Чувство голода у детей 2 лет

Ребенок постоянно хочет есть

Ребенок постоянно хочет есть… Что делать?

Достаточно часто во время приема педиатра или гастроэнтеролога у родителей возникает подобный вопрос. Давайте разберемся в основных причинах подобного поведения ребенка.

Существует ряд ситуаций, когда чувство голода не является отклонением от нормы. Такой признак, наоборот, свидетельствует о здоровье организма и нормальном его развитии. Например, у детей до 1 года, с 7 до 9 лет, а также в подростковом периоде наблюдается проявление ростовых скачков, что сопровождается повышенной потребностью в питании.

Желание частого приема пищи может возникать после перенесенных заболеваний, во время которых ребенок не получал достаточного количества питательных веществ, витаминов и микроэлементов.

Также, нормальным является повышенный аппетит в том случае, когда дети ведут активный образ жизни, сочетая учебный процесс с занятиями спортом.

Помимо физиологических причин голода существует ряд причин психологического характера:

  • Если родители торопят малыша во время употребления пищи. В этом случае вырабатывается устойчивая привычка наесться впрок.
  • Когда имеет место принудительный прием нелюбимых блюд. Такая ситуация не сопровождается употреблением полноценной порции и через небольшой промежуток времени у детей появляется чувство голода.
  • Копирование пищевого поведения кого-либо из членов семьи, если в семье не сложился определенный режим приема пищи, практикуется прием пищи перед телевизором.

Врач-педиатр, гастроэнтеролог — Назаровская Валерия Владимировна

Нарушение аппетита может свидетельствовать и о наличии заболеваний.

Помимо вышеперечисленных причин, нарушение аппетита может свидетельствовать о наличии у ребенка достаточно серьезных заболеваний.

Постоянное чувство голода может быть обусловлено отсутствием в крови веществ, которые оказывают тормозящее воздействие на пищевой центр, например, глюкозы, что наблюдается при сахарном диабете.

Повышенный аппетит могут спровоцировать заболевания желудочно-кишечного тракта, сопровождающиеся повышенной кислотностью желудочного сока, а также глисто-паразитарные инвазии, нарушения в работе поджелудочной железы.
При избыточной секреции гормонов щитовидной железы усиливаются обменные процессы во всех тканях-мишенях. У ребенка повышается аппетит, но отмечается потеря массы тела, появляется мышечная слабость, потливость, тахикардия.

Таким образом, нарушение аппетита является многогранной проблемой, которая требует консультации педиатра, назначения ребенку дополнительных обследований и консультаций узких специалистов по показаниям. Уточнив природу данного состояния, врач сможет дать полные рекомендации по коррекции пищевого поведения ребенка.

Источник

«Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Ребенок лучше воспринимает те продукты питания, вкус которых был в грудном молоке. О том, когда правильно вводить прикорм, чтобы потом не мучиться от избирательного аппетита малыша и что значит неофобия в еде, рассказывает врач-педиатр Ольга Самохвал.

Чтобы не было избирательного аппетита, не позднее 6 месяцев нужно предлагать малышу прикорм

Пищевое поведение детей формируется еще в утробе матери. Если мама во время беременности и кормления любила, предположим, помидоры, то и ребенок будет их любить. Даже когда вырастет. Это нормально.

Пищевое поведение будущего взрослого формируется также и благодаря своевременному введению прикорма. Вот почему важно вводить его правильно и делать акцент на здоровом питании.

— Избирательный аппетит — новый термин, название проблемы, которая стара как мир. Деток, которые едят не все, называют «малоежками» или капризными едоками. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.

Врач рассказывает: если избирательный аппетит встречается у ребенка первого года жизни, то это, скорее всего, определено природой. В таком случае малыш интуитивно понимает, что лучшее и полезное для него — грудное молоко. Именно поэтому он может отказываться от нового вида пищи.

— Но это не значит, что не нужно вводить прикорм. Желательно делать это не позже 6-месячного возраста. Именно в этот период к приему новой пищи готов желудочно-кишечный тракт и челюстно-лицевой аппарат ребенка.

Чтобы не было проблем с прикормом крохи, важно, чтобы он был определенной консистенции, нравился ребенку.

