чувство
Органы чувств. | Острота зрения орла, обоняние собаки превосходят силу этих чувств у человека.
Непереносимое чувство голода. | Знакомое чувство боли.
Чувство направления у птиц.
Материнское, отцовское, дочернее чувство. | Братские, сестринские чувства.
Радостное, приятное чувство. | Редкое чувство. | Глубокое чувство. | Добрые чувства. | Чувство стыда. | Изжить в себе чувство гнева, печали, тоски.
Все чувства обострились. | Разбуженные чувства.
Взаимное, неразделённое чувство. | Ответное чувство. | Первое чувство. | Испытывать чувства к кому-нибудь. | Воспылать чувством к кому-нибудь.
У него прекрасное чувство юмора.
Петь с чувством. | Растрогаться от избытка, от полноты чувств.
Эстетическое, музыкальное чувство. | Чувство красоты. | Чувство цвета, композиции. | Природное чувство прекрасного. | Обострённое чувство гармонии.
Чувство благодарности. | Чувство личной ответственности, вины. | Чувство дружбы. | Чувство солидарности.
Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни.
Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .
Полезное
Смотреть что такое «чувство» в других словарях:
чувство — Чувство … Словарь синонимов русского языка
ЧУВСТВО — чувства, ср. 1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что н. Чувство зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Органы чувств. «Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение…» … Толковый словарь Ушакова
чувство — Чувствование, ощущение, впечатление, вкус, смак. Пять чувств: вкус, зрение, обоняние, осязание, слух. излить чувства, потерять чувство меры, потерять чувство стыда, присесть без чувств на месте. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу… … Словарь синонимов
ЧУВСТВО — в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний Я (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других. Чувства являются особым видом гешталъткачеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных… … Философская энциклопедия
Чувство — Чувство ♦ Sentiment То, что мы чувствуем, то есть осознание того, что происходит в нашем теле, изменяющее, как учит Спиноза, нашу способность существовать и действовать, в частности то, что заставляет нас радоваться или печалиться. Если эти… … Философский словарь Спонвиля
чувство — беспокойное (Авсеенко); блаженное (Даль); бодрое (Ропшин); вдохновенное (Пушкин); возвышенное (Козлов, Пушкин); восторженное (Л.Толстой); всепожирающее (Орлов); горькое (Немир. Данченко); горячее (Лермонтов, Надсон); жуткое (Андреев);… … Словарь эпитетов
чувство — ЧУВСТВО, душа, настроение, ощущение, переживание, эмоция, устар. чувствование ЧУВСТВОВАТЬ/ПОЧУВСТВОВАТЬ, ведать/ изведать, испытывать/испытать, осязать, ощущать/ощутить, сов. прочувствовать, сов. услышать, высок.… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
чувство — одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных… … Большая психологическая энциклопедия
ЧУВСТВО — ЧУВСТВО, а, ср. 1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутьё, интуиция). 2. (мн. в одном знач … Толковый словарь Ожегова
чувство — чувство, мн. чувства (неправильно чувства), род. чувств, дат. чувствам. Произносится [чуство] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Источник
ЧУВСТВА
«Чувства — особый вид эмоциональных переживаний». (2).
«Чувство 1.Способность живого существа воспринять психофизическое ощущение, реагировать на внешние раздражители. 6. Осознание своего отношения к другим. Чувство локтя, меры — понимание» (7).
«Чувство 1. Способность живого существа воспринимать внешние в чатления. 2.
Сам процесс ощущения, восприятия. 3.
Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испыты ощущает. // Внутреннее психическое состояние человека. 4.
Любовь, испытываемая кем-либо к кому-либо. // Волнение, душев подъём, порыв» (5).
Чувствами не являются способность ощущать, испытывать, воспр мать, осознанное отношение, эмоция, переживание, зрение, слух, осязан обоняние, вкус, а также особый вид эмоциональных переживаний.
«Способность ощущать и воспринимать», то есть способность осозна — это ие чувства, а умственная способность (ум).
Переживания, любовь, ненависть, злость и т. д. — это не чувства, а стояние реакции, желания памяти, то есть эмоции, которые она ощущает ( ствует) без участия своих органов чувств и нервов.
Долг — это не состояние памяти, а понимание, поэтому его невозмо» чувствовать, то есть чувства долга нет, есть понимание долга.
Зрение, слух, обоняние, осязание — это не чувства, а способности вид слышать, чувствовать, осознавать, то есть ум.
