Чувство когда приносишь пользу

Почему, добровольно помогая другим, мы становимся счастливее: научное объяснение

Не нужно быть ангелом альтруизма, чтобы заниматься волонтерской работой. Совершенно нормально, если вы частично помогаете другим из эгоистичных соображений — вы все равно делаете что-то хорошее.

Главная причина помогать другим, как бы эгоистично это ни казалось, заключается в том, что это делает вас счастливее.

Когда мы делаем добро для других, это приносит нам пользу

«Исследования показывают, что мы больше всего счастливы, когда делаем что-то хорошее для других, — сказала Лори Сантос, профессор психологии Йельского университета, которая ведет чрезвычайно популярный курс «Наука о благополучии». — Люди, которые работают волонтерами, как правило, более счастливы, чем те, которые этим никогда не занимались».

Большинство из нас испытали эти теплые и приятные чувства после совершения доброго дела. Социальный психолог Наоми Айзенбергер объясняет, что у данного чувства есть неврологическая причина.

«Когда мы помогаем другому человеку — держим ли партнера за руку, когда он переживает что-то болезненное, или жертвуем деньги на благотворительность, мы наблюдаем активацию мозга, связанную с вознаграждением», — отмечает Наоми.

Чтобы стать счастливее, нужно помогать другим

Области нашего головного мозга, которые обрабатывают основные награды, такие как вкусная еда или выигрыш лотереи, также активируются, когда мы делаем что-то хорошее для других людей.

В отличие от других радостей жизни, например съедания целого шоколадного торта или экстремальных путешествий, доброжелательный характер волонтерства не имеет отрицательных побочных эффектов или спада.

«Проведенные на данный момент исследования показывают, что действия, которые мы выполняем для окружающих, могут иметь относительно длительный эффект счастья, — говорит Лори. — Достаточно лишь вспомнить о том, как вы сделали доброе дело, чтобы ваше самочувствие улучшилось».

Однако польза на этом не заканчивается. Есть и более практичные, очевидные плюсы.

Участие в волонтерстве помогает бороться с одиночеством

Волонтерство также может помочь справиться с одиночеством и дать нам осознание цели, которую мы, возможно, не получаем от офисной работы.

Член директории консультирования Шелли Тречер объясняет: «Подобно обычной работе, волонтерство может придать ощущение рутины. Однако, поскольку у нас нет цели заработать, мы испытываем меньше стресса и больше свободы для реализации других интересов посредством волонтерской работы, которую мы выбираем».

Таким образом, мы получаем хорошие результаты — целеустремленность и занятость, но без всякого давления, связанного с оплачиваемой работой.

Шелли добавляет: «Учитывая растущий уровень разобщенности и одиночества в эпоху Интернета, волонтерство может принести пользу всем людям. Нам как социальным существам необходимо взаимодействовать друг с другом. Помощь другим часто отвлекает нас от собственных проблем и вызывает чувство благодарности за то, что у нас есть».

Участие в волонтерской работе может помочь нам овладеть новыми навыками и улучшить чувство собственного достоинства. Все это позитивно сказывается на нашем психическом состоянии и общем благополучии.

Хотя польза от волонтерства огромна, важно отметить, что вы не обязаны покинуть свою основную работу и посвятить всю свою жизнь помощи другим. Да, волонтерская работа может сделать нас счастливее, но, если это происходит за счет всех других ключевых аспектов психического и физического здоровья, это не принесет пользы. Вы обязательно должны уделять время и для себя.

Выбор подходящей волонтерской работы имеет решающее значение

«Баланс здесь является ключевым моментом, — говорит Шелли. — Выбирая волонтерскую работу, убедитесь, что вы можете спокойно и с удовольствием выполнять то, что от вас просят, иначе вы столкнетесь с еще одним источником стресса».

Также поможет соблюдение баланса между выходом из зоны комфорта и использованием своих сильных сторон.