— Неправильным будет кормить малыша до года исключительно грудью, тогда, естественно, у него появится избирательный аппетит. Это может стать причиной ряда серьезных нарушений здоровья и развития. Малыш не будет хотеть есть все и, бывает, даже заболевает. Во всем, как говорится, нужна мера.

Необходимо уметь предложить новую еду ребенку 8-15 раз

Если прикорм дается малышу на первом году жизни, то он и принимается маленьким организмом легче, чем в более старшем возрасте.

Нужно, чтобы ребенок принял новую пищу и даже полюбил ее. Здесь многое зависит от поведения матери.

— Сегодня нередки случаи, когда «малоежки», которые предпочитают однообразную углеводистую пищу, страдают лишним весом. Но при этом у таких детей, как правило, отмечается дефицит целого ряда важных нутриентов и микроэлементов.

— Как объяснить ребенку, что есть нужно все?

— Главное — делать это на доступном малышу языке. К тому же следует быть ласковой, но настойчивой. К примеру, предложить ребенку еду много раз (от 8), но с радостью, а не раздражением. В общении матери и сына/дочери должны присутствовать положительные эмоции.

Врач говорит: не менее важен собственный пример. Еще один способ приобщить сына или дочь к разнообразной еде — готовить вместе с ним/ней.

— Можно также поэкспериментировать с сортами мяса, овощей или рыбы. Есть вариант — изменить метод обработки. Вчера тушили, сегодня варим, а завтра запекаем. Вариантов приготовления еды и рецептов множество.

Дети на самом деле не гурманы. Они едят, чтобы утолить чувство голода и восполнить энергетические затраты. Малыши не воспринимают еду как наслаждение.

Врач объясняет, если даже в таком случае ребенок отказывается есть, следует набраться терпения. Пусть не ест, нагуливает аппетит.

— Когда попросит его накормить, предложите тот же борщ (который он отверг накануне). При этом не нужно в промежутках между основными приемами пищи давать чаду йогурты или молоко. Ведь это тоже еда, просто жидкая.

Кроме того, для малыша важно соблюдение режима дня.

— Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, насыщать день физической активностью по возрасту, гулять на свежем воздухе, выбирать активные развлечения. Тогда аппетит будет хорошим, и избирательность уступит место полноценной еде.

Отлично, если блюда будут малокомпонентными. Это позволит ребенку есть их с большим удовольствием.

О неофобии и детском здоровье в целом

Врач объясняет, поведение малыша, в том числе и пищевое, во многом определяется тем, здоров он или нет. Около 20% детей, которые приходят на прием с избирательным аппетитом, имеют неврологические нарушения, задержку развития, часто расстройства аутичного спектра.

— С такими детьми и их родителями работаем индивидуально. Ведь нежелание есть в этих случаях — далеко не основная и не единственная жалоба. В таких ситуациях фокусы и уговоры с едой не помогут.

Врач рекомендует вести родителям пищевой дневник малыша. В нем необходимо записывать все, что съел ребенок в течение дня, информацию о консистенции, составе блюд, объеме съеденного. И так на протяжении минимум недели. Затем уже вместе с доктором анализировать, существует ли проблема, нужно ли принимать меры или это пищевое поведение абсолютно здорового ребенка.

— А что касается неофобии, чем такое явление отличается от избирательного аппетита?

— Неофобия проявляется в том, что ребенок отказывается есть незнакомую пищу. Это явление отличается от избирательного аппетита немногим. Лишь тем, что неприязнь возникает к незнакомой еде. В случае же с избирательным аппетитом человек не ест не только новые, но и знакомые и привычные продукты.

Читайте также:  Все ведущие радость моя

— С неофобией у ребенка родителям справляться легче. Новые продукты можно просто подмешивать в привычные блюда. Если не получается накормить малыша — тогда за советом к доктору.

Источник

Если у ребенка плохой аппетит

Немало огорчений и забот доставляет родителям плохой аппетит их ребенка, поскольку он является одним из показателей состояния здоровья малыша.

Сниженный аппетит бывает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и почек, нервно-психических расстройствах, хронических инфекциях, в том числе при тонзиллите, гайморите, избыточном разрастании аденоидов, глистных инвазиях, гиповитаминозе. Нередко от еды отказываются дети «непоседы», с так называемым синдромом гиперреактивности. Во всех этих случаях восстановить аппетит можно только при лечении основного заболевания. Поэтому, если ребенок постоянно «не хочет есть», следует, сначала посоветоваться с лечащим врачом.

