Чувство которое испытывал вася

—>Decadence —>

Образовательный сайт

Размышления и ответы на вопросы по рассказу «В дурном обществе». Исчерпывающая информация о повести и главных героях. Интересные мысли и план пересказа. Смотрите вопросы и находите

1. Почему дети в семье Короленко затруднялись ответить на вопрос о национальности?

Родители писателя были разных национальностей (мать – полька, отец – украинец) и религий (католичество и православие). В семье Короленко родными были 3 языка – польский, украинский и русский.

2. Расскажите о Короленко, подчеркнув уникальность личности писателя, о которой говорили его современники.

Владимир Галактионович Короленко назван современниками «нравственным гением» за его стремление выявить пороки общества и личности. Писатель с молодых лет занимался писательством. В студенческие годы ему приходилось подрабатывать корректором, картографом и переводчиком.

Рассказ Короленко «В дурном обществе»

Здесь размышляем о событиях повести, разбираем каждое из них и отвечаем на основные вопросы.

Размышляем о прочитанном

1. Почему так названа повесть? От чьего имени ведется рассказ?

Повесть называется «В дурном обществе», потому что главный герой попадает в общество людей, промышляющих мелким воровством. Однако становится ли он хуже как личность? Нет, совсем наоборот. Он становится «человечнее».

Рассказ ведется от имени мальчика Васи, сына честного (и неподкупного) городского судьи. Мальчику 6 лет, у него есть отец и младшая сестренка.

Понравилась ли вам повесть? Какие эпизоды показались особенно интересными? Что увидел Вася в старой часовне?

(Ответ) — на первый вопрос

Повесть не может не понравиться любителям драматических сюжетов и быстрого развития событий.

Особенно были интересны такие эпизоды:

  • Посещение часовни. Вася с 2 новоявленными товарищами посещает старую часовню (из любопытства). В этом отрывке повести очень хорошо передаются чувства сильной заинтересованности, настороженности, удивления и храбрости, которые испытал Вася. Сначала в нем взыграл страх, ведь в темноте старой часовни зашевелился непонятный предмет (позже он разглядел шапку). Затем, когда его горе-товарищи убежали, а из убежища вышли странные личности, он заинтересовался и расхрабрился.
  • Эпизод с куклой, которую Вася подарил Марусе. Девочка даже в очень болезненном состоянии сильно обрадовалась, будто в нее вдохнули жизнь.
  • Эпизод с отцом, который сначала ругает Васю за пропажу куклы его сестры, а затем хвалит (после объяснений Тыбурция).
  • Знакомство Васи с Тыбурцием. Несмотря на угрожающий вид Тыбурция, Вася говорит, что думает, не пытается убежать, просит разрешения приходить еще, чтобы играть с Валеком и Марусей.

(Ответ) на второй вопрос — что увидел Вася

Как мы уже поняли, Вася увидел в старой часовне шапку, которая лежала возле какой-то небольшой дыры в полу.

2. Опишите (устно) героев этого произведения – Васю, Валека, Марусю, Тыбурция, Соню. Сравните портреты Маруси и Сони.

Давайте обратимся к портретам героев:

  • Вася – шестилетний мальчик, сын судьи. После смерти матери остался без внимания отца и стал беспризорником. Он не делал никаких пакостей, однако за постоянное и одинокое скитание по городу большинство людей стало считать его хулиганом.
  • Валек – мальчишка чуть постарше Васи (лет 9), худощавый и серьезный. Живет с отцом и сестрой в подземном убежище, в которое едва проникает солнце. Одет в грязную рубашонку и короткие штанишки. Валек имеет беспечно-задорный вид, темно-курчавые волосы и черные глаза.
  • Маруся – младшая сестра Валека. Белокурая девочка с голубыми глазами лет 4-х. Болезненная и бледная. Девочка отличалась пугливостью и грустным выражением лица, которое можно было видеть большую часть времени.
  • Пан Тыбурций Драб – предводитель всех бездомных, которые не ужились в замке на острове и нашли приют в старой церкви. У него есть сын Валек и дочь Маруся. Тыбурций имел грубые и выразительные черты лица, был высокого роста. Его короткие рыжие волосы торчали врозь. У Тыбурция был низкий лоб и выдававшаяся вперед челюсть. В глазах пана светились энергия, ум и проницательность. Лицо Тыбурция было очень подвижным – на нем часто менялись гримасы.
  • Соня – четырехлетняя сестренка Васи. Ее воспитанием в основном занималась пожилая няня. Соня была похожа на куклу в опрятном платьице.