Чувства — это чувствование памятью материальной реальной дей вительности посредством органов чувств.
Чувства — это нереальные явления чувствования памятью, мате альнон, реальной действительности (реальных явлений).
Нереальные, материальные знания память не может чувствовать, но м жет вспоминать, при этом процесс воспоминания знаний, по сути, ие OTJ ется от процесса ощущения своего собственного состояния (от ощуще своих эмоций) (см.
Чувствование боли, голода, сытости, страха, любви, злости и других альных явлений своего организма мы называем, «чувством боли, голода, с сти, страха, любви, злости» и т. д.
То есть чувствование материальных явлений, происходящих в своём ганизме, это и есть чувство.
Аналогично чувствование памятью посредством органов ЧУВСТВ реаль внешних явлений (света, звука, солёного, горячего, холодного и т. д.) это то чувства.
То есть слова «чувствование» и «чувство» синонимы.
Боль, голод, сытость, страх, любовь, злость, свет, звук, Шолееное, гор холодное не являются чувствами, так как «чувствование всего этого» бу означать «чувствование чувств».
Любовь — это не чувство, иначе выражение гениального поэта «в прив ках бытия вновь чувствую любовь» будет означать «вновь чувствую чув любви».
Чувство нельзя «испытывать», испытывать можно только состояние
ах любовь, злость и т. д.), чувство можно только воспринимать (запоминать) и понимать.
Чувствование (чувства) это — явление сознания. Знания это — следы чувствования (чувств), зафиксированные в памяти и тоже — явления сознания.
Способность чувствовать (осознавать) — это не чувства, а ум, поэтому, оценивая зрение, слух, обоняние (нюх) мы оцениваем не чувствование (не ства), а способности чувствовать, то есть ум.
Память может чувствовать явление, не воспринимая его, не обращая внимания, не фиксируя и не реагируя, при этом оно отражается в ней как в обычном зеркале не оставляя никаких следов.
Воспринимаемое чувствование реального объекта фиксируется (запоминается) ей, то есть от воспринимаемых чувств в ней остаются следы (знания).
Воспринимаемые чувства, могут фиксироваться нечётко или чётко и в зависимости от этого следы чувств (знания), зафиксированные в памяти, могут быть глубокими (неизгладимыми, незабываемыми) или неглубокими, легко
Память может чувствовать (видеть, слышать, ощущать и т. д.) не только отдельные явления и системы, но и их взаимосвязь, процессы, события, последовательность, последствия и всё это также фиксируется («записывается») в ней.
Фиксируя чувства, отражающие взаимосвязь явлений, память формирует готовые понятия (выводы, идеи, мысли).
Это очень важно знать для понимания процесса формирования понятий (идей, мыслей).
Память новорожденного существа вначале может воспринимать (фиксировать) только отдельные явления (горячее, боль, голод) без их взаимосвязи, то есть без понимания их значения.
Но по мере накопления знаний, память начинает воспринимать (фиксировать) и взаимосвязь явлений, их значение, последовательность, причину и т.
Используя сделанные выводы, память может делать новые выводы, то есть углублять знания, и так — бесконечно.
Все знания, бытующие в памяти, обусловлены и сформированы чувствами.
Чувствуют не органы чувств, а — память посредством органов чувств.
Глаза, кожа, сердце, желудок, пальцы, организм не могут чувствовать; чувствовать может только память.
Реальные явления, происходящие вне организма, память чувствует посредством органов чувств.
Реальные явления, происходящие в организме, в самой себе и в своих органах чувств, память чувствует посредством нервов, без органов чувств.
Живые системы, не имеющие памяти, не являющие существами, не могут чувствовать.
Растения, живые клетки, простейшие организмы, не имеющие памяти, н» чувствуют, хотя и реагируют на температуру, свет, погоду.
Реакции живых систем на реальные обстоятельства предопределены с во» ствами живой материи.
Чувствовать можно не только материальную, но и нематериальную дейст вительность. Так, память может чувствовать нематериальную темноту, тиши ну, пустоту.
Чувствование нематериальной действительности (тишины, темноты пустоты) отличается от не чувствования материального (света, звука, явл» иия).
Чувствование не материи (тишины нли темноты, пустоты) — это быти осознание и существование не материи, а не чувствование материи (зву света, явления) глухим или слепым — это бытие неосознаваемого, то есть н существующего звука, света, явления.
Поэтому чувствование темноты не равно не чувствованию света слеп» чувствование тишины не равно не чувствованию звука глухим.
