Чувство недостойности у девушки

Комплекс неполноценности: как перестать чувствовать себя ниже других?

Иллюстративное фото: Pixels.com

Неуверенность в себе бок о бок соседствует с ощущением, что другие люди важнее и значимее вас, что вы не достойны любви, уважения и внимания окружающих. Это в корне неверная установка. У каждого человека есть свои сильные стороны и тонкие, уязвимые места, свои достоинства и свои – нет, не недостатки – ограничения. Поэтому не стоит ставить себя ниже окружающих. На самом деле вы ничем не хуже других – ценность у всех людей равная.

О том, как справиться с внутренним критиком и перестать ощущать себя хуже других, рассказывает психолог Александра Середа в своем Instagram-блоге.

По словам эксперта, если мы выросли в среде, где не получили достаточного одобрения, поддержки и признания собственной значимости, то можем чувствовать себя и во взрослом возрасте «ниже» других людей.

Как найти точку опоры в себе: 11 советов психолога

«Это ощущение «я ниже других» нормально в детском возрасте, но во взрослом превращается в серьезный тормоз для развития личности», — говорит психолог (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены — прим.ред.)

Что мешает нам воспринимать себя, как равного другим людям?

Рассмотрим признаки этого ощущения «я ниже других»:

  • Потребность в постоянном внешнем одобрении.
  • Страх неодобрения.
  • Постоянная тревога и беспокойство в равной степени, по значимым и незначимым поводам.
  • Избегание любого риска.
  • Страх неудачи.
  • Чувство собственного ничтожества.
  • Желание превосходства над другими.
  • Соревновательность в отношениях с партнером.
  • Отсутствие понимания собственной жизненной нормы.
  • Несформированные личные границы.
  • Неспособность брать на себя ответственность и принимать решения.
  • Ограниченный принятыми извне правилами образ мышления.
  • Склонность к слепому следованию мнению большинства.
  • Импульсивность в поведении.
  • Непринятие авторитетов.
  • Склонность к депрессии.
  • Пассивно-агрессивное поведение.
  • Склонность сравнивать себя с другими.
  • Склонность выискивать недостатки в себе и других людях.
  • Склонность идеализировать других людей.

9 признаков, что вы склонны к нарциссизму

«Можно ли сказать, что такой человек действительно управляет своей жизнью? Сомневаюсь. Мы все где-то в подсознании принимаем убеждение о том, что все люди равны, но не каждый может вынести тяжесть своего равенства перед другими.

Мы можем идеализировать выдающихся людей, которые чего-то добились в жизни, но они такие же обычные взрослые люди, которые делают свое дело.

Нам может казаться, что мы должны сделать что-то весомое или великое, чтобы встать в один ряд с другими взрослыми людьми. Но ощущение себя ниже других может провоцировать такой страх действия, который не позволит нам даже выбрать свое дело», — предупреждает эксперт.

По словам специалиста, в основе перфекционизма, спасательства, самопожертвования, и других деструктивных проявлений, всегда лежит попытка доказать себе и другим свою ценность. Все это лишь способы компенсировать свою «неполноценность.»

Как научиться доверять людям: алгоритм действий

Как с этим быть?

«Пока человек не разберет свои привычные схемы, пока не откажется от кривой линейки, которой вы измеряет свою ценность, компенсаторную стратегию оставить не получится.

Если вы находите свое отражение в этом списке, то вам может быть важно работать над собой, чтобы менять эти установки и модели поведения, принимая новые: «я важен и нужен, как и другие люди.

Я имею полное право на то, чтобы быть собой, заниматься своим делом и проживать свою жизнь», — подытожил эксперт.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности – это совокупность эмоций, мыслей и поведения, отражающая ощущение собственной ущербности, убеждение в превосходстве окружающих. Проявляется неуверенностью, боязнью совершения ошибок, избеганием общения, завистливостью, переживанием собственной неудачливости, неспособности достигать целей. Становится основой для развития депрессии, обсессивно-компульсивного невроза, тревожного расстройства. Диагностика выполняется методом клинической беседы и психологического тестирования. Для лечения применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, психоанализ, тренинги.

