- Что такое Эстетика
- Эстетика в философии
- Категории эстетики
- Эстетическое
- Прекрасное, красота
- Возвышенное
- Безобразное
- Трагическое
- Комическое
- Ирония
- Эстетические чувства и эстетические нормы
- Эстетика в других сферах
- Эстетика повседневности
- Эстетика природы
- Эстетика еды
- Эстетические чувства
- Смотреть что такое «Эстетические чувства» в других словарях:
- Краткий словарь по эстетике
- ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
- Полезное
- Смотреть что такое «ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» в других словарях:
Что такое Эстетика
Эстетика (от греч. aisthetikos — «чувствующий», «чувственный») — это наука о вкусе и красоте.
В философии эстетика изучает то, как человек с помощью творчества переживает реальность и познаёт её, что вызывает у него чувства удовлетворения и блаженства, а также чувство единения с миром или Богом.
В этом более узком плане эстетика — это то, как человек чувственно понимает реальность через музыку, технологии (например, фотографию), природу или еду.
То как эти вещи влияют на человека и, наоборот, как человек относится к ним. То как они формируют новое сознание — эстетическое. Оно построено на чувственном отношении человека, на его способности видеть и переживать красоту, совершенство, элегантность, безобразие больше, чем внутреннее содержание предмета.
Эстет — это человек, который 1) поддерживает идеи эстетизма; 2) ценит красоту и изысканность искусства и вещей в целом.
Эстетика в философии
Термин ввёл немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714–1762) в своей работе «Эстетика» 1750 г. Под эстетикой философ понимал науку о восприятии повседневной жизни с помощью чувств.
Эстетика изучает определённые категории (прекрасное и безобразное, комичное и трагическое) и каковы их пределы. Наука отвечает на вопросы, где начинаются и заканчиваются эти понятия, что такое вкус и чувство меры, что такое искусство и в чём его значимость.
Категории эстетики
Чтобы познать реальность с точки зрения эстетики, нужно понимать основные понятия, которые помогают чувственно определить предметы. Эти понятия формируют категории, которые эстетика изучает.
Философы расходятся во мнении, какие понятия наиболее важны. По одной из классификаций (Бычков В. В.) категорий пять:
- эстетическое,
- вкус,
- прекрасное (красота),
- безобразное,
- трагическое, комическое, ирония.
Эстетическое
Это то, что вызывает у человека удовлетворенность и наслаждение от предмета познания. Это познавательный опыт, в результате которого человек достигает блаженства, катарсиса и получает радость.
Катарсис — это избавление от негативных эмоций с помощью искусства.
Умение, которое помогает выявлять красоту, критиковать её. Вкус определяет эстетическую ценность произведения искусства.
Прекрасное, красота
Одна из задач этики — определить, что такое прекрасное в искусстве и какие характеристики оно имеет. Красота входит в понятие прекрасного, но не равнозначно ему. Философы определяют прекрасное как нечто, что доставляет человеку удовольствие и вызывает чувство гармонии. А красота — это отличительная черта какого-то определённого объекта.
Эстетически прекрасными могут быть формы, линии, цвета.
Возвышенное
Категория эстетики, которая ответственна за эмоции не только удовлетворения. Возвышенное вызывает не только удовольствие, но и глубокое волнение, благоговение. Это одновременно чувство радости и ужаса. Человек понимает, насколько он мал; возвышенное потрясает его.
Безобразное
Категория противоположная прекрасному. Значит и чувства она должна вызывать противоположные: неудовольствие, отталкивание, антипатию.
В 19 веке безобразным считался авангард.
С искусством эту категорию связывает игра нашего воображения. Это способность представлять, которая приносит наслаждение и приводит к творческому результату.
Она является неотъемлемой частью эстетического опыта. А, по мнению некоторых философов, — даже составляет его основу.
Трагическое
В искусстве трагическое выражается через такой жанр, как трагедия. Тоже способно приводить к катарсису.
Комическое
Способность человека смеяться над искусством и жизненными обстоятельствами. Когда человек при этом получает наслаждение и радость, комическое становится предметом изучения эстетики. Получается, что человек с помощью комического в игровой форме выявляет суть реальности, обнажает её.
