое деление несколько искусственным: ведь первое не исключает второе.
Легкость возникновения смущения характеризует эмоциональное свойство личности, называемое застенчивостью.
Смятение
Тревога может выражаться в смятении, в панической растерянности. Вспомним, в каком смятении оказалась Татьяна при появлении Онегина на балу в ее доме:
И утренней луны бледней
И трепетней гонимой лани,
Она темнеющих очей
Не подымает: пышет бурно
В ней страстный жар; ей душно, дурно;
Она — приветствий двух друзей
Не слышит, слезы из очей
Хотят уж капать; уж готова
Бедняжка в обморок упасть;
Но воля и рассудка власть
Превозмогли. Она два слова
Сквозь зубы молвила тишком» (1,с. 192-195).

Читайте также:  Подруга находится рядом с тобой это радость

Застенчивость
Иногда человек испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении тревоги или страха. При этом застенчивый человек почти всегда стыдливо-робкий в обращении и поведении с другими.
Е.П.Ильин в книге «Эмоции и Чувства» пишет:
«Как отмечает Ф. Зимбардо (1991), застенчивость — понятие расплывчатое: чем больше мы в него вглядываемся, тем больше видов застенчивости обнаруживаем. Он отмечает, что первое письменное употребление данного слова отмечено в написанном около 1000 года н. э. англосаксонском стихотворении в значении «легкий испуг». В Оксфордском словаре застенчивость определяется как состояние стеснения в присутствии других людей. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова застенчивость характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении. По данным В. Джонса и Б. Карпентера Oones> Carpenter, 1986), застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, боящихся злых языков, не умеющих настаивать на своем, говорят, что они обречены на одиночество.
Застенчивость — распространенное явление. По данным Ф. Зимбардо, 80 % опрошенных им американцев ответили, что в некоторый период своей жизни они были застенчивыми. Примерно четверть опрошенных отнесли себя к хронически застенчивым. По данным В. Н. Куницыной (1995), значительная часть взрослого населения нашей страны попадают в категорию застенчивых (30 % женщин и 23 % мужчин). У школьников распространенность застенчивости колеблется от 25 до 35 %.
По данным Ф. Зимбардо, степень застенчивости различается у представителей разных культур. У японцев и на Тайване, например, она выше. У них же гораздо больше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют [Грузинские романтики. — М.: Советский писатель, 1978. — С. 65].
Генезис застенчивости. О врожденности застенчивости в конце XIX века писал лондонский врач Г. Кэмпбелл (Campbell, 1896). Однако и в наше время Р. Кэттелл (Cattell, 1946) рассматривает застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. Он утверждает, что застенчивые люди обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и вследствие этого особенно уязвимы для социального стресса. Дж. Чик (1984) также полагает, что около 40 % людей застенчивы от природы. У робких людей имеется определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе.
Д. Дэниеле и Р. Пломин (Daniels, Plomin, 1985) считают, что застенчивость определяется как наследственностью, так и условиями воспитания. Они сравнивали приемных детей в возрасте от года до двух лет с их родными родителями и приемными родителями, а также детей этого же возраста в обычных семьях с их родителями. В обычных семьях застенчивость ребенка оказалась в прямой связи с низкой общительностью и интровертированностью матери. То же наблюдалось и в семьях с приемными детьми, только в меньшей степени. Эта разница говорит в пользу социального фактора. Но, с другой стороны, у приемных детей обнаружилась тесная связь их застенчивости с интровертированностью их родных матерей, что свидетельствует о роли наследственности.
В работах психоаналитической ориентации застенчивость связывается с отклонениями в развитии личности, когда нарушается гармония Ид, Эго и Суперэго. Д. Каплан (Kaplan, 1972), например, расценивает застенчивости как результат ориентации Эго на самое себя (проявление нарциссизма). Он полагает, что глубоко застенчивые люди склонны к фантазиям, доставляющим им большое удовольствие (т. е. к ярким и продолжительным мечтаниям — «снам наяву»). Но, как справедливо отмечает Ф. Зимбардо, все рассуждения психоаналитиков касаются патологической застенчивости. Поэтому вряд ли они могут объяснить возникновение нормальной застенчивости.
Трудности изучения генеза застенчивости связаны с тем, что эта особенность личности близка к боязливости, а смущение — к страху. Поэтому некоторые авторы стараются не пользоваться термином «застенчивость», а говорят о феномене поведенческого торможения (Kagan, Reznick, Snidmann, 1984). Показано, что этот феномен устойчиво проявляется на протяжении многих лет детства — с 21 месяца до пяти с половиной лет.
Особенности личности застенчивых. У застенчивых людей часто встречается самосознание, центрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (Pilkonis, Zimbardo, 1979) нашли, что застенчивые обладают меньшей экстравертированностью, меньшим контролем над своим поведением в ситуациях социального взаимодействия и более озабочены взаимоотношениями с окружающими, чем не застенчивые люди. У мужчин застенчивость, по данным этих авторов, коррелирует с нейротизмом. У женщин эта связь была только у тех застенчивых, которые склонны к «самокопанию». И. С. Кон (1989) полагает, что застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов. Но стоит подумать, не являются ли интроверсия и пониженное самоуважение сами следствием застенчивости?
По данным Нгуен Ки Тыонга (2000), у субъектов с выраженной застенчивостью значительно чаще встречаются типологические особенности проявления свойств нервной системы, присущие трусливым: слабая нервная система (в 66 % случаев), подвижность торможения (в 77 % случаев) и преобладание торможения по «внешнему» балансу. Поэтому нет ничего удивительного, что, по данным Нгуен Ки Тыонга, застенчивость больше всего была выражена у лиц, склонных к демократическому стилю руководства: чаще всего этот стиль присущ лицам с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы, указанными выше.
Н. В. Шингаева (1998) выявила целый комплекс личностных особенностей застенчивых подростков. Различия между застенчивыми и «свободными в общении» выявились по параметрам (р Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 9236
© 23.03.2014г. Алексей Гадаев
Свидетельство о публикации: izba-2014-1013256

