- Национальная принадлежность человека
- Социальная общность
- Разность подходов к пониманию на Западе и Востоке
- Каковы последствия от усреднения понятий?
- Разница между национальной и этнической принадлежностью
- Почему стоит сохранять национальную самобытность
- Национальная принадлежность как социальная характеристика
- Положения конституции РФ
- Русская антропология
- Национальная идентичность
- Связанные понятия
- Связанные понятия (продолжение)
- Понятие «национальной идентичности»: теоретико-литературный аспект исследования
Национальная принадлежность человека
На современном этапе развития глобального мирового сообщества к пониманию такой важной социальной категории, как национальная принадлежность, сложилось неоднозначное, двойственное отношение. На это имеется несколько причин.
Социальная общность
Главным образом, раскол во взглядах на понимание природы национальной принадлежности на сегодняшний день наблюдается по линиям стран условного Запада и Востока. В наиболее общем смысле принадлежность к какой-либо группе следует рассматривать как одну из форм социальной общности.
Их существует масса, и все они соответствуют различным критериям. Известны языковые, культурные, религиозные. Наивысшим проявлением социальной общности является принадлежность к цивилизациям. Ученые приводят различные классификации цивилизационных общностей, но в условиях современных реалий целесообразней всего рассматривать 9 основных: западная, исламская, синская, японская, индуистская, южноамериканская, африканская, православная и буддистская.
Данная классификация основана на территориально-географическом и религиозном критериях.
Ещё более высокой формой общности выступает принадлежность к расе, коих традиционно выделяют три: европеоидная, монголоидная и негроидная.
В попытке раскрыть сущность понятия национальной принадлежности следует двигаться от большего к меньшему. Нац. общность – это еще одна форма разделения внутри конкретной цивилизации. В рамках православной, например, выделяют русских, украинцев, белорусов и т. д.
Разность подходов к пониманию на Западе и Востоке
Возвращаясь к вопросу о противоречивом отношении к понятию национальной принадлежности, сразу стоит указать, что в западных странах, в первую очередь в Европе и США, не принято акцентировать внимание на происхождении человека.
Причина тому – гипертрофированная мультикультурная политика. Её цель — упразднить всякие различия по национальному признаку и создать единое, однородное общество.
В западных научных кругах данная концепция получила название «Плавильного котла», пример которого можно наблюдать в Соединенных Штатах. Современная американская общность является производной слияния множества национальностей: это и англичане, и латиноамериканцы, и афроамериканцы, и китайцы, и представители множества прочих национальностей.
Коренные же американцы представляют собой нынче дискриминированное меньшинство, вынужденное жить в резервации, дабы не утратить свою культуру и самобытность. Данный подход к пониманию национальной принадлежности хоть и помогает в определенной степени интегрировать общество, но, тем не менее, содержит и ряд проблемных моментов.
В частности, на примере Европы, где также продвигается политика мультикультурализма, можно наблюдать превалирование выходцев стран из Северной Африки и Ближнего Востока над коренными немцами, французами, англичанами и т. д. Такое положение вещей обусловлено отказом народов Европы от защиты целостности своих наций и их культурного достояния. По мнению стран Запада, разделение по национальному признаку порождает конфликты и противоречия между людьми разного происхождения.
Поэтому в большинстве европейских документов данное понятие истолковывается максимально корректно. «Национальность» в них подразумевает исключительно территориальную принадлежность к какому-либо государству. Гражданство, по сути. А антропологический, культурный и исторический факторы во внимание не принимаются.
Каковы последствия от усреднения понятий?
Смещение акцентов с права на национальную принадлежность в пользу построения универсального общества чревато постепенным размыванием целых национальных идентичностей, что сейчас можно наблюдать на примере Франции, где арабское население преобладает над французским.
С другой стороны, по линии стран постсоветского лагеря можно наблюдать обратную тенденцию. Бывшие советские государства, особенно страны СНГ, склонны проявлять настойчивость в сохранении целостности и поддержании незыблемости своих национальностей.
Все без исключения народы, проживающие на территории России и в ближнем зарубежье, очень трепетно относятся к своему историческому происхождению. Русские, белорусы, украинцы, казахи, армяне, азербайджанцы, грузины – каждый представитель данных общностей чтит и бережет свою национальную историю.
Разница между национальной и этнической принадлежностью
Учитывать её обязательно. Прежде чем определить признаки национальной принадлежности человека, необходимо обозначить отличия таких пересекающихся категорий, как национальность и этнос.
