- Долг – обязанность и закон для человека чести.
- Что такое долг?
- Долг любого человека
- Долг – ответственность
- Честь – брат долга
- Индивидуальное предназначение
- Журнал «ПАРТНЕР»
- Этюд о чувстве долга
- Гражданский долг
- Воинский долг
- Профессиональный долг
- Семейный долг
- Долг признательности у японцев
- Долг перед самим собой
Долг – обязанность и закон для человека чести.
Что такое долг?
Долг – это нравственная обязанность каждого живого существа, которая соответствует его врожденной природе и характеру.
Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действия лучше, чем бездействие. Не трудясь, человек не сможет удовлетворить даже самые насущные потребности своего тела
Долг любого человека
Долг каждого живого существа — действовать на благо другим своей жизнью, имуществом, разумом и речью.
Чайтанья-Чаритамрита, Ади-Лила. Глава 9. 42.
Общечеловеческий долг заключается в таком образе действий, который послужил бы благом для всех. То есть, каждый человек обязан проявлять по отношению к другим качества добродетели: сострадания, милосердия, честности, взаимовыручки, готовности помочь. А также отказаться от желания нажиться на бедах другого человека, обкрадывая другого человека тем или иным методом. Иными словами, долг каждого человек – жить честно в согласии с миром и обществом.
Но нравственный долг человек распространяется не только на человеческое общество, но и на зависящих от наших поступков других существ – животных. Человек не должен приносить им страдания, а по возможности должен и помогать им, защищать и заботиться о них, отказываясь от насилия и зла по отношению к ним.
Исполняя свой долг, человек может рассчитывать на долгую и счастливую жизнь. Такую жизнь при которой человек может честно и спокойно проживать её, не терзаемый мучениями совести по поводу неприглядно совершенных поступков или не стыдясь своего прошлого. Честно исполнив свой долг, человек может жить действительно счастливо, так как осознает свой вклад и ценность своих действий для данного мира, тогда как человек отказавшийся от исполнения долга, ради стремления к наслаждениям, будет вынужден в своей жизни полагаться на крайне скользкий путь, который принесет ему только разочарование.
Ощущение правильности своих действий и поступков, а также воспоминания о своих благих деяниях, даст человеку ощущение постоянной наполненности, такое ощущение даст человеку возможность жить счастливой жизнью. Тогда как отсутствие такого ощущение будет угнетать человека вынуждая его искать различные утешения в других вещах, например, в алкоголе.
Отказ от исполнения своего долга приведет к разрушению жизни человека, ведь человек чаще всего отказывается от долга в силу собственной лени или слабости. Сам факт отказа от долга лишь усиливает эти чувства в человеке и их влияние на жизнь человека будет приобретать особенно пагубный оборот.
В целом, общечеловеческий долг заключается в таких действиях, которые приносят благо другим людям и живым существам. Такой долг можно исполнять практически каждый день, как минимум – подкармливать животных и, по возможности, давать им приют. Если брать более масштабные цели – то это либо более значительная помощь животным, либо такая помощь людям, которая позволит изменить их судьбу или поддержит их жизнь.
Способствовать деградации людей – это прямое нарушение общечеловеческого долга. Например, если мы даём деньги человеку, который тратит их на алкоголь. В таком случае, наши действия будут заключатся не в том, чтобы помочь человеку материально, а в том, чтобы помочь ему встать на ноги и изменить свою жизнь.
Отказ от исполнения долга ведет к деградации человека, так как это проявление губительного эгоизма. Зацикливающийся на себе человек, в действительности не может быть счастлив, так как всегда будет поглощен ворохов собственных проблем, которые есть у каждого человека. Но тот, кто исполняет свой долг, принося благо другим, способен не концентрироваться на собственной жизни и легко решать как чужие, так и собственные проблемы.
Долг – ответственность
Долг это также ответственность человека за свои поступки и принятые решения. В таком плане, человек долга – это тот, кто готов принимать серьезные решения, осознавая их необходимость и доводить их до конца. На это неспособны слабые и инфантильные люди, которые бояться ответственности и стремятся избежать любых решений.
Чем более развит и силён человек – тем ответственнее его долг. Маленький человек берет ответственность только за свои поступки, тогда как сильный человек стремиться действовать таким образом, чтобы изменить жизни многих людей. И это достигается упорным трудом и жертвами, на которые не готовы обычные люди.
Если человек говорит, что он никому ничего не должен – это лишь свидетельствует показанием его эгоцентризма и неспособности исполнить свой долг. Такое поведение свойственно детям и подросткам, которые ещё не определились в жизни, но когда такое произносит зрелый человек – это звучит откровенно странно. Отказ от ответственности и долга – признак незрелости человека, тогда как стремление исполнить свой долг показатель мужества и высокого уровня развития личности.