«Хотя волонтерская работа, которая позволяет вам контактировать с другими, скорее всего, принесет больше пользы вашему психическому благополучию, будьте разборчивы, — сказала Шелли. — Если вы испытываете социальную тревожность, возможно, групповая работа не для вас».

Работа для других — это реальный путь к счастью

Убедитесь, что вы понимаете, что ваша работа, даже если она кажется незначительной по сравнению с другими, действительно оказывает влияние. Не попадитесь в ловушку вины: «Я должен делать больше».

«Мы можем чувствовать себя виноватыми из-за того, что не можем помочь всем, поэтому важно сосредоточиться на людях, которым мы в состоянии помочь и которым уже помогаем, — говорит Шелли. — Для мира вы всего лишь один человек из тысячи, но для этого человека вы являетесь целым миром».

Делайте все, что в ваших силах, и обратите внимание на то, как ваши действия влияют не только на окружающих людей, но и на ваше собственное счастье.

«Мы часто думаем, что существуют реальные ограничения для волонтерской работы, — говорит Лори. — Например, многие считают, что этим можно заниматься только при наличии больших финансов и свободного времени. Но наука доказала, что даже небольшая помощь способна творить чудеса».

Источник

Истинное призвание – приносить пользу людям!

Знаете, в своей жизни я встречаю много счастливых людей, которые успешно занимаются любимым делом и получают от этого удовольствие. Но иногда я общаюсь с людьми, которые все еще ищут себя. Нет, они замечательные, у них масса достоинств, но найти себя, свой личный путь они никак не могут. И я бы очень хотела помочь им в этом поиске с помощью семи простых рекомендаций:

Читайте также:  Что такое кормовой стресс

1. Живите своей жизнью.
В последнее время стало модно фотографироваться со звездами, читать их блоги, следить за их судьбой. Но поймите, действуя таким образом, мы не обретаем себя, мы проживаем чужую жизнь вместо собственной!

2. Осуществляйте детские мечты.
У ребенка еще нет жизненных рамок, ограничивающих мысли и действия. Мечты детей могут быть неосуществимыми, но они остаются их мечтами. Берите пример! Вспомните то, чего так сильно хотели в детстве. Допустим, если вы мечтали научиться летать, то почему бы не пойти на курсы авиапилота или стюардессы?

3. Ведите дневник.
Он нужен вам для того, чтобы записывать свои задачи, а потом их осуществлять. Регулировать время, планировать рабочий день. Пишите о том, что вам нужно выполнить для достижения конкретной цели и какие люди могли бы вам в этом помочь.

4. Расширяйте кругозор.
Побольше читайте разнообразную литературу, смотрите фильмы, посещайте лекции, выставки, музеи. Человеку с большими знаниями проще найти себя.

5. Подумайте о том, чем вы любите заниматься.
Возможно, что хобби, к которому вы относитесь несерьезно, и есть ваше истинное призвание. Чтобы найти себя, всего лишь нужно посвящать ему как можно больше времени.

6. Найдите себе друзей по душе.
Наверное, это не просто сделать. Но окружение тоже играет свою роль в формировании нашей самобытности. Общайтесь с теми, с кем вам приятно общаться.

7. Избавляйтесь от вредных привычек.
Все мы состоим из привычек, которые бывают полезными или вредными. Наша главная задача — культивировать в себе хорошие привычки, избавляясь от плохих.

Главное, не забывайте, что истинное призвание — приносить пользу людям, это наполняет нашу жизнь особым смыслом!

Я верю, что следование этим рекомендациям сделает вашу жизнь счастливой! Начинайте прямо сейчас! Желаю удачи!

Источник

5 случаев, когда «плохое» поведение принесет пользу вам и окружающим

Не бойтесь нарушать правила

Так уж по­лу­чи­лось, что мало кто из нас мо­жет на­звать себя иде­аль­ным че­ло­ве­ком. Мно­гие ста­тьи и ма­те­ри­а­лы дают со­ве­ты, как ис­пра­вить соб­ствен­ное по­ве­де­ние, что­бы стать луч­ше. Од­на­ко неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли ре­ши­ли пой­ти с об­рат­ной сто­ро­ны и изу­чить, мо­гут ли наши «вред­ные» или «пло­хие» чер­ты при­не­сти поль­зу — рас­ска­зы­ва­ем об их ре­зуль­та­тах.

