- Чувство комплекс неполноценности дети
- Комплекс неполноценности у ребенка
- Комплекс неполноценности (заниженная самооценка) у детей и подростков. Признаки и причины его возникновения
- Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:
- Почему у ребенка заниженная самооценка? Основные причины:
- Непостоянство уровня самооценки
- Кто чаще страдает комплексом неполноценности?
- Опасность комплекса неполноценности
Чувство комплекс неполноценности дети
В маленьком возрасте каждый ребенок уверен, что он сможет все. Поэтому на вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?», они отвечают: «Президентом», «Космонавтом», «Капитаном корабля», «Актрисой», «Спасателем», «Миллионером» и т.д. Маленькие дети убеждены, что мир прекрасен и в нем нет ничего невозможного, и правильное воспитание заключается в том, чтобы поддержать у своего ребенка эту уверенность. Однако большинство детей с маленьких лет вместо поддержки и похвалы ежедневно слышат от своих родителей фразы, которые ведут к формированию у него комплекса неполноценности.
Комплекс неполноценности — настоящий бич современного человека, мешающий ему чувствовать себя счастливым и наслаждаться каждым мгновением жизни. В той или иной мере от комплекса неполноценности страдает каждый из нас. У кого-то он сильно выражен, поэтому он не умеет строить гармоничные отношения с людьми, достичь успехов в работе и создать семью. У другого -комплекс неполноценности выражен слабее, но, несмотря на то, что у него есть семья, богатство и престижная работа, он все равно недоволен своей жизнью.
Без сомнений, все наши комплексы — не врожденные дефекты, а результат влияния родителей, воспитателей, учителей и общения со сверстниками. Избавиться от комплексов взрослому человеку весьма сложно, но вот приложить все усилия, чтобы не развить их в собственных детях — важная задача каждого родителя. Сейчас в каждом доме есть возможность снять на видеокамеру свою речь, чтобы потом включить эту запись и внимательно изучить, как вы разговариваете со своим ребенком и какие фразы ему говорите. Уверены, вы сделаете массу неприятных для себя открытий и услышите, что многие из тех фраз, которые формируют «слабака» и «мямлю», присутствует при вашем общении с ребенком:
1. «Иди, поиграй пока, ты мне мешаешь смотреть телевизор«. Эта фраза и подобные ей: «Ты мне надоел!», «Не хочу тебя видеть!», «Не желаю тебя слышать!», «Как я устала от твоих истерик!» и так далее формируют у ребенка чувство вины перед родителями. Дети, которые часто слышат подобные фразы, прячутся и закрываются в себе. Они до конца жизни пытаются заслужить родительской любви, считая, что они виноваты во всех их бедах и несчастьях.
2. «Опять испачкался, как поросенок«. Маленькие дети воспринимают слова, как слышат. Если ребенку скажете, что он дурак или грязный как поросенок, вместо «ты не понял, давай я объясню» или «ты испачкал брюки, давай их поменяем», то он примет их. В последствие он будет воспринимать себя таким, как вы к нему чаще всего обращаетесь. При общении с ребенком нельзя употреблять слова и выражения, способствующие к его обезличиванию. Если ребенку часто говорить, что он дурак, псих, драчун, жадина, обезьяна, трус, лентяй или плакса, то в конце концов он и будет вести себя соответственно.
3. «Ты у меня сейчас получишь!«. Этой фразой родитель хочет напугать ребенка и дать ему понять, что он может с ним сделать все, что захочет. У детей, родители которых часто пугают наказанием, формируется страх и желание угодить, чтобы быть не наказанным. Во взрослой жизни подобное отношение мешает достичь успеха, руководство и партнеры чувствуют внутреннюю боязнь человека и начинают манипулировать им.
4. «Не съешь кашу — не вырастишь, останешься маленьким«. Эту фразу чаще всего используют родители, которые озабочены отсутствием аппетита у ребенка. Между тем, заставлять кушать, когда ребенок не хочет, не следует, это провоцирует появление лишнего веса и соответственно комплекса неполноценности. Ведь, как известно, недовольство жизнью вытекает в первую очередь из недовольства собой. Поэтому недовольные внешним видом люди чаще устраивают скандалы в семьи, находя много поводов к чему придраться, чтобы выместить комплекс на тех, кто с ними рядом.
5. «Я тебя не люблю, когда ты ведешь себя плохо!«. Самая страшная фраза, которую ребенок может услышать от родителей — это «Я тебя не люблю!». Этой фразой можно нанести серьезную травму психике ребенка. Она убеждает, что ребенок нужен родителям только если он хорошо себя ведет и вызывает желание угодить, чтобы стать любимым. Во взрослой жизни человек, выросший в семье, где его любили только за хорошие поступки, будет стараться все время жить для других, исполняя чужие желания и совершенно забывая о своих.