МКБ-10

Общие сведения

Понятие комплекса неполноценности было разработано австрийским психоаналитиком А. Адлером. Он изучал формирование компенсаторных механизмов у детей с дефектами развития, и чувство неполноценности рассматривал как результат физического отклонения, а позже – как универсальную движущую силу развития. Успешный опыт преодоления трудностей формирует сильные черты личности, неудачи способствуют укреплению комплекса. Этим объясняется его распространенность в западном обществе, где большая значимость придается личным достижениям человека. Гендерные роли влияют на особенности проявления данного симптомокомплекса: мужчины переживают его тяжелее, с невротическими расстройствами и гиперкомпенсацией.

Причины

Ведущую роль в развитии комплекса играют особенности физического состояния и воспитания. Согласно теории А. Адлера, причины воздействуют в раннем детстве. Поддержанию и усилению симптомов способствуют демографические, социальные, политические, религиозные, этнические факторы. К наиболее вероятным причинам комплекса неполноценности относятся:

  • Физические недостатки. Эффективность и успешность человека может ограничиваться неполноценностью органа, непривлекательностью (диспропорциональностью, асимметрией, полнотой). К данной группе относятся врожденные и приобретенные дефекты, особенности внешности.
  • Ошибки воспитания. Переживание чувства неполноценности возникает при чрезмерной родительской опеке, препятствующей навыку самостоятельного решения проблем. Другой вариант деструктивного воспитания – недостаточное внимание, сравнение с более успешными детьми, отсутствие похвалы и поощрений.
  • Негативный опыт. Неудачи в сфере карьеры, семейной жизни, интимных отношений способствуют развитию неуверенности в собственных силах. У женщин комплекс может быть вызван разводом, у мужчин – отсутствием хорошо оплачиваемой работы.
  • Необоснованная критика окружающих. На уровень самооценки влияют некорректные высказывания значимых людей: родителей, супруга, брата, сестры, начальника. Распространенным примером является использование сверхобобщений: «ты никогда не сможешь», «ты всегда проигрываешь».

Патогенез

Комплекс неполноценности формируется в период раннего детства, когда ребенок начинает понимать, что не все желания могут стать реальностью, а возможности для реализации его намерений ограничены. Сначала ограничения обнаруживаются на физическом уровне – несформированность навыков, наличие потребностей, материальных преград. Позже осознаются психологические границы, задаваемые воспитанием, отношениями с другими людьми.

Читайте также:  Эмоциональный срыв это как

До школьного возраста успешным способом компенсации является игра. Ребенок примеряет роли, использует фантазию для образного воплощения желаний. Школьники оказываются в системе требований, оценок, необходимости реальных достижений. Формируется страх оказаться неполноценным – недолюбленным, отвергнутым, одиноким. С одной стороны, этот страх становится движущей силой развития, с другой – препятствует продуктивной активности. Комплекс закрепляется в структуре личности при наличии негативных факторов – опыта неудач, неконструктивной критики, отсутствии поддержки близких.

Симптомы комплекса неполноценности

Основное проявление комплекса – переживание собственной неполноценности и ущербности. Деструктивный вариант поведения включает замкнутость, ограничение контактов, боязнь быть активным, совершить ошибку, оказаться объектом насмешек или осуждения. Люди избегают общения, новых знакомств, публичных выступлений. Не проявляют инициативу на работе, редко бывают удовлетворены своей деятельностью. Женщины склонны выставлять себя в роли жертвы, мужчины маскируют неуверенность повышенной агрессивностью, обвинительной позицией. Характерно высокомерие, пристрастие к алкоголю, демонстрация внешних атрибутов успешности (дорогой одежды, аксессуаров, автомобилей).

Продуктивное поведение при комплексе неполноценности называется гиперкомпенсацией. Внутренне напряжение и недовольство собой становится мотивирующей силой. Чтобы избежать негативных переживаний, люди усилием воли преодолевают ограничения. Так, человек с заиканием становится диктором, с двигательными нарушениями – спортсменом, школьный «троечник» оканчивает институт, получает диплом с отличием. Достижения на некоторое время компенсируют чувство неуверенности. Однако если комплекс стал частью личности, людям приходится постоянно трудиться, добиваться успеха, чтобы получить одобрение и восхищение окружающих.

Осложнения

Продолжительное и острое переживание комплекса неполноценности приводит к развитию невротических расстройств. В детстве формируются нарушения речи (заикания, запинки), непроизвольные мышечные подергивания, ночные кошмары и страхи. У взрослых наиболее распространенным осложнением является депрессия с тревожным компонентом. Реже развивается обсессивно-компульсивное расстройство, панические атаки, психосоматические заболевания. При деструктивном поведении существует риск десоциализации – нарушаются семейные и дружеские отношения, люди расторгают браки, увольняются с работы.

