- FOMO – синдром упущенной выгоды
- Что такое FOMO
- FOMO и социальные сети
- FOMO: портрет проблемы
- Последствия FOMO
- Способы борьбы с FOMO
- Гигиена соцсетей и чатов
- Дневник для искренности с собой
- Внимание на благодарности
- Реальный социальный круг
- Резюме
- Что такое синдром упущенной выгоды (FOMO) в психологии и как им пользуются маркетологи
- Что такое синдром упущенной выгоды или FOMO в психологии
- Мифы о FOMO
- Миф №1
- Миф №2
- Миф №3
- Как избавиться от синдрома упущенной выгоды
- Свыкнитесь с мыслью, что нельзя попробовать абсолютно всё
- Ведите дневник социальной активности
- Практикуйте живое общение
- Принудительные траты
- Как не поддаваться
- Как маркетологи используют синдром: распространённые уловки
- Уловка №1: люди покупают этот товар
- Уловка № 2: уходящая выгода
- Уловка №3: подарок при покупке
- Уловка №4: поспешите, а то не успеете
FOMO – синдром упущенной выгоды
«Боюсь пропустить что-то важное, интересное…» – это ноющее чувство знакомо, пожалуй, каждому. Как и ощущение, что пока мы работаем, учимся и занимаемся повседневными делами, другие живут насыщенной яркой жизнью, наполненной весельем, путешествиями и праздничными событиями. А с ним появляется чувство неудовлетворенности собственной серенькой жизнью и собой… Ведь если заглянуть в «Инстаграм» и другие социальные платформы, именно такое ощущение и создается. Неудивительно, что у многих развивается и прогрессирует это чувство «недожизни» в сравнении с другими.
Знакомьтесь: FOMO. В настоящее время это распространенная проблема. И сегодня мы постараемся выяснить, что же это за зверь, каковы причины FOMO, какие факторы влияют на его развитие, кто ему подвержен и, самое главное, как от него избавиться.
Что такое FOMO
Начнем с самого начала. Термин «FOMO», как нетрудно догадаться, пришел из английского языка, и обозначает fear of missing out – буквально «страх пропустить что-либо» (важное или интересное). В русском языке используется термин «синдром упущенной выгоды» (СУВ). Этот страх не столь безобидный – это больше, чем мысль, что вы не попадаете на какую-то классную вечеринку, или опасение упустить интересную новость в ленте друзей.
Под FOMO скрывается нечто более серьезное: всеобъемлющее тревожное чувство, что вы остаетесь за бортом приятных событий и дел, в которых участвуют окружающие. Да, это и навязчивое желание постоянно быть на связи с ними, чтобы быть включенным в их круг и ничего не упустить из происходящего. Но еще (и это самое грустное) это ощущение, что другие живут гораздо осмысленнее и полноценнее, чем вы, сопровождается глубинной завистью и подрывом самооценки.
Ведь помимо тусовок и посиделок с друзьями от человека могут ускользать счастье семейной жизни, карьерные достижения и продвижение, реализация давних мечт и талантов, и другие поистине важные и желанные для вещи. В таких случаях ощущение, что «прохлопал» свою жизнь, особенно болезненно и имеет деморализующий эффект. В этой статье мы будем использовать термин «FOMO» как более широкий и универсальный, чем «СУВ».
Сам термин обязан своим появлением стратегическому маркетологу Дэну Херману, создавшему его в 1996 году. С тех пор FOMO прочно вошел в словарный обиход англоязычного мира и является предметом многих психологических исследований. Сама проблема, однако же, не нова – подобные чувства присутствовали у людей в разные века и эпохи. Но такого пышного расцвета она достигла только в цифровой век.
FOMO и социальные сети
Соцсети появились сравнительно недавно – Facebook в 2004 году, Instagram – в 2010, но уже практически невозможно представить реальность, в которой люди не выкладывают на свои странички удачные фотографии и наилучшие моменты своей жизни. Ровно, как и то, что есть те, кто никогда не заглядывает в социальные медиа.
