- Как развить в себе чувство композиции
- Анализ чужих работ
- Сравнение
- Движение и выбор
- Фокусирование внимания зрителя
- Баланс, структура, группировка
- Контраст
- Кадр в кадре
- Размытие фона
- Обращение внимания на детали
- Правило третей
- Обрезка
- Особенности перспективы
- Выберете простоту
- Развиваем композиционное мышление
- Способ № 1. Сравнение двух вариантов одного изображения
- Способ № 3. Анализ известных работ мастеров фотоискусства и своих собственных снимков
Как развить в себе чувство композиции
Композиционным видением наделены немногие, но развить в себе это полезное качество все-таки можно. Для тренировки композиционного чутья существует специальные техники и упражнения, которые мы собрали в одном посте.
Анализ чужих работ
Изучение известных произведений живописи или фотографии. Стараться анализировать и понять, как они работают. Можно испытывать композицию на прочность: убирать из нее детали, фигуры, тональные массы и проверять, действительно ли они необходимы и что будет без них (игра “фиговый лист”). Сначала нужно запастись бумагой разных цветов. Если деталь, значение которой мы исследуем, лежит на черном фоне, маска должна быть также черной, на белом — белой, на сером — серой.
Чтобы не просто смотреть, а еще и видеть, нужно отвлечься от поверхностной информации, и воспринимать только те формы и фигуры, которые изображены на снимке.
Сравнение
Кому дано, тот увидит. А кому не дано, тот должен пропустить через себя сотни, тысячи таких сравнений. Для этого нужно регулярно просматривать сотни фотографий и сравнивать их. При этом сравнивать нужно не две фотографии, а близкие по компоновке варианты одной. Еще варианты: повесить снимок вверх ногами, посмотреть на него при другом освещении, отойти подальше и смотреть издалека.
Движение и выбор
Вырезать из бумаги фигуры персонажей (отвлеченные, абстрактные) и двигать их на листе, как делал молодой Репин. Сначала можно взять две фигуры, только потом три и, что гораздо труднее, четыре и больше. Упражнения с простыми фигурами позволяют ощутить композиционные взаимодействия, так сказать, в чистом виде. Хороший совет тем, кто носит очки, смотреть без очков; смотреть сильно прищурившись. Или поставить картинку перед собой, закрыть глаза, затем открыть их на некоторое время и вновь закрыть. В глазах остается остаток от моментального сканирования изображения.
Фокусирование внимания зрителя
Для повышения качества фотографий нужно убедиться, что главный предмет представляет повышенный интерес и эффективно расположен в кадре, привлекая взгляд зрителя куда нужно, и подчеркивая сам предмет съёмки. Достичь этого можно разными творческими, художественными и символическими способами. Размер, цвет, форма, контраст предмета с окружающей обстановкой изображения (передний, средний и задний план) — все это позволяет изолировать предмет и направить на него внимание.
Баланс, структура, группировка
Структура фотографий влияет на их визуальную эффектность. Работая над композицией, ищите баланс цвета, освещения и размещения предметов в рамках кадра. Когда речь идет о «балансе» фотографии, имеется в виду композиция, при которой визуальные элементы кажутся привлекательными для глаз. Мы все видели групповые фото, на которых люди жмутся к центру, в попытке уместиться в кадр и без какого либо замысла фотографа эффективно этот кадр заполнить. Композиция такого типичного снимка страдает. При этом, как правило, над головами людей остается слишком много пустого пространства. Достичь интересной композиции и перспективы можно благодаря креативному и продуманному расположению камеры для получения уникальной перспективы. Например, если вы фотографируете ребёнка или домашнего питомца, расположите камеру на уровне пола. Композиция будет намного более заманчивой, чем при съёмке сверху-вниз. Как это часто бывает в искусстве, хорошая перспектива и композиция получается или инстинктивно или развивается посредством практики и изучения.
Контраст
Контраст в освещении — ещё один способ придать изображению дополнительное измерение. Световой контраст — это разница между самым светлым и самым темным участками фотографии. Манипулируя этим элементом, фотограф способен расширить глубину и улучшить трехмерное качество фотографии — одно из самых ярких и запоминающихся её свойств. Также можно использовать контраст формы и размера для усложнения сюжета. Геометрический контраст создает эффектное напряжение, придает фотографии сюжет. На фото Эйфелевой башни как раз и используется контраст освещения и размера для зрелищности. Силуэт мужчины кажется почти таким же высоким как Эйфелева башня, а ее сложный узор словно вонзается в пульсирующее красное небо. Представьте себе, какой бы обыденной была эта фотография, если бы ее сделали в полдень.
