Чувство как будто сам не свой

Соматическая деперсонализация

Соматопсихическая деперсонализация переживается пациентами как отчуждение соматических ощущений, в которых представлены собственное тело и протекающие в нем физиологические процессы. Утрата чувства собственной принадлежности иногда сопровождается проекцией телесных ощущений во вне, узнаванием своего тела в других внешних объектах.

Собственное тело, какие-то его части воспринимаются при деперсонализации как посторонние и порой неконтролируемые объекты: «Язык, веки, пальцы рук и ног, в основном мизинцы, у меня как лишние, не мои, посторонние, они мне все время мешают. Руку ощущаю где-то в стороне и чувствую, как ладонь что-то нащупывает. Руки не мои, ноги не мои, голова не моя, все тело не мое. Оно где-то в стороне от меня, оно ощущается как какой-то посторонний предмет. Тело как не мое, я не могу руководить им. Моя правая половина тела принадлежит жене, левая — тестю. Свое тело я вижу у других людей.

Я ощущаю свое тело как оболочку, футляр, не принадлежащий мне предмет. Тело кажется мне какой-то шкуркой, в которой я чувствую себя очень неуютно и из которой мне хочется выскочить. Руки вроде бы не мои, они постоянно мне мешают, так бы взяла и отстегнула их. Мне мешают язык, губы, глаза. Все тело как будто не мое. Мне как-то странно прикасаться к себе самой и другим людям, даже само прикосновение мне кажется не своим. Голос звучит как-то странно, как будто я говорю в нос, будто бы и голос не мой. Не могу смотреть на свое отражение в зеркале, кажется, и там я стала какой-то другой. Нередко мне кажется, что голова и особенно левая рука стали чужими, как бы не моими. Тело стало какое-то чужое, оно будто от другого человека.

Проявления деперсонализации говорят о наличии психического расстройства. При подобных симптомах рекомендуем обратиться к врачу-психиатру

Тело как не мое, оно существует само по себе, мне кажется, что оно находится где-то в стороне. Смотрю не своими глазами, а словно чужими. Смотрю на свои руки, тело и удивляюсь, почему они такие, зачем они, будто я отвыкла от них. Рука как не моя, как механическая приставка, я как бы приказываю ей что-то делать. Не узнаю свой собственный голос, говорит будто другой человек. Говорю, и мне кажется, будто мой голос звучит где-то поодаль.

Свое тело ощущаю иногда как одежду, мне кажется, что я могу надевать его на себя и снимать как платье или халат. После смерти ребенка видела себя во сне со стороны в морге. Стою, прижимаю ребенка к себе и думаю, что сейчас покормлю его грудью, и он оживет». Иногда деперсонализация возникает в отношении некоторых других болезненных проявлений. Так, больная жалуется не на ощущение «ватности ног», как нередко говорят пациенты с симптомами психической анестезии. Она говорит, что при ходьбе ее стопы как бы утопают в вате, поролоне или земля стала мягкой и продавливается под ногами. В данном случае болезненные ощущения воспринимаются как некие свойства внешних объектов.

Вероятно, с деперсонализацией связано ощущение изменения скорости движения воспринимаемых объектов; ускорение, замедление, толчкообразность собственных движений при этом как бы проецируются вовне: «Все замедляется, время течет медленно, и сама я двигаюсь медленно. В детстве до 8 лет два раза возникало такое состояние: в голове что-то тормозит, мне кажется при этом, что я двигаюсь медленно, и все вокруг движется медленнее». Ощущается подобное и в сновидениях: «Вижу во сне себя со стороны. Такое часто было три года назад после смерти брата. Снилось, например, что я ухожу в свою комнату, роюсь в шкафу. Полтора месяца назад такие сны вернулись. Вижу себя в это время как в замедленной съемке, и все окружающее тоже замедляется. Люди, машины двигаются какими-то толчками, не плавно, а прерывисто, пунктирно».