Чувства — это бытующая в памяти нереальность, отражающая реально бытующую вне существа и в существе (см. гл. «Нереальная действительность’
Чувствование (чувство) — начальное явление сознания, иредопред ляющее все явления сознания.
Источник
Чувствовать и ощущать. В чём разница?
Мы привычно и походя говорим об ощущениях и чувствах особо не задумываясь есть ли какая-либо разница между ними и тем, что они отражают. Если серьёзно задуматься, то различие легко обнаруживается. Оно возникло при переходе от животной формы жизни к человеческой. Это различие должно было когда-то возникнуть в сознании, чтобы обеспечить более адекватное отражение окружающей среды и более эффективное воздействие на неё на благо человечества. Это различие необходимо было для поддержания и сохранения человеческого существования. Оно возникло на границе между ощущениями и разумом.
К вашей руке прикоснулись неким предметом. Вы что-то почувствовали. Ощутили. Вы восприняли это внешнее воздействие тактильными рецепторами кожи, вы ощутили, что именно к данному месту вашей поверхности тела прикоснулось, воздействовало на кожу и вам от этого хорошо или плохо, или безразлично.
Способность ощущать дана всем живым существам от природы для различения, выделения источников воздействия, вызывающих эти ощущения, для оценки их жизненной важности и выбора адекватного реагирования и поведения. Для выживания и размножения живым существам даны различные органы, средства ощущений окружающей среды — глаза, уши, язык, нос. Главное — чтобы этого было достаточно для выживания конкретной особи и приумножения численности вида. Внешний мир даётся живым существам в виде их ощущений.
Человекообразное существо стало человеком, когда у него появилась возможность возникающие ощущения и образы форматировать в сигналы, знаки, слова, понятия, термины, отражающие внешние физические феномены и внутренние мыслимые ноумены. Они фиксируются в определённых отделах нервной системы — мозге и во всех возможных запасниках нервных клеток, способных сохранять как сами ощущения так и их обозначения, наименования посредством звуков, знаков, символов, иероглифов и всех возможных способов фиксации ощущений и образов, возникающих от всего, что воздействует извне на органы чувств и воспринимается человеком.
Такая опосредованная совокупность ощущений и их мыслимых обозначений формирует чувственные образы внешней среды в виде особых, условных звуков, знаков, символов, картин. Они отражаются речью или мыслью и выражаются акустически (звуки, слова) или в письменном виде (тексты, рисунки).
Закодированные таким образом ощущения и мысли о них запоминаются в специальных отделах головного мозга посредством памяти. Человек может воспроизводить свои ощущения и чувства посредством звуковых, визуальных, тактильных и т.д. средств.
В процессе нашего обучения жизни все эти сигналы, знаки, символы, слова, мимические формы объясняются нам на всех уровнях нашего восприятия и возможностей понимания нашего интеллекта мамой, папой, бабушкой, сестрой, братом и другими людьми, книгами, фильмами, СМИ и т.д. Благодаря речи (слова) и письму (тексты, картинки) возникают, формируются чувства, эмоции, представления о качестве и количестве.
Услышанные слова, звуки или увиденные картинки, знаки преобразуются в нашем мозге в ощущения и чувства, подобные тем, что мы ощущаем при непосредственном внешнем воздействии из окружающей среды. Мы осознаём услышанные слова и увиденные рисунки и воспроизводим в сознании то, что в своё время было вызвано физико-химическими внешними воздействиями и обозначено в процессе восприятия соответствующими знаками, символами, словами.
Мы формируем, строим мысли, идеи, гипотезы посредством речи или иных звуковых, визуальных, тактильных и др. слов, символов, знаков, отражающих всё то, что мы ранее восприняли в виде ощущений и закодировали в виде мыслей.
Ощущая нечто извне и сопоставляя с тем, что уже есть в нашей памяти мы делаем вывод о предмете воздействия на нас. Возникло ощущение острого. Это нож? Гвоздь? Шило? Зубочистка? Игла? Рыбья кость? И так далее. Возникающее у нас органолептическое ощущение мы приводим к имеющемуся у нас в памяти — от ранее полученного опыта ощущения, обучения и образования, — к виду умственных, интеллектуальных, мыслимых знаний и сопоставляем их со всем своим предыдущим опытом и своим чувственным состоянием в нём. Это и есть процесс формирования чувств от воздействий или мыслей. Мы этому долго учились после рождения. Года три или лет 5. У каждого человека своя скорость обучения человеческому. Лишь на 3-м годе жизни у человека формируется представление о своём Я. И именно в этот период жизни формируются речевые навыки. Как свидетельствуют многочисленные примеры с «маугли», дети, оказавшиеся среди животных в этот временной период своей жизни, никогда затем не осваивают человеческую речь.