Нецен­зур­ная лек­си­ка

По­ло­жи­тель­ное вли­я­ние ру­га­тельств было уже дав­но изу­че­но и до­ка­за­но — мат по­мо­га­ет нам луч­ше пе­ре­жи­вать боль, по­вы­ша­ет нашу фи­зи­че­скую силу и со­дей­ству­ет со­ци­аль­ной спло­чен­но­сти. Недав­нее ис­сле­до­ва­ние так­же по­ка­за­ло, что ру­гань мо­жет быть эф­фек­тив­ной стра­те­ги­ей, если вы ча­сто зли­тесь на до­ро­ге. В экс­пе­ри­мен­те участ­во­ва­ло сто во­ди­те­лей. Им по­ка­зы­ва­ли изоб­ра­же­ния, на ко­то­рых были изоб­ра­же­ны три вы­зы­ва­ю­щих ярость сце­на­рия:

  • пе­ше­хо­ды, пе­ре­хо­дя­щие до­ро­гу на крас­ный свет;
  • «под­ре­за­ю­щий» во­ди­тель;
  • ма­ши­на, остав­лен­ная в непо­ло­жен­ном ме­сте и пре­граж­да­ю­щая до­ро­гу.

По­ло­вине участ­ни­ков было при­ка­за­но ру­гать­ся вслух или тихо, а дру­гой по­ло­вине — мол­чать. Пер­вая груп­па со­об­щи­ла, что чув­ству­ет себя на­мно­го бо­лее спо­кой­но. Со­гла­си­тесь, что луч­ше по­ру­гать­ся пару ми­нут в ма­шине, а не дер­жать гнев в себе.

Упо­треб­ле­ние ал­ко­го­ля

Сей­час все­ми уже дав­но при­зна­но, что без­опас­ных огра­ни­че­ний на упо­треб­ле­ние ал­ко­го­ля не су­ще­ству­ет — он уль­ти­ма­тив­но вред­ный. Од­на­ко в неко­то­рых жиз­нен­ных си­ту­а­ци­ях уме­рен­ное ко­ли­че­ство все же мо­жет ока­зать­ся по­тен­ци­аль­но по­лез­ным. Недав­нее ис­сле­до­ва­ние по­ка­за­ло, что ал­ко­голь поз­во­ля­ет нам луч­ше го­во­рить на ино­стран­ном язы­ке. Уче­ные дали участ­ни­кам вы­пить на­пит­ки, эк­ви­ва­лент­ные од­ной-двум бу­тыл­кам пива. За­тем лю­дей по­про­си­ли в те­че­ние двух ми­нут по­го­во­рить на их вто­ром язы­ке и об­су­дить тему те­сти­ро­ва­ния про­дук­ции на жи­вот­ных. В это вре­мя уче­ные оце­ни­ва­ли их язы­ко­вые на­вы­ки (сло­вар­ный за­пас, про­из­но­ше­ние, уве­рен­ность речи). Вы­пив­шие ал­ко­голь спра­ви­лись луч­ше, чем те, кто пил воду.

Ощу­ще­ние ску­ки

Очень ча­сто мо­ти­ва­ци­он­ные спи­ке­ры лю­бят го­во­рить, что ску­чать мо­гут лишь скуч­ные люди. Од­на­ко нуж­но пом­нить, что ску­ка — это уни­вер­саль­ный че­ло­ве­че­ский опыт. Пси­хо­ло­ги за­ме­ча­ют, что это про­сто ощу­ще­ние от­сут­ствия на­ме­ре­ния или цели (немно­го по­хо­же на пре­бы­ва­ние в под­ве­шен­ном со­сто­я­нии). Вы спро­си­те — а что то­гда хо­ро­ше­го? Дело в том, что имен­но ску­ка мо­жет сти­му­ли­ро­вать наши твор­че­ские по­ры­вы.