Нередко деперсонализация касается не собственно физического Я, а мысленных образов, в которых оно фигурирует: «Представляю себя со стороны. Сегодня шла с матерью к вам на прием, а сейчас вспоминаю это так, будто иду с ней и вижу себя со спины. Обычно я так себя и представляю — где-то в стороне от себя. Иду, например, с сестрой и мысленно вижу себя сзади или сбоку от нее. Вчера мы гуляли, потом была драка, а затем мы с мужем поругались. Утром я проснулась, а муж все еще ругается. Мне было очень не по себе, обида душила меня. Казалось, что еще одно его слово, и я выброшусь в окно.

Я побежала к подруге. Там я рыдала, кричала, говорила, что не хочу жить и что сделаю с собой что-нибудь. Била кулаком по стене, бегала по комнате. И все это видела как со стороны. В то же самое время я говорила себе, что мне надо жить, ведь у меня ребенок, как он будет без меня. Спустя где-то полчаса я пришла в себя и все сразу встало на свое место. В снах я часто вижу себя со стороны с кем-то из других людей. А иногда не вижу, а только чувствую, что нахожусь где-то среди них или бываю в облике другого человека. Мне снилось, что меня убили и я лежу в поле.

Вижу себя лежащим на спине, головой к себе, руки и ноги распластаны. И вижу потом, как от меня отделяется еще одно точно такое же тело, оно в белой ауре, затем это второе тело улетает куда-то вверх. А кругом полная темнота и ничего больше нет».

Подобные сообщения, строго говоря, не относятся к проявлениям собственно соматопсихической деперсонализации. В них речь идет не о непосредственных ощущениях своего тела, а об отчуждении мысленных его образов, т. е. об аутоскопических представлениях. Стоит отметить сходство таких представлений с аутоскопическими обманами зрения и такими же сновидениями, более того, последние иногда и переживаются как настоящие галлюцинации: «Лежу, не сплю. Лежу на животе и чувствую, что какая-то сила прижимает меня к постели. И вдруг ясно вижу, как мои руки, ноги поднимаются вверх, доходят до какого-то предела и там застывают. Одновременно отчетливо ощущаю, что мои руки и ноги на месте». В последних двух сообщениях указывается среди прочего и на редупликацию самовосприятия: пациент ощущает собственное тело адекватно и вместе с тем испытывает галлюцинацию самовосприятия.

Читайте также:  Способы саморегуляции своего эмоционального состояния

При соматопсихической деперсонализации пациенты уже не хотят, как прежде, есть, пить, спать или испытывают какие-то телесные ощущения либо чувствуют боль, сердцебиение, физический дискомфорт. Соматические ощущения, телесные потребности воспринимают так, будто они им уже не принадлежат: «Болит не у меня, а будто у другого человека. Сломала себе руку, а такое ощущение, будто рука сломана и болит у соседки. Наступает дремота, но это не я хочу спать, а кто-то посторонний. Пью воду и чувствую, что жажда как не моя и глотает будто кто другой. Усталость ощущается не как раньше, по-другому, вроде бы я-то не устал, это притомился кто-то другой. Хожу в туалет, но сама потребности не ощущаю, мне кажется, будто этого хочет другой человек».

Отчуждение может приобретать иной, более тяжелый, явно насильственный характер:

«Меня заставляют спать, будят среди ночи. Мне показывают сны. Мне делают боль, прижигают кожу. Бросают в шат, раскачивают, как пьяного. Принуждают то и дело бегать в туалет. Вызывают приступы голода, отбивают аппетит, сушат рот» и т. п.

Источник

Утрата осознавания эмоционального резонанса. Дереализация

Утрата осознавания эмоционального резонанса переживается пациентами как утрата способности осознавать свои эмоциональные отклики на происходящее вокруг, потеря чувства эмпатии. При этом возникает тягостное чувство разобщения с людьми и окружающим миром. Данное нарушение является в сущности лишь одним из вариантов утраты актов осознавания собственных эмоций и чувств. Тем не менее своеобразие расстройства и та частота, с какой оно встречается, позволяют рассматривать его отдельно.