«Желание есть» (аппетит) тесно связано с уровнем глюкозы в крови, деятельностью органов пищеварения и центральной нервной системы. Чувство голода появляется при длительных перерывах между приемами пищи, которые приводят к снижению уровня сахара в сыворотке крови и рефлекторному сокоотделению в желудке; Выделение пищеварительных соков повышается в ответ на прием пищи, на него влияют также запах пищи, окружающая обстановка и настроение ребенка.
Возбуждению аппетита и улучшению усвоения пищи способствуют:

  • режим питания, обеспечивающий ритмичную работу органов пищеварения, своевременное и максимальное сооковыделение,
  • вкусно приготовленная еда и красиво сервированный стол,
  • хорошее настроение ребенка и готовность его к принятию пищи; самостоятельное пользование ложкой или вилкой.

Чтобы ребенок охотнее ел надо, по возможности, разнообразить меню, кормить его только в определенные часы и в спокойной обстановке, в чистом и проветренном помещении, не торопясь и ни в коем случае не заставляя его есть насильно. Все попытки развлечь малыша во время еды (картинки, сказки, игрушки и пр.) не способствуют улучшению у него аппетита, а лишь приучают есть, не замечая пищи.

Нередко сами родители являются виновниками того, что малыш отказывается от еды. Это свойственно большей частью семьям, где не соблюдают режим питания, в промежутках между основными кормлениями подкармливают ребенка мучными и кондитерскими изделиями, фруктами, излишне нагружают жидкостью, особенно соками. Плохо едят дети, которые мало бывают на воздухе, мало двигаются и от этого становятся вялыми.

Ребенок будет плохо кушать, если он переутомлен, если его посадить за стол разгоряченного подвижной игрой или расстроенного, «со слезами на глазах». Следует учитывать также температуру окружающей среды и тела малыша, поскольку при перегреве повышается жажда, а сокоотделение и аппетит уменьшаются. Поэтому настойчивое кормление детей в жару, в душном жарком помещении или во время лихорадки может вызвать у них тошноту и рвоту.

Наконец, необходимо учитывать, что на формирование аппетита могут влиять природные особенности организма, такие как характер обмена веществ, состояние пищеварительной, нервной и эндокринной систем и пр. Отказ малыша от определенных видов пищи, например молока, рыбы или фруктов, нередко носит семейный характер.

Вкусовые предпочтения ребенка складываются, как правило, под влиянием пищевого стереотипа семьи. Большое влияние на избирательность аппетита малыша оказывают вкусовые привычки семьи, например преимущественное употребление мясных блюд или гастрономических изделий, пристрастие к сладким и мучным изделиями и пр., а также социальные факторы, такие как материальное положение семьи и регион проживания.

Не следует заставлять ребенка есть продукты, от которых он категорически отказывается. В противном случае у него может сформироваться негативное отношение к обстановке, связанной с кормлением, возникнуть тошнота и рвота только при одном упоминании об еде.

К счастью вкусовые привычки детей со временем могут изменяться. Родителям же следует быть терпеливыми и проявлять кулинарную изобретательность.

Источник

Чувство голода у детей 2 лет

Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, Москва, Россия

Нарушения пищевого поведения у детей раннего и дошкольного возраста остаются актуальной проблемой педиатрии. Неполноценное питание многих детей приводит к увеличению распространенности нарушений нутритивного статуса и проблем со здоровьем, в т.ч. у взрослых. Длительно сохраняющиеся трудности при кормлении наблюдаются у 20–30% детей в возрасте до 7 лет. Нарушение аппетита в отсутствие своевременного выявления и адекватной коррекции приводит к негативным последствиям для здоровья и развития детей в связи с хроническим дефицитом нутриентов. Лечение должно быть комплексным и направленным в первую очередь на психологическую сторону проблемы с одновременной коррекцией питания при необходимости. В статье представлен современный подход к диагностике и коррекции трудностей при кормлении, наиболее часто встречающихся у детей раннего и дошкольного возраста.