Кадр в кадре
Эту концепцию фотографы переняли у художников, которые используют какую либо «рамку» в пределах общих границ для дальнейшей изоляции предмета. Рамкой может служить дверь, окно, зеркало, арка и т. д. Главное в этом приеме, отчетливые линии и форма рамки и чёткий фокус. Благодаря этой технике, вы сразу направите внимание зрителя в нужное русло.
Размытие фона
На фотографии можно размыть передний план или фон. Это оптическое свойство способно усилить композицию снимков, изолируя главный предмет. Размытие достигается за счет глубины резкости, а она в свою очередь зависит от диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния от предмета до объектива. Освоить этот навык чрезвычайно важно для создания по-настоящему интересных фотографий. Широкая диафрагма (от f/1.4 до f/2.8) эффективно уменьшает глубину резкости, также как и объективы с более длинным фокусным расстоянием.
Обращение внимания на детали
Как и во всех других сферах жизни, на мельчайшие детали в фотографии нужно правильно обращать внимание и правильно их подчеркивать. Каждая деталь фотографии имеет свое значение. Фото цветка будет выглядеть совсем по-другому, когда зритель видит, как капли росы играют с узором лепестка. Работая над портретом, используйте освещение для проявления морщинок от смеха и выразительных черт лица. Отображение характера дает очень интересные портреты. Если вдуматься, именно маленькие подробности предметов и людей скрываются под поверхностью, но рассказывают свою историю о мгновении, увековеченном в фотографии.
Правило третей
Еще один прием иллюстрации и рисования, который необходимо освоить фотографу. Правило третей разделяет холст или кадр на три вертикальных и три горизонтальных участка. Четыре пересечения этих линий являются ключевыми точками. Исследования показали, что человеческий глаз смотрит именно на эти точки при первом взгляде на картину или фотографию. Таким образом, поместив главные элементы в местах пересечения, вы усиливаете динамику фотографии. Посмотрите на фото выше и представьте, каким неинтересным было бы фото, если бы девочку разместили строго по центру фотографии. Фон не был бы частью композиции и хитрость на лице девочки не усиливалась бы пониманием того, что находится на фоне (возможно карнавал?)
Обрезка
Одна из прелестей цифровой фотографии заключается в относительной простоте постобработки, которой раньше приходилось заниматься в темной комнате. С помощью Photoshop можно легко и просто обрезать изображение для лучшего эстетического эффекта. Обрезка — это процесс перестройки кадра фотографии с целью улучшить композицию. Мы все видели (а возможно и делали) фотографии с лишними предметами по краям кадра. Обрезав фото, можно избавиться от этих лишних элементов. На фотографии выше в оригинале было слишком много пространства над головами, к тому же в кадр попал другой фотограф. Обрезав фото, мы усилили акцент на семье и убрали фотографа, при этом оставив достаточно фона, чтобы сообщить зрителю о месте, где был сделан снимок.
Особенности перспективы
Перспектива — это то, как фотограф видит предметы благодаря размещению камеры. Например, один и тот же предмет, будет выглядеть по разному, если его сфотографировать на уровне глаз, сверху и с земли. Изменяя перспективу, фотограф меняет расположение линии горизонта и влияет на восприятие пейзажа зрителем. Например, если делать снимок человека в полный рост с уровня земли, то он будет казаться намного более грозным, мощным и большим, чем при съемке с обычного уровня глаз. Еще один способ менять перспективу — пользоваться положениями камеры, нетипичными для человеческого глаза. Вид с высоты птичьего полёта или очень высокие углы съемки меняют динамику вашей композиции.
Выберете простоту
Концепция «less is more» эффективно работает во всем, и фотография не исключение. Чересчур усложненная композиция фотографии представляет собой ту же проблему, что и сложные, нагроможденные предложения — они затрудняют понимание и способность оценить замысел. Простота в этом контексте значит не упрощенность, а отсутствие ненужных и лишних элементов. Создание незагроможденных, четких композиций упрощает понимание идеи в фотографии.
PS: скоро опубликуем серию видео-уроков по композиции 🙂
Источник
Развиваем композиционное мышление
Наверняка, почти каждый из тех, кто серьезно занимается фотографией, хотя бы раз в жизни сталкивался с мнением людей, которые отрицают само понятие «композиция». Сторонники этой теории считают, что все правила и законы построения изображения на плоскости достаточно условны, что, если они всё же и существуют, то существуют весьма шатко и неконкретно. Именно по этой причине кое-кто из фотографов даже считают, что композицию легче отрицать, чем стараться вникнуть в ее основу и понять ее законы. И в этом тоже есть некоторая доля правды. Однозначного в композиции меньше, чем сложного.
Ну, а если вы всё же хотите попытаться развить в себе композиционное видение, понять композицию, то каким путем это лучше всего будет сделать? Вот как раз об этом мы и хотим сегодня поговорить. В этой статье мы познакомим вас с тремя способами развития чувства композиции.
Способ № 1. Сравнение двух вариантов одного изображения
Что нужно делать?