В искусстве комическое может быть представлено анекдотами, шутками, карикатурами, юмористическими рассказами, сатирическими картинами и т.д.
Ирония
Ирония убирает завесы, разоблачает. По мнению некоторых философов, она является причиной, почему искусство вообще существует, и содержится в каждом произведении.
Наиболее яркие примеры иронии в искусстве — это поп-арт и перформанс.
Читайте более подробно про Катарсис и Иронию.
Эстетические чувства и эстетические нормы
Категории эстетики вызывают в человеке эстетические чувства. То есть эмоции и переживания при созерцании произведений искусства. Например, чувство прекрасного и безобразного, чувство вкуса, чувство трагического и т. д.
А наше отношение к этим категориям контролируют эстетические нормы. Эти неписанные законы, которые формируют в нас представление об идеальном (или прекрасном, трагическом, безобразном). Выход за эти нормы приведёт к отсутствию эстетического феномена.
Эстетика в других сферах
Из философии эстетика перешла и в другие сферы: дизайн, технологии, музыку. Появляются новые отраслевые понятия: эстетика повседневности, эстетика природы, эстетика еды.
Человек занимается эстетической деятельностью, а результатами такой деятельности становятся произведения искусства (картины, скульптуры, музыка, книги, кино и т. д.).
Эстетика повседневности
Эта дисциплина пытается найти художественную ценность в предметах и явлениях повседневной жизни человека.
Так, течение поп-арт (массовая культура) находит эстетику в обычных, заурядных и шаблонных вещах: афишах, рекламе, фильмах для массового зрителя, любых предметов, которые окружают человека каждый день, и даже мусоре (так создаются арт-пространства и инсталляции) и т. д.
Эстетика природы
Дисциплина, которая занимается изучением эстетического вида природы. Происходит обращение к природе для поиска красоты, придание ей художественной ценности.
Она также анализирует, как природа влияет в творческом плане на человека и как человек получает эстетический опыт из природы.
Эстетика еды
Об эстетике еды или питания говорят, когда изучают, как внешний облик еды, сервировка стола и даже выбор тарелок и скатерти способствуют пищеварению и правильному усвоению пищи.
Эстетика еды изучает получение эстетического удовольствия от приёма пищи.
Источник
Эстетические чувства
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .
Смотреть что такое «Эстетические чувства» в других словарях:
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА — эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей и в искусстве. Эстетические чувства включают в себя чувство героического, возвышенного, трагического, комического; проявляются в соответствующих оценках, художественных вкусах … Профессиональное образование. Словарь
чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от… … Большая психологическая энциклопедия
Чувства — Чувства переживание своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким либо явлениям) и к самому себе. Кратковременные переживания (вспышки радости, разочарования и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова … Википедия
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ — одно из главных философско эстетических произв. Чернышевского, являющееся диссертацией на соискание ученой степени магистра рус. словесности (Петербургский ун т, 1855). Автор ставит в нем задачу выработать новую концепцию эстетического мышления,… … Русская философия: словарь
Эстетические отношения искусства к действительности — одно из главных философско эстетических произв. Чернышевского, являющееся диссертацией на соискание ученой степени магистра рус. словесности (Петербургский ун т, 1855). Автор ставит в нем задачу выработать новую концепцию эстетического… … Русская Философия. Энциклопедия
Характеристики произведений искусства и эстетические категории — Имена существительные МЕЛО/ДИЯ, го/лос, моти/в, напе/в, па/ртия. Определённая последовательность звуков, образующая музыкальное единство. О/БРАЗ, изображе/ние, и/мидж, отображе/ние, тип, фигу/ра, хара/ктер. Обобщённое… … Словарь синонимов русского языка
Эмоции — (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия
Эмоциональность — Эмоции (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме… … Википедия
Искусство — Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г … Википедия
чувство — одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных… … Большая психологическая энциклопедия
Источник
Краткий словарь по эстетике
ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ следствие субъективной эмоциональной реакции человека на объективные выразительные формы природной и общественной реальности, которая оценивается и переживается в соответствии с представлениями субъекта о красоте. В тех случаях, когда красота объекта, так же как и слияние его содержания с выразительной формой, совпадает с представлениями субъекта о должном, у него возникает то особое эстетическое наслаждение, которое и закрепляет соответствующее чувство. Эстетическое чувство — основной компонент исторически обусловленного общественного эстетического сознания, которое, в свою очередь, оказывает непосредственное воздействие на формирование индивидуальных эстетических чувств. В силу этого в классовом мире эстетические чувства оказываются классовыми, хотя и включают в себя, благодаря своей многогранности и многозначимости, объективное общезначимое, общечеловеческое начало.