С распространением соцсетей лет 10-15 назад психологи (и не только они) начали бить тревогу о нарастании феномена СУВ среди молодых людей, которые судорожно проверяли свою ленту или аккаунт из боязни отстать от жизни и от своих знакомых. Сайты вроде «Фейсбука» и прочие стали подвергаться критике из-за нарастания тревожности и подавленности, проявлявшейся у молодых людей в связи с ними.
С тех пор соцсети выросли в своем охвате и техоснащенности, а также превратились в бизнес-инструмент. Эти «платформы для хвастовства» пестрят эффектными кадрами чужой жизни (часто постановочными), активным самопиаром и гламуром лайфстайла профессиональных блогеров, знаменитостей и прочих «успешных и богатых». Сравнивая свою обычную жизнь с яркими моментами и достижениями других, легко провалиться в яму самопринижения и депрессии.
Однако само по себе использование соцсетей не равняется вреду для самооценки и эмоционального здоровья человека. Именно присутствие FOMO приводит к негативным эффектам: так чем выше его уровень, тем выше показатели депрессии, хуже осознанное внимание и больше физических симптомов. Таковы результаты исследования нескольких сотен студентов крупного мультиэтнического университета в США [Baker, Krieger, LeRoy, 2016].
Взаимодействие между соцсетями, FOMO и психикой сложно и задействует разные механизмы. Другое научное исследование, к примеру, установило, что есть гендерные различия: у девушек и девочек чувство депрессии провоцирует повышенное использование социальных медиа, а парней к этому подталкивает чувство тревоги [Oberst et al, 2017].
Так что, возможно, стоит пересмотреть стереотип, что «Инстаграм» – это прекрасный отдых и развлечение. Во многих случаях это психологическая «соска» – уход от своих нерешенных эмоциональных проблем, а также потенциальный рассадник стресса и FOMO.
FOMO: портрет проблемы
Постараемся обрисовать, как выглядит страх упустить в своей жизни что-то интересное и важное в более конкретных, индивидуальных чертах. Кто и когда страдает от этой напасти?
Исследования показывают, что FOMO подвержены и мужчины, и женщины, а также все возраста, а не только молодые люди. Есть указания и на то, что с возрастом степень переживаний по поводу упускаемых выгод и событий снижается, но вряд ли это достаточное утешение для тех, кто страдает от этого сейчас.
Уровень FOMO повышается вечером, под конец рабочего или учебного дня, так же, как и в конце недели – тогда, когда люди обычно развлекаются или встречаются с приятелями или противоположным полом. Это не только логично, но и подтверждается эмпирическими наблюдениями за реальными людьми [Milyavskaya et al, 2018]. Но, вместе с тем, такой страх присутствовал у участников в течение всего времени, а не только вечерами или на выходных.
В ходе этого же исследования были выяснены другие, более любопытные подробности – взаимосвязь между интенсивностью FOMO и личностными характеристиками. Для оценки психологического портрета была использована пятифакторная модель личности. Напомним, что в этой модели, разработанной Льюисом Голдбергом, человеческая личность рассматривается в свете пяти характеристик, каждая из которых представляет собой спектр между крайней и наименьшей ее выраженностью. Пятерка эта следующая:
- экстраверсия;
- доброжелательность;
- добросовестность;
- невротизм;
- открытость опыту.
Человек может располагаться ближе к одному из полюсов каждой из характеристик – с большим или меньшим коэффициентом этих показателей. Так вот, возвращаясь к исследованиям FOMO, высокий уровень экстраверсии не связан с повышенным страхом остаться за бортом развлечений и общения. Ровно, как и значительные показатели невротизма в личности человека не означают развития подобных чувств.
Получается, что FOMO и тревоге, что пропускаешь приятные моменты или остаешься не у дел, подвержены все вне зависимости от психологических особенностей и темперамента.
Последствия FOMO
Эффект FOMO очень даже разрушителен для того, кто его испытывает. Мы уже упомянули некоторые из негативных последствий для здоровья, но это тема настолько важна и актуальна, что на ней стоит остановиться подробнее.