Нужно положить перед собой или открыть в двух окнах на компьютере два варианта одного изображения, на которых отличается компоновка некоторых элементов.
- К примеру, это может быть оригинальный, «сырой», необработанный снимок и уже обработанный его вариант, на котором один из элементов убран или прикрыт нейтральной маской.
- «Сырой» снимок, полученный непосредственно с фотокамеры, и уже кадрированный в графическом редакторе.
- Специально сделанные картинки одинаковых геометрических фигур, которые отличаются одна от другой только лишь расположением этих фигур на плоскости самой картинки.
Как это нужно делать?
- Оптимальный вариант – распечатать обе эти картинки и повесить их перед собой на стену.
- Смотреть на них нужно некоторое время, возможно даже достаточно продолжительное. Причем, постоянно возвращаться к просмотру. Беглый взгляд, длящийся несколько секунд, ни к чему не приведет.
- Для того, чтобы перекрывать на картинках некоторые детали, можно использовать обыкновенную бумажную маску. Просто вырежете из бумаги фрагмент, по форме близкий к прикрываемой детали, и прикладывайте его к изображению. Только учитывайте, что маска должна по тону и цвету сливаться с фоном, иначе вы создадите ей лишний акцент, и она будет отвлекать вас от сравнения.
- Если вы будете работать в Photoshop, то рекомендуем использовать инструмент «Штамп» (Clone Stamp). Он очень удобен для этих целей.
- Когда вы будете сравнивать две эти картинки – смотрите не на сами предметы, изображенные на этих фотографиях, а главным образом на их формы. Любой предмет имеет форму: он может быть круглым, прямоугольным, может иметь вообще неправильное геометрически очертание. Для композиции важна именно форма, а не суть самих этих предметов. Люди это, животные или какие-то строения или предметы – в данный момент это не должно вас интересовать. Восприятие самих предметов, их смыслового назначения мешает оценке композиции изображения.
О чем тут речь? Ну, к примеру, на снимке мы видим троих улыбающихся детей в ярко-желтых майках, играющих на зеленой лужайке. Но для понимания композиции этой фотографии нам совершенно не важно, дети это или какие-то другие объекты, например, кошки на окне или яблоки на ветке. Если изображение на фотографии сделать размытым, то фигуры этих детей можно увидеть как три желтых пятна на зеленом фоне. Эти желтые пятна имеют каждое свою, неповторимую, форму, и по особому расположены на зеленом фоне.
В случае, если вам проблематично воспринимать изображение так образно, для понимания композиции первое время для начала можно пользоваться в Photoshop фильтром «Размытие по Гауссу» (Gaussian Blur). Радиус этого фильтра подбирать нужно так, чтобы предметы, изображенные на картинке, перестали узнаваться. Должна читаться только их геометрическая форма.
А ещё каким образом можно научиться отвлекаться от сути предмета, обращая внимания только на его форму? Как выработать в себе привычку и умение отвлечь свое внимание от второстепенных деталей и уловить, почувствовать взаимодействие главных?
- Можно расположить снимок перед собой в перевернутом виде, вверх ногами. В этом случае он будет выглядеть непривычно, и все предметы на нем будут вами распознаваться не сразу. При этом вам придется повысить концентрацию своего внимания и постараться увидеть то, что было не замечено вами ранее, при обычном рассматривании фотографии.
- Попробовать посмотреть на снимок при другом освещении. Например, при очень слабом.
- Посмотрите не на саму картинку, а на ее отражение в зеркале.
- Рассматривайте изображение, стараясь как можно сильнее прищуриваться.
- Для того, чтобы воспринимать только наиболее важные композиционные элементы снимка, нужно отпечатанную фотографию поставить перед собой не смотря при этом на нее, закрыв глаза. А потом на мгновение открыть их и опять закрыть. При этом ваш мозг «отпечатает» в вашем сознании как бы очертание фотографии, что и будет являться основой ее композиционного построения.
Способ № 2. Перемещение элементов изображения
Способ, который известен с давних пор. Им всегда активно пользовались известные мастера живописи. Как рассказывают исследователи творчества Ильи Репина, прежде чем начать писать какую-то свою картину, он вырезал из черной бумаги фигуры ее персонажей, и долгое время располагал их в различных вариантах на холсте, создавая множество сочетаний этих фигур. Делал он это до тех пор, пока не складывалась идеальная композиция будущей картины.
Что нужно делать?
- Рекомендуем для начала попробовать компоновать между собой две фигуры, постепенно переходя к более сложным вариантам – три, четыре и более фигур.
- Большее количество фигур позволяет создать больше вариантов их сочетаний между собой.
- При упражнениях в компоновке фигур между собой нужно в первую очередь обращать внимание на:
- Подходят ли эти фигуры одна к другой по своему размеру.