Грань между понятиями очень тонка. Термин нации происходит от этноса. А это – возникшая и устоявшаяся на протяжении истории социальная группа, которая не всегда привязана к конкретной территории, склонная к изоляционизму.
Нация – социальная общность, объединяемая языком, культурой, историей, территорией, особенностями экономической жизни и общим социально-политическим строем. Трансформация этноса в нацию происходит тогда, когда этнос становится субъектом международных отношений. И, соответственно, обретает общемировое признание.
Хоть нация и является производной этноса, это понятие всё равно более многоаспектное, широкое. По итогу оно содержит в своем составе множество этносов. Яркий пример – китайская нация. Она включает этносы ханьцы, хуэйцзу и другие.
Почему стоит сохранять национальную самобытность
Теперь стоит перейти к не менее важной теме. А именно – к признакам национальной принадлежности, которые, собственно, и формируют ту или иную народность. К ним относятся:
- антропологические характеристики (биолого-физиологические особенности);
- культурная составляющая (обычаи, традиции, творчество, фольклор);
- общая лингвистическая база (единый язык, свойственный нации);
- территориально-географическое место происхождения (не обязательно место проживания, так как многие национальные меньшинства рассеяны по всему миру: еврейская коммуна в Одессе, украинская диаспора в США и Канаде, и т. д.);
- общая история;
- существование консолидированного национального стержня, представленного государством с исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, политической системой.
Каждая из рассмотренных составляющих представляет собой особую значимость. Утрата хотя бы одной из них является признаком, свидетельствующим о деградации нации и о регрессе данной социальной общности.
Удручающим является факт, что некоторые страны сознательно отказываются от признания уникальности культуры и истории собственной нации лишь из страха задеть чужие чувства. В полноценном обществе осознание и принятие отличий народной индивидуальности не должно быть поводом для общественного порицания. Каждый обязан это усвоить и не бояться определять и указывать свою национальную принадлежность в социуме.
Национальная принадлежность как социальная характеристика
Она является формирующим элементом в процессе социализации граждан. На процесс взросления человека и его становления как личности (главным образом на социальное позиционирование) национальная принадлежность влияет самым непосредственным образом.
В качестве примера стоит привести события в Германии в преддверии Второй мировой войны, когда сильно возросший градус общественной неприязни к евреям побудил их стесняться собственного происхождения и заставил утаивать свою национальность, дабы не подвергаться унижениям и побоям. В данных условиях евреи не просто стали социальными аутсайдерами Западной Европы. Они превратились в заложников своего происхождения. Таким образом, национальная принадлежность в ощутимой мере является детерминантом социального положения человека.
Положения конституции РФ
На них тоже стоит обратит внимание. Точнее, на ту статью, где рассказывается про право на национальную принадлежность. Не углубляясь в философию и абстрактные рассуждения, за обоснованием данного права достаточно обратиться к фундаментальным нормативно-правовым документам, регламентирующим принципы социального устройства государства.
Статья 26 Конституции РФ регламентирует наличие у каждого гражданина нашей страны права на свободное и добровольное определение своей национальной принадлежности. Статьёй предусматривается, что гражданин не обязан предъявлять биологические и документальные доказательства своего происхождения при её выборе.
Данные положения действительны как в случаях рождения гражданина в смешанной семье, где родители являются представителями разных национальностей, так и в случаях, когда он появился в семье одной народности, но вырос в приёмной.
На основе этих двух случаев можно дать совет. Он будет полезен тем, кто не знает, как определять свою национальную принадлежность в документах. Всё просто. Выходец из смешанной семьи абсолютно свободно имеет право указать национальность одного из родителей на собственное усмотрение. А если человек родился в одной семье, а воспитался в другой? Тогда ему следует выбирать национальность, язык, культуру и менталитет, которые он впитал в большей степени.
Русская антропология
На научное осмысление вопрос русской национальной принадлежности был поставлен в конце 19-го века. Именно тогда стали зарождаться антропологические исследования в России. С 1890 по середину 20-го столетия в отечественной науке был окончательно выработан общий «русский портрет».
Отмечается высокая антропологическая однородность русских популяций. Все они обладают одинаковыми разрезами и формой губ, шириной носовой кости и хряща, шириной черепа. По данным параметрам они схожи с популяциями Западной Европы. По абдоминальным параметрам и объемам конечностей русские сродни центральным европейцам.