Ощущение, что что-то значимое и стоящее проходит мимо тебя, порождает вполне ощутимый стресс, который часто становится хроническим для человека. А у стресса, как мы знаем, вполне реальные негативные последствия как на эмоциональном, так и на физическом уровне. Из последних исследователями подчеркиваются, в первую очередь, чувство усталости, проблемы со сном и различные психосоматические симптомы, и все это в дополнение к эмоциям со знаком «минус». Также тот, у кого где-то внутри скребет ощущение «я пропускаю что-то интересное, чем занимаются другие сейчас», становится невнимательным и рассеянным.
А в более глобальном масштабе хронический FOMO может приводить к ощущению неудовлетворенности жизнью и чувству, что значимые внутренние потребности не закрыты, что может вылиться и в депрессию. В этом, пожалуй, главная скрытая угроза этого разъедающего чувства – оно похоже на червя, который подтачивает сознание своего хозяина мыслями о том, что он не только упускает веселые моменты и посиделки, но и всю свою жизнь, бессмысленно коротая дни.
Это нас подводит к вопросу о том, как противостоять разрушающему воздействию FOMO.
Способы борьбы с FOMO
Хорошая новость заключается в том, что победить FOMO вполне реально. Первым шагом будет понимание и осознание его как проблемы. Для многих людей, испытывающих неудовлетворенность жизнью по разным причинам и желающим отвлечься от неприятных чувств, соцсети становятся первой «инстанцией» для обращения. Однако нередко они не справляются с психотерапевтической функцией, возложенной на них, и, напротив, вызывают знакомое нам тревожное ощущение упущения чего-то интересного и важного, а с ним и еще большего чувства неудовлетворения собой и жизнью. Осознание и признание такой нездоровой механики, если она есть, – это уже шаг к свободе.
Следующие шаги, возможно, будут знакомы тем, кто занимался заменой неконструктивных мыслительных шаблонов на более конструктивные. С их помощью мы приучаем мозг вырабатывать новые нейронные связи и алгоритмы мышления, реагирования и поведения, налаживая свой психоэмоциональный баланс.
Гигиена соцсетей и чатов
Вряд ли вы храните в своем холодильнике продукты, от которых вам плохо, или заставляете свою квартиру уродливыми поломанными вещами. Правильно: зачем иметь в своем пространстве то, что не служит и доставляет неприятные эмоции? То же самое должно быть и с социальными сетями и чатами – позаботьтесь о том, чтобы оставить лишь те, что вам полезны и вызывают позитивные эмоциональные реакции:
- уберите те, которые чаще всего вызывают или подпитывали FOMO в прошлом;
- добавьте больше вдохновляющих страниц и людей в свою ленту;
- скройте или удалите те контакты, которые постоянно похваляются и бахвалятся своими победами и идеальной жизнью;
- обязательно подпишитесь и на те аккаунты и людей, чьи публикации будут дарить радость и позитивные ощущения от жизни.
Также полезно будет приобрести такие полезные привычки как тайм-менеджмент для соцсетей – использовать их лишь в отведенное для этого время, а не бесконтрольно в любое время дня и ночи, а также регулярный цифровой детокс.
Дневник для искренности с собой
О пользе ведения дневника мы уже не раз писали. Это замечательный инструмент для повышения осознанности и изменения мышления. Когда речь заходит о минимизации FOMO, дневниковые записи – вместо записи на своей страничке в «Фейсбуке» или «Инстаграме» – это более интимный и искренний вариант. Помимо того, что это позволяет прикоснуться к своим «непубличным» эмоциям и потребностям, такой разговор с собой может научить радоваться своими большим и маленьким победам, достижениям, триумфам, праздникам и путешествиям вдали от чужих глаз. Научившись смаковать радость и гордость внутри себя, потребность в том, чтобы что-то доказывать или демонстрировать в мир, значительно снижается.
В конце концов, чтобы сохранить память о самых счастливых и ярких моментах жизни, абсолютно необязательно делать их всеобщим достоянием.