Диагностика

Выявлением комплекса неполноценности занимаются психологи, психотерапевты, психиатры. Процесс диагностики проводится поэтапно: изучается семейное положение пациента, условия жизни, образование, профессиональная деятельность. Переживаемое ощущение неполноценности включено в структуру личности, определяется чертами характера, типом темперамента. Поэтому обследование направлено на исследование эмоционально-личностной сферы. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа. Характерны жалобы на эмоциональную напряженность, неуверенность, страх при необходимости проявлять активность, выступать публично, знакомиться. Возможна чрезмерная увлеченность пациента каким-либо занятием, позволяющим компенсировать переживание неполноценности – спорт, кулинария, домохозяйство, косметические процедуры, зарабатывание денег (без выходных, ненормированный рабочий день).
  • Опросники. Используются комплексные тесты исследования эмоций, личности и узконаправленные опросники: СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности), Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, тест Смысложизненные ориентации Д. А. Леонтьева. Результаты выявляют эмоциональную неустойчивость, напряженность, заниженную самооценку, повышенный уровень стресса, невротизации.
  • Проективные методики. Рисуночные и интерпретационные тесты позволяют обнаружить отрицаемые пациентом переживания, что особенно актуально при обследовании мужчин, стремящихся к гиперкомпенсации комплекса. Применяется тест «Рисунок человека», Тематический апперцептивный тест, Тест фрустрации Розенцвейга.

Лечение комплекса неполноценности

Помощь пациентам основана на методах психотерапии. Занятия направлены на выявление положительных и отрицательных сторон личности больного, освоение навыков самоанализа, продуктивной коммуникации, снижение эмоционального напряжения, устранение страхов. Терапия проводится со специалистом, самостоятельно и в группе:

  • Индивидуальная психотерапия. Используются техники гуманистического, психоаналитического и когнитивно-бихевиорального подхода. В ходе сеансов выясняются причины развития закомплексованности, корректируются деструктивные убеждения о собственной личности, проводится анализ сильных и слабых качеств, осваиваются техники релаксации, саморегуляции, позитивного мышления.
  • Самоанализ. Часть психотерапевтической работы пациент выполняет самостоятельно. Рекомендуется вести личные дневники, отмечая успехи, достижения и ошибки (в форме опыта). Записи позволяют объективно оценить свои положительные стороны, научиться анализировать действия и их результат без негативного влияния эмоций.
  • Групповые тренинги. На коллективных занятиях больные практикуются в общении, учатся конструктивно реагировать на критику, разрешать конфликты, сохраняя устойчивость самооценки. Обмен положительными эмоциями между участниками повышает уверенность, мотивацию к действиям.

Прогноз и профилактика

Компенсация комплекса неполноценности проходит успешно, когда человек осознает его наличие и использует техники, предлагаемые психотерапевтом – самоанализ, остановка негативных мыслей, улучшение навыков общения, принятие критики. Основа профилактики – правильное воспитание. Необходимо избегать чрезмерной опеки, позволять ребенку проявлять самостоятельность, совершать ошибки и относиться к ним как к опыту. Нельзя сравнивать его успехи с достижениями других детей, унижать после неудач и промахов. Важно научить самоанализу: после получения плохой оценки, проигрыша на соревнованиях следует поддержать ребенка и обсудить, что нужно сделать для получения лучшего результата в будущем.

Источник

Комплекс неполноценности у женщин: хочу быть идеальной

Кажется, что внешняя красота — это гарантия твоего счастья. И как только достигнешь того идеального образа себя, который живет в голове, то автоматически станешь уверенной в себе и счастливой. А пока у тебя некрасивый нос, уши, ноги или лишний вес, то не видать тебе счастья.

«Я всего боялась. Нет, с виду вы бы этого не заметили, с виду вам казалось, что я уверенная в себе, с гордостью девушка, женщина. Не подойди, не тронь. А внутри? А внутри я боялась всего, ну или почти всего. Боялась, что вы обо мне подумаете, боялась сказать, боялась обидеть и быть отверженной. »

Любому человеку важно, какое впечатление он производит на других людей. Хочется, чтобы тобой восхищались, любили, ценили. Но только у 20 % людей, и мужчин и женщин, есть врожденное желание быть лучшими. Это не блажь и не погоня за недостижимым идеалом — это желание психики.

