15 признаков психологически взрослого человека (нет, не серьёзность) — Om Activ
15 признаков психологически взрослого человека (нет, не серьёзность)
Прежде чем перечислить признаки психологически взрослого человека, хотим отметить, что быть взрослым вовсе не означает быть всегда серьёзным, ответственным, скучным и не позволять себе спонтанно радоваться жизни, совершать ошибки или вести себя непосредственно, как это делают дети.
Это значит лишь то, что у взрослого человека есть в запасе несколько ролей, которыми он способен осознанно управлять. Иными словами, он может выбирать, когда быть серьёзным и ответственным, когда позволить себе реагировать на ситуацию по-детски, а когда стоит примерить роль родителя или учителя.
Ведь в каждом из нас живут эти три состояния, которые покрывают всю жизнь: взрослый, ребёнок и родитель. И зачастую проблемы начинаются тогда, когда мы включаем роли не в своё время. Например, надо принять ответственность, а ты ведёшь себя как ребёнок и избегаешь её. Когда нужно чему-то учиться, а тебе так не хочется, так лениво. Или когда можно искренне порадоваться чему-то, а ты и забыл, как это делается, и жизнь потеряла волшебство…
Вот для этого и надо взрослеть — чтобы жизнь становилась ярче, разнообразнее и гармоничнее.
И еще кое-что: человек, описанный ниже, не существует в природе. Идеальных людей нет. Этот список не для того, чтобы осознать, что вы не соответствуете и расстроиться, что вы совсем не взрослые. Это ориентир, к которому стоит стремиться, и возможность выявить слабые места, с которыми можно работать. Поэтому читаем, анализируем, но не впадаем в печаль за несоответствие идеалу. Подходим к делу конструктивно, по-взрослому, можно с ручкой и бумагой для более продуктивной работы.
Итак, психологически взрослый человек:
- 1Самостоятельно принимает решения и делает выбор.
- 2Самостоятельно справляется не только с позитивными (да-да, иногда можно быть неготовым и к хорошим последствиям), но и с негативными последствиями своих решений.
- 3Позволяет себе и другим совершать ошибки.
- 4Несёт ответственность за свои ошибки, но в то же время умеет себя за них прощать.
- 5Адекватно обходится со своими чувствами и эмоциями: не подавляет их, но и не проявляет не к месту и в неприемлемой форме.
- 6Не строит иллюзий по поводу окружающих людей, мира и себя в нём, относится к реальности максимально трезво.
- 7Удерживает баланс между адекватным восприятием критики в свой адрес и зависимостью от общественного мнения. Активно общается с людьми, принимая во внимание их мнение.
- 8Не зависит от поддержки, принятия и внимания со стороны других людей, но при этом умеет выстраивать прочные отношения.
- 9Грамотно дозирует работу и отдых, не доводя себя до изнеможения и потери интереса к делу, но и не попадая в капкан лени и безразличия.
- 10Умеет мотивировать самого себя, концентрируется на задаче, преодолевает трудности на пути к целям.
- 11С одной стороны, принимает и любит себя, но с другой — строг к самому себе и не поддаётся самообману. Для этого надо знать о своих слабостях. Знать, но не ненавидеть себя за них.
- 12Знает и умеет отстаивать свои личные границы, умеет защищать себя, свои ценности, достоинство.
- 13Знает и уважает личные границы других людей. И не нарушает их.
- 14Умеет любить, прощать и принимать людей с их недостатками.
- 15Умеет просить и принимать помощь, когда нуждается в ней.
Можно ли повзрослеть? Безусловно, ДА! Причём, в любом возрасте. Но нужно действительно захотеть этого и быть готовым к работе. И тогда жизнь обретёт порядок, гармонию, красочность и глубину.
Источник
15 признаков психологической зрелости по Абрахаму Маслоу
Психологическая зрелость человека (15 признаков по Маслоу) — считается важнейшим приобретением индивидуума для личностного и материального благополучия. Достаточно малость напрячься (прокачать полтора десятка установок), чтобы текучка из недоразумений и неудач динамично пошла на спад.
