Чувство фрустрации что это

Состояние фрустрации. Что делать и как поможет психолог?

Что такое фрустрация

Состоянием фрустрации в психологии называют комплекс негативных чувств и эмоций, которые развиваются у человека, когда он испытывает неудачу на пути к достижению цели. Гамма негативных эмоций при этом включает разочарование, раздражение, гнев, злость, отчаяние.

Фрустрация иногда возникает в жизни каждого человека. В некоторых случаях это состояние переходит в патологическую форму и приводит к тяжелым психологическим последствиям.

Причины возникновения фрустрации

Раздражение и разочарование появляется при возникновении преграды на пути к поставленной цели. В зависимости от того, какую природу носит эта преграда, выделяют такие причины развития фрустрации:

  • биологические – возникают, если человек не может добиться цели в связи с болезнью, физическими дефектами, старостью (к этой категории относят в частности сексуальную фрустрацию);
  • физические – примерами таких причин могут служить ограничение свободы, недостаток денег, невозможность выехать из страны и т.д.;
  • психологические – к этой категории причин относят невозможность реализовать задуманное из-за страхов, неуверенности в себе, безответной любви;
  • социокультурные – если достичь желаемого человек не может в связи с нормами культуры и морали, говорят о социальной фрустрации.

Признаки фрустрации

Люди реагируют на фрустрирующие ситуации по-разному. Некоторых преграды укрепляют и мотивируют. Других же напротив угнетают и вводят в тяжелое эмоциональное состояние. При этом первая реакция на неудачу всегда негативная и сопровождается такими признаками как:

  • агрессия проявляется раздражением и гневом по отношению к себе или окружающим людям;
  • общее возбуждение находясь в состоянии острого разочарования, человек может совершать бесполезные и бесцельные движения и поступки;
  • стресс возникает при длительном напряжении и проявляется физическими симптомами (повышением артериального давления, головные боли, тяжесть в животе, расстройство кишечника);
  • апатия реакция противоположная агрессии и возбуждению, выражающаяся в общей вялости и угнетенности клиента ;
  • зацикленность пережив неудачу, человек может фиксироваться на достижении цели и впадать в маниакальные состояния;
  • бегство и уклонение человек намеренно игнорирует всю информацию, связанную с объектом фрустрации (не читает письма, избегает встреч, не интересуется новостями).

Формы фрустрации

В зависимости от того, как человек реагирует на фрустрирующую ситуацию, психологи выделяют 3 формы этого состояния:

  1. Экстрапунитивная форма обвинения направлены на внешние обстоятельства и других людей;
  2. Интрапунитивная форма – все обвинения в неудаче личность направляет на себя, развивая чувство вины и неуверенности;
  3. Импунитивная форма характеризуется чувством неизбежности неудачи и смирения с негативными результатами.

Как может помочь психолог?

Помощь психолога начинается с диагностики и определения фрустрирующего состояния. Для этого в психологии используется тест Розенцвейга или Методика рисуночной фрустрации. Суть метода заключается в предъявлении клиенту картинок, на которых люди ведут диалог. Человеку предлагается предположить, о чем говорят люди, что отражает его личное отношение к различным жизненным ситуациям.

Психолог не поможет избавиться от фрустрации, так как это состояние считается нормальным. Помощь психолога заключается в облегчении выхода из фрустрации и недопущении тяжелых депрессивных состояний. Психотерапия поможет сформировать здоровое отношение к неудачам и использовать фрустрирующие ситуации в качестве дополнительной мотивации.

Источник

Что такое фрустрация и нужно ли с ней бороться

Что такое фрустрация

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Это состояние возникает в ситуациях, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия. Обычно состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Термин был введен психологами во второй половине XX века для изучения стресса, вызванного фрустрирующими условиями — условиями, в которых человек не может удовлетворить свои потребности, поставленные перед ним задачи.

«Должны были вечером отправить отчет по работе, а во всем доме отключили интернет — вы находитесь в состоянии фрустрации. Планировали получить повышение на работе, а вам его не дали — это тоже фрустрация», — приводит примеры психотерапевт сервиса онлайн психотерапии Zigmund.Online Мирослав Ясин. По его словам, человек в течение жизни неизбежно время от времени пребывает в состоянии фрустрации; а впервые это случается в детском возрасте — например, когда ребенок не получает ожидаемую похвалу от родителей или рассчитывает на покупку чего-то, а ему это не дают.

