Патриотизм это любовь
иерей Александр Китариогло,
Рождественские чтения, Красноярск
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличностные цели. Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое село, свою семью.
То, что мы любим, мы очень высоко ценим, а то, что мы ценим выше всего, мы называем святым. В этом ряду для человека стоят его вера, его семья, земля, где погребены предки – его Родина, как реально воплощенная, органическая совокупность всего вышеперечисленного…
Иногда можно слышать недоуменные вопросы об устаревшем и неоправданном словосочетании «военно-патриотическое воспитание». Трагизм нашего земного бытия состоит в том, что перед Богом и совестью защищать свои святыни есть дело много более праведное и благородное, чем с ложной терпимостью созерцать разгул воинствующего и наглого хамства, неуважение и попрание святынь своего народа, своей культуры, своего государства. Христос учит, что нет больше той любви, чем жизнь свою положить, защищая ближних. Потому-то в силу необходимости эти два понятия идут бок о бок, ибо любовь к чему бы то ни было, его истинная для человека ценность проверяются готовностью человека положить свою жизнь ради этого. Силовой или милитаристский аспект патриотизма всегда будет иметь место, пока есть потенциальная (не говоря уже о реально воплощаемой) угроза военной, Экономической, информационной или иной агрессии.
Однако это совсем не означает, что быть патриотом можно только в экстремальных условиях военных действий. Не менее ценен так называемый «мирный» патриотизм. Вспомним героический труд мирного населения в тылу во время Великой Отечественной войны! Вообще, патриотична любая деятельность, преследующая истинное благо своей Родины и своего народа. Каждый человек, серьезно, ответственно и по совести относящийся к своим гражданским и профессиональным обязанностям является патриотом.
Невозможно переоценить роль семьи в воспитании патриотического чувства. Первая семья была создана Самим Творцом и есть важнейшая составляющая и фундамент социального бытия. Посему все процессы, в семье происходящие, с неизбежностью будут отражены на более высоком уровне – на уровне государства и всего человечества.
Ни для кого уже не является секретом, что институт семьи претерпевает глубокий кризис. Если в советскую эпоху государство хоть как-то пыталось сдерживать деструктивные тенденции нормами «социалистической и коммунистической» морали, то в наши дни люди предоставлены самим себе, без положительного идеала и верных ориентиров. Родители сами не знают, что хорошо, и что плохо, и уж тем более не могут научить своих детей и передать им веками накапливавшиеся ценности своего народа, положительный смысл жизни. Нам есть чему поучиться у царской России в отношении воспитания духа любви к Родине. Приведем несколько описаний народной школы того времени, данных замечательными педагогами – творческими мастерами этого дела. Патриотическое воспитание в царской России было тем легче, что весь общественный строй и уклад жизни имел четко направленный и обозначенный вектор Православного служения Богу. Такой характер имела и школа, и базовая система педагогических ценностей.
По словам Сергея Александровича Рачинского (1833-1902) русской школе всегда был присущ религиозный характер, он постоянно вносился в нее самими учениками, ибо она – школа христианская. Христианская потому, что дети ищут в ней Христа, и основная задача народно-школьной педагогики – сделать из детей добрых христиан. Вопрос о школе в понимании Рачинского есть вопрос об основах и устоях духовной жизни и культуры, вопрос выбора и единства. «Дело народной школы,- пишет он,- шире и глубже чем всякая общественная деятельность Для того, чтобы осилить его, нам нужно совершить внутренний подвиг. ..
Выдающийся государственный и церковный деятель Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) говорил: «… школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его, и бояться, любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдержать борьбу с дурными побуждениями природы, с дурными внушениями и соблазнами мысли»
Источник
Патриотизм — это преданность своей Родине
Светлана Морозова
Патриотизм — это преданность своей Родине
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает, отклик в его душе… Оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
У околения, родившегося в девяностых годах прошлого века и начала нового века, изменились отношения к событиям нашей истории, происходив
шие за последние 100 лет. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение к Родине. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени, это один из самых сложных процессов становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
И мы, старшее поколение, как можно раньше должны пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, сформировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развить интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких бесед, прогулок, экскурсий. Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной, с традициями, историей – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех. Очень важно чтобы они помнили о том, что они родились на ее просторах. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он ее сын, значит Россия для него – Родина.
Хочется сказать, что не менее важным является формирование патриотических чувств, которое проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.
Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности, которые любят своих детей, привязаны всем сердцем к ним, у них положительные и эмоционально – нравственные отношения к детям. Все эти качества создают благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий детского сада, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.
С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, мы проводим занятия на темы «Мама, папа, я – дружная семья», «У бабушки в гостях», «Мамы разные нужны», «День семьи».
Немаловажное значение, отдаем знакомству с культурой и традициями нашего города. Знакомим с историей родного города, используя накопительный материал краеведческого музея в нашем городе.
Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа кропотливая.Очень тщательно проводим подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей своего города. Много работы проводим вне занятий, например, на прогулках, во время утренних и вечерних бесед, а так же уделяем этой теме большое внимание во время игр. Например, игра «Путешествие по родному городу» составленная собственными силами. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно. Следующий этап, в будущем учебном году, будет направлен на знакомство детей с достопримечательностями областного центра города Благовещенска.
Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества, а так же с творчеством наших городских писателей. Проводим развлечения на темы «Масленица», «Колядки», «Посиделки у Матрены», «День города» и др.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми мы провели беседу о ВОВ, которая показала что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. У детей нет представлений о причинах возникновения праздника. Родителям было предложено совместно с детьми создать альбом «Победа была за нами». Проведена беседа «Вставай страна огромная…» с чтением стихов старшими детьми и прослушиванием музыкальных произведений «Священная война», «День Победы». Провели просмотр презентации «Дети войны». Приготовили поздравительные открытки и вручили ветеранам на митинге, посвященном «Дню победы». Возложили цветы. Очень интересным было участие наших воспитанников в городском творческом конкурсе рисунка на тему «Спасибо деду за победу». В детском саду проводился конкурс стенгазет на тему «Этих дней не смолкнет слава».
Благодаря данной работе, у детей появится чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, возникнет желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
У дошкольников сформируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Но не надо забывать и о том, что у детей должны быть расширенные представления о природных ресурсах родного края, должны воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием в жизни детей стали совместные с родителями походы, во время которых дети познакомились с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями полюбовались самыми красивыми местами своей малой Родины. В зимнее время в парке и на участках дети с родителями вешали кормушки. Осенью собирали природный материал для поделок, делали гербарий, проводили выставку урожая. Весной озеленяли участки, убирали мусор. В этом году принимали участие в городском творческом конкурсе поделок «Пасхальная радость», лучшие работы отмечены грамотами и дипломами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
Работу по нравственному воспитанию проводится у нас в группе, регулярно и в системе. Для начала мы создали такую атмосферу, где дети чувствуют себя уютно и комфортно, где каждому ребенку уделяется огромное внимание как к личности, развивающая среда наполнена разнообразными играми, литературой, пособиями, в соответствии с возрастом наших детей и все это доступно для индивидуального пользования. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, веселыми играми. Я думаю, что мировоззрение старшего поколения, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания личности ребенка. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К. Д.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания старших не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности взрослых.
В. А.Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Праздник русского валенка Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический.
Воспитание у ребёнка основ любви к Родине. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность.
Источник