Для цитирования: Павловская Е.В. Нарушения приема пищи у детей раннего и дошкольного возраста. Фарматека. 2019;26(10):82–86. DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2019.10.82-86

Актуальность

Трудности при кормлении и сниженный аппетит детей являются частыми жалобами родителей на педиатрическом приеме. Вместе с тем во многих случаях неполноценное питание остается вне поля зрения педиатров и приводит к развитию нарушений нутритивного статуса. Недостаточная информированность педиатров о нарушениях пищевого поведения в раннем и дошкольном возрасте препятствует своевременному выявлению и коррекции данных состояний. Проблема пищевого поведения детей активно изучается в последнее десятилетие, проводятся поиск причин нарушений приема пищи у детей и разработка подходов к их коррекции.

Трудности при кормлении (R63.3) – спектр состояний, который характеризуется нарушением приема пищи ребенком без нервно-психических расстройств. Диагностируется как у здоровых детей, так и у детей с патологией внутренних органов и/или центральной нервной системы (ЦНС). В большинстве случаев трудности при кормлении ребенка раннего возраста являются нормой, носят легкий транзиторный характер и исчезают по мере взросления – часто без последствий для здоровья и развития ребенка. Клиническое значение имеют трудности при кормлении, сохраняющиеся более 1 месяца [1–3].

Расстройство приема пищи у детей раннего и дошкольного возраста (F98.2) имеет нервно-психический характер с чертами отказа и крайней степени избирательности с их стороны в пище без патологии внутренних органов и ЦНС в ответ на предложение ему адекватной пищи разумным и компетентным лицом, осуществляющим уход за ним. Может быть диагностировано, если у ребенка наблюдается необычное пищевое поведение или если у него отмечается снижение или отсутствие прибавки массы тела в течение минимум 1–3 месяцев [1–3].

Этиология

Возникновение трудностей с кормлением здорового ребенка не зависит от пола, этнической принадлежности и уровня дохода семьи [4–6].

Основные причины возникновения нарушений приема пищи и появления трудностей при кормлении детей раннего возраста [1, 4, 7, 8]:

  1. неверное понимание родителями пищевого поведения и ребенка – т.н. «мнимые» нарушения;
  2. нарушения поведения, в т.ч. нервно-психические расстройства;
  3. патология внутренних органов или ЦНС;
  4. применение принудительных тактик кормления родителями.

Распространенность

В связи с отсутствием единой классификации и диагностических критериев истинная распространенность неизвестна. Более 50% родителей здоровых детей раннего возраста считают, что их ребенок ест плохо и около 90% родителей детей с нарушениями развития различного генеза испытывают трудности с кормлением ребенка [7, 9, 10].

Длительно (более 1 месяца) сохраняющиеся трудности при кормлении наблюдаются у 20–30% детей здоровых раннего и дошкольного возраста [7]. У большинства из них они обусловлены легкими транзиторными формами нарушений пищевого поведения или неверной трактовкой родителями пищевого поведения ребенка и лишь у 1–5% – тяжелой формой нарушения пищевого поведения: расстройством приема пищи в младенческом и детском возрасте [11].

Последствия для развития и здоровья детей

Хронический дефицит макро- и микронутриентов. Характерен для детей с избирательностью в еде. У этих детей выявляется сниженное потребление практически всех макро- и микронутриентов, особенно фолиевой кислоты, пищевых волокон, витаминов D, Е и С [10, 12, 13].

Читайте также:  Как избавиться от негативных эмоций мыслей

Отставание в физическом развитии. Дети со сниженным аппетитом или избирательностью в еде обычно имеют меньшую массу тела, чем дети, не имеющие проблем с кормлением [14]. По мере взросления частота отставания в росте и дефицит массы тела могут достигать 50% [12].

Снижение когнитивных функций.

В старшем возрасте у детей со сниженным аппетитом или избирательностью в еде часто оказывается сниженной способ-ность к обучению, страдают внимание, память и зрительное восприятие [12].

Хроническая стрессовая ситуация в семье. Недостаточное потребление пищи ребенком вызывает чувство тревоги и страха у родителей, которые часто пытаются его накормить насильно. Если родители оказывают постоянное психологическое давление на ребенка, принуждая его к еде, создается порочный круг, усугубляющий имеющиеся трудности с кормлением [14].