Трудностей и преград в получении желаемого не избежать, а вот реакцию на фрустрационные условия человек может контролировать. То, как мы реагируем на неудачи, определяет последствия фрустрации — кого-то они закаляют и приводят к новым открытиям, а кто-то всю жизнь страдает, чувствуя себя неполноценным. Рассмотрим подробнее, что влияет на нашу реакцию и к чему она может привести.

Типы фрустрации

Фрустрация может проявляется во множестве разных вариантов. Некоторые из них описывает психолог Дэн Бреннан:

  • потеря самообладания;
  • нервные движения тела, такие как постоянное постукивание пальцами и т.д.;
  • отказ продолжать начатое дело;
  • чувство грусти или беспокойства;
  • неуверенность в себе;
  • проблемы со сном;
  • переход к наркотикам или алкоголю;
  • телесное насилие, например, голодание или неправильное питание.

Фрустрирующие ситуации могут вызвать разные эмоции, отмечает директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова: «Мы можем чувствовать все вариации злости, от легкого раздражения до ярости и ненависти, это могут быть чувства бессилия, подавленности, разочарованности, обиды и сильного расстройства». По ее словам, ситуации ограничений, неудач и препятствий могут вызвать сильный стресс, апатию и ощущение бессмысленности, но одновременно с этим они могут стать мощными мотиваторами поиска выхода, преобразования.

Читайте также:  Настроение по английскому языку с переводом

Впрочем, человеку бывает довольно сложно осознать это состояние, говорит завкафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимир Шляпников: «Фрустрация часто переживается как смутный и неясный дискомфорт: со мной что-то не так, мне чего-то не хватает, но чего именно, я не понимаю. Не понимаю, как с этим справиться. В результате это состояние негативно влияет на жизнь человека, мешает жить, эффективно работать, получать удовольствие от общения с близкими».

Причины возникновения фрустрации

Внешние и внутренние источники

Фрустрация может исходить как изнутри, так и снаружи.

Под внутренней фрустрацией мы понимаем состояние, когда человек сам является фрустратором (тем, кто провоцирует такое состояние). То есть он становится несчастным, потому что сам отреагировал на ситуацию негативными эмоциями.

Внешняя фрустрация предполагает, что есть другой человек или предмет, которые мешают вам удовлетворить свои потребности. Например, в ситуации, когда человек опаздывает на важную встречу из-за того, что стоит в пробке.

Причины фрустрации индивидуальны для каждого человека. Среди наиболее частых фрустраторов психолог Дэн Бреннан называет:

  • стресс на работе;
  • постановку недостижимой цели;
  • трудности в поиске решения проблемы.

Социальные фрустраторы

В наши дни значимым источником фрустрации является наше социальное окружение, которое порождает, как называют это в психологии, социальную фрустрацию. Владимир Шляпников поясняет: для человека важно быть не хуже, чем другие люди. Но так как понятия «хуже — лучше» — относительные, это сравнение часто вызывает чувство фрустрации. «Порой мы испытываем чувство неудовлетворенности даже тогда, когда объективно потребность удовлетворена. Например, я выбираю в ресторане популярное дорогое блюдо, но, когда его приносят, мне кажется, за соседним столом заказали что-то более вкусное и интересное. Такова природа человека», — приводит пример психолог.

Последствия фрустрации

Какие бывают реакции

Ученые за последний век провели ряд экспериментов, чтобы выяснить, как человек может реагировать на фрустрирующие условия. Один из них, рассказывает Мирослав Ясин, — эксперимент Дембо, в котором перед людьми ставились заведомо невыполнимые задачи. Например, исследователи устанавливали стул в 2–3 м от человека, затем проводили перед ним белую линию, за которую нельзя заступать, и просили его руками достать со стула предметы. Сделать это были физически невозможно.

В ходе таких экспериментов выяснилось, что человек по-разному справляется с фрустрацией. «Выявлено несколько типов реакции на фрустрирующие условия. Кто-то, сталкиваясь с препятствием, сразу же расстраивается и не может его преодолеть; кто-то ищет выход и его находит; а кто-то может обесценить свое поражение: не получилось решить задачу — ну и ладно, займусь чем-нибудь другим», — говорит Ясин.