Читайте также:  Почему пропало чувство радости

Источник

Стыд. Стыдливость. Смущение.

У каждого из нас есть свои внутренние стражники. Это наши внутренние ограничители: совесть, вина, стыд. Эти чувства/эмоции зарождаются в раннем детстве (2-6 лет), благодаря воспитанию родителей и ближайшего окружения. Они необходимы для жизни в обществе. Эти эмоции притормаживают ту нашу “свободу”, чтобы не нарушать внутренней свободы других людей для мирного сосуществования друг с другом.

Стыдливость, смущение – это одно из форм проявления чувства стыда, сопровождающееся замешательством, застенчивостью, неловкостью, стремлением скрыться или что-то скрыть от других людей.

Чувство стыда одно из самых ранних приобретенных эмоций. Уже в 2 года ребенок способен испытывать стыд. Это отрицательная эмоция, которая связана с непринятием или осуждением обществом поступка или качества субъекта.

Мы все очень сильно зависим от внешней оценки общества, в котором живем. Нам важно чувство принадлежности/парности. Природой так устроено, что человек не может жить в полном одиночестве, ему необходимо общение для саморазвития. В одиночестве невозможно испытать такие чувства как любовь, радость, счастье, нежность, страсть, азарт, ревность, конкуренцию. Без этих чувств мы теряем вкус жизни, смысл и цель существования. Одна из причин важности оценки общества обусловлена генетической памятью предков, которые вынуждены были держаться племенами для выживания, а получившие отрицательную оценку, осуждение, непринятие племенем, были изгнаны, что приравнивалось к смерти.