Они — прирожденные критики и перфекционисты, поэтому всегда строги, и в первую очередь к себе. И только они при определенных обстоятельствах, ощущая собственное несовершенство, превращают свою жизнь в сплошное мучение.

Особенно болезненно это проявляется у женщин. Потому что у них в голове есть четкий образ, какой должна быть «идеальная она». Несоответствие этому образу создает невыносимое ощущение собственной ущербности, а также чувство вины и стыда за это. Все это рождает комплекс неполноценности у женщин.

Неуверенность в собственной привлекательности или значимости невольно заставляет сравнивать себя с другими, с теми, кто кажется в чем-то лучше. И… всегда проигрывать в этом сравнении. Собственное несовершенство давит тяжелым камнем, вгоняя в тоску и апатию. Страшно и стыдно быть неидеальной.

Читайте также:  Диагностика эмоционального состояния старшеклассников

Зло и беспощадно критикуя себя за недостатки, женщина чувствует отчаяние от своего несовершенства и что она бессильна это изменить. Это не дает быть уверенной в себе, легкой в общении, строить отношения, развиваться в профессии.

Комплекс неполноценности у женщин в основном связан либо с внешностью, либо с ощущением своей несостоятельности в важных сферах жизни: профессии, материнстве, отношениях. Многие при этом понимают, что ощущение собственной ущербности есть только в их голове, что проблема эта по большому счету надуманная. Но как справиться с этим — непонятно.

Со всех сторон твердят о том, что надо полюбить себя, что все проблемы оттого, что мы себя не любим. Но ведь не выходит любить себя такую — несовершенную. Можно с утра до ночи убеждать себя в том, что «я самая умная, обаятельная и привлекательная», — подобный самообман обычно работает, пока ты дома в одиночестве уверяешь себя в этом. Стоит выйти в люди — уверенность мгновенно испаряется.

Некоторые прячут неуверенность в себе за напускным равнодушием или высокомерием, словно пытаясь казаться лучше, чем они есть на самом деле. Хроническую неуверенность в себе они часто компенсируют за счет других — критикуя, унижая или обижая. Чтобы не чувствовать себя жертвой, надевают маску тирана — это дает чувство собственного превосходства. Но за этой маской скрывается ранимая, чувствительная и неуверенная в себе натура.

Преодолевать, бороться, прятать или принимать свои недостатки? Чтобы понять, как избавиться от комплекса неполноценности у женщин, надо распутать цепочку причинно-следственной связи его появления.

Причины возникновения

Убежденность в собственной непривлекательности и никчемности чаще всего берет свое начало в детстве.

Ребенок может полноценно расти и развиваться только в атмосфере любви и заботы — это дает ему ощущение защищенности и безопасности. Поскольку он еще ничего не знает о себе и мире вокруг, то опирается на оценки значимых людей. В раннем возрасте это родители и другие близкие родственники, в более старшем — сверстники, учителя и другие взрослые.

Отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей закладывает основу будущих проблем. А свойства психики ребенка определяют, как на нем отразится тот или иной метод воспитания.

Ребенок, в психике которого есть желание быть лучшим, от рождения самый послушный и старательный. Мама для него — самый важный человек, ее словам он верит безоговорочно. Как мама сказала, значит, так и правильно.

Для своей мамочки он старается быть самым-самым лучшим. Ему очень важно, чтобы она замечала его старания и хвалила. Ведь «любить» и «хвалить» для него синонимы. Хвалят — значит любят. Отсутствие похвалы, а тем более критику и упреки он воспринимает крайне болезненно. В ответ у него возникает чувство несправедливости и невольная обида, потому что справедливость для такого ребенка — это когда поровну. Он постарался и ждет, чтобы это заметили.

Когда ребенка воспитывают в излишней строгости, требуют от него только отличных оценок и беспрекословного подчинения, он растет в страхе. Старается изо всех сил, но требования слишком высоки, что бы он ни делал — все не так и все усилия тщетны.

Если мама постоянно ругает, упрекает или критикует, у ребенка появляется ощущение, что он все и всегда делает не так. Ведь любое недовольство мамы — это сигнал, что он не самый лучший. А если не лучший, то какой? Второсортный. Хуже всех. Значит, с ним что-то не так, это он какой-то неправильный, нехороший. Ведь мама лучше знает.