Внимание на благодарности
Практики благодарности получили широкое распространение в последнее время, и не зря. Вместо того, чтобы переживать и огорчаться из-за того, чего нет в жизни, они помогают обратить внимание на то, что уже есть. Очень многое в нашей жизни мы недооцениваем и не замечаем, например, то, что у нас есть руки-ноги, зрение, крыша над головой, компьютер и Интернет …
Можно завести отдельный блокнот и записывать туда по 10-20 благодарностей каждый день, можно проговаривать их перед сном как молитву, можно даже делиться ими в соцсетях! Ключевое здесь – держать фокус на том хорошем, что уже присутствует в жизни.
Реальный социальный круг
Когда мы подавлены или тревожимся, естественно искать близости и поддержки у людей вокруг. Это здоровая психическая потребность, но в случае, если у человека нет крепких социальных связей в реальной жизни, он начинает их искать в онлайне. К сожалению, вовлеченность в социальные сети и виртуальное общение не выполняют эту функцию и лишь обостряют проблему. Чтобы преодолеть оковы FOMO и тревожности, нужно разорвать этот порочный круг.
В следующий раз, когда чувство одиночества и исключенности будут подталкивать вас искать эмоциональной поддержки, обратитесь к тем, кто присутствует в вашей жизни – близким, друзьям, знакомым, а не виртуальным «друзьям» и сообществам. Углубляйте и укрепляйте свои дружеские и приятельские отношения, поддерживайте контакты и регулярное качественное общение. Проявляйте инициативу в том, чтобы встречаться со значимыми людьми в реальной жизни и в реальном времени. Ведь именно такие настоящие связи поддержат вас в кризисный момент, а не множественные лайки и emoji.
Резюме
FOMO – один из скрытых внутренних врагов, который разъедает и отравляет душу. За последние десятилетия понимание этой напасти расширилось и углубилось – в прицел внимания попал не просто навязчивый страх пропустить события из жизни знакомых в соцсетях или разные формы веселья, но и всепоглощающее подтачивающее самооценку ощущение несостоятельности своей жизни в сравнении с другими. Это негативное чувство отчетливо коррелирует с ощущением неудовлетворенности жизнью, депрессивными и тревожными проявлениями, ухудшением внимания и сна и другими физическими симптомами.
Т.к. FOMO подвержен любой вне зависимости от пола и возраста, и его жертвы зачастую не отдают себе отчета в том, насколько разрушительно это состояние, крайне важно знать и понимать его подноготную. К счастью, противостоять ему можно, и для этого нужны осознанность, гигиена цифровой активности и правильный фокус внимания. Такие ценные психические навыки как эмоциональная регуляция и конструктивное мышление здесь также будут большим подспорьем.
А наилучший способ не страдать от ощущения, что собственная жизнь проходит бездарно и беспросветно, – это самостоятельно проектировать и строить ее.
Удачи вам в этом важном архитектурном проекте!
Источник
Что такое синдром упущенной выгоды (FOMO) в психологии и как им пользуются маркетологи
Возникало когда-нибудь такое чувство, когда кажется, что жизнь кипит у всех кроме вас? По фотографиям в Instagram, почти все друзья где-то постоянно гуляют, знакомятся с новыми людьми или, вообще, в разгар рабочей недели улетели отдыхать на острова.
Даже фотографии обычных завтраков выглядят роскошнее, чем ваш праздничный банкет. Складывается впечатление, что все вокруг катаются как сыр в масле, а вы проживаете серую жизнь.
Если у вас периодически возникают такие мысли, возможно, это не значит, что ваша жизнь настолько скучна и примитивна. Синдром упущенной выгоды (FOMO) мог спровоцировать подобные мысли в вашей голове.
Что такое синдром упущенной выгоды или FOMO в психологии
Синдром упущенной выгоды или FOMO (аббревиатура английской фразы «fear of missing out») – это навязчивая боязнь что-то упустить, например, какое-то событие или возможность. У вас возникает чувство, что вы растрачиваете свою жизнь впустую. Особенно на фоне красочной жизни ваших знакомых.