Вот типичные высказывания пациентов на этот счет: «Чувствую себя одиноко, хоть и знаю, что все остаются со мной. Мир там, а я тут, отдельно от него. Я оказалась как бы в стороне от других людей, не с ними, меня с ними что-то разделяет. Все видится как-то мутно, все люди там, а я здесь, одна. Я по ту сторону света, отдельно от всех. И кажется, что меня никто не видит. Я чувствую себя сторонним наблюдателем за тем, что происходит: жизнь идет сама по себе, люди радуются, страдают, а я будто бы выпал из жизни, нахожусь где-то поодаль. Я все слышу, вижу, понимаю, но при этом не сопереживаю, словно ничто меня не трогает, не касается. Меня нет в том мире, что есть вокруг меня, я существую раздельно с ним, такое ощущение, словно я нахожусь в каком-то другом измерении. Нахожусь точно в другом мире и все воспринимаю как бы издалека, откуда-то сверху. Жизнь идет мимо меня, я не участвую в ней. Мне кажется, будто я стою на обочине дороги или на берегу реки и только смотрю, как все проходит мимо меня. Я нахожусь точно под каким-то прозрачным колпаком или в прозрачном шаре, что-то отделяет меня от происходящего. Я все воспринимаю как бы изнутри себя, как из щели в танке, я отделился от всего. Между мной и окружающим находится какая-то невидимая перегородка, она мешает мне соединиться с происходящим вокруг. Мне кажется, что я нахожусь в прозрачной воде и оттуда наблюдаю за всем. У меня исчезло чувство слитности с миром, я ощущаю себя в какой-то пустоте, оторванно от всего. Я нахожусь как в оболочке, отделилась от людей, вижу их как в телевизоре, меня не касается то, что они делают. Такое ощущение, будто нити, связавшие меня с людьми и миром, оборвались одна за другой, и я оказалась в полной изоляции. Вот я говорю сейчас с вами, все будто понимаю, отвечаю на вопросы, но при этом я чувствую, что меня нет там, где находитесь вы, хотя, конечно же, мы с вами рядом, в одной комнате. Нахожусь в какой-то прострации, я чувствую себя отдельно от мира. После сотрясения головы я сутки не могла говорить, не было голоса, на вопросы я отвечала письменно, слез не было. Не было и никаких чувств, я за всем наблюдала как бы со стороны. Как-то вокруг все изменилось, я оказалась будто в ауре или за аурой. Все знакомое, но как будто не мое, чужое, я вроде давно тут не была. Смотрю на все со стороны, будто издалека, вроде бы я нахожусь за какой-то чертой. Снилось, что я на работе, дома, в транспорте. Вначале мне казалось, что все происходило как на самом деле, затем я продолжала на это смотреть как в кино, будто меня это совершенно не касается, я смотрела на события сна со стороны, без всяких эмоций и понимала, что это сон. три года назад я почувствовал себя в прозрачном шаре. Это была для меня как защита. Я чувствовал себя отдельно от всех и всего и с людьми общался без малейшего страха».

Подобные проявления свидетельствуют о наличии психического заболевания. При проявлении симптомов утраты осознавания эмоционального резонанса рекомендуем обратиться к психиатру

Пациенты, по-разному описывая данное нарушение, обычно единодушны в том, что они чувствуют абсолютную отстраненность себя от внешнего мира, представленного им в текущих наглядных и мысленных образах. Чаще всего, хотя и не всегда, эта оторванность переживается как гнетущая или даже мучительная, во всяком случае, на первых порах. В этом смысле было бы, с одной стороны, вполне логично рассматривать нарушение в рамках расщепления Я на Я-внешнее, аллопсихическое и другое Я, аутопсихическое. С другой стороны, утрата сознания эмоционального резонанса, поскольку она порождает чувство отчуждения аффективно значимых для пациента обстановки, людей и ситуаций, может быть расценена и как одно из проявлений деперсонализации, поскольку утрата сознания собственных эмоций сама по себе не влечет переживания чуждости происходящего. Если это действительно так, то утрата эмоционального резонанса является как бы прелюдией к последующему развитию деперсонализации.