Обратите внимание: достижение психологической зрелости не конгруэнтно прожитым годам — отсюда и проблемы. По статистике 80% современных Homo sapiens обзаводится необходимой составляющей личностного развития со значительным опозданием. Причем 50% из них — это представители сильной половины человечества, проживающие в мегаполисах. Хотя у современной молодежи фиксируется прецеденты по опережению графика.
Если перефразировать мудреные определения ученых, то психологическая зрелость — это понимание того, как правильно действовать в любых (даже самых сложных) обстоятельствах. А также навыки рассматривать и анализировать недоразумения с осознанием личной внесенной лепты и ответственности за положение дел. Речь идет о том, что наши слова и поступки, как правило, являются причинами большинства сложных ситуаций. И, конечно, нельзя забывать об умениях контролировать и адекватно корректировать свои реакции, плюс признавать правоту визави (если таковая присутствует).
Принято считать, что психологическое время зрелости — индивидуальный показатель. Тем не менее существует современная периодизация, предложенная в середине прошлого века. По общепринятой шкале время зрелости наступает в возрасте:
- раннее — с 21 до 25;
- среднее — с 25 до 40;
- позднее — с 40 до 55;
- предпенсионное — с 55 до 65.
Однако психологически незрелую личность можно встретить даже в глубокой старости. Отмечу: временная шкала не является ноу-хау и была хорошо известна задолго до нашей эры в стародавнем Китае и Древней Греции. В Поднебесной понятие психологической зрелости личности связывалось (в отличие от современности) с физическим взрослением, а периодизация также разделялась на 4 этапа:
- вступления в брак — с 20 до 30 лет;
- выполнения общественных обязательств — с 30 до 40;
- осознание собственных заблуждений — с 40 до 50;
- финальный отрезок жизни — с 50 до 60.
Представитель же Эллады — Пифагор (570 — 490 года до нашей эры) на моральное взросление отводил согражданам два десятилетия — с 20 до 40 лет.
Гуру и один из основателей современной гуманистической психологии Абрахам Маслову предложил классификацию и оценку психологической зрелости человека. Согласно исследованиям (тестировались практически все категории населения — от студентов до бизнесменов и политиков), Маслоу определил общие особенности людей, стремящихся к самовыражению.
- Принятие себя и людей со всеми имеющимися достоинствами и недостатками, причем без самоутверждения и нетерпимости. А также отторжение подобных негативных проявлений со стороны кого-либо.
- Ощущение единства с человечеством, которое у психологически зрелых индивидуумов выражается в отожествлении себя со всеми потомками Адама и симпатии к людям.
- Критическое отношение к культурной принадлежности — выбираются лучшие и отклоняются негативные традиции. Индивид ощущает себя представителем земной цивилизации.
- Невосприимчивость к влиянию окружающих и культурных штампов.
- Естественность и демократичность в поведении, выдерживание принятых в обществе традиций, но отношение к ним с благодушным юмором и сознательным проявлением конформизма.
- Стойкость к обману и неудачах. Умение обособиться или отстраниться от негатива, иногда потребность в уединении.
- Наличие опыта предельных переживаний (исчезновения собственного «Я»), позволяющего увидеть себя и/или ситуацию со стороны.
- Искренние и душевные взаимоотношения с близкими и друзьями, отсутствие обидчивости, конфликтности, враждебности и агрессии.
- Способность идентифицировать цели и ориентироваться на них, придерживаясь моральных норм. Стремление к добру, избегая зла, плюс к максимальной выгоде для максимального количества Homo sapiens.
- Конструктивная и деловая направленность при решении важных задач — без эгоистических помыслов и «зацикливания» на проблемах.
- Готовность учиться и перенимать лучший опыт.
- Острота и новизна в восприятии, навык смотреть на хорошо известные факты и обстоятельства с неожиданной точки зрения.