Чем сильнее чувство неудовлетворённости, тем больше хочется следить за жизнью других с огромным желанием найти себе подобных. FOMO связан с недовольством собственной жизнью, а социальные сети только усугубляют и без того сложное состояние.
Каждый день мы находимся под давлением огромного массива информации, поэтому этот необычный синдром может возникнуть у любого. Было проведено исследование , согласно которому от этого состояния страдают 56% респондентов.
Потребность в информации – это норма для человека, но она не должна превращаться в навязчивые мысли и создавать беспокойство.
Пройдите небольшой тест, чтобы проверить свою голову на наличие этого расстройства. Прочитав каждое утверждение, ответьте правдиво ли оно для вашей жизни или нет.
- Я постоянно боюсь пропустить какое-нибудь важное событие или новости о нём.
- Я сильно завишу от телефона, некомфортно себя чувствую при отсутствии гаджета.
- Мне важно нравиться людям и получать одобрение.
- Проверяю телефон сразу, после того как он зазвенит или завибрирует.
- Не провожу без телефона ни минуту, он всегда рядом, независимо ем я или куда-то иду.
- Боюсь вовремя не ответить на сообщение, не увидеть важные новости, потому что могу не успеть что-то сделать.
- Я постоянно обновляю ленту соцсетей и проверяю сообщения.
- Возникает чувство обиды, если я узнаю, что мои друзья или знакомые ходили на какое-то мероприятие без меня.
- Присутствует постоянное желание быть в центре тусовок и крутых мероприятий.
Если вы ответили «Да» больше, чем на половину вопросов, то, скорее всего, у вас синдром упущенной выгоды.
Мифы о FOMO
Разберём несколько интересных и самых распространённых мифов об этом необычном состоянии.
Псс, не хочешь немного мифов:
Миф №1
Синдром упущенной выгоды возник из-за появления в нашей жизни социальных сетей. В любое время можно зайти в Instagram, ВКонтакте или Одноклассники и посмотреть, как живёт человек и где бывает.
Появилось множество блогеров, которые якобы ведут красивую жизнь. Они становятся примером для подражания, и люди тщательно следят за их жизнью.
Реальность. Отчасти это правда, люди следят за своими кумирами, но синдром возник не из-за социальных сетей. Информационная потребность никогда не исчезала из жизни человека . Ведь чем больше человек знает о мире, в котором живёт, тем проще ему выжить.
Постепенно задача биологического выживания трансформировалась в социальное: нам стало куда важнее сохранить своё «социальное лицо», статус, иногда жертвуя физиологическими потребностями и безопасностью.
И тогда на сцену вышел самый известный феномен всех времён и народов – сплетни и слухи. Желание получить порцию новых таких «новостей» для некоторых людей стало навязчивой потребностью.
Миф №2
Если бы в соцсетях были бы настоящие зарисовки из жизни, а не отфотошопленные картинки, то никакого эффекта FOMO не возникло.
Реальность. Мы и так знаем, что в соцсетях все создают лучшую версию себя: постят фото в выгодных ракурсах и фильтрах, ставят нужные метки и хештеги, пишут трендовые посты. Мы не показываем себя настоящих и не ожидаем этого от других.
Даже подписавшись на аккаунты с правдивыми фото в духе «ожидание-реальность», продолжаем испытывать навязчивую потребность соответствовать их яркости, честности, юмору.
Получается, дело не в том, какие картинки мы видим, а в том, как мы относимся к самим себе. Появление синдрома FOMO вызвано прежде всего недовольством собственной жизнью.
Миф №3
Синдром FOMO – это болезнь, которая снижает качество жизни и приводит к физиологическим проблемам (бессонница, головные боли, тревога), и лечить её нужно у специалиста.
Реальность. FOMO не считается болезнью , его не встретишь ни в одном медицинском диагностическом руководстве, в частности и в принятом в нашей стране МКБ-10 (Международная классификация болезней).
Несмотря на отсутствие синдрома в списке заболеваний, человек получает негативный эффект, в отдельных случаях могут возникнуть глубокие психологические проблемы. И от него стоит избавляться – самостоятельно или обратившись за помощью, только не к врачу, а к психологу, который поможет разобраться в причинах твоего навязчивого состояния.