От чего зависят реакции

Реакция человека на фрустирующие условия определяет то, как фрустрация в целом сказывается на качестве его жизни. То, насколько сильны будут наши переживания, как долго мы будем их чувствовать и насколько быстро сможем с этим справиться, зависит от многих факторов: от силы желания и значимости цели, от ожидаемости и предсказуемости результата, говорит Ирина Макарова. Но самое большое влияние имеет то, как человек справлялся с ситуациями неудовлетворения и отказов в раннем детстве. «Мы говорим о самых ранних годах жизни ребенка, когда происходят первые соприкосновения с окружающим миром, именно тогда формируются то, что будет нам помогать в дальнейшей жизни справляться с тем, что мы называем фрустрацией», — считает эксперт.

Фрустрация и агрессия

В нормальной ситуации фрустрация придает нашей жизни «драйв», необходимый для достижения желаемой цели. Но если время идет, а цель все так же далека, фрустрация может вызвать негативные состояния: истощение, депрессию, повышенную агрессивность. По словам Владимира Шляпникова, в таких ситуациях человек направляет свою агрессию на людей, которые не являются причиной фрустрации, а просто «попались под руку». «Часто родители, неудовлетворенные жизнью, срываются на своих детей. Потом эти дети в ситуации, когда надо решить сложную задачу, используют такую же неконструктивную модель поведения — начинают обижать более слабых одноклассников или грубо обращаться с животными», — отмечает эксперт. По его словам, иногда фрустрация приводит к тому, что человек направляет агрессию на себя. В состоянии аутоагрессии он рискует жизнью, не думает о здоровье и последствиях, а его поведение становится саморазрушительным. Иногда это может привести к употреблению алкоголя в больших количествах и наркомании.

Положительный эффект

Как мы упоминали, состояние фрустрации может иметь положительный эффект. Психологи отмечают, что чувство неудовлетворенности побуждает нас двигаться дальше, что-то делать и создавать. Оно может служить не только мощным источником развития — как отдельной личности, так и общества. Опрошенные РБК Трендами эксперты утверждают: человечество достигает прогресса в том числе благодаря ситуациям, когда в моменте было невозможно решить стоявшую перед человеком задачу, для чего были придуманы новые способы ее решения. Поэтому неизбежные состояния фрустрации при конструктивном поведении не мешают, но даже помогают строить карьеру. «Например, человек много работал ради повышения, но начальник ему объяснил, что повышения не будет. Конечно, сотрудник расстроится, но это чувство может быстро перерасти в желание открыть свой бизнес и организовать себе новое рабочее место. Вокруг нас много людей с позитивным опытом в адаптации фрустрирующих обстоятельств», — говорит Мирослав Ясин.

Как себе помочь

Тем не менее, затянувшееся состояние фрустрации в конечном итоге приводит к истощению. Как отмечает доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Дмитрий Ковпак, если в удовлетворении физиологических потребностей есть четкие сроки, сколько человек не может прожить без еды, воды, сна; то в удовлетворении социальных потребностей сроки зависят от многих факторов и, в первую очередь, от субъективной значимости для самого человека неудовлетворенной потребности. По его словам, когда фрустрация причиняет физический или моральный дискомфорт, человек должен взяться за разрешение этой проблемы.

Читайте также:  Животные у которых хорошо развиты органы чувств

Схема для выхода из состояния фрустрации на первый взгляд выглядит понятно: нужно разобраться, какая потребность была не реализована, и понять, каким образом ее можно реализовать. «Другой вопрос, умеет ли человек осознанно, последовательно и качественно проделывать эту работу. Шаблона к решению возникшей проблемы не существует, маршрут к удовлетворению потребности строится персонализировано. Плюс в том, что каждый человек — эксперт по самому себе, и у каждого есть ресурс заглянуть в себя, в свой опыт, в свое прошлое. Они могут подсказать, каким образом раньше решались подобные проблемы», — говорит Ковпак. При этом он напоминает: если человек не может сам решить жизненную задачу — это тоже нормальная ситуация; в таком случае ему необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

В Сети есть различные тесты и методики, которые помогают определить, к какой реакции на фрустрирующие условия склонен человек. Один из распространенных — тест рисуночной фрустрации Саула Розенцвейга. Он определяет, каким образом испытуемый отвечает на фрустрацию и фрустрирующие ситуации, и к какому типу агрессии относится его реакция.