Читайте также:  Нет не боли не страха не чувства вины

Дереализация — переживание нереальности происходящего как вне, так и (или) внутри себя, с собою, утрата осознавания чувства реальности.

Это переживание может касаться не только текущих впечатлений, но и воспоминаний о том, что было ранее: «После наркоза я отходила двое суток. Душе было неуютно в моем теле, я была как не в себе. Мне хотелось выпрыгнуть из себя. А потом долго еще все кругом было как ненастоящее, как происходившее во сне, как какая-то декорация. Какое-то все хрупкое, точно карточный домик. И было еще чувство, что все вмиг может исчезнуть, как видение. Окружающее мне будто снится, а не существует в действительности. Все окружающее, все то, что происходит на самом деле, мне кажется как не настоящее, оно вроде бы грезится мне или снится. У меня такое чувство, будто я и не жил до этого, мое прошлое мне словно снится. Не могу понять, есть я на самом деле или мне только кажется. что я существую. Все стало каким-то призрачным, чем-то похожим на мираж. Кажется, я отойду немного в сторону и все исчезнет. Все вокруг будто нарисовано как на школьной доске, подойди, махни мокрой тряпкой, и ничего более не останется. Все покрыто какой-то дымкой и колышется, точно мираж или фантом. Мне кажется, что все вокруг — это вовсе не действительность, а только ее тень, отзвук. После того как машина сбила невестку и внучку, я три месяца жила как в нереальном мире. Ощущение себя было реальным. У меня исчезло чувство реальности, ощущение того, что мир материален, мне кажется, что он есть нечто невещественное, эфирное и уж вовсе не есть то, как я себе представлял его прежде. Все плывет передо мною, будто это наваждение какое или что-то несуществующее. Мне кажется, что протри я сейчас свои глаза и все разом исчезнет, как дым или туман. Наблюдаю за собой так, будто бы я себе снюсь, а не есть на самом деле. Все, мне кажется, куда-то уплывает, как будто все не настоящее, а как призрак, какой-то туман. Я стараюсь, как могу, заставить себя почувствовать, что нахожусь в действительности, иногда это получается, и тогда на какое-то время я возвращаюсь в реальность. Но стоит мне отвлечься, задуматься, и я потом не могу сразу понять, где нахожусь и что происходит вокруг, я не могу даже узнать знакомую обстановку».

Дереализация, таким образом, есть такое нарушение осознавания действительности, когда она воспринимается как нечто эфирное, нематериальное, субъективное, воображаемое, как факт сознания, а не что-то реальное, противостоящее индивиду и от него совершенно независимое.

Иногда, указывает И.С.Сумбаев, переживается чувство нереальности времени, как актуального, так и прошлого, а также будущего. Пациенты говорят о том, что нет прошлого, оно как бы затерялось в памяти; исчезло настоящее, пропало будущее или что время остановилось и не сдвигается с места. Одна из его больных сообщает, что испытывает чувство, словно будущее исчезло совершенно и она живет только настоящим днем, который обрывается, не переходя в следующий. Она живет как бы в пределах той обстановки, которую воспринимает, дальше нет ничего, одна пустота.