Диагностика

Алгоритм диагностики представлен на рисунке. Первым шагом является определение ведущего отклонения в пищевом поведении ребенка: сниженный аппетит, избирательность в еде или страх приема пищи [1]. Дальнейшая тактика направлена на исключение у него патологии внутренних органов, ЦНС или нервно-психических расстройств, характерных для данного отклонения в пищевом поведении. На их наличие указывают настораживающие признаки – специфические симптомы, выявление которых требует немедленного направления пациента для дополнительного обследования или специализированного лечения. Отсутствие настораживающих признаков указывает на наличие легких транзиторных нарушений пищевого поведения [1].

При сборе анамнеза необходимо выяснить сведения о темпах физического и психомоторного развития, наличии хронических заболеваний и функциональных расстройств, о перенесенных заболеваниях, госпитализациях, медицинских манипуляциях (зондовое питание, вмешательства в области полости рта и/или глотки). Пищевой анамнез должен включать информацию о питании ребенка с момента рождения (виды и режим вскармливания, их продолжительность и причины смены; возраст введения прикорма, его виды, последовательность введения, переносимости, способы и методы введения), о режиме и составе питания в настоящее время, о наличии необычного пищевого поведения.

Клинический осмотр следует начинать с антропометрических измерений и оценки пищевого статуса по критериям Всемирной организации здравоохранения [15]. Физикальное исследование ребенка включает оценку состояния органов и систем, неврологического статуса и уровня психомоторного развития, направлено на выявление настораживающих признаков – симптомов болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта, неврологической патологии, атопии и аномалий развития. Также необходимо обратить внимание на наличие клинических признаков дефицита макро- и микроэлементов.

В лабораторных исследованиях дети с нормальным уровнем физического и психомоторного развития, отсутствием клинических симптомов заболеваний, признаков дефицита макро- и микронутриентов не нуждаются [1].

Нарушения приема пищи и их коррекция

Сниженный аппетит

Мнимый сниженный аппетит.

К этой категории относятся дети с нормальными показателями физического развития, родители которых проявляют чрезмерную обеспокоенность плохим аппетитом и объемом съедаемой ребенком пищи [1]. У таких детей аппетит и объем потребляемой пищи соответствуют их потребностям для нормального роста и развития, но не отвечают ожиданиям родителей.

В связи с этим родители таких детей прибегают к неправильным методам кормления (принудительное, длительное, механистическое – кормление строго по расписанию вне зависимости от наличия чувства голода у ребенка и др.), что и служит причиной трудностей при кормлении [1, 16].

Коррекции и нутритивной поддержки дети этой категории не требуют [1]. Родителям ребенка нужно объяснить закономерности роста и обучить основным принципам кормления детей раннего и дошкольного возраста. При чрезмерной тревожности родителей рекомендуется консультация клинического психолога.

Подвижные дети с малым интересом к еде (младенческая анорексия). Для детей этой категории характерны резко сниженный аппетит, отказ от еды, задержка физического развития и/или выраженная недостаточность питания в отсутствие какой-либо патологии органов и ЦНС [1].

Диагностические критерии [16]:

  • ребенок грудного или раннего возраста отказывается употреблять адекватное количество пищи в течение минимум месяц;
  • отказ от пищи часто начинается в период перехода к самостоятельному питанию – (6 месяцев – 3 года);
  • ребенок не проявляет чувства голода, интереса к еде и к процессу приема пищи, но при этом активно интересуется окружающей обстановкой и общается с родителями;
  • отмечается задержка физического развития;
  • отказ от еды не служит следствием травмы любого генеза;
  • отказ от пищи не связан с патологией внутренних органов и ЦНС.

Дети с младенческой анорексией подвижны, легко возбудимы, часто гиперактивны, у них снижен порог голода, насыщаются небольшими порциями [14]. Для них характерен непостоянный отказ от пищи (может проявлять интерес к еде в один из дней и отказываться в другой). Обеспокоенность родителей развитием ребенка и принудительное кормление еще больше усиливают трудности при кормлении [14].