Одно ис­сле­до­ва­ние по­ка­за­ло, что на­ме­рен­ный про­смотр скуч­ных ви­део­ро­ли­ков зна­чи­тель­но улуч­ша­ет ка­че­ство ре­ше­ния по­сле­ду­ю­щих кре­а­тив­ных за­дач. Так что не бой­тесь это­го ощу­ще­ния — оно мо­жет дать вам но­вые идеи.

Ощу­ще­ние глу­по­сти

Ве­ро­ят­но, в это слож­но по­ве­рить, но у при­зна­ния сво­ей глу­по­сти есть мно­го пре­иму­ществ. В од­ной из сво­их ста­тей мик­ро­био­лог Мар­тин Шварц рас­ска­зы­вал ис­то­рию о встре­че со ста­рой зна­ко­мой, ко­то­рая бро­си­ла на­уч­ное об­ра­зо­ва­ние, что­бы стать юри­стом. Она при­зна­лась, что сде­ла­ла это, по­то­му что ча­сто чув­ство­ва­ла себя глу­по. По­сле это­го ему вне­зап­но при­шло в го­ло­ву, что и для него на­у­ка ча­сто свя­за­на с ощу­ще­ни­ем глу­по­сти — од­на­ко это со­вер­шен­но нор­маль­но. Не нуж­но это­го стес­нять­ся. Если вы су­ме­е­те при­нять это чув­ство, оно смо­жет рас­кре­по­стить вас и по­мочь в бу­ду­щем луч­ше справ­лять­ся с труд­но­стя­ми на пути.

Бунт про­тив норм и пра­вил

Ра­зу­ме­ет­ся, здесь не име­ет­ся в виду что-то страш­ное (на­при­мер, убий­ство че­ло­ве­ка). В од­ном ис­сле­до­ва­нии уче­ные по­про­си­ли сто сту­ден­тов стар­ших кур­сов от­пра­вить­ся куда угод­но и на­ру­шить лю­бую незна­чи­тель­ную со­ци­аль­ную нор­му. По­сле это­го им нуж­но было за­фик­си­ро­вать по­след­ствия. Один из участ­ни­ков под­нял­ся по эс­ка­ла­то­ру в об­рат­ную сто­ро­ну. Дру­гой при­от­крыл окна ма­ши­ны и гром­ко за­пел. Эти неболь­шие от­хо­ды от пра­вил ча­сто вы­зы­ва­ли по­ло­жи­тель­ную ре­ак­цию пуб­ли­ки и по­вы­ша­ли на­стро­е­ние са­мих ис­пы­ту­е­мых. Так что не сто­ит бо­ять­ся ино­гда на­ру­шать пра­ви­ла.

Все са­мое важ­ное и ин­те­рес­ное со­би­ра­ем в на­шем Telegram

Источник

Энергия в мирном русле: как сублимация помогает не сойти с ума

Признаемся: всех нас порой тянет сделать что-то запретное. В условиях современного общества мы сдерживаем себя, но можем написать о том, что нас волнует, проникновенный пост в социальных сетях или пойти в спортзал. Это называется сублимация.

Читайте также:  Снижение иммунитета после стресса

Георгий Яковлев, психоаналитический психотерапевт, клинический психолог, специалист сервиса Alter

Что такое сублимация

В психологии сублимация — это процесс, благодаря которому сексуальность и агрессия преобразуются и выражаются в социально-приемлемой форме, так сказать, ставятся на службу обществу. Сублимацию часто относят к «зрелым» и наиболее адаптивным формам психологических защит наряду с юмором, альтруизмом и кооперацией: все эти механизмы нашей психики направлены на то, чтобы минимизировать неприятные переживания и поддержать душевное равновесие.