Есть и другие характеристики:
- относительно светлая пигментация кожных, волосяных покровов, оттенков глаз; процент светлых оттенков волос составляет примерно 30%, а глаз – 46-50%;
- средний рост бровных дуг и лицевого волосяного покрова;
- доминирование высокого горизонтального профиля и средне посаженной переносицы;
- средняя ширина черепа и лица;
- слабый наклон лобной части и более малое развитие надбровий.
Напоследок хотелось бы сказать, что все национальности по-своему уникальны и особенны. Каждый должен помнить о своей принадлежности и не допускать дискриминации или ущемления по этому признаку. Потому что все мы живём на одной планете – это наш общий дом.
Источник
Национальная идентичность
- Национа́льная иденти́чность или национа́льное самосозна́ние — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.
Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.
Национальная идентичность может быть многоуровневой и сложносоставной. У малых народов, не имеющих собственной государственности, нередко имеет место национальная идентичность, комбинирующая региональную этнокультурную идентичность с более широкой национальной идентичностью, связанной с политической нацией и государством. Национальную идентичность мигрантов может определять как их происхождение, так и самоидентификация с их новым государством и его культурной средой.
На определённых этапах развития в рамках одной и той же этнокультурной группы могут конкурировать несколько проектов национальной идентичности. Примером может служить соперничество носителей малороссийской идентичности и носителей украинства на малороссийских землях Российской империи. В некоторых контекстах понятие «национальная идентичность» употребляется в отрыве от индивида, как некая совокупность черт и установок, присущих целой группе людей.
Позитивное и конструктивное выражение чувства, связанного с собственной национальной идентичностью, называется патриотизмом и национализмом, негативное и гипертрофированное — шовинизмом.
Связанные понятия
Среди специалистов, занимающихся исследованиями национализма, выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм (конструктивизм) и этносимволизм. Основные различия между этими школами лежат в вопросах о том, когда и почему появились нации и национализм. При этом российские исследователи столкнулись с проблемой националистического дискурса, которая до сих пор не решена.
Связанные понятия (продолжение)
В широком использовании термин «мировое гражданство» или «глобальное гражданство», как правило, означает лицо, которое ставит свою принадлежность к «мировому сообществу» выше своей принадлежности как гражданина той или иной нации, а также местности. Смысл заключается в том, что принадлежность какого-либо лица выходит за пределы географии или политических границ, и что планетарное человеческое сообщество является взаимозависимым и целостным; человечество по существу является единым. Этот термин использовался.
Источник
Понятие «национальной идентичности»: теоретико-литературный аспект исследования
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены понятия «идентичность» и «национальная идентичность» в контекст современных исследований. Выявлены конститутивные составляющие и дифферентные признаки данных понятий.
ABSTRACT
The paper deals with the notions «identity» and «national identity» in the context of modern researches. Constant characteristics and differential marks are distinguished.
Ключевые слова: идентичность, национальная идентичность.
Keywords: identity, national identity, mark, approach.
Национальная идентичность или национальное самосознание – одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им национальной или этнической принадлежностью. Хотя национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.
Цель: рассмотреть понятия «идентичность», «национальная идентичность», признак, подход.
Задачи:
- проанализировать научную литературу соответствующей тематики;
- рассмотреть разные подходы к определению термина «идентичность»;
- выявить сущность понятия «национальной идентичности».
Национальная идентичность – это чувство «нации как связного целого, представленного уникальными традициями, культурой и языком» [1]. Национальная идентичность может относиться к субъективному чувству, которое человек разделяет с группой людей о нации, независимо от его правового статуса гражданства. Национальная идентичность рассматривается в психологическом плане как «осознание различия», «чувство и осознание «мы» и «они» [9].
Ученые проявляют особый интерес к этой проблеме, который можно объяснить рядом обстоятельств. Проблема идентичности приобретает абсолютно иное значение в контексте глобализации с ее неоднозначным и контрадикторным характером. Изменились и способы интерпретации понятия идентичности. Благодаря изучению этой проблемы можно выявить особенности кризиса современной цивилизации, который влияет на формирование и изменение идентичности. Кризис культуры ускорил переоценку ценностей, которые ранее составляли основу идентификации человека в обществе.