- Креативность, проявляющаяся во всех ситуациях и воплощающаяся в действиях и поступках.
- Свободное от предрассудков и стереотипов восприятие действительности и комфортные отношения с реальностью.
- Философский подход к жизни, то есть с добродушной иронией к собственным проблемам, ведь все когда-нибудь проходит. Исключение — невзгоды окружающих.
Посчитали? Есть прочерки? Не расстраивайтесь! Автор констатировал, что идеальных людей, обладающих полным набором правильных установок, максимально выражающих лучшую человеческую сущность, порядка 1% на планете Земля. При этом каждый способен развить свою психологическую зрелость: умение жить в мире комфортно; получать удовольствие от общения; управлять своими эмоциями и способностями; правильно интерпретировать настроение окружающих и быть успешным.
Антипод психологически зрелого человека — взрослый ребенок. Определить инфантильную особу легко по высказываниям и поступкам. Причем инфантилизм — не обвинение, а скорее проблема, которая может стать источником разрушения личности и неудач в жизни.
Пройдите тест на определение психологического возраста и узнайте: отказ от каких личностных установок уменьшит количество «входящих» проблем.
Совет: бесплатно прокачать жизненно-важные качества помогут онлайн-тренинги и аудиокниги.
Источник
Чувство меры как признак взрослости
Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания — не лучшими, в принципе, ребенку полезно пройти через такую школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли. Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается — младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.
Чувство взрослости — особая форма самосознания. Оно не жестко связано с процессом полового созревания; можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта. Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, .оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому-то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.
Источник
21.Чувство взрослости и его виды
Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания старшего подростка является структурным стержнем личности, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.
Социальная активность данного возраста заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
Чувство взрослости – особая сторона самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы и взрослые и сверстники относились к нему как к взрослому человеку, в стремлении к равноправию во взаимоотношениях с взрослыми и к самостоятельности (в желании оградить себя от вмешательства др.) Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться ребенок, какой характер приобретает его самостоятельность, как складывается система отношений, в которую он включается.
Подражание внешним признакам взрослости – вредные привычки, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, приемы кокетства, способы отдыха, развлечения, ухаживания. Это самые опасные способы достижения взрослости, подражание стилю веселой, легкой жизни.
Равнение подростков-мальчиков на качества настоящего мужчины. Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.д. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом.
Другое направление в развитии взрослости связано с ориентацией представлений подростков о традиционных женских и мужских полоролевых характеристиках, которые закреплены в образах матери и отца.
Качества «идеального мужчины», которые ребенок берет в первую очередь со своего отца это, с одной стороны, — сила, смелость, воля, мужество, выносливость, с другой – поведение отца в семейной жизни. Отражение этих качеств ребенок ищет и в окружающем мире, например, в кинофильмах. Средством самовоспитания зачастую становиться спорт, который помогает развить у себя силу и волевые качества. Сегодня сильно изменилась роль женщины в семье, что отразилось на семейных взаимоотношениях. Участие женщины во всех сферах деятельности лишило мужчину роли единственного кормильца семьи. Возросший уровень образованности сделал мать личностью интересной и компетентной во многих вопросах. В случае семейных дисфункций (нарушений распределения семейных ролей и обязанностей, когда отец не отвечает требованиям мужской роли), у мальчика может сформироваться неадекватное представление о роли мужчины, что, безусловно, отразиться на его дальнейшей жизни.
Качества «идеальной женщины» в современном обществе для девочки – старшего подростка наделяется красотой, модной одеждой, умением обращаться с противоположным полом. Но содержание идеала девочек гораздо сильнее зависит от конкретных особенностей их воспитания, чем у мальчиков. В результате неправильного воспитания в семье качества женственности могут оказаться непривлекательными, поэтому значительная часть девушек желает обладать мужскими качествами: настойчивостью, волей, смелостью и т.д.
Социальная зрелость – возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в деятельности, где подросток становится помощником.