Исторически термин «сублимация» использовался в разных областях:

  • в физике и химии сублимация означает возгонку, переход вещества из твердого состояния сразу в газообразное, минуя промежуточный этап — жидкую форму;
  • в философии и искусстве сублимация понимается как переход в новое, более чистое и возвышенное состояние.

В начале ХХ века австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд, по аналогии с химической сублимацией, предложил концепцию психической сублимации: человек как бы окольным путем достигает удовольствия иного, «более высокого» порядка. Но о каком удовольствии идет речь?

В психоанализе понятие сублимации и удовольствия неразрывно связано с теорией влечения: в каждом человеке от рождения присутствуют внутренние силы (влечения), которые давят изнутри, непреодолимо «влекут» и подталкивают к «разрядке».

Фрейд, прежде всего, исследовал сексуальное влечение: как оно представлено в теле и психике и каким образом ищет удовлетворения («Влечения и их судьбы», 1915).

С первых лет жизни культура и воспитание ограничивают нас в прямом выражении мыслей, эмоций и желаний, которые считаются запретными (например, эгоистичные, инцестуозные или «убийственные» фантазии в отношении близких). В то же время вся современная цивилизация и культурные достижения человечества построены на сублимации («Неудовлетворенность культурой», 1930). Человек приносит «жертву» обществу, отказываясь от грубого удовлетворения своих страстных и агрессивных побуждений ради безопасности и мирного сосуществования.

Сублимируя, человек непроизвольно меняет курс влечения с сексуальной цели на несексуальную — дружбу, сотрудничество, заботу о других, занимаясь карьерой, наукой, искусством, спортом или иной деятельностью, которую одобряет социум. Иногда сексуальное влечение полностью трансформируется в страсть к знаниям, как это было у да Винчи — добровольная атрофия сексуальной жизни («Детское воспоминание Леонардо да Винчи», 1910).

Интересно, что концепция сублимации так и не была закончена ни самим Фрейдом, ни последующими поколениями аналитиков и представляет скорее общий ход мысли, нежели руководство к действию. Поскольку это наиболее «здоровый» из бессознательных процессов, его намного труднее исследовать: ни жалоб, ни симптомов.

Примеры сублимации

  • Стремление удовлетворить демонстративные, нарциссические потребности может проявляться в выборе публичной профессии, например артиста или политика.
  • Агрессия может выражаться в социально-приемлемой конкуренции — в контактных видах спорта, публичных прениях (теледебатах, стендап-баттлах), публицистике — а также в выборе специальностей, предполагающих то или иное воздействие или вмешательство (например, в хирургии «резать, чтобы спасать»).
  • Сексуальные и эротические побуждения выражаются в искусстве, литературе, кинематографе и рекламе.

Говоря о сублимации, Фрейд в основном описывал творческую и интеллектуальную деятельность. Но к социально значимой деятельности можно отнести и такое занятие, как коллекционирование (Peter Subkowski, On the Psychodynamics of Collecting, 2006).

Коллекционирование — это последовательное накопление похожих предметов, где одновременно присутствует желание обладать и не расставаться. Склонность к коллекционированию проявляется у многих детей. Любимые игрушки могут заменять отсутствующих взрослых, они успокаивают и помогают справиться с тревогой. Во время игры ребенок становится в активную позицию, он управляет драмой, контролирует ход событий, определяет их исход. Нечто похожее можно проследить у взрослых и в нематериальных формах: коллекционирование знаний, впечатлений, мест отдыха, карьерных позиций, отношений и так далее.

В некоторых случаях объекты страсти — предметы искусства и роскоши, брендовые вещи либо какие-то редкости — могут определять коллекционера, становясь его «продолжением». Магическим образом они успокаивают и приносят наслаждение. Опасность поджидает там, где появляются элементы зависимости, преклонения перед неодушевленным, где коллекционер начинает жить исключительно в мире идеальных предметов, эксцентрично избегая «опасных» человеческих отношений. Утрата таких предметов становится серьезнейшим ударом — человек ощущает это так, будто он лишился части себя, как в фильме Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» (2013).

