Чувство которое вспоминается или воображается называется

Чувство которое вспоминается или воображается называется

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних специальных учебных заведений

Посвящаю моим родителям

Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.

Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения — научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.

Таковы наиболее существенные соображения, побудившие автора взяться за перо и предложить учащейся молодежи, а значит, и преподавателям философии настоящий учебник. При определении его содержания и подхода к изложению учебного материала в той или иной мере учитывались следующие требования. Во-первых, это доступность учебника студенту среднего специального учебного заведения и учащемуся-старшекласснику. Во-вторых, доступность не должна достигаться за счет снижения научного уровня излагаемого курса. В-третьих, книга призвана давать достаточно полное представление о философии, ведь сегодня недопустимо сводить ее содержание к трем-четырем разделам, как бы забывая все остальное. В-четвертых, учебник обязан отражать состояние современной — при самом ответственном отношении к этому термину — философии: хватит пичкать студентов выжимками из декларативно построенных и идеологически окрашенных курсов философии прежнего периода. Наконец, в-пятых, книга обязательно должна быть интересной, освещать то, что действительно волнует молодежь.

Широкий спектр обсуждаемых, к тому же, как правило, в историческом и практическом контексте, философских проблем может, на мой взгляд, сделать книгу полезной не только для ее прямого адресата — студента среднего специального учебного заведения, но и для широкого круга читателей. Хотелось бы надеяться, что учебник сможет найти заинтересованную аудиторию в гимназиях, лицеях, школах и классах с гуманитарным уклоном.

Автор будет признателен за отклики на настоящий учебник, предложения и рекомендации по улучшению его содержания, которые просит направлять в адрес издательства.

Москва — Обнинск сентябрь 1998 г.

Что такое философия?

Смысл слова «философия»

В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но великим народом Древней Греции. Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера.

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.

Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Читайте также:  Аппетит без чувства голода

Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии — читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Источник

Чувство которое вспоминается или воображается называется

Учение о ценности

1. В чем вы видите ценность стула, математики, искусства?

2. Почему только в XX веке появилось развитое учение о ценности?

3. Кому принадлежит ценность — предмету или человеку?

4. Как вы понимаете утверждение: «Ценность есть интерпретация»?

5. Проведите для себя оценку в лингвистических и цифровых переменных ценности чая, кофе, молока.

6. Проиллюстрируйте на примерах ваше представление об эмоциях (какие вы знаете эмоции?), воле (дайте количественную оценку вашей воле), вере (приведите пример нерелигиозной веры), сомнении (в чем вы сомневаетесь?), идеале (какой идеал значит для вас более других?), цели (какие цели вы ставите перед собой на ближайший год?).

7. Что такое культура и чем она отличается от цивилизации?

8. Что вы считаете красивым? Почему?

9. Какое искусство нравится вам более других и почему?

10. Сравните два разных философских представления о смысле красоты.

11. В чем состоит ценность практики?

12. Назовите свой вариант пяти основных добродетелей.

13. В чем видят ценность практики в наши дни?

14. Оцените по шкале доброты поступки ваших знакомых. В ответ на ваши сетования, что вам, видимо, не удастся справиться с контрольной работой по математике, друг Петр предложил сесть с ним рядом и воспользоваться его помощью, а друг Сергей — перед контрольной вместе позаниматься.

15. Справедливость, свобода, ответственность — что вам ближе, род-нее и почему?

16. Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальник, друзья, другие люди?

8. Философия познания и науки

8.1. Философия познания

«Философская теория познания» в переводе на греческий называется эпистемологией или, что почти то же самое, гносеологией. Термин «эпистемология» по сравнению с термином «гносеология» имеет более явно выраженный научный смысл, речь идет о научном знании. Оба термина широко используются в философской литературе.

И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта…». Имеется в виду, что познание начинается с чувств. С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолютное большинство философов придерживается именно такой точки зрения. Человек обладает органами чувств, зрением, осязанием, слухом, вкусом, обонянием. Благодаря им человек обретает чувства. Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение — это наиболее элементарная форма чувств. Восприятие — это целостное чувство, содержащее в себе несколько ощущений («это яблоко круглое, желтое, кисло-сладкое, тяжелое»; яблоко дано как восприятие). Представление — это чувство, которое вспоминается или воображается (например, я представляю себе моего друга, въезжающего в аудиторию на голубом коне).