Как избавиться от синдрома упущенной выгоды
Чтобы не тратить в пустую кучу времени, отвечая на бессмысленные сообщения, установите правила пользования смартфоном.
- Удалите неиспользуемые приложения и отключите push-уведомления там, где в этом нет необходимости.
- Отпишитесь от групп и аккаунтов, в которых нет объективно значимого и полезного для вас контента.
- Почистите электронный ящик и отпишитесь от ненужных рассылок.
- Проверяйте новостную ленту один-два раза в день (утром и вечером).
- Не берите телефон с собой в постель и не зависайте в интернете перед сном.
- Составьте расписание, когда вы будете отвечать на сообщения в мессенджерах и соцсетях, не связанных с работой. И такой же график – для служебных номеров.
Сначала будет нелегко, поэтому начинайте постепенно, чтобы ваш интернет-зависимый мозг мог без лишнего стресса адаптироваться к новой реальности.
Свыкнитесь с мыслью, что нельзя попробовать абсолютно всё
Если распыляться на всё и сразу, то может не хватить как денег, так и сил и вы останетесь у разбитого корыта. Задайте себе несколько вопросов и сделайте выбор. Подумайте: «Чего мне в жизни не хватает?», «Что я люблю делать больше всего?», «Что мне приносит удовольствие?»
Сосредоточьтесь на собственных желаниях и потребностях, не пытаясь угнаться за чужими идеалами и целями. Хотите прожить счастливую жизнь? Тогда найдите среди множества вариантов, тот который согреет душу. Следуйте правилу: люби то, что делаешь, и делай то, что любишь.
Ведите дневник социальной активности
Каждый вечер записывайте в блокнот пять действительно важных и полезных вещей, которые вы получили за день из соцсетей. Буквально через неделю вы заметите, что в вашем списке крайне мало чего-то нового и ещё меньше того, что на самом деле может помочь в жизни или работе.
В среднем человек нажимает на экран своего смартфона примерно 2600 раз за день, тратя на это в общей сложности не менее 145 минут ежедневно.
Ведите дневник до тех пор, пока у вас при открытии соцсетей не будет рефлекторно возникать вопрос: «А когда я в последний раз находил(а) здесь что-то полезное?».
Практикуйте живое общение
Каждый раз, когда вам хочется заглянуть в смартфон, попробуйте вместо этого пообщаться с кем-нибудь из находящихся рядом близких или коллег. Простой диалог по принципу «Как дела?» может уберечь вас от листания новостных лент .
Возьмите за правило рассказывать родным, как прошёл ваш день, и расспрашивать их. Позабытые вечерние разговоры за ужином позволяют переосмыслить какие-то вещи и стать ближе друг другу.
А если нет возможности (желания) проговаривать всё с родными, записывайте свои мысли на бумаге. Фиксируйте события, которые за день доставили вам удовольствие. Хвалите себя за все свои достижения, даже незначительные. Записывайте цели и задачи на следующий день.
Если ничего не помогает отвлечься от проблемы и вы продолжаете бесконтрольно проверять социальные сети, обратитесь к психологу или психотерапевту.
Принудительные траты
Феномен FOMO проявляется не только в соцсетях, но и в магазинах. Вы отправляетесь за хлебом и молоком, а выходите с полными пакетами продуктов. И неважно, что они вам не особо нужны, но как вы могли не купить их по АКЦИИ!
Зайдя в ТЦ в сезон распродаж, вы уже не можете спокойно пройти вдоль витрин, ведь манекены прямо кричат тебе, какую выгоду вы упускаете, отказываясь от очередной крутой вещи со скидкой в 60%! Такая экономия! В действительности, желая сэкономить, вы, наоборот, тратите больше.
Как не поддаваться
- Заранее составляйте список покупок. Записывайте всё в две колонки: обязательные вещи и желательные. Так вы будете видеть, что действительно нужно, а чем хотели бы себя порадовать или могли бы приобрести похорошей цене.