Дети этой категории нуждаются в помощи детского психотерапевта и/или клинического психолога для устранения конфликтной ситуации и нормализации детско-родительских отношений, а также диетолога для коррекции нутритивного статуса [1, 14]. Цель терапии – помочь ребенку распознавать чувство голода и насыщения и правильно реагировать на него. Рекомендации по питанию следует сфокусировать на режиме питания и продолжительности кормления [1]:

  • режим питания должен включать не более 4 приемов пищи в день, в перерывах между ними может предлагаться только вода;
  • продолжительность приема пищи не может превышать 20–30 минут;
  • следует рекомендовать совместные приемы пищи, во время которых родители должны быть примером правильного отношения к еде и здорового питания, а также твердо устанавливать рамки поведения ребенка за столом.

При наличии дефицита массы тела необходимо назначать специализированные продукты для нутритивной поддержки с целью обогащения рациона основными макро- и микронутриентами и витаминно-минеральных комплексов. Специализированные продукты должны не заменять приемы пищи, а дополнять их. Целесообразно использование гиперкалорийных продуктов (около 150 ккал на 100 мл смеси).

Патология органов и систем как причина сниженного аппетита. Наиболее частые причины сниженного аппетита [1, 7–9]:

  • структурные аномалии – анатомические дефекты структур, принимающих участие в жевании и глотании пищи. К ним относят аномалии развития носо- и ротоглотки, гортани и трахеи, пищевода;
  • патология желудочно-кишечного тракта: эзофагит, в т.ч. эозинофильный, гастрит, гастроэзофагеальный рефлюкс, пищевая аллергия, целиакия, нарушения моторики кишечника, кишечная форма муковисцидоза;
  • хронические болезни сердца и легких;
  • болезни нервной системы – патология ЦНС и заболевания нервно-мышечной системы: детский церебральный паралич, мышечные дистрофии, поражение черепно-мозговых нервов, нарушения психического и психомоторного развития;
  • эндокринные и метаболические заболевания – гипотиреоз, фруктоземия и др.

В случаях, когда сниженный аппетит и отказ от пищи служат следствием патологии внутренних органов или ЦНС, необходимо лечение основного заболевания.

Избирательный аппетит

Мнимый избирательный аппетит.

К этой категории относятся дети, избирательность в еде которых связана с возрастной особенностью пищевого поведения – пищевой неофобией [1]. Наиболее часто такие дети отказываются от употребления овощей и фруктов [17]. Причиной отказа от употребления служит внешний вид, а не вкус продукта. Коррекции и нутритивной поддержки дети этой категории не требуют. Рекомендации по кормлению и питанию следует сфокусировать на нейтральной психологической обстановке во время кормления, постоянном введении новых блюд и совместном приеме пищи. Каждый новый продукт должен предлагаться 10–15 раз без принуждения ребенка попробовать его [1, 7].

Умеренная избирательность в еде. К этой категории относится обширная группа здоровых детей, которых принято называть «малоежками» [1]. Большинство детей-малоежек имеют нормальное физическое развитие.

Общие черты пищевого поведения детей-малоежек [1, 18]:

  • употребление ограниченного количества продуктов;
  • отказ от употребления как уже знакомой пищи, так и новых продуктов и блюд;
  • отказ от употребления пищи определенной консистенции, запаха, внешнего вида;
  • предпочтение сладкой или жирной пищи;
  • предпочтение жидкой пищи;
  • медленный темп еды;
  • длительное удержание пищи во рту.

Дети-малоежки имеют стойкие пищевые предпочтения и нелюбимые продукты, которые отвергают с гневом или раздражением [18]. В отличие от детей с пищевой неофобией повторные предложения отвергаемой пищи не дают желаемого результата [1]. Также родители часто описывают конфликты с детьми во время и по поводу еды [16]. Конфликтной ситуации во время еды придается ключевое значение в развитии трудностей кормления ребенка-малоежки.

Читайте также:  Животные у которых хорошо развиты органы чувств

Если рацион ребенка недостаточно сбалансирован, показаны витаминно-минеральные комплексы [1]. Введение в рацион специализированных продуктов необходимо в случае выявления изменений нутритивного статуса ребенка. При выраженном беспокойстве родителей о неполноценном питании ребенка возможно использование изокалорийных смесей, содержащих полноценный белок и микронутриенты в дополнение к ежедневному рациону в качестве «пищевого страхования». Это позволяет снижать уровень тревожности родителей и сохранять нормальные показатели пищевого статуса. В большинстве случаев требуется помощь клинического психолога. Рекомендации по кормлению следует сфокусировать на нейтральной психологической обстановке во время кормления и постоянном введении новых блюд.