Чаще всего причиной отказа от исполнения долга является страх и слабость человека. Ведь человек может либо бояться отдавать часть своей жизни на исполнение долга, будучи малодушным, либо осознавать свою слабость и тотальную неспособность что-то изменить. Такое уныние очередной показатель слабоволия человека и неспособности что-то поменять в жизни.
Часто люди ставят свои интересы выше всего. Крайней степенью проявления такого эгоизма – является преступность. Забрать всё себе, получить всё силой или обманом. Всё лучшее себе – это психология раковой клетки, которая стремительно своими преступными действиями разрушает организм, в котором сама и живёт.
Честь – брат долга
Долг – это понятие стоит наряд с понятиями чести, силы, отваги, храбрости и прочих мужских черт, которые воспевались во все времена и были почетны во всех обществах. Каждый человек хотел бы иметь своим другом человека чести, который всегда готов прийти на помощь, жертвуя своими интересами ради своего друга.
Долг, честь, благородство – эти черты начинаются с простого следования моральным принципам, на которых строиться любое цивилизованное общество. Мелочи, которые отличают разумного и цивилизованного человека, от дикаря, которому плевать на всё, кроме себя, что лишь демонстрирует недоразвитость его личности.
Способность контролировать свою речь и не грубить даже неприятному человеку, способность содержать не только свой дом, но и свою страну в чистоте, протягивать руку помощи не только близким, но и всем, кто попросит. Это несложные вещи, которые способны изменить окружающее наше общество, а возможно и чей-то мир.
Исполняя свой долг – мы становимся сильнее, ведь претерпевая трудности и идя навстречу преградам человек приобретает большой жизненный опыт и возможность преодолевать всё новые и новые преграды уже без особого труда.
Если трудности и преграды встают на твоём пути, недостаточно оставаться невозмутимым и сохранять спокойствие. Смело и радостно устремляйся вперёд, преодолевая одно препятствие за другим. Действуй, как говорит пословица: «Чем больше воды, тем выше корабль.»
Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ
Пренебрегая долгом – мы слабеем. Сам факт пренебрежения означает нашу слабость, неспособность исполнить свой долг или его нежелание, что также говорит нам о многом. Один раз пренебречь долгом, значит дать возможность зародиться пренебрежению в будущем. В Шримад-Бхагаватам говорится, что грех и недостатки человека рождаются из пренебрежения собственным долгом. Так стоит ли оно того?
Общество где каждый заботиться только о себе – это не процветающее общество, а общество зверей, каждый из которых носит маску улыбающегося человека и нож за спиной.
Исполнения долга должно носить разумный, а не фанатичный характер, по этой причине для искреннего исполнения долга лучше всего начать с малых дел и шаг за шагом совершать всё более и более важные поступки. Делать полезную для общества деятельность честно, которая приносит вам моральное и позволяет поддерживать ваше существование – это правильный образ действия.
Индивидуальное предназначение
Помимо общечеловеческого долга, который заключается в благих поступках по отношению к каждому живому существу, есть и индивидуальный долг, который зависит от природы человека и его характера. Уникальность каждого человека рождает разнообразные роли и сферы деятельности, которые должен занять каждый человек. Каждый человек обладает уникальной природой его характера, в которой заключены таланты, стремления и предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности.
Определяется этот долг в соответствии с качествами человека, которые проявляются в его деятельности. Определение индивидуального долга – это вопрос собственных стремлений к тому или иному виду деятельности. Очень часто людям навязывают определенную профессию, которая не способна принести человеку внутреннего счастья, так как не является их истинным, врожденным долгом. В таком случае, человеку стоит глубоко разобраться в себе и понять, в чем заключается его истинная природа и чем бы он хотел заниматься по-настоящему. Это именно труд, который позволит раскрыть его потенциал и ощущать чувство наполненности как в результате этого труда, так и по его итогу.
Исполняя свой долг, соответствующий природе человека, можно достичь счастья, благополучия и совершенства, просто по факту деятельности. Достижение наилучшего результата лежит в области поиска такого рода деятельности, к которому человек был бы больше всего предрасположен. Однако, до тех пор пока человек не найдет такую деятельность, ему стоит продолжать трудиться, общаться с разумными людьми и искать свой долг.
Исполнение долга позволяет создать не только собственное благополучие, но и благополучие всего общество. Ведь если выполнять и общечеловеческий и индивидуальный долг, мы получим картину при которой все люди трудятся в гармонии на блага всего общества, не давая возможности появления раковым клеткам общества. Правители будут править мудро и дальновидно, отстаивая интересы своих граждан и способствовать развитию общества свыше, богатые люди будут создавать достойные рабочие места и качественные товары, ученные будут создавать технологии, которые улучшают жизнь общества, а простые рабочие будут честно трудиться. Такой гармоничный и взаимосвязанный стиль общества позволит процветать каждому человеку, а обществу пребывать в благоденствии. Но как такого достичь? Для этого каждому человеку необходимо находиться на своем месте, где он будет не только наиболее увлечен и эффективен, но и чувствовать себя комфортно.