Сравнение Маруси и Сони (В дурном обществе)

Соня имела круглые черты лица. Она резво бегала и звонко смеялась. В ее темные красивые волосы нянька каждый день вплетала алую ленту. Платья Сони были роскошны.

Маруся же бегать не могла, она и ходила то с трудом. Ее лицо было бледным и грустным. Смех девочки звучал как самый тихий колокольчик. Ее платье было грязным и старым. Однако белокурые волосы Маруси были пышнее и красивее, чем у Сони. Валек постоянно расчесывал свою сестренку и заплетал.

3. Расскажите, почему стала трудной жизнь Васи дома после смерти матери.

Вася всегда был близок со своей мамой. Отец же любил свою жену больше детей, мало обращая на них внимание. Когда мама Васи умерла от тяжелой болезни, отец ушел в себя, стал постоянно горевать над своей потерей. Детьми занималась нянька – пожилая женщина.

Читайте также:  Чудесное чувство чак манджони 1977

Кроме того, Вася приобрел репутацию озорника, поэтому отец относился к нему холодно, безучастно (не пытался участвовать в жизни сына, не интересовался его воспитанием). Васе требовалось общение, он хотел разделить с отцом их совместное горе после смерти матери. Однако отец всегда скрывал свои чувства. От этого Васе было очень тяжело и одиноко.

4. Какие чувства переживал Вася, когда познакомился с Валеком и Марусей, во время болезни Маруси? Почему он плакал ночью, почему перестал бояться Тыбурция?

Вася после знакомства с Марусей и Валеком переживал сильное любопытство – он хотел подробнее узнать о жизни своих новых знакомых. Также он был рад, что играет с друзьями. У главного героя часто возникало удивление, поскольку жизнь новых друзей была для него малопонятна. Кроме того, Вася испытывал к Валеку уважение. Сожаление – еще одно чувство, которое испытывал Вася, когда видел грустную и болезненную Марусю.

Вася плакал ночью, потому что понял, что Валек с Марусей – нищие, и они часто голодают. Их детство далеко не такое безмятежное и простое, как у него. Еще Вася понимал, что ничем не может помочь своим друзьям.

Боязнь Тыбурция была навеяна рассказами о нем, и его необычной внешностью. Однако после личной встречи с паном Вася перестал его бояться. Мальчик понял, что этот человек хочет сохранить свою семью, скрывая подземное убежище от людей. Тыбурций был главой семейства, он приносил еду и воспитывал Валека с Марусей. Еще мальчик не боялся пана, потому что проникся к нему уважением после слов Валека о том, что Тыбурций любит своих детей.

Какими предстали герои в эпизоде с куклой?

В этой главе повести Вася ставит себя в затруднительное положение – он берет на время куклу свой младшей сестры, чтобы отнести ее захворавшей (заболевшей) Марусе. После недолгих уговоров маленькая Соня соглашается отдать игрушку на несколько дней.

Старая нянька в этом эпизоде предстает перед читателями злой и обеспокоенной тем, что кукла пропала.

Отец Васи запрещает сыну гулять за пределами дома без его разрешения. Он думает, что мальчик украл куклу и, возможно, кому-то продал/отдал.

Соня всячески старается скрыть пропажу и убеждает няньку, что кукла ей не нужна.

Когда Вася посещает Валека и Марусю, он не хочет показывать, что у него проблемы. Валек и даже Тыбурций не знают, что делать. При попытке взять куклу у Маруси больная девочка начинает плакать, поэтому игрушка остается у нее.

Тяжелый разговор Васи с отцом заходит в тупик. Мальчик не выдает своих знакомых, а отец злится на него за его секрет и ругает, ведь куклу Соне подарила их умершая мать.

Ситуация разрешается, когда Тыбурций сам приходит в дом судьи и разъясняет судье, почему его сын забрал куклу. В этой главе Вася узнает, что Маруся умерла.

5. Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

Тыбурций имеет в виду, что встреча Васи с его семьей положительно повлияла на его характер. Благодаря этому знакомству мальчик узнал много нового о жизни людей, которые отличаются от него. Он узнал, что люди могут голодать, могут не иметь своего дома. Я думаю, Тыбурций догадывался, что Вася после посещений подземного убежища не будет судить* (осуждать) людей так же холодно и безоговорочно, как судит его отец.

*Слово «судить» здесь не обязательно понимается как «работать судьей». Судить – в рассказе значит оценивать поступки людей.

6. Что волновало Васю и его отца?

Васю волновало его одиночество и «холодное» отношение отца. Поскольку его папа был убит горем по своей жене, он не обращал никакого внимания на сына. Однако Вася хотел, чтобы отец его пожалел, чтобы они вместе поговорили о своем совместном несчастье.

Отца волновали лишь свои чувства. Он поверил слухам, что его сын несносный озорник, и потому относился к нему неодобрительно.

7. Расскажите, как менялся характер Васи и его отношение к жизни после встречи с детьми подземелья.

В начале повести рассказывается о Васе, как о безмятежном и озорном мальчишке, который любит бродить по городу и осматривать окрестности. Любопытство толкает его посетить старую церковь, где, по слухам, расположилась группа людей, оставшихся без крыши над головой.

Робел (стеснялся, замыкался) Вася только при виде отца, который всегда угрюмо бродил по саду или сидел у себя в кабинете. Мальчик любил наблюдать за природой. Он каждое утро уходил на улицу и мог гулять дотемна.

После встречи с детьми подземелья Вася стал вникать в чужие проблемы. Он перестал думать только о развлечениях. Кроме того, Вася больше не оценивал поступки людей с позиции «хорошо/плохо». Он стал человечнее.

8. Почему Вася и Соня приходили на могилу Маруси? Подумайте, какой обет дали они и как он их характеризует?

Читайте также:  Черты эмоциональной сферы психики

Вася с Соней посещали могилу Маруси, потому что именно знакомство с ней сблизило брата, сестру и отца. Для них это было спокойное место, где можно делиться сокровенными тайнами и просто своими мыслями. Это было место единения.

Возможно, Вася и Соня дали обет всегда помогать друг другу, не забывать о родственной связи.

10. Можно ли назвать произведение «В дурном обществе» повестью? Почему? Составьте план пересказа повести.

Произведение можно отнести к повести, потому что:

  1. в нем присутствует несколько сюжетных линий, что характерно именно для этого жанра;
  2. также оно отличается и большим объемом, поэтому к рассказу его отнести нельзя;
  3. в произведении нет анализа судьбы нескольких поколений, что можно увидеть в романе;
  4. но и нет изображения мелких деталей, как это делают авторы, создавая рассказ.

План пересказа повести «В дурном обществе

1 глава – про город и его жителей

В первой главе рассказать коротко о главном герое, его отце и сестре.

Поведать о замке на острове, возле Княж-города, и упомянуть историю с обитателями замка.

Рассказать о пане Тыбурции

2 глава – про рассказчика

Рассказать об отце главного героя и его сестре. И про самого мальчика, от лица которого ведется рассказ. История про их семейную жизнь после смерти матери.

3 глава – про знакомство

Описать знакомство главного героя с Валеком и его сестрой Марусей в старой часовне

4 глава – история дружбы

История, как главный герой подружился с Валеком и Марусей, описание мелких радостей новых друзей и их быта

5 глава – истинная суть вещей

Главный герой понимает, что его друзья вынуждены жить в нищете и красть еду

6 глава – Знакомство паном Тыбурцием

Мальчик-рассказчик знакомится с паном Тыбурцием, узнает много нового о судьбе Валека и Маруси.

7 глава – болезнь Маруси

8 глава – подарок Марусе

Главный герой выпрашивает у своей сестренки куклу, чтобы подарить ее Марусе. Она больна и эта игрушка – единственная радость в жизни девочки. Отец узнает, что кукла исчезла и начинает спрашивать у главного героя про нее.

События нескольких лет спустя

11. Какие чувства вызвала у вас повесть (сожаление, сострадание, удивление)?

Повесть «В дурном обществе» вызывает сильное чувство сострадания главным героям. Очень тяжело читать о болезни Маруси и отношениях Васи с отцом.