Итак, познание начинается с чувств. Но что я могу знать благодаря чувствам? Какова их роль в походе за знанием? (Познание — это поход за знанием). Каждому ясно, что чувства связывают нас не только с внешним миром, но и с воображаемыми явлениями. Рассмотрим для начала чувственную связь человека с внешним миром. Познание есть процесс, потому имеет смысл проанализировать чувства в различных стадиях этого процесса.

Читайте также:  Вечные лол эмоция мастерства

Чувства «на входе» психики. При оценке познавательного со держания чувств «на входе» психики высказывались различные мнения, из которых приведем три главных.

Самая простая точка зрения состоит в том, что внешний мир буквально впечатывается в нашу психику. Отсюда произошло русское «впечатление», которое переводится на основные языки мира без потери своего исходного значения. Чувство есть «след» предмета (сравните со следом ступни человека на мокром песке).

Более сложная точка зрения: чувства являются всего лишь приблизительными отражениями предметов, своеобразными «копиями». Допустим, некто пробует на вкус неизвестный ему продукт питания, который вызывает ощущение сладости. Можно предположить с высокой долей вероятности, что продукт содержит глюкозу.

Еще более сложная точка зрения: чувства — это знаки предметов, смысл которых предстоит расшифровать. Нельзя доверять, как выражаются, впечатлениям — чувства «обманывают». Самый простой на этот счет пример: преломленность прямой палки на границе воды и воздуха. А миражи? А сложные воображаемые и внушаемые чувства? Разумеется, они о чем-то свидетельствуют, но о чем? Воображаемые чувства особенно часто являются сложными знаками.

Необходимость расшифровки, выяснения смысла, чувств показывает, что нам следует сделать шаг «внутрь» психики. В исходных чувствах содержится не вся тайна познания. Часть этой тайны содержится в том, что «встречают» чувства «на входе» психики. Но что именно встречают чувства на входе психики? На этот новый вопрос мы имеем снова три наиболее распространенных ответа, причем все они нам хорошо известны из истории философских идей:

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Основы философии

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних специальных учебных заведений

Посвящаю моим родителям

Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.

Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения — научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.

Таковы наиболее существенные соображения, побудившие автора взяться за перо и предложить учащейся молодежи, а значит, и преподавателям философии настоящий учебник. При определении его содержания и подхода к изложению учебного материала в той или иной мере учитывались следующие требования. Во-первых, это доступность учебника студенту среднего специального учебного заведения и учащемуся-старшекласснику. Во-вторых, доступность не должна достигаться за счет снижения научного уровня излагаемого курса. В-третьих, книга призвана давать достаточно полное представление о философии, ведь сегодня недопустимо сводить ее содержание к трем-четырем разделам, как бы забывая все остальное. В-четвертых, учебник обязан отражать состояние современной — при самом ответственном отношении к этому термину — философии: хватит пичкать студентов выжимками из декларативно построенных и идеологически окрашенных курсов философии прежнего периода. Наконец, в-пятых, книга обязательно должна быть интересной, освещать то, что действительно волнует молодежь.

Широкий спектр обсуждаемых, к тому же, как правило, в историческом и практическом контексте, философских проблем может, на мой взгляд, сделать книгу полезной не только для ее прямого адресата — студента среднего специального учебного заведения, но и для широкого круга читателей. Хотелось бы надеяться, что учебник сможет найти заинтересованную аудиторию в гимназиях, лицеях, школах и классах с гуманитарным уклоном.

Читайте также:  Рс 6642 цвет настроения

Автор будет признателен за отклики на настоящий учебник, предложения и рекомендации по улучшению его содержания, которые просит направлять в адрес издательства.

Москва — Обнинск сентябрь 1998 г.

Что такое философия?

В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но великим народом Древней Греции. Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера.

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.

Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии — читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Два примера философствования

В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточно определенно, целесообразно рассмотреть примеры подлинного философствования. Разумеется, такие примеры мы находим прежде всего в творчестве великих философов. Ведь их называют великими не случайно, а потому, что в философствовании они достигли особых высот. Именно у великих философов в первую очередь следует учиться философствованию.

Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходимы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впервые это поняли уже упоминавшийся Платон и его великий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие наук и искусств, во многом определила характерные черты современной цивилизации.

Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.

Идеи выражаются в языке отдельными предложениями и их совокупностями. Предложения могут быть как вопросительными, так и повествовательными или повелительными. Разумеется, не всякое предложение прямо и непосредственно выражает содержание именно философской идеи. Рассмотрим, например, три

Источник

Оцените статью