Ей не верится, что она сделала попытку отравиться и кажется, что такого происшествия не было совсем и что она вообще никогда не была и не работала. О «потере чувства времени» рассказывает другой пациент, упоминая при этом о впечатлениях, которые «теснятся друг на друга». «Передо мною, — говорит он, — только настоящее, в котором бесследно утонули и идея пространства, и идея времени. Моя мысль как бы замкнута только в пределах палаты и никаких других горизонтов у нее уже нет. Но. даже эти скудные чувства настоящего становятся не под силу; ни стен, ни окон, ничего более не существует, остается только безгранично тянущаяся и светящаяся пустота. И, наконец, наступает то странное сковывающее состояние, когда как бы прекращается само существование, когда ни мысли, ни чувства не могут отыскать для себя ясного выражения».

Еще одна больная (с явлениями деперсонализации и дереализации) говорит, будто ей кажется, что утро текущего дня было год тому назад, что время от нее отделяется, а затем исчезает совершенно. Воспоминания ей кажутся тусклыми, наподобие призраков, она ничего не может представить живо и отчетливо. Она как бы потеряла свое прошлое, и хотя она верно оценивает продолжительность прошедшего промежутка времени, но не чувствует его.

Часто пациенты говорят об ощущении замедления актуального времени, особенно если последнее заполнено страданием, предвкушением чего-то приятного и радостного или тягостным переживанием ожидания: «В голове все время вертится мысль, что сейчас наступит припадок, а его все нет и нет. Такое чувство, что случится что-то скверное, произойдет какая-то катастрофа. Время тянется очень медленно, никак не могу дождаться обеда, хотя есть не хочется. Когда мне все противно, когда я сам себе противен, то время как будто стоит, превращается в вечность».

Чувство времени, если оно действительно существует, является сложным феноменом, в том числе и ментальным. Поэтому нарушение восприятия этого чувства бывает связано не только с психологическими факторами, как у двух последних пациентов. Здоровые люди также часто говорят, к примеру, что «и десять минут — это целая жизнь» или «сначала годы идут, потом бегут, а затем летят». Но нередко встречаются пациенты, отмечающие нарушение как бы чувственного компонента восприятия времени. Нередко, например, они почти не замечают, как проходит время: «Ночь пролетает в одно мгновение, кажется, и не спал я вовсе. Кажется, что я только что закрыл глаза и вот уже утро. Такое ощущение, что я ночью несколько раз открывала и закрывала глаза и вот оно, утро. Кажется, я и глаз не закрывала, а ночь прошла. Прошло, кажется, несколько минут, а на самом деле я спал часов восемь». В подобных случаях время не воспринимается вообще, как если бы выпало осознание чувства времени. Это нарушение отличается от утраты чувства сна, когда пациенты не осознают, что они спали, даже если видели сны; обычно о времени они не говорят либо отмечают, что бессонная будто бы ночь тянулась очень долго.

Читайте также:  Почему спокойствие сильнее эмоций

Пациенты с потерей чувства времени сна как бы указывают на то, что исчезают некие связанные со сном ощущения.

У других пациентов с депрессией иногда встречается нарушение в виде ощущения ускоренного течения актуального времени: «Время идет быстрее, я не поспеваю за ним. День проходит быстро, ночь пролетает в один миг. Только закрою глаза и тут же их открываю. Я не дружу со временем. Оно летит быстро, не успеваешь оглянуться, а уже весна или Новый год. Я всегда боюсь не успеть что-нибудь сделать, я постоянно подгоняю себя, мне почему-то все надо быстрее и быстрее. Часто бывает так, что в спешке я не могу что-то найти. Я как бы лихорадочно роюсь, например, в своей сумочке и не могу найти там документ или деньги. Я и так медлительная, но если на меня кто-то смотрит или я думаю, что смотрит, наступает скованность, я делаюсь еще более заторможенной. А вот в детстве время тянулось, кажется, долго, его было более чем достаточно, я насладилась своим детством вполне. Я все время куда-то спешу и постоянно опаздываю, всегда куда-то не поспеваю. И я хочу, чтобы вокруг меня все остановилось бы на время, пока я не догоню его». Течение прошлого времени воспринимается некоторыми депрессивными пациентами как ускоренное.