А если бы вы лично ничего не «знали» про то, что данные ощущения, которые возникают у вас под воздействием чего-то внешнего, как-то называются и не имели бы соответствующих слов для их обозначения в мозге, в памяти, то что бы вы тогда «почувствовали», в смысле «осознали», при соответствующих физических или вербальных воздействиях на вас? Ну, нечто такое, что и собака или кошка.
Если вы не можете назвать и понять, что такое «свет» и что такое «красное» или «синее», то откуда у вас могут возникнуть чувства об этих визуальных феноменах или их звуковых (слова, фразы) или графических (текст, картинки) обозначениях?
Вы «нечто» видите, слышите, осязаете, ощущаете разницу во всём, что на вас воздействует, но назвать это словом или обозначить знаком не можете. Значит вы животное. Значит вас не обучили этому и у вас не возникнет никаких мыслей про эти ощущения и нет, соответственно, того, что мы называем чувствами. «Нечто», что не имеет какого-либо обозначения в мозге, в памяти мозга, при воздействии на вас, никак не трактуется в сознании, мыслях и у вас нет осознанного предыдущего жизненного опыта по его оценке, интерпретации, трактовке и включению его в вашу картину мира, есть «ничто». И вы не владеете соответствующей знаковой системой для наименования, запоминания и воспроизводства воспринятого в сознании. Что же вы делаете? Тупо реагируете на воздействие как камень или ощущаете как верблюд? Не зная посредством сознании что это есть такое?
Вы оказываетесь в состоянии просто живого существа: дерева или животного. Да! Вы можете только реагировать на уровне физико-химических систем и рефлексировать на уровне животных инстинктов. В этом и состоит одно из главных отличий животного существа от разумного — возможность осознанного восприятия. Животные способны только реагировать на любые доступные им в ощущениях воздействия со стороны окружающей среды, имеющимися у них способами и реакциями. Инстинктивно и рефлекторно. Внешнее воздействие — внутреннее ощущение и реакция на него. Как говорил Козьма Прутков: «Щёлкни кобылу в нос, она махнёт хвостом».
Но все эти свои «ощущения» животные не могут называть словами, именами, не в состоянии дать им символические и знаковые обозначения. Животные, конечно, могут запоминать обстоятельства возникновения различных ощущений изменения среды обитания, условия окружающей среды, возможные источники и последствия от этих воздействий. Они запоминают эти переживания на уровне приятно, неприятно, плохо, хорошо, нейтрально, чревато гибелью. Не более. Рефлекторный уровень отношения и управления своим поведением. Для сохранения и продолжения жизни.
В следующий раз, когда эти условия повторяются, высокоразвитые животные способны, могут ожидать повторения тех же переживаний, ощущений и их последствий, что и в прошлый раз. И если ощущения повторятся, то они — эти рефлекторно «мыслящие» системы — будут просто ощущать, что у них сейчас произошло нечто, то же, что и тогда, когда-то и они предпримут соответствующие действия, на уровне их запоминания, чтобы не было больно или, наоборот, чтобы было приятно. Отреагируют адекватно. Эволюция позаботилась о таком механизме поведения животных. Они вспомнят и закрепят в своей памяти всё, что повторяется. Без символов, знаков иероглифов и слов. Это можно называть аналоговыми представлениями: внешнее воздействие — определённый электрохимический сигнал в мозге. И наоборот: электрохимический сигнал в мозге — ощущение. Это ещё Павлов показал. У животных реализуется аналоговый уровень реагирования через ощущения.
У человека формируется, возникает символьный, знаковый, цифровой уровень отражения мира.
Человек, при восприятии и оценке внешнего воздействия, может, конечно, сильно ошибаться в интерпретации, трактовке источника своих ощущений. Одно и тоже ощущение от внешнего воздействия может быть вызвано различными источниками, предметами и причинами. Одну и ту же функцию может выполнить, например, и нож, и ножницы, и пика, и грабли, и копьё. А один объект может быть использован для выполнения различных функций: резке хлеба или убийства.