Источник

Агрессивный пациент

Часто ли вам приходится общаться с агрессивными людьми? Умеете ли вы справляться с их агрессией без ущерба для себя? Вы допускаете, что человек имеет право проявлять агрессию, или считаете, что нужно немедленно прекратить с ним общение, не позволяя собеседнику кричать, топать ногами и т. д.? А если агрессивен пациент, с которым нужно не просто общаться, а лечить, давать рекомендации? Есть ли у агрессии причина, знание которой поможет нам понять состояние пациента? И, самое главное, как взаимодействовать с пациентом в состоянии агрессии, чтобы обезопасить себя и помочь ему? С этими вопросами мы будем разбираться в этой статье.

Что такое агрессия?

Американские психологи Арнольд Басс и Энн Дарки провели серию исследований, посвященных агрессии в разных ее проявлениях. В результате они предложили один из самых известных тестов исследования агрессии («Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки») и классификацию видов агрессивных реакций:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия — воздействие окольным путем в замаскированной форме, направленное на другое лицо или социальные нормы и установки.
  3. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  4. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  5. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  6. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  7. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  8. Чувство вины — отрицательно окрашенное субъективное отношение человека к совершённому им поступку.

При взаимодействии со всеми этими видами реакций важно понимать, что это именно агрессия, и применять соответствующие коммуникативные приемы, которые мы разберем чуть позже.

Определение агрессии

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Выделяются следующие виды агрессии:

  1. физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта;
  2. вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссору, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угрозу, проклятия, ругань);
  3. прямая агрессия — непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
  4. косвенная агрессия — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);
  5. инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой- либо цели;
  6. враждебная агрессия — выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;
  7. аутоагрессия — агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;
  8. альтруистическая агрессия, имеющая цель защиты других от чьих-то агрессивных действий.

Источник: Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь, 2008.

Особый пациент

Врачу приходится нередко иметь дело с пациентами, проявляющими те или иные агрессивные реакции. Агрессивность встречается среди самых разных групп людей. Однако пациенты с алкогольной зависимостью страдают ею особенно сильно. Именно поэтому контактировать с ними одинаково нелегко как родственникам, окружающим их в обычной жизни, так и врачам, когда больные попадают к ним на лечение.

Почему так сильна агрессия именно среди больных алкоголизмом? Факторов много, наиболее важными представляются следующие:

1. Физиологическая провокация агрессии воздействием алкоголя на мозг и внутренние органы.

Об этом факторе говорят многочисленные исследования. Перечислим несколько примеров:

  • Агрессия при длительном употреблении алкоголя связана со снижением процессов торможения, высвобождением насильственных импульсов, нарушением деятельности нейротрансмиттеров, дисфункцией височной доли (Яковлев A. M. Борьба с рецидивной преступностью. — М.: Наука, 1964. — 223 с.).
  • Отмечено возрастание агрессивности больных алкоголизмом в зависимости от дозы спиртного: агрессивность усиливалась уже при минимальных концентрациях алкоголя в крови, еще не приводящих к опьянению (Cherek D. R., Spiga R., Egli M. Effects of response requirement and alcohol on human aggressive responding // J. Exp.Anal. Behav. — 1992. — Vol. 58, № 3. — P. 577–587).
  • По поводу минимальных доз есть разные данные — например, в исследовании Свана показано, что незначительные дозы сдерживают агрессию, в то время как большие дозы способствуют ее проявлению (Swan N. New imaging technology confirms earlier PET scan evidence: Methamphetamine abuse linked to human brain damage // NIDA Notes. — 2003. — Vol. 18, № 2. — P. 6–7).

2. Влияние жизненной ситуации, которая либо стала причиной проявления алкоголизма, либо появилась вследствие него, однако и в том и в другом случае вызвала реакцию агрессии.

  • Например, аффективно-динамическая модель связывает агрессию с реакцией на кризисную ситуацию, развивающуюся вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей (Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Речь, 2007. — 479 с.).

3. Агрессия как реакция пациентов на попытки работать с их зависимостью. Агрессивная реакция в принципе свойственна людям в ситуации, когда затрагивают их зависимости («вредные привычки»), и больные алкоголизмом в этом смысле не исключение.

Читайте также:  Средства для кожи от стресса

Конструктивное общение с пациентами, проявляющими агрессию, необходимо выстраивать тщательно, основываясь на определенных психологических методах.

Что делать?

Начнем с того, чего делать нельзя, так как это усиливает агрессию.

Нельзя:

«Да я не хотела, чтобы так получилось, я хотела помочь».

