Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)
консультация
Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)
Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) коллектива.
Социально-психологический климат — это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Социально-психологический климат (Б.Д. Парыгин) — важный показатель уровня развития коллектива.
В предлагаемом задании уровень благоприятности психического климата определяется методом опроса. Методика ценна тем, что позволяет квантифицировать (изучать) не только степень благоприятности, но и выявить те свойства коллектива, которые объединяют его (+), и те, которые разобщают коллектив (–).
высокая степень благоприятности социальнопсихологического климата
средняя степень благоприятности социальнопсихологического климата;
низкая степень (незначительная) благоприятности;
начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
Уровень социально-психологического климата в коллективе оценивается по полярным профилям: 3 2 1 0 -1 -2 -3.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.
3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
а) записать, затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым
б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива
(положительно), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Приведенная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые заложены в опросном листе). Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.
/3 2 1 0 –1 -2-3/
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения
Преобладает подавленное настроение
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии
Конфликтность в отношениях и антипатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание
Группировки конфликтуют между собой
Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности
Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива
Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
С уважением относятся к мнению друг друга
Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.
Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные
Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива
В трудные минуты для коллектива происходим эмоциональное единение «один за всех и все за одного»
В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения
Чувство гордости за коллектив, если
К похвалам и поощрениям
его отмечают руководители
коллектива здесь относятся равнодушно
Коллектив активен, полон энергии
Коллектив инертен и пассивен
Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе
Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту
Коллектив заметно разделяется на
«привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_otsenki_urovnya_psihologicheskogo_klimata_kollektiva.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)
Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) коллектива.
Социально-психологический климат — это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Социально-психологический климат (Б.Д. Парыгин) — важный показатель уровня развития коллектива.
В предлагаемом задании уровень благоприятности психического климата определяется методом опроса. Методика ценна тем, что позволяет квантифицировать (изучать) не только степень благоприятности, но и выявить те свойства коллектива, которые объединяют его (+), и те, которые разобщают коллектив (–).
высокая степень благоприятности социальнопсихологического климата
средняя степень благоприятности социальнопсихологического климата;
низкая степень (незначительная) благоприятности;
начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
Уровень социально-психологического климата в коллективе оценивается по полярным профилям: 3 2 1 0 -1 -2 -3.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.
3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
а) записать, затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым
б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива
(положительно), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Приведенная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые заложены в опросном листе). Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения
Преобладает подавленное настроение
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии
Конфликтность в отношениях и антипатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание
Группировки конфликтуют между собой
Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности
Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива
Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
С уважением относятся к мнению друг друга
Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.
Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные
Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива
В трудные минуты для коллектива происходим эмоциональное единение «один за всех и все за одного»
В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения
Чувство гордости за коллектив, если
К похвалам и поощрениям
его отмечают руководители
коллектива здесь относятся равнодушно
Коллектив активен, полон энергии
Коллектив инертен и пассивен
Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе
Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту
Коллектив заметно разделяется на
«привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат.
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму.
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму.
КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙСВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %).
В данной работе собраны различные методики, помогающие определить уровень психологической готовности к школе.
Методики изучения оценки психологического климота и эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада.
ldquo;Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе. Описание:Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психол.
Источник
Корпоративная гордость за свою компанию
Не случайно, компании, в которых развита корпоративная культура, лучше процветают.
Корпоративный дух команды зависит, в первую очередь, от руководства. Именно владелец или основатель компании должен сформулировать основную цель, замысел и идеальную картинку компании, как он ее себе представляет.
Цель в нашем случае это то куда идет компания, замысел это то каким путем или способом она туда идет, идеальная картинка — то как будет выглядеть компания когда она туда придет, сколько сотрудников в ней будет, какие доходы будет получать компания, насколько она расширится, как будет выглядеть офис и так далее…
Представьте себе группу, которая не знает куда идет, каким способом она туда дойдет и главное, что она получит в конце пути! Жалкое зрелище бродяг выглядит лучше такой группы. Они подвластны всем ударам судьбы и фактически такие компании обречены на разорение. Только группа, члены которой знают все выше перечисленные факторы, способна хорошо выживать в условиях рыночных отношений.
Поэтому исполнительный директор доводит до сведения всех сотрудников цели и задачи поставленные владельцем компании, а также делает для подчиненных реальной и понятной идеальную картину.
В этом случае каждый сотрудник знает, к чему компания стремится, какой именно вклад в ее развитие руководство ожидает от каждого члена группы.
Таким образом, можно добиться эффекта, когда коллеги начнут сотрудничать друг с другом и с руководством фирмы еще лучше, так как каждый будет понимать, что от него ожидается, что может делать на своем посту другой сотрудник, чтобы достичь общей цели.
Для того, чтобы цель стала для всех общей, именно директор должен донести в деталях идеальную картинку и сделать ее понятной и желанной для каждого члена персонала.
Это похоже на игру. Есть цель, есть средства. Нужно еще определить правила.
Правилами будут являться не только условия контракта между сотрудниками и руководством. Важно также создать правила корпоративной этики, некий «моральный» кодекс или этикет, действующий в рамках данной конкретной фирмы.
Конечно же, все сотрудники должны знать эти правила и быть с ними согласны. Иначе кто-то будет «играть» в чужие ворота.
Предлагаю краткую программу для сплочения корпоративного духа и зарождения гордости за свою компанию у каждого сотрудника:
- Сформулировать цель, замысел и идеальную картинку
- Сделать это известным и реальным для всех подчиненных
- Разработать внутренний корпоративный кодекс правил взаимодействия
- Сплотить команду руководящего состава
- Оптимизировать характер взаимоотношений среди всех сотрудников.
- Усилить мотивацию каждого стремиться к поставленной цели.
- Продолжать создавать и совершенствовать механизмы корпоративного стиля.
Это и есть командная игра!
И она формирует корпоративный дух и пробуждает гордость за свою компанию.
Источник