Система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психического развития данного возраста. Своеобразие развития состоит в том, что ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Окружающим людям необходимо строить свои взаимоотношения с подростками, исходя из развивающегося у них чувства взрослости. Учитывая их возросшие возможности, относясь к ним с уважением и доверием, создавая условия, помогающие преодолевать трудности в учении и деятельности, помогая в установлении взаимоотношений с товарищами, противоположным полом, тем самым можно создать благоприятные условия для нормального психического развития подростков.
В этом возрасте ребенок особенно активно включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу его общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Социальное развитие идет от осознания подростком своих социальных возможностей через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой деятельности.
По мере взросления изменяются характер и особенности выделения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Старшим подростком решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и, тем самым, определения смысла своего существования.
Интеллектуальная взрослость – выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование.
Память подростка качественно меняется – логическое запоминание становится основным. Подросток стремится к совершенствованию приемов, методов запоминания, чтобы увеличить продуктивность памяти.
Внимание подростков характеризуется противоречивостью – формируется произвольное внимание, но из-за обилия впечатления, импульсивности, смены настроений подросток может отвлекаться от главного.
Самые серьезные изменения происходят в сфере мышления, в основе которого лежит самостоятельное, активное и творческое мышление.
Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослым ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.
Для этого возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития – коллектив, в котором усваиваются моральные общественные нормы.
Ведущий тип деятельности – общение со сверстниками.
В это период учебная деятельность отступает на задний план. Значимость оценки учителя заменяется значимостью занимаемого места внутри коллектива.
Другое основное новообразование этого возраста – это социальное (общественное) сознание, перенесенное во внутренний план мышления, которое определяется как самосознание.
К новообразованиям также относятся:
возникновение новых, более широких интересов, личных увлечений и стремлений занять более самостоятельную позицию в жизни;
устремленность в будущее;
кардинальные изменения мотивации — на первый план выступают мотивы, связанные с планами будущей жизни и возникают они на основе сознательно поставленной цели и принятого намерения;
появляется система нравственных убеждений и нравственное мировоззрение, которые становятся специфичными мотивами поведения и деятельности подростков. В связи с чем происходит иерархизация в системе побуждений. Это приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность;
появляется самоопределение – что характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.
Основные противоречия данного возраста:
Непримиримость к злу, неправде, борьба с отклонениями от истины
Неумение разобраться в сложных явлениях жизни
Стремление быть хорошим, стремление к идеалу.
Нетерпимость к воспитанию
Невозможность сделать это
Необходимость в совете, помощи
Нежелание обратиться к старшему
Богатство, разнообразие желаний
Ограниченность сил, опыта и возможностей
Показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным
Сомнения в существовании идеального
Презрение к эгоизму, к индивидуализму
Увлеченность наукой, желание много знать, вдохновение от труда
Поверхностное отношение к учебе, к повседневной деятельности
В эмоциональной сфере подростка рано начинает формироваться чувство взрослости. Интерес к своему внутреннему «Я», открытие себя, определение своих сил и способностей, формирование целей жизни, профессиональной направленности, сравнение себя с другими, самопознание действительности. Изменяются личные взаимоотношения подростка. Это период первой любви, период интереса к взрослой жизни отца и матери. мужчины и женщины. Если не осуществляется нормальное половое воспитание, если не решается проблема дружбы мальчика и девочки, неизбежны различного рода эксцессы. Возникновение романтических симпатий и увлечений в этом возрасте неизбежно. А эта область очень сложная, тонкая и требует особого внимания со стороны педагога. Всякая бестактность взрослых может привести к серьезным осложнениям.
В подростковом возрасте в силу сложности, противоречивости возрастных особенностей могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход психического развития и создают объективные предпосылки для появления трудновоспитуемости.
Социальная зрелость наступает значительно позже, чем половое созревание. Часто родители запрещают любить своему ребенку, вызывая, тем самым, многочисленные переживания у ребенка и защитные реакции.
Источник