- Достаточен ли, не мал и не велик интервал между ними.
- Гармонично ли сочетание этих фигур, стремится это сочетание к единству или нет?
Это лишь основные критерии, на которые нужно обращать внимание.
- В композиции изображения на плоскости важны мельчайшие изменения, вплоть до миллиметров. Не нужно бояться двигать фигуры на листе бумаги на очень незначительные расстояния. «Отличие хорошей фотографии от посредственной – вопрос миллиметров» — говорил А.К. Брессон.
- Эта композиция из отстраненных черных фигур на белом листе бумаги должна находиться перед вами достаточно долго. Возможно, она будет висеть перед вами на стене несколько дней. И в какой то момент вы увидите композиционные ошибки в ней и вам захочется переделать все изображение заново, возможно даже коренным образом.
Как же все-таки определить, гармонично вы выстроили композицию или нет? Ответить на это вопрос одновременно и просто, и в тот же момент, достаточно сложно. Гармоничной можно считать ту композицию изображения, на которую вам элементарно приятно будет смотреть. Чем больше вы будете упражняться в композиции, тем сильнее в вашем сознании будут меняться критерии. Со временем вы научитесь видеть композицию. Вполне возможно допустить, что приятным для вас, а значит, и оптимальным через месяц или два вам покажется совершенно другое композиционное построение кадра.
Способ № 3. Анализ известных работ мастеров фотоискусства и своих собственных снимков
Что нужно делать?
- Необходимо не просто смотреть на снимки классиков фотографии, а стараться при этом понять, почему все элементы на них расположены именно так, а не как-то по-другому. Проще говоря, проверить композицию этой фотографии на прочность, на важность каждого из ее элементов.
- Для выполнения этого упражнения вы можете использовать компьютер, или маски, нейтрального цвета к фону. О таких масках сегодня мы уже говорили.
Как это нужно делать?
- Работать со снимками мастеров примерно так же, как мы работали ранее со своими снимками, закрывайте маской на фотографии тот или другой элемент, при этом, в первую очередь, обращая внимание на то, как композиция снимка будет выглядеть без этих элементов. Если прикрываемый на изображении элемент действительно важен, то вся композиция, лишившись его, мгновенно распадется. Если элемент несущественен для композиции – большого вреда его прикрытие маской композиции снимка не нанесет. При этом нужно всегда помнить про то, что маска обязательно должна быть нейтральной к фону. Если общий фон снимка черный – то и маска тоже должна быть такой же, если фон белый – и маска должна быть белой. В противном случае всё это упражнение потеряет свой смысл.
- При работе над этим упражнением в Photoshop, элементы картинки можно не убирать полностью (инструмент «Штамп» — «Clone Stamp»), а только лишь притемнять их при помощи инструмента «Burn» или осветлять, используя при этом инструмент «Dodge». Посмотрите внимательно, что из всего этого получилось. Проанализируйте снимок как следует, тщательнейшим образом.
- Естественно, работу известного фотомастера можно принять для нас за эталон фотоискусства. Если, убрав из ее композиции какой-то элемент, какую-то деталь, вы обнаружите серьезную разницу, то вы легко найдете тот элемент, который можно считать самым важным в композиции этой фотографии. Значит, этот элемент и есть то самое связующее звено, которое соединяет, сдерживает в единой связке все элементы снимка по композиции в единое целое. Обратим ваше внимание и на то, что все элементы можно не только убирать со снимка, но и передвигать их один элемент взаимно другого.
- Подобным образом можно работать и над своими фотографиями. Мы с вами пока ещё не великие мастера. И поэтому, в отличие от классиков фотоискусства, мы можем допускать ошибки и при съемке, и при обработке своих снимков. У неопытного или начинающего фотографа композиция снимка удачно складывается далеко не всегда. Чаще всего, удачно сочетаются в ней только лишь несколько деталей. Вот поэтому, когда вы будете анализировать свои работы с точки зрения их композиционного построения, главной вашей задачей должно быть определение того, какие конкретно элементы мешают композиции всего снимка, не позволяют полноценно воспринимать удачные ее детали, и устранить увиденные недочеты в работе.
Ну, и, завершая наш сегодняшний рассказ о развитии композиционного мышления, хочется сказать, что упражнений, подобных описанным в этой статье, существует достаточно много. Как говорят теоретики и искусствоведы, тот фотограф, у которого лучше развито чувство композиционного видения и мышления, намного быстрее начнет понимать взаимоотношение, возникающее между фигурами на снимке, взаимовоздействие между ними. Тому же художнику, у кого это важное чувство развито не очень хорошо, чтобы эти взаимодействия уловить и понять, нужно будет выполнить гораздо больше подобных упражнений.
Удачи вам! Совершенствуйтесь, развивайтесь, не стойте на месте!
Источник