Тем не менее многие коллекционеры успешны и активны в жизни. Зрелая, сублимированная форма коллекционирования подразумевает, что коллекционер признает неполноту и несовершенство своей коллекции, он знает, когда остановиться, при этом чувствует себя довольно комфортно и в остальных сферах жизни, где также получает эстетическое удовольствие. В наивысшей форме коллекционирование может выражаться в благотворительности: предметы возвращаются обществу взамен на признание. В таком случае предметы отражают вкусы и ценности коллекционера, но не являются буквально его «плотью».

Вот и другой пример из области писательства. Известный индийско-американский психоаналитик и ученый Сэлмэн Актар на вопрос «почему я пишу» отвечает: «ради удовольствия» (Salman Akhtar, «Dancing with Words», 2020). Для него писательство — это один из способов получить самое разное наслаждение. Прежде всего так он выражает (сублимирует) любовь, ненависть, зависть, желание мести, отцовскую назидательность и братскую нежность. С некоторой долей стыда он признается: пишет еще и потому, что ему нравится быть известным (подобные эксгибиционистские устремления могут указывать уже на псевдосублимацию, то есть не столько на стремление принести пользу обществу, сколько на желание показать себя с лучшей стороны, получить одобрение, порой любой ценой). Его имя позволяет ему путешествовать, зарабатывать, выступать и знакомиться с интересными людьми, с некоторыми становиться друзьями. Писательское удовольствие также в том, чтобы пассивно погружаться в свои размышления в три утра, в аэропорту, в поезде, даже на прогулке, чтобы в какой-то момент спонтанно, в творческом порыве за несколько часов написать статью. Возможно, в такие моменты ему удается освободиться от бренного, человеческого, фрагментарного в себе и обрести внутреннюю целостность.

Читайте также:  Как юшка чувствует себя наедине с природой

Сублимация и жизнь

Итак, сублимация тесно связана с культурой, чья задача — направлять нас и задавать систему координат, обеспечивая устойчивость и чувство безопасности. Однако, в отличие от общества XIX века со свойственной ему четкой иерархией, запретами и предписаниями, современное общество вызывает в человеке, скорее, спутанность, одиночество и иллюзию того, что все желания осуществимы. Как подмечает итальянский психоаналитик Росселла Вальдре, сегодня нет места трагедии, вине или страданиям — мы живем в поле личных достижений. Общество хочет видеть успех (Rossella Valdrè, «On Sublimation», 2014).

Глубинные личностные изменения (и сублимация) требуют активной внутренней проработки. Но сегодня, в этой гонке желаний, информационном шуме и неопределенности, человек все чаще прибегает к отрицанию, когда неприятная часть реальности, конфликты и переживания не перемалываются в жерновах психики, а просто отбрасываются, словно их и не было: отрицать проще, чем воспринимать. Но выброшенное за дверь возвращается в окно в том же виде. Такой «пустой дом» легко заполняется тревогой. Возможно, поэтому сегодня в практике психологов столь часты обращения, связанные с паническими атаками, необъяснимой грустью, скукой, неудовлетворенностью, ощущением «самозванца».

Чувствуя нехватку чего-то важного, все чаще мы ищем не внутри себя, а во внешнем мире — окружая себя предметами, регалиями, ритуалами, поверхностными связями, предпочитая действовать мгновенно, свайпить и выкладывать контент не рефлексируя. Старение и болезни отвергаются мифом о вечной молодости и непрестанной заботой о своем теле. По меткому выражению Фрейда, человек своего рода «бог на протезах», величественный, но вовсе не обязательно счастливый.