Родителям следует рекомендовать следующие мероприятия [7]:

  • предлагать новую пищу в минимальном количестве и многократно (10–15 раз);
  • ставить новые блюда в пределах досягаемости ребенка, не предлагая пробовать их;
  • если при предложении нового блюда ребенок демонстрирует признаки сенсорного отвращения (появление рвотных движений и др.), данный продукт нужно исключить из рациона;
  • привлекать ребенка к процессу приготовления пищи;
  • придавать блюдам привлекательный и «аппетитный» внешний вид.

Высокая степень избирательности в пище в настоящее время рассматривается как избегающее/ограничительное расстройство приема пищи – ARFID (avoidant/restrictive food intake disorder). Это расстройство впервые выделено в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5) в 2013 г. [19]. В Международной классификации болезней 11-го пересмотра предусмотрено введение AFRID в качестве отдельного заболевания раздела расстройств пищевого поведения.

Расстройство наиболее характерно для детей раннего и дошкольного возраста, но может сохраняться и в более поздних возрастных периодах.

К диагностическим критериям AFRID относят:

  1. Нарушение приема пищи/кормления (например, выраженное отсутствие интереса к пище; избегание пищи, основанное на ее сенсорных характеристиках; беспокойство по поводу неблагоприятных последствий приема пищи), которое приводит к постоянному дефициту энергии и нутриентов в рационе и ассоциировано с одним или более из нижеперечисленных последствий:
    • значительная потеря массы тела (или неспособность достичь ожидаемого увеличения массы тела, или недостаточная динамика физического развития у детей);
    • значительный дефицит нутриентов;
    • зависимость от энтерального питания или пероральной нутритивной поддержки;
    • выраженное изменение психосоциального функционирования.
  2. Нарушение питания нельзя объяснить недостатком доступной пищи или культурными/религиозными традициями питания.
  3. Нарушение питания не связано с наличием нервной анорексии или булимии и не сопровождается искажением восприятия тела и желанием снижения массы тела.
  4. Нарушение питания не вызвано сопутствующим соматическим заболеванием и другим психическим расстройством. В случае развития AFRID на фоне интеркуррентного заболевания, затрудняющего прием/усвоение пищи, степень нарушения питания более тяжелая, чем обычно при этих заболеваниях [20].

Лечение таких пациентов требует полидисциплинарного подхода с привлечением психоневролога, психотерапевта, клинического психолога, гастроэнтеролога и диетолога в условиях специализированного центра.

Патология ЦНС. Избирательное употребление пищи может наблюдаться при неврологических заболеваниях гипоксического, наследственного, обменного и неясного генеза [1, 7, 9]. Избирательность в еде может быть связана как с повышенной или сниженной чувствительностью слизистой оболочки полости рта к тактильным свойствам пищи, так и с задержкой формирования оральной моторики [7]. Дети с избирательным аппетитом органического генеза стараются принять пищу, положенную им в рот, но испытывают трудности с ее употреблением вне зависимости от консистенции [1]. Лечение таких пациентов требует полидисциплинарного подхода с привлечением психоневролога, психотерапевта, клинического психолога, логопеда, гастроэнтеролога и диетолога в условиях специализированного центра.

Страх приема пищи

Данное состояние определяется как «посттравматическое расстройство кормления» (I. Chatoor, 2007) [16]. Выделяют три основные причины возникновения страха перед едой: однократный негативный опыт в виде какой-либо неприятности во время еды (чаще всего – подавился едой), проведение болезненных манипуляций в полости рта или интубации, длительное кормление через зонд и/или небольшой опыт питания через рот, и/или ребенок испытал чувство страха при начале кормления через рот [16]. Цель коррекции – уменьшить уровень тревоги и беспокойства, связанных с приемом пищи, у ребенка. На этапе первичного консультирования педиатром необходимо назначение нутритивной поддержки.

Заключение

Таким образом, проблема трудностей при кормлении детей раннего и дошкольного возраста представляется весьма актуальной в связи с высокой распространенностью, тенденцией к длительному течению и высоким риском нарушения физического и психического развития детей. Для решения проблемы необходима совместная работа педиатров, гастроэнтерологов, диетологов, клинических психологов и психотерапевтов. Лечение должно быть комплексным с коррекцией питания для достижения и поддержания нормальных показателей нутритивного статуса.