Существует множество дефиниций идентичности, что показывает исследование научной литературы. Термин «идентичность» использовался в работах западных философов от древних греков до современной теоретической философии. Термин «идентичность» происходит от латинского слова identifico — «отождествляю». Психологи трактуют идентичность как понимание принадлежности объекта (субъекта) к другому объекту (субъекту) как части и целого. С. Хантингтон описывает идентичность как самосознание индивида или группы [5]. В рамках разработанного психоанализа, З.Фрейд вводит такое понятие как «идентификация». Процесс идентификации представляется механизмом, обеспечивающим формирование личности, и интерпретируется как переживание индивидом своей сходности с другим субъектом или объектом действительности [4, с. 53-57].
Э. Эриксон определил идентичность как «чувство личной самоидентификации и исторической наследственности личности» [6]. По словам Эриксона, идентичность проявляется на двух уровнях. Первый уровень, индивидуальный (я-идентичность), подразумевает восприятие себя как тождественного и постижение непрерывности своего существования во времени и пространстве. Второй уровень, социальный, охватывает восприятие того, что другие признают мою идентичность и преемственность. Каждый уровень идентичности имеет две противоположности: позитивную – то, каким должен быть человек с точки зрения своего общественного окружения, и негативную – то, каким человек не должен быть. Для прогрессивного развития необходимо, чтобы позитивная идентичность доминировала над негативной. Эриксон также утверждает, что идентификация как механизм имеет ограниченную ценность. Формирование идентичности, наконец, начинается там, где заканчивается необходимость идентификации. Она возникает в результате избирательного отрицания и взаимной ассимиляции детских идентификаций и их поглощения в новой конфигурации, которая, в свою очередь, зависит от процесса, посредством которого общество идентифицирует молодого индивида, признавая его тем, кто должен стать таким, каков он есть, и кто, будучи таким, каков он есть, воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
Следует отметить, что до Э. Эриксона тему идентичности исследовал Дж.Г. Мид, который пытался обнаружить эмпирическую взаимосвязь между двумя стадиями «я» (индивидом и совокупностью установок других по отношению к себе) [8, с. 123]. Его основные предположения развивает Ю. Габермас. Он считает, что взаимодействие индивидов имеет универсальный смысл [7, с. 290].
Cодержательное понятие идентичности было разработано известным английским социологом А. Гидденсом, который предложил иную трактовку. Он утверждает, что идентичность – это два полюса. С одной стороны – абсолютная приспособленность, некая беспринципность, с другой – самоизолирование. По его словам, анализ самоидентификации должен основываться на стратифицированной модели психологического строения личности [10, с. 47].
Проблема национальной идентичности также посвящено много научно-исследовательских работ. В.В. Кочетков в своей работе «Национальная и этническая идентичность в современном мире» рассматривает понятие национальной идентичности, этнической идентичности с точки зрения различных научных школ (классического психоанализа, французской, немецкой и т.п.). Также оценивается значимость рассматриваемых форм идентичности в формировании и развитии современного общества. Он определяет национальную идентичность как «культурную норму, отражающую экспансивные реакции личности по отношению к своей нации и национальной политической системе» [3].
Следует также отметить работу Ю.А. Кожевниковой «Кризис национальной идентичности в глобализирующемся мире», в которой автор рассматривает национальную идентичность с точки зрения совокупности различных «измерений» и «атрибутов». Национальная идентичность определяется как сложное, многомерное и разностороннее по своей сути общественное явление. Национальную идентичность можно представить как глубоко укоренившееся символическое пространство, благодаря анализу психологического, культурологического, исторического, территориального и политического измерений национальной идентичности. В этом пространстве общность людей превращается в общность национальную, способную отличать себя от «чужих» и создать собственную культуру, систему моральных и общественных ценностей, культурных норм и идеалов. Национальная идентичность – это реально существующее явление, подверженное различным влияниям, воздействиям и изменениям. Автор отмечает, что национальной идентичностью является своеобразное единство ее элементов, «значимых атрибутов», разделяемых теми, кто принадлежит к той или иной нации [2].
- Национальная идентичность — наиболее часто используемая категория в анализе общественного взаимодействия, социальной коммуникации.
- Данный термин окончательно закрепился в социально-философском дискурсе в конце ХХ в.
- Национальная идентичность ассоциируется с понятиями самобытности, преемственности, устойчивости, отождествления и осознания своей этнической и национальной принадлежности и характеризуется качественной определенностью. Ее сущность выходит за границы отдельной личности и затрагивает самоидентичность социальной системы.
Источник