С сублимацией также связан следующий парадокс. Иногда мы как бы отстраняемся от отношений и внешнего мира: например, когда тяжело болеем и не желаем общаться; когда хотим спать; когда погружены в ипохондрию и заняты лишь здоровьем своего тела («О введении понятия «нарцизм»», 1914). Сублимация также подразумевает некоторое отстранение, точнее, изъятие любовной энергии из отношений: этот ценный ресурс ограничен, поэтому, прежде чем использовать его в новых творческих несексуальных целях, сначала нужно вернуть его себе. Но если мы удерживаем все внимание и любовь в себе, то рискуем устроить внутреннюю запруду и запустить процессы саморазрушения — в атаках на себя, самопроизвольных ограничениях, лишении себя удовольствия. Такая десексуализация, доведенная до крайности, обнаруживается в аскетизме, вплоть до анорексии, удовольствия от умирания. Поэтому так важно по-фрейдовски «начинать любить для того, чтобы не заболеть».

Как сублимировать «правильно»

Фрейд считал, что наши возможности достигать удовольствия и справляться со страданиями, в том числе посредством сублимации, сильно ограничены. Интеллектуальные и творческие задатки у всех разные, а труд и общественная деятельность не воспринимаются как путь к счастью, если человек работает в силу необходимости. Наконец, помимо сублимации есть и более доступные «болеутоляющие» средства и приемы, не требующие такой душевной работы, — тот же алкоголь. И все же человечество не вырождается, а продолжает свое развитие и пока еще не отказалось от воспитания и культуры.

Психоанализ не дает указаний, как «правильно» сублимировать, да и вряд ли это может быть самоцелью. Скорее, мы можем подумать о ваших возможностях сублимировать. Вот основные темы для рассуждений.

  • Насколько вы свободны в выражении своей сексуальности, своих нежных и страстных чувств? Как это связано с мнением окружающих?
  • Какие свои лучшие и худшие качества и потребности вам удается реализовать в профессии и в общении с другими людьми? А с чем еще предстоит разобраться?
  • Что вы думаете о зависти, ненависти, агрессии? Можно ли извлечь из них пользу для себя и своего окружения?
  • Как вы относитесь к одиночеству и уединению? Для вас это одно и то же?
  • Какие семейные установки вы переняли еще в детстве, а от каких решительно отказались? Как это сегодня связано с вами, с вашими отношениями, увлечениями, с тем, чем вы занимаетесь, как проживаете и наполняете каждый день?
  • Есть ли в вашей жизни место тайне и любопытству? Может ли что-то вас по-настоящему увлечь? Хотели бы вы делиться этим с окружающими?

Размышляя над этими вопросами, можно почувствовать, что какие-то темы хочется проскочить, а на других задержаться, чтобы прояснить свое отношение. Какие ситуации вам приходят в голову? Если они связаны с повторяющимся стрессом и неудовольствием, то можно предположить, что сублимация здесь терпит неудачу. Возможно, есть нерешенный глубинный конфликт — в этом случае может потребоваться поддержка психолога.

Способность сублимировать и выдерживать одиночество может говорить о целостности личности — о том, что человек готов узнавать и принимать себя в своих самых невообразимых, «возмутительных» и настойчивых желаниях, без попыток каждый раз нажать на красную кнопку SOS в виде другого человека.

Одна из самых распространенных и продуктивных форм сублимации, конечно же, творчество. При этом необязательно быть гениальным творцом: каждый может участвовать в креативном процессе — если не создавая, то наслаждаясь произведением искусства или просто занимаясь любимым делом.

Среди наиболее полезных форм сублимации можно назвать и психотерапию. Приходя в терапию, человек сразу оказывается в ситуации сублимации: общение с психологом побуждает к рефлексии — здесь вместо бездумных действий используются воображение и язык, и есть надежда, что тебя поймут. Поэтому к психотерапии имеет смысл обращаться не только когда что-то «болит», но и для того, чтобы все глубже и глубже узнавать себя.

Сублимация — не самый короткий или легкий путь к счастью, но именно она открывает доступ к высшим человеческим ценностям, позволяет исследовать культуру и свое бессознательное. Это чистая форма любопытства и совершенно особый новый источник творческого удовольствия.

Источник

Оцените статью