Появляется чувство вины за то, что не оправдал ожидания мамы. А с ним и чувство стыда за то, что не может быть идеальным. Ребенок становится обидчивым и замкнутым.

Постепенно рождается ложный, совершенно оторванный от реальности, образ себя как ущербного и никчемного.

Отверженная

Подростковый период тоже не добавляет уверенности в себе. Насмешки и оскорбления сверстников или одноклассников могут нанести глубокую психологическую травму.

«…в 9 классе, расставшись с лучшей подругой, я по факту осталась одна в классе, т.к. не создала ни с кем никаких отношений. Школа медленно и верно превратилась для меня в ад. Я ненавидела перемены, потому что была либо одна, либо меня игнорировали в дружеской болтовне класса, либо я могла получить очередную порцию гадости в свой адрес. Со мной никто не хотел общаться, дружить и контактировать. Я жила с четким ощущением, что мне объявлен бойкот по непонятной причине.

Вся эта жизненная ситуация осложнялась еще тем, что в силу своего юного возраста я влюбилась в своего одноклассника. Для меня он был по ту сторону баррикады. Потому что для него я была главным объектом насмешек, шуток. Фактически ежедневно он меня обсмеивал…»

Прошло время, боль утихла, воспоминания померкли. Было и прошло? Нет, обычно подобные «уроки» накрепко усваиваются, только это неочевидно. Столкнувшись с подобным отношением, девочка на всю жизнь запомнит этот горький опыт. Боль и обида от пережитого унижения буквально впечатываются в психику, а позже вытесняются в бессознательное.

Чтобы впредь защитить себя от подобного, она запрет чувства в себе. Впечатлительная и ранимая, теперь она будет со всеми держать безопасную дистанцию, не позволяя себе испытывать настоящие глубокие чувства — любовь, сопереживание, сострадание.

Девушка выросла, но в бессознательном остался отпечаток, что сближаться с другими людьми опасно, быть искренней и открытой — стыдно и страшно.

— Я больше не буду никого любить, пусть любят меня.

В эпицентре страхов

Но потребность в сильных чувствах никуда не уходит, ведь это ее врожденное желание. Не давая себе возможности испытывать любовь или сострадание, нежность или благодарность к другим людям, женщина сосредотачивается на себе самой.

А если не любовь, что тогда? Тогда страх — как единственная ее противоположность. Страх во всем своем многообразии.

«…Его величество СТРАХ СТАРОСТИ, страх старения, страх дряхления, страх потери молодости, страх болезней, а в конечном счете — дикий, неотступающий страх смерти…»

Читайте также:  Чувствуешь привкус металла что это может быть

Женщина начинает чрезвычайно придирчиво относиться в своей внешности — а кто ищет, тот всегда найдет, чем остаться недовольной. Сравнивая себя с отретушированными инстадевами, невольно впадает в отчаяние.

Кажется, что внешняя красота — это гарантия твоего счастья. И как только достигнешь того идеального образа себя, который живет в голове, то автоматически станешь уверенной в себе и счастливой. А пока у тебя некрасивый нос, уши, ноги или лишний вес, то не видать тебе счастья.

Начинается гонка за призрачной красотой. Ведь так страшно терять молодость! Потому что молодость — это надежды. Это ощущение, что перед тобой вся жизнь и миллион возможностей. Поэтому надо как можно быстрее исправлять свои «недостатки», ведь кому нужны будут твои идеальные уши, нос или ноги, когда тебе будет 80 лет?

Пластические хирурги в предвкушении потирают руки. Стройной вереницей тянутся к ним женщины: отрезать, пришить, ушить, зашить.

Стремление к придуманной идеальной внешности — процесс бесконечный, хоть это и неочевидно. Если не нравится что-то одно во внешности, то, даже исправив этот недостаток, тут же можно обнаружить другой, за ним третий… Если раньше казалось, что жизнь не ладится из-за некрасивого носа, то после его коррекции — вдруг уши разонравились, хотя раньше к ним вроде претензий не было. Начав однажды, женщине уже трудно остановиться.

Потому что это временное счастье, как и прочие поверхностные вещи: навязчивый шопинг, изнурение диетами, качание мышц. С их помощью не решить истинную проблему. Это все равно что дыру в стене заклеивать газетой.