6. «Если ты сейчас же не перестанешь плакать, я уйду«. Угроза оставить одного дома действует на ребенка подобно приговору и означает, что он лишится родительской любви и заботы, если не будет слушаться их. После таких слов дети начинают плакать еще сильнее, испугавшись, что безопасный и счастливый вокруг него мирок рушится. Чаще всего дети родителей, которые пугали их уходом из дома или страшным бабайем, который заберет их, подвержены различным неврозам. Они часто устраивают истерики и огорчают родителей неадекватным поведением, а во взрослой жизни — супругов и членов своей семьи.
7. «У тебя ничего не получается — дай, я сделаю сама!«. Эта фраза сразу же программирует ребенка на неудачу. Постепенно у него появляется уверенность, что он глупый неудачник и не способен ничего сделать самостоятельно без помощи мамы. Будучи взрослым, ему будет трудно принимать решения и проявлять инициативу. Если малыш заявляет «Я сам!», не убивайте его стремление фразами типа: «Ты не можешь!», «У тебя не получается!», «Ты только все испортил!». Проявите терпение и подождите, пусть он попробует, если ему не удается сделать, скажите: «А давай теперь попробуем вместе!».
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Источник
Комплекс неполноценности у ребенка
Я — такой ребенок. Анализируя свой опыт, в один момент столкнулась с парадоксом: я родилась в заботливой, доброй семье, где в полной мере проявлялась моя способность любить. Я любила все и всех: цветы, деревья, зверей, родной дом; учиться, читать, узнавать; стариков и соседских детишек.
Школу я заканчивала, испытывая острую ненависть к себе: темно-зеленым глазам, редким волосам «мышиного цвета», своему имени; испытывала ненависть за свою непопулярность среди других детей; считала себя недостойной хорошей профессии; хранила тайное убеждение в том, что интеллект и доброе сердце — побочные продукты производства в обществе, где успеха можно достичь, только будучи наглой, нарочито шумной, худощаво-стройной и, конечно, ненаглядно красивой.
Сегодня мне 27, и, работая психологом и помогая другим людям распутывать клубки их жизней, я вынуждена признаться, что отголоски навязанного комплекса неполноценности порой дают о себе знать. Параллельно работая учителем, я чувствую, что калечащая роль школы, через которую прошли мои родители, друзья и многие мои пациенты, должна быть адресована и трансформирована в нечто возвышающее, научающее детей взаимодействовать со своими эмоциями, а не превращающее молодежь в разрываемых конфликтами моральных инвалидов.
Откуда растут ноги у комплекса неполноценности? Само слово «неполноценность» намекает на то, что развиться данный комплекс может только в обществе, где присутствует идея «полноценности», или видимость идеала. Конкурентная среда школ и университетов, где посредством оценок и рейтингов детей поощряют соперничать друг с другом в узконаправленных, разграниченных дисциплинах (физкультура, математика), — классический пример рассадника пресловутого комплекса.
Ребенок, чей разум не окреп мыслить системно, т.е. учитывая комбинационное воздействие на психику индивида культуры и личного опыта, приносит «пряник» конкуренции, который раздают направо и налево в школе, в остальные сферы жизни. Растущий человечек чувствует, особенно вступая в подростковый возраст, что дабы добиться успеха в обществе, которое поощряет достижение успеха, ему нужно научиться быть конкурентноспособным во всем.
Тело перестраивается гормонально — и на передний план выходит желание интимности. Конкуренция дает о себе знать и здесь. Культура и агрессивный маркетинг преуспевают в демонстрации недостижимых идеалов. Вы не задумывались, почему в рекламе в основном фигурирует стройное, худощавое тело? Да ведь этот тип фигуры — самый труднодостижимый! Навязывая человеку, что он неполноценен (а чем моложе человек, тем меньше на нем «написано» — тем проще ему внушить), реклама прививает индивиду чувство несовершенства и вынуждает его инвестировать доходы (родителей) в свистелки, «которые ему не нужны; чтобы впечатлить людей, которых он ненавидит».
Если Вы — родитель, и переживаете, что даете своему ребенку все, что можете, при этом наблюдая его болезненно усугубляющийся комплекс неполноценности, перестаньте винить себя! Сегодняшний этап эволюции, через который проходит посткоммунистическое общество, подразумевает в качестве обратной стороны медали болезненный индивидуализм и краеугольность конкуренции. Страх разочаровать родителей и потерять их утешающее присутствие часто сопровождает вышеупомянутый комплекс. Дети, подверженные комплексу несовершенства, склонны к меланхолии и резким перепадам настроения. Они находят прибежище дома, если чувствуют, что дом — их тыл. Что дома их любят безусловно и ждут.
Обсуждайте со своим ребенком его чувства, если почувствуете, что он готов к этому. Будьте готовы слушать и не осуждать. Будьте готовы не давать советов! Боязнь услышать совет на попытку выговориться может отвращать ребенка от разговоров начистоту. Разве мы всегда делимся своими переживаниями, чтобы услышать предполагаемое решение — другими словами, непрошенный совет? Каждый хороший психотерапевт знает, что служить зеркалом гораздо эффективнее, чем генератором решений.