- Составляйте бюджет на покупки. Рядом с каждым товаром пишите приемлемую цену. Переплата возможна, только если сэкономите на другой покупке.
- В магазине старайтесь честно ответить, нужна ли вам эта вещь и готовы ли вы потратить на неё эту сумму. Не уподобляйтесь героине фильма «Шопоголик», которая доказывала себе, что ей нужны перчатки потому, что у неё есть руки.
- Не ругайте себя за то, что уже купили. Вещи призваны доставить удовольствие, которого может не хватать в вашей жизни. Они заполняют пустоту, нехватку эмоций и впечатлений. Но критика лишь усугубит положение, заставив ещё больше покупать. Лучше подумайте, как получать радость не от шопинга, а в других сферах.
- В сезон распродаж ходите в магазин без кредитки и кошелька. Насладитесь примеркой, а через день-два просмотрите свой гардероб – если вещь и правда вам нужна, смело отправляйтесь за обновкой.
- У вас должно быть время на отдых. Уставший человек в любом попавшемся предложении может увидеть выгоду. Чем выше нагрузка в течение дня, тем сильнее себя к вечеру проявляет синдром упущенной выгоды.
Как маркетологи используют синдром: распространённые уловки
Специалисты по маркетингу идут на разнообразные ухищрения, чтобы ваш выбор пал именно на их товар. Зная об этих приёмах, можно существенно сэкономить семейный бюджет. Хотите, чтобы кошелёк был полон, тогда пришло время узнать о полезных финансовых привычках.
Уловка №1: люди покупают этот товар
Зачастую интернет-магазины указывают, какое количество людей купили определённый товар или просматривают его в данную минуту. А если ещё счётчик количества покупателей обновляется в реальном времени, то эффект усиливается. Если человек видит, что товар пользуется популярностью, то он с большей вероятностью его купит.
Помните, что эти цифры могут быть не настоящими, статистика легко накручивается. Подумайте перед покупкой, возможно, этот товар вам не нужен.
Уловка № 2: уходящая выгода
Тикающие часы, означающие конец суперакции. Как часто вы видите такой трюк? Уловка настолько банальная, что даже далёкий от интернет-покупок человек знает о ней. Но несмотря на это, она все ещё очень эффективна. Иногда программисты даже не прилагают особых усилий, и если обновить страницу, то таймер начнёт отчёт заново.
Тикающие часы – это одна из самых простых манипуляций. Не делайте поспешных выводов, увидев такую акцию. Если товар вам очень нужен, проверьте его наличие и цену в других магазинах. Возможно, вы найдёте более дешёвый вариант.
Уловка №3: подарок при покупке
Купите три пары обуви и четвёртую получите бесплатно. Или купите смартфон и получите колонку в подарок. Такие лозунги очень популярны и приносят предпринимателям немалую прибыль.
Увидев, акцию, появляется дикое желание приобрести товар именно здесь, ведь за покупку дают подарок. Но не забывайте о том, что, например, такой же смартфон можно найти по цене в 2 раза ниже представленной, в другом магазине.
Подобные акции провоцируют вас делать необдуманные покупки. Мало того, что вы можете купить ненужный товар, так ещё может он продаваться по завышенной цене.
Уловка №4: поспешите, а то не успеете
Зашли в интернет-магазин купить любимую книгу или модные джинсы, но вдруг на глаза попадается предупреждение о том, что товар заканчивается. А если ещё указано, что следующая партия будет дороже или её вообще не будет, то с большей вероятностью вы купите этот товар в этом магазине как можно быстрее.
Дефицит чего-либо плохо влияет на людей со страхом упущенной выгоды. Чтобы избежать растраты бюджета соблюдайте всё те же правила:
- Проверьте наличие желаемого товара в других магазинах.
- Подумайте, нужен ли вам данный товар.
Не нужно гнаться за любой выгодой. Остановитесь и подумайте, что действительно вам нужно. Только так вы станете счастливее и быстрее добьётесь успеха.
Что-то не понравилось в данной статье, есть что добавить или вы нашли ошибку? Обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!
Источник