Страх, живущий глубоко внутри, проявляется разными мыслями и желаниями. Победив одного «демона», вы тут же встречаете другого, хотя, по сути, это один и тот же страх, только в разных обличиях. Важно избавиться от корня проблемы, тогда недовольство собой уйдет.

Плохая

Ощущение собственной неполноценности так глубоко встроилось в психику, что не может не отражаться и на профессиональной реализации. Женщина может годами маяться на опостылевшей работе, но ощущение собственной ущербности и страх не дают уйти с нелюбимой работы или попробовать себя в чем-то новом.

Привычка постоянно чувствовать себя недостаточно хорошей, виноватой отравляет даже радость материнства, заставляя чувствовать себя плохой матерью. Постоянно присутствует ощущение, что она плохо старается и мало делает для своих детей.

Страшно сделать что-то не так, повести себя неправильно, совершить ошибку. Женщина живет, словно постоянно оглядываясь. Старается соответствовать чужим ожиданиям, пытается предугадать чужую реакцию. Собственные же мысли и чувства уходят на второй план. Ведь она давно перестала понимать свои желания, поскольку ориентируется только на то, чего от нее хотят другие.

Ей кажется, что все, как мама когда-то, ждут от нее безупречности и безошибочности, поэтому начинает подстраиваться под ожидания других людей. Кажется, что окружающие только и делают, что оценивают ее негативно, осуждают. Возникает сильное внутреннее напряжение и беспокойство при общении с другими.

Кстати, это напрямую связано с популярным нынче понятием «самооценка». Диагноз «низкая самооценка» часто ставят себе женщины с комплексом неполноценности. Дело в том, что такого определения в принципе нет и быть не может.

Человек не может сам себя оценивать, нас всегда оценивают другие люди. Когда говорят: «У меня низкая самооценка» — это значит, что у человека есть стойкое ощущение, что окружающие оценивают его низко, что они не в восторге от его внешности или ума. Это субъективное ощущение.

Когда не получается реализовать свои врожденные способности в любимой профессии, то чувствуешь себя так, словно не живешь данную тебе жизнь. И все воспринимается совершенно иначе, когда находишь лучшее применение своим природным свойствам и желаниям. Те, кто чувствуют свою нужность и значимость для общества и для других людей, комплексом неполноценности не страдают.

Научиться быть собой и обрести радость жизни

Основа будущего мировосприятия, конечно, закладывается в детстве. Ошибки воспитания его искажают.

Ведь дело не в том, что ребенок плохой, все делает не так и вообще неправильный, а в том, что за свои старания он не получал желанной именно для его психического комфорта обратной связи. Такой, которая дала бы ему подтверждение своей нужности и значимости, ощущение, что он любим, что он на правильном пути.

Можно, конечно, винить родителей, только есть ли в их действиях намерение специально причинить ущерб своему ребенку? Все их ошибки только от незнания и непонимания себя и своего ребенка. Воспитывали как умели, как могли, как их когда-то воспитывали.

А можно взять ответственность за свою жизнь на себя и самой решать, чем наполнять каждый свой день: любовью или страхом, благодарностью или чувством несправедливости.

Избавиться от старого мышления можно с помощью психоанализа, который происходит на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Только с познанием своей психики, всех ее свойств и желаний становится возможным избавиться от страхов и неуверенности.

«…Еще со школы ощущала себя гадким утенком. На улице видела косые взгляды — они наверняка подмечают мои недостатки. От напряжения прибегала домой и разражалась слезами.

Постоянно была недовольна своей фигурой, ростом, формой лица. Смотрела в зеркало с мыслями: нос бы поуже, талию поменьше. Список недовольств с каждым днем только множился и расширялся, совершенно изводя меня. Внешность отошла на десятый план. Теперь я понимаю, что именно ценно в человеке. Что во мне видят другие люди и от чего зависит их видение…»

«…Перестала бояться людей. Можно открыто улыбаться и разговаривать так искренно, как хочется, и не корить себя за наивность. Доверять людям — они ничего плохого не замышляют. Они тоже хотят душевного тепла и действительно рады моим проявлениям. Я их не стесняюсь, они меня не осуждают. Оказывается, им нравится то, что я делаю! Целый ворох таких открытий о себе и окружающих. У моего страха были очень великие глаза…»

Источник

Оцените статью