В наше время человек может выжить, но чувство ненужности и отвержения – самые сильные и разрушительные эмоции и сейчас. Очень важно помнить, что все чувства “хорошие” и все они необходимы, но в своем позитивном действии, тогда, когда мы можем контролировать их. В отрицательном действии “негативные” чувства заполняют нас изнутри и в таких случаях эти эмоции несут разрушительные действия, они начинают контролировать нас, руководить нашими мыслями и действиями, разрушая наши жизни.

Читайте также:  Началась депрессия после прививки

“Хорошее” чувство стыда.

Стыд может служить важным указателем на то, что в отношениях между людьми является допустимым, а что нет. Это как ограничитель, мораль, воспитанность. Стыд – является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. В своем роде страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство. Во избежание стыда, человек стремится к совершенству, саморазвитию. Стыд акцентирует наше внимание на тех аспектах нашей личности или нашего поведения, которыми мы недовольны, которых стыдимся, вследствие чего развивается самопознание, и мы стремимся изменить, улучшить их. С другой стороны стыд выступает регулятором нашей самооценки.

Как распознать чувство стыда?

Как мы уже выяснили, чувство стыда – это социальное чувство, и оно зависит от окружающих. Значит, оно может возникнуть только в том случае, если есть свидетели или мы можем предположить, что они могут быть.

Мы ощущаем чувство стыда, когда чувствуем: дискомфорт, растерянность, раскаяние, сожаление, чувствуем себя слабыми, беззащитными, ожидаем от окружающих негативную оценку, насмешливого или презрительного отношения, непринятия и агрессии.

Мы понимаем чувство стыда как то, что «я не прав»; это чувство сопровождается ощущением бессилия изменить ситуацию, апатии и безысходности.

“Отрицательное” чувство стыда.

Одно из самых разрушительных свойств чувства стыда является то, что оно направлено на личность человека, бьет по его самооценке. Стыд глубоко связан с ощущением себя, осознанием, кем мы являемся. Когда мы слушаем комментарии, замечания и придирки от окружающих к нашему поведению и характеру, мы воспринимаем их как истину о том, кто мы есть, видим себя именно такими еще долгое время. Часто люди думают, что пристыдив кого-то, смогут вдохновить человека на перемены. Однако, стыд имеет противоположный эффект, он причиняет боль человеку, вызывая ненависть к себе и чувство позора. Позор порождает множество психосоциальных проблем: депрессию, токсикоманию, неверность, агрессию…

Чувство стыда под контролем!

  1. Распознание этого чувства. Его очень часто путают с виной. Но мы уже знаем проявления этих чувств и их различия. Здесь важно отметить тот факт, что вслед чувству стыда может возникнуть чувство вины и чувство обиды. И их тоже важно осознать и не допустить их отрицательного влияния.
  2. Важно принять это чувство с чувством собственного достоинства. С пониманием того, что стыдно бывает всем, что все могут оказаться в такой ситуации.

Важно посмотреть объективно на ситуацию. Можно представить, что в этой ситуации находится другой человек и попробовать отследить свои чувства к этому человеку в вашей ситуации.

  1. Возьмите лист бумага, разделите его на две части. С одной стороны нужно выписать все свои мысли и чувства относительно того, почему возникло чувство стыда у вас. С другой стороны написать свои чувства по отношению к другому человеку в такой же ситуации.
  2. На этом этапе важно отследить такое чувство как “конструктивная вина” – вина, которая анализирует ошибки и призывает к действию (в зависимости от ситуации). Или попробовать поделиться своим чувством стыда с близким человеком, признавая свои ошибки, ответственность или комичность ситуации.
  3. Следующий этап понадобится тем, у кого чувство стыда возникло от поступка или личного качества. Это чувство всегда сопровождается виной. Здесь необходимо действовать по правилам “конструктивной вины”. Это мощный мотиватор к действию, после осознания своих ошибок. Действия должны быть направлены на исправление или смягчения своих ошибок/недостатков. И, конечно же, необходимо понимать, что ошибаются все и вы имеете право на ошибку! Важно попытаться все исправить и после личного опыта больше их не допускать.

Источник

Оцените статью