Литература

1. Kerzner B., Milano K., MacLean W.C., et al. A practical approach to classifying and managing feeding difficulties. Pediatr. 2015;135(2):344–53. Doi: 10.1542/peds.2014-1630.

2. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. ICD-10.

3. Павловская Е.В. Избирательный аппетит у детей. Вопросы современной педиатрии. 2013;12(6):10–18. Doi: https://doi.org/10.15690/vsp.v12i6.868.

4. Benjasuwantep B., Chaithirayanon S., Eiamudomkan M. Feeding problems in healthy young children: prevalence, related factors and feeding practices. Pediatr Rep. 2013;5(2):38–42. Doi: 10.4081/pr.2013.e10.

5. Cardona Cano S., Tiemeier H., Van Hoeken D., et al. Trajectories of picky eating during childhood: A general population study. Int J Eat Disord. 2015;48(6):570–79. Doi: 10.1002/eat.22384.

6. Mascola A.J., Bryson S.W., Agras W.S. Picky eating during childhood: a longitudinal study to age 11 years. Eat Behav. 2010;11(4):253–57. Doi: 10.1016/j.eatbeh.2010.05.006.

7. Kerzner B. Clinical investigation of feeding difficulties in young children: a practical approach. Clin Pediatr. (Phila). 2009;48(9):960–65. Doi: 10.1177/0009922809336074.

8. Levy Y., Levy A., Zangen T., et al. Diagnostic Clues for Identification of Nonorganic vs Organic Causes of Food Refusal and Poor Feeding: J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2009;48(3):355–62. DOI: 10.1097/mpg.0b013e31818b1936.

9. Rybak A. Organic and Nonorganic Feeding Disorders. Ann. Nutr. Metab. 2015;66(5):16–22. Doi: 10.1159/000381373.

10. Taylor C.M., Wernimont S.M., Northstone K., Emmett P.M. Picky/fussy eating in children: Review of definitions, assessment, prevalence and dietary intakes. Appetite. 2015;95:349–59. Doi: 10.1016/j.appet.2015.07.026.

11. Bryant-Waugh R., Markham L., Kreipe R.E., Walsh B.T. Feeding and eating disorders in childhood. Int J Eat Disord. 2010;43(2):98–111. Doi: 10.1002/eat.20795.

12. Leal L.O., Salto R.R.P., Cardona L.T., et al. Dietary Habits and Nutrient Intakes of a Cohort of Healthy Children in Spain. Open Nutr J. 2012;6:123–30.

13. Samuel T.M., Musa-Veloso K., Ho M., et al A Narrative Review of Childhood Picky Eating and Its Relationship to Food Intakes, Nutritional Status, and Growth. Nutr. 2018;10:1992. Doi:10.3390/nu10121992.

14. Chatoor I., Surles J., Ganiban J., et al Failure to thrive and cognitive development in toddlers with infantile anorexia. Pediatr. 2004;113(5):e440–47. Doi:10.1542/peds.113.5.e440.

15. World Health Organization. The WHO Child Growth Standards WHO.

16. Chatoor I., Ammaniti M. Classifying feeding disorders of infancy and early childhood. Age and gender considerations in psychiatric diagnosis: A research agenda for DSM-V. 2007. P. 227–42.

17. Oliveira A., Jones L., de Lauzon-Guillain B., et al. Early problematic eating behaviours are associated with lower fruit and vegetable intake and less dietary variety at 4-5 years of age. A prospective analysis of three European birth cohorts. Br J Nutr. 2015;114(5):763–71. Doi: 10.1017/S0007114515002287.

18. Cardona Cano S., Hoek H.W., Bryant-Waugh R. Picky eating: the current state of research. Curr Opin Psychiatry. 2015;28(6):448–54. Doi: 10.1097/YCO.0000000000000194.

19. Norris M.L., Spettigue W.J., Katzman D.K. Update on eating disorders: current perspectives on avoidant/restrictive food intake disorder in children and youth. Neuropsychiatr Dis Treatm. 2016;12:213–18. Doi: 10.2147/NDT.S82538.

20. Нарушения пищевого поведения. Доступ 11.09.19.

Источник

Оцените статью