Ваше собственное осознание разрушительных последствий, которые несет система образования, и последующее обсуждение их с Вашим подростком, поможет предотвратить развитие нездоровой психики у человека в дальнейшем.
Наряду с упрощением жизни, которые предоставил нам интернет, доступ к рекламе стал проще, мощнее, обширнее. Поэтому сегодня, как никогда, психологическое образование (и психологические образование учителей в том числе) в школах крайне необходимо.
Лилия Карденас, интегральный психолог, психотерапевт, преподаватель
Источник
Комплекс неполноценности (заниженная самооценка) у детей и подростков. Признаки и причины его возникновения
Комплекс неполноценности мешает гармоничному развитию личности. Он возникает в детстве и часто остается на всю жизнь. Причем, внешне это не всегда заметно. Как же распознать заниженную самооценку и комплекс неполноценности? В чем их опасность для ребенка?
Заниженная самооценка или комплекс неполноценности — это постоянное, навязчивое ощущение себя хуже других, сопровождающееся постоянной неуверенностью в себе и своих силах.
Самооценка ребенка влияет на то, как ребенок умеет общаться, как реагирует на критику, как ведет себя в конфликтной ситуации, насколько сильно он стремится к общению, каких друзей себе выбирает.
Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:
- Внешний вид — может быть неряшлив, небрежен.
- Тихий тембр голоса, невнятная речь, заискивающие интонации, привычка извиняться без видимых причин за свои поступки.
- Излишняя критичность к себе и своим поступкам, самобичевание.
- Часто на лице страдальческое выражение лица, при разговоре дети с комплексом неполноценности обычно избегают смотреть на собеседника; чрезмерно сутулятся (желание быть незаметным); садятся на самый край стула, переплетая ноги (защита от окружающих) или пряча их под стул.
- Малообщительны, ведомые, постоянно жалуются на плохое самочувствие, неприятности. Чаще всего неуверенные в себе дети и подростки — интроверты (эмоции, чувства направлены внутрь себя, а не во внешний мир).
- Излишняя агрессивность. Грубость с окружающими как защита от внешнего мира, неверие в себя рождает недоверие и к окружающим.
- Болезненная реакция на критику, плаксивость.
- Чрезмерная внешняя самоуверенность в поведении, как ни странно, говорит о низкой самооценке, сопровождается желанием «выделиться из толпы» (необычная одежда или поведение с претензией на «оригинальность»). Особенно сильно проявляется в подростковом возрасте.
- Желание быть первым всегда и везде. Подросток живет в постоянном стрессе, вынужден доказывать себе и окружающим, что он лучше всех. Личности, уверенной в себе, любящей себя, нет нужды доказывать свою «исключительность».
Эти признаки могут наблюдаться по отдельности или в разном сочетании.
Почему у ребенка заниженная самооценка? Основные причины:
- Наследственный фактор. Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (к примеру, сангвиники чаще всего общительны, склонны к лидерству, меланхолики очень впечатлительны, остро чувствуют других людей и их чувства), умственные способности (у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития, комплекс неполноценности может быть особенно ярко выражен).
- Воспитание. Гиперопека — излишняя и навязчивая забота или гипоопека — отсутствие теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Даже любящие родители, сами неуверенные в себе, вряд ли смогут воспитать активного и уверенного в себе ребенка. Ведь как можно учить тому, что не умеешь сам?
- Социальные контакты — отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми. Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере — подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным.
Непостоянство уровня самооценки
Уровень самооценки может измениться: есть немало способов избавиться от комплекса неполноценности и стать уверенным в себе человеком. Более подробно можно прочитать в статье Как стать уверенным в себе?. Среди знаменитых людей, добившихся успехов, есть множество тех, кто в детстве имел низкую самооценку, но сумел справиться с ней. Уровень самооценки может стать ниже из-за серьезных неудач, длительной стрессовой обстановки, проблем общения с родителями и т.д.
Кто чаще страдает комплексом неполноценности?
Комплексу неполноценности подвержены дети, воспитывающиеся без родителей, нежеланные дети — они уже во младенчестве ощущают свою ненужность в мире. У них нет поддержки и опоры в виде родителей, они чувствуют себя несовершенными и не умеют себя любить, рассматривают себя как помеху, а не как свободную личность.
Опасность комплекса неполноценности
Комплекс неполноценности не только мешает развитию личности, но и может перерасти в затяжную депрессию, невроз, особенно если он усугублен иррациональным (необъяснимым, подсознательным) чувством вины. Кроме того, если ребенок или подросток страдает заниженной самооценкой, то у него могут быть страхи, фобии, и другие навязчивые состояния, могут возникнуть и психосоматические заболевания (физиологические заболевания на фоне психических факторов). Справиться с тяжелой формой этого комплекса помогут специалисты (психологи, психиатры, психоневрологи).
Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Источник