Сложившееся в творческом труде по освоению и преобразованию природы эстетическое чувство помогло облагородить и социализировать сущностные природные инстинкты человека — прежде всего сохранение и поддержание жизни. В свое время К. Маркс, раскрывая природу научного коммунизма и приравнивая ее к гуманизму, уделил особое внимание процессу реализации сущностных сил человека, особенно наглядно выявляющихся в богатстве субъективной человеческой чувственности. Если грубые утилитарные чувства обладают «лишь ограниченным смыслом», то очеловеченные чувства, к которым прежде всего принадлежит далекое от узкого практицизма эстетические чувства, соответствуют «всему богатству человеческой и природной сущности». Это «такие чувства, писал Маркс, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы». В своем развитии и в непосредственной практике такие чувства «стали теоретиками».
В эстетическом чувстве концентрируется не только многосторонний чувственный опыт человека. Сверх того, в них находит свое отражение переживание освоенных личностью ценностей культуры. Поэтому сформировавшиеся эстетические чувства следует рассматривать как чувственно-теоретический срез реальных ценностей объективного мира и субъективных ценностных ориентаций человека, составляющих реальность сознания личности. Эстетическое чувство не только концентрирует, но и целенаправляет самые разнородные отношения человека к действительности с позиций сознания и даже неосознанных, в первую очередь чувственно опосредованных личностных представлений о прекрасном желаемом будущем. Вполне понятно что без действенного развития эстетическое чувства не может осуществиться процесс всестороннего и гармонического совершенствования человека. Только на их основе складываются эстетические потребности, вкусы и идеалы.
Источник
ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .
Полезное
Смотреть что такое «ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» в других словарях:
чувство — беспокойное (Авсеенко); блаженное (Даль); бодрое (Ропшин); вдохновенное (Пушкин); возвышенное (Козлов, Пушкин); восторженное (Л.Толстой); всепожирающее (Орлов); горькое (Немир. Данченко); горячее (Лермонтов, Надсон); жуткое (Андреев);… … Словарь эпитетов
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — (от греч. aisthesis ощущение, понимание) развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Э. р. имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной… … Большая психологическая энциклопедия
Эстетическое развитие — развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.) Дети, отмечает К.Чуковский, любят музыку, петь, танцевать, декламировать,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
чувство — сущ., с., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? чувства, чему? чувству, (вижу) что? чувство, чем? чувством, о чём? о чувстве; мн. что? чувства, (нет) чего? чувств, чему? чувствам, (вижу) что? чувства, чем? чувствами, о чём? о чувствах 1.… … Толковый словарь Дмитриева
чувство — [у/ств], а, с. 1) Способность живого существа ощущать, воспринимать окружающий мир, внешние воздействия. Органы чувств. Чувство боли. Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус чувства, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. 2) Состояние,… … Популярный словарь русского языка
Эстетическое воспитание — одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… … Российская педагогическая энциклопедия
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — (от греч. aistheti kos чувствующий, чувственный) исходная категория эстетики как науки, давшая ей имя и определяющая специфику ее предмета во всех его проявлениях: Э. чувство, Э. отношение, Э. вкус, Э. идеал, Э. ценность, иск во как вид… … Эстетика: Словарь
чувство — а; ср. 1. Способность живого существа воспринимать психофизические ощущения, реагировать на внешние раздражители. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Ч. голода. Ч. боли. Ч. озноба. Испытывать ч. страха. Ч. ориентировки у птиц … Энциклопедический словарь
чувство — а; ср. 1) Способность живого существа воспринимать психофизические ощущения, реагировать на внешние раздражители. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) Чу/вство голода. Чу/вство боли. Чу/вство озноба. Испытывать чу/вство страха … Словарь многих выражений
Источник