Р.Х.Газин, И.Ф.Механикова (1958) различают разные варианты дереализации: «с впечатлением нереальности внешнего мира», «с впечатлением чуждости окружающего» и «с впечатлением измененности окружающего». Это показывает, что бывает трудно, подчас невозможно, а иногда и бессмысленно проводить разграничения между дереализацией и некоторыми другими выпадениями актов самовосприятия. Чувство нереальности окружающего и самого себя пациенты, как показывают их самоотчеты, может быть как бы вторичным, то есть связанным с другими нарушениями, такими как сенсорная гипестезия, утрата ясности осознавания своего сознания, утрата чувства эмоционального резонанса и др. Развитие дереализации, тем не менее, определенно доказывает фундаментальный факт существования у человека развитого чувства реальности. Когда это чувство есть, то индивид уверенно и утвердительно отвечает на два вопроса, касающиеся повседневности:

«Реально ли происходящее сейчас?» и «Реально ли то, что было ранее?». Сложные и в чем-то сходные отношения с действительностью складываются у пациентов и с иными нарушениями. Особенно это касается психастеников, аутичных больных и пациентов в остром периоде реакции на стресс. Психастеникам, указывают П.Жане и П.Б.Ганнушкин, свойственна не утрата самого чувства реальности как такового, а чувство беспомощности, связанное с незнанием практических аспектов жизни и вытекающей из этого неспособностью принимать решения в конкретной жизненной ситуации.

Аутичным пациентам присуща неспособность разграничивать реальное и нереальное (т. е. воображаемое, желаемое и возможное) самым непосредственным образом, отчего они легко переходят из реального мира в воображаемый и обратно. Для них одинаково реальными могут быть и то, что происходит в действительности, и то, что разыгрывается в их воображении. Что касается пациентов, остро переживающих стрессовую ситуацию, то у части из них наблюдается эмоциональный паралич Бельца (1901) или «острая деперсонализация» в виде неспособности принять актуальное психотравмирующее событие, отчего оно кажется нереальным, не случившимся в действительности.

Эта реакция отрицания (Кекелидзе, 1992) является, возможно, защитной, помогающей в полной мере осознать происшедшее позднее, когда индивид найдет в себе силы с ним смириться. Отметим тем не менее, что ощущения чуждости, измененности, неестественности, искусственности воспринимаемого в данный момент с большой долей вероятности могут указывать на развивающуюся симптоматику деперсонализации.

По мнению А.В.Снежневского, дереализация является финальным аккордом, эпилогом процесса нарушения самовосприятия. Автор описывает шесть градаций тяжести синдрома деперсонализации — дереализации, указывая при этом, что деперсонализация есть нарушение, которое покрывает собой все проявления расстройства самосознания. Упомянутые градации и, следовательно, этапы развития расстройства, по А.В.Снежневскому, таковы:

  • На первых порах возникает чувство внутренней измененности. Пациент чувствует, что его мысли, чувства, идеи «как будто изменились», стали не похожими на прежние, изменилось и Я, пациент воспринимает себя как бы «другим человеком».
  • Далее пациент ощущает, что все его чувства утрачены, у него нет более переживаний ни радости, ни горя, нет уже ни боли, ни аппетита, ни ощущения сна.
  • С усилением расстройства теряется сознание собственного Я — это чувство утраты сознания своего Я.
  • На очередном этапе развития расстройства преобладают явления отчуждения, то есть различные проявления собственного Я воспринимаются пациентом как посторонние, ему не принадлежащие.
  • На этой стадии доминируют феномены расщепления Я, собственное и прежде единое, целостное Я становится в глазах пациента «двойным», когда одно Я думает, действует и воспринимает так, а другое — по иному.
  • И, наконец, развивается собственно дереализация, когда все окружающее теряет в глазах пациента смысл действительности, наступает утрата сознания действительности окружающего мира, а это часто сопровождается утратой действительности своего самосознания.

Источник

Оцените статью