Оправдание — всегда детская позиция. Безответственная и беспомощная. А значит, пациент остается один на один со своей агрессией и ее причинами. Ответственность за всю ситуацию тоже скапливается у него. Он обязательно начнет сопротивляться, и агрессия усилится.

У любого человека ощущение, что его не услышали, а эмоции не поняли, усиливает либо вызывает агрессию.

  • Иронизировать по поводу пациента, и особенно его слабостей.

«Ну вам, конечно, виднее, что такое здоровый образ жизни».

Ирония, может, и кажется безобидной, на самом деле это форма проявления агрессии. Причем форма, не дающая возможности ответить как на агрессию. Получается, что человек просто шуток не понимает. И пациент оказывается в ловушке. Наиболее вероятная реакция — усиление агрессии.

  • Поучать и увещевать, советовать, как поступать, читать нравоучения.

«Вам следовало бы хорошо подумать, прежде чем нарушать режим».

Даже самые мягкие и с виду доброжелательные нравоучения — проявление родительской (опекающей) позиции. Агрессия также была проявлена с родительской позиции. Возникает уже знакомое нам пересечение транзакций, вызывающее конфликт и усиление агрессии.

«Да вы соображаете, что делаете?!»

Это также ответ с родительской (критической) позиции и тоже приводит к конфликту, причем более сильному.

Что можно и нужно делать?

  1. Найти и подчеркнуть что-то общее с пациентом. Как минимум, у вас есть общая цель — его выздоровление, а возможно, вы найдете общие мнения по поводу чего-то еще.
  2. Подчеркнуть значимость пациента в ваших глазах, его мнения, чувств.
  3. Сказать о своих чувствах и чувствах собеседника.
  4. Проявить интерес к проблемам пациента.
  5. Предоставить пациенту возможность выговориться.
  6. Предложить конкретный выход из сложившейся ситуации.
  7. Обратиться к фактам.
  8. Держать спокойный, уверенный темп речи.

Форма реагирования

Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта.

Агрессивные действия выступают в качестве:

  1. средства достижения какой-либо значимой цели;
  2. способа психологической разрядки;
  3. способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационный и бихевиористский.

Источник: Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь, 2008.

Техники снижения агрессии

Давайте разберем подробнее четыре техники снижения агрессии собеседника.

Техника подчеркивания общности.

  • Выявляемые черты должны быть скорее приятны собеседнику, чем неприятны, и восприниматься как достоинства.
  • Эти общие черты должны относиться к экспертной зоне человека.
  • Мы оба хотим добиться разрешения этой ситуации.
  • Для меня, так же как и для вас, важно, чтобы вы почувствовали себя лучше.

Техника подчеркивания значимости собеседника, его мнения.

  • Конкретность, обусловленность фактами.
  • Искренность.
  • Ваше описание беспокоящих симптомов очень четкое и помогает определить лечение.
  • Ваше предложение представляется мне очень ценным.
  • Спасибо, что вы открыто сказали мне о том, что вам не нравится. Это позволит нам найти лучшее решение.

Техника вербализации своих чувств.

  • Я удивлен.
  • Я огорчен.
  • Меня задевает.
  • Меня тревожит.
  • Мне неприятно.

Техника вербализации чувств собеседника.

  • Вербализация чувств, особенно негативных, должна быть в уважительной формулировке:
  • Нельзя говорить «вы злитесь», «вы нервничаете», «вы не понимаете».
  • Можно говорить «вы сердитесь», «вас беспокоит», «вы удивлены».
  • То есть вы чувствуете негодование, когда вспоминаете об этом.
  • Если я вас правильно понял, вас расстроило поведение моего коллеги в этой ситуации.
  • Я согласен, что это вызывает дискомфорт.
  • Да, конечно, это очень огорчительно.
  • Насколько я вас понял, вас больше всего беспокоит необходимость соблюдать непривычную диету.

Представленные приемы требуют небольшой тренировки, после чего их можно применять даже в ситуации с самым разгоряченным собеседником.

Сила паузы

Помните о паузе — так же как и в противостоянии манипуляции, она очень важна. Потому что агрессивные слова пациента задевают и провоцируют ответить резко, или промолчать, или даже оправдаться. А все это, как мы разобрали выше, только усиливает агрессию собеседника. Пауза помогает нам прекратить спонтанную неконструктивную реакцию и выбрать нужную конструктивную технику.

Уважаемые читатели, желаем вам успеха и, как всегда, ждем интересных ситуаций и вопросов.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

Источник

Оцените статью