Источник

Урок литературы в 6-м классе.»Мир смутных вопросов и ощущений» (по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»)

Разделы: Литература

Цели:

  • создать условия для осмысления IV-VI глав повести В. Г. Короленко “Дети подземелья”, понимания тех изменений, которые происходят в сознании главного героя под влиянием жизненных обстоятельств;
  • способствовать переосмыслению понятия “человек в ситуации нравственного выбора”.

Оборудование:

  • учебник под ред Г. И. Беленького;
  • таблица с объяснением слов;
  • раздаточный материал (кроссворды).

Эпиграф:

…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.

Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, — это чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. Таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.

Сегодня мы продолжим изучение повести В.Г. Короленко “Дети подземелья”, обратившись к IV, V и VI главам. Наша задача – понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями “дурного общества”.

III. Словарная работа.

Работа проводится по таблице.

Уточним значение слов, которые будут нужны нам на уроке.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

IV. Изучение нового материала.

1. Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?

2. Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?

Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференциронные задания.)

1) “4” Каким увидел Вася Валека в первый раз?

“5” Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?

2) “4” Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?

“5” О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Читайте также:  Знаешь моим чувствам не нужно время остыть

3. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

4. Дифференцированные задания.

Подведем итог нашим наблюдениям.

“4” Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей, каких знал Вася до знакомства с ними?

“5” Что сделало их такими?

“5” Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: “Серый камень высосал из нее жизнь?”

“4” Когда раскрылась мальчику эта загадка?

5. Дифференцированные задания.

Обратим внимание на описание подземелья.

“4” Выделите в тексте повести детали, характеризующие подземелье.

“5” Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?

6. Как вы понимаете слова о “серых камнях”, которые “высосали жизнь” из Маруси? Что “неумолимое, твердое и жестокое, как камень”, “высасывало” румянец, блеск глаз и живость движений девочки?

Ответить на этот вопрос вы сможете, заполнив таблицу. Разделите страницу тетради на две колонки и озаглавьте левую из них “серый камень”. Запишите под этим заголовком слова, которые вы связываете в вашем сознании с этим понятием.

(Ученики записывают слова “голод”, “холод”, “боль”, “страх”, “ужас”, “безжалостность”, “черствость”, “равнодушие”, “жестокость”, “бесчувственность”, “несправедливость”.)

(Вывод. Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.)

7. Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию.

Прочитайте по ролям диалог Васи и Валека из V главы.

“4” Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры?

“5” Какие чувства борются в душе героя?

“4” Какие “смутные вопросы и ощущения” тревожили Васю, узнавшего, что его друзья – нищие и воры?

“5” Как решил для себя эти проблемы Вася? Почему их называют проблемами нравственного выбора?

Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце. Продолжаем работу по заполнению таблицы. Озаглавьте правую колонку “человеческое сердце” и запишите слова, которые вы связываете с этим понятием.

(Ученики записывают слова “доброта”, “чуткость”, “сочувствие”, “сострадание”, “милосердие”, “терпимость”, “понимание”, “душевное тепло”, “справедливость”, “великодушие”, “искренность”.)

В результате работы учащихся составляется следующая таблица:

“Серый камень” Человеческое сердце
Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувственность, несправедливость Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность
Символ жестоких, несправедливых законов общества Закон совести

8. Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (В. Г. Короленко.)

Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, обитающих в трущобах.

9. Работа в парах.

А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

  1. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)
  2. Должность отца Васи. (Судья.)
  3. Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)
  4. Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)
  5. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)
  6. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)
  7. Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)
  8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм. Учитель дает толкование лексического значения этого слова.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие.

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.

10. Почему Валека и Марусю нельзя назвать “дурным обществом” для Васи?

V. Обобщение.

1. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?

2. Какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями Васи с представителями “дурного общества”?

Повесть В. Г. Короленко “Дети подземелья” учит каждого из нас ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они. Надо уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям.

В заключение я хочу процитировать замечательные слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: “Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству”.

VI. Домашнее задание.

Прочитать главы VI, VII, VIII.

“4” Подготовить пересказ на тему: “Последняя осень Маруси”.

“5” Ответить письменно на вопрос: “Что имел в виду Тыбурций Драб, когда сказал Васе: “Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу”?

VII. Рефлексия.

Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: “Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…”.

Источник

Оцените статью