Человек, по уровню и возможностям своих первичных ощущений ведёт себя как типичное высшее животное — примат: в нём имеются аналогичные способности к ощущению внешних воздействий, посредством имеющихся у него специфических детекторов, датчиков, органов пяти-семи видов ощущений. Для обеспечения самых важных условий жизни,- органы обработки всех возможных внешних природных воздействий. Как и все живые организмы, человек стремится обеспечить в первый момент, любого внешнего воздействия сохранение своей жизни. Главное в его поведение — это остаться в живых! Это однозначная реакция. Инстинкт.
На бытовом уровне, человеку не нужно особо анализировать, делать обобщения, строить гипотезы, теории, проверять их, систематизировать возникающую ситуацию, — что, мол, было источником воздействия на него. В момент ощущения действия на него, человек ведёт себя как обычные животные, стремящееся сохранит жизнь. Обычное животное, которые что-то ощущает и действует инстинктивно, рефлекторно и не стремится это понять, осознать.
Пока есть проблема жизни, человек не задумывается о названии интервалов времени и пространства, не стремится дать специфические названия, обозначения и выделять в них нечто общее, главное из множества различных, систематизировать, классифицировать по определённым критериям и строить на этой основе правдоподобные представления (гипотезы, идеи, теории, объяснения) о том, что он ощущает. Короче, пока сохраняется возможность умереть, человеку не до философии.
Известно, что человек — это довольно чувствительный прибор на многие физико-химические воздействия. Поэтому человека и стали называть мерой всех вещей и процессов в природе. Восприятие воздействий и реагирование на внешние факторы у различных животных и людей проявляется по разному. Человек — не обладает нюхом собаки. Скоростью лошади. Силой медведя. Приспособляемостью таракана. Это банальные истины. Но у человека, в отличии от этих животных, есть разум. И разум этот обеспечивает человеку неограниченное познавательное движение в обе стороны: и от объектов к ощущениям, к чувствам и сознанию, и от сознания к чувствам, ощущениям и к объектам. Человек научился делать приборы неограниченно расширяющие его способности ощущать (от микроскопа до телескопа, от трактора до ракеты. ).
Человек не может, по причинам устройства своих ушей, осознанно «слышать» инфразвук, но при наличии звука такой частоты, он чувствует дискомфорт. Чувства без ощущений. При воздействии на человека такого звукового поля, он явно не ощущает это как звук. Но человек испытывает чувство страха. У человека возникает некое не осознаваемое ощущение, которое им трактуется и воспринимается как опасность.
Человек находится, живёт, существует в инфракрасном излучение, но не воспринимает это осознанно,- у него возникает специфическое чувство тепла при воздействии инфракрасных электромагнитных волн. Мы живём в потоках нейтрино и радиоволн. Их человек также не ощущает своими органами чувств. Но к каким последствиям приводят возможные воздействия этих частиц и полей до сих пор ещё точно не известно.
Человек не чувствует ультрафиолетовое излучение, радиацию, потоки электронов, нейтронов и протонов, но у него от этих воздействий возникают смертельные заболевания. Или волны от кухонных микроволновых печей.
Человек не всегда слышит, осознаёт запахи, но этот молекулярный источник воздействия на человека, формирует у него определённое отношение к другому человеку или ситуации. Человек не ощущает многие химические вещества, но они могут влиять на его поведение (феромоны, наркотики. ).
Человек не осознаёт звук, но этот звук влияет на его эмоциональное состояние.
Человек не осознаёт свет, но «свет» влияет на его здоровье и химическое состояние. Эти воздействия и восприятия — не осознаваемые явно человеком часто относят к действию, так называемой, интуиции.
Человек в какой-то конкретной ситуации поступил так, а не иначе. Почему? Он этого не может объяснить. Сработало не осознаваемое ощущение и память.
Под словом «чувствовать» следует понимать состояние человека, возникающее у него при воздействии внешних или внутренних факторов, которые человек осознаёт определённым образом, фиксирует их в форме мыслей и запоминает. Чувства рождаются на границе между ощущениями и разумом. Чувства — это продукт отражения ощущений разумом. Чувства формируют эмоции.
Под словом «ощущать» следует понимать непосредственную реакцию живого организма на внешние воздействия, которые влияют на его состояние, поведение и принятие решений.
Ощущения — это разновидность безусловных рефлексов.
Чувства — это нечто подобное рефлексам условным.
Реальность — это то, что ты чувствуешь и что влияет на твоё поведение.
Действительность — это всё, что есть вне твоего сознания.
Действительность объективна, реальность — субъективна.
Свободы нет. Есть надежда на независимость.
Счастья нет. Есть вера в радостное существование.
Равенства нет. Есть мечта о справедливости.
Источник