Важно понять себя, чтобы знать какие обязанности мы должны исполнять.
Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путем предназначенным для других опасно.
Опасно, потому что исполнить чужой долг правильно почти невозможно. Это будет извращенная, нерабочая версия продукта настоящего долга. Так, правитель не имеющий своим долгом править другими людьми будет использовать своё положение для обогащения и приобретения власти, а не для распределения ресурсов общества на благо каждому. Это также опасно, потому что исполняя чужой долг, мы забираем возможность исполнить свой долг другому человеку, что заставляет его искать пропитание в чуждом для него месте.
Таким образом, общественный хаос, который порожден отказом от исполнения долга и непонимание своей природы, которое в свою очередь является признаком отсутствия знания в обществе, будет проявляться в бедности, голоде, смерти одних и богатстве, власти и могуществе других.
Долг приводит человека не только к способности обеспечить себя за счет подходящего дела, но и приводит к внутреннему порядку и гармонии внутри себя, давая человеку ощущение счастливой жизни. Долг ведет не к тяжелым обязанностям, а к счастью и совершенству. Человек, исполнивший долг, ощущает не только реализацию своих талантов, способностей и вклад в мир, который принёс благо всем, но и становится от этого счастливее, приобретая все больше положительных качеств, по мере исполнения своего долга.
Если мы будем исполнять свой долг честно и постоянно, другие начнут поступать также, следуя нашему пример. Общество начинается с одного человека. Поэтому, всегда следует начинать с себя и только потом учить других. А «начать с себя» значит понять свой долг и начинать исполнять его. Чтобы понять свой долг важно глубоко понять себя и свою природу. И уже отталкиваясь от этого действовать. Но понять себя можно только действительно проживая жизнь, проверяя себя в разных ситуациях и испытывая разнообразный опыт, что требует активной жизни и бесстрашного поиска себя. Удачи.
Источник
Журнал «ПАРТНЕР»
Этюд о чувстве долга
Чувство долга, что это такое? Допустим, с чувством всё понятно – это способность человека ощущать, воспринимать, переживать. Что касается долга, то очевидно, что долг – это обязанность, это ограничение, которое человек налагает на себя сам или кто-то налагает на него: гражданский долг, воинский долг, семейный долг, профессиональный долг, долг чести и т.д. Но каждый из нас воспринимает это обязательство по-своему. Кто-то считает его добровольным, а кто-то — навязанным. Но ведь долг – это не только обязательство, но и, в первую очередь, ответственность. Ответственность нередко бывает связана с наказанием: если человек за что-то отвечает, он должен быть готов к наказанию, которое понесет, если не справится со своими обязанностями, и неважно, перед кем он отвечает – перед собой или перед другими людьми.
В каждом человеке чувство долга возникает с рождения благодаря людям, которые его окружают. Потом оно формируется в результате социальной деятельности, когда человек осознает свою связь с определенной социальной группой, а также с нацией и культурой. От того, с какой социальной группой человек себя отождествляет, зависит его конкретное поведение. Сформировавшись, это чувство говорит нам о том, каков наш долг перед другими. Особенностью чувства долга является превращение его из внешней необходимости во внутреннее побуждение, т.е. в добровольно принимаемую на себя обязанность, становящуюся внутренней потребностью личности.
Гражданский долг
Широко известны слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Что же это такое – быть гражданином? Само собой разумеется, гражданский долг заключается в первую очередь в соблюдении законов государства. К тому же когда-то нас учили, что участие в выборах, которые по существу являлись выборами без выбора, – это и есть основной гражданский долг каждого советского человека. Этим наш гражданский долг и исчерпывался – больше нас ничему не учили. Неужели это всё, к чему призывал нас Некрасов? Как мы знаем, поэт был всесторонне образованным человеком и примером для него была древнегреческая демократия. В частности, в древних Афинах человек, избегавший участия в общественной и политической жизни, назывался «идиотос». Его наказывали «атимией», что означало публичное бесчестие и лишение всех прав гражданского состояния. Он не имел права выступать в Народном собрании, занимать должности, служить в армии, участвовать в Олимпийских играх. Для древних греков политическая пассивность, в современном новоязе «пофигизм», – признак неполноценности.
Интересно отметить, что в европейском и в азиатском сознании понимание гражданского долга принципиально различается. В европейском понимании общество ответственно за власть. В азиатском понимании власть ответственна за общество в целом и за каждого человека по отдельности. При таком представлении гражданский долг есть всего-навсего долг подданного по отношению к власти. Этот долг, в первую очередь, заключается в проявлении лояльности, что в настоящее время с большим рвением демонстрируют, например, «турецкоподданные».
Воинский долг
Трудно сказать, как сейчас, а раньше в любом военкомате висел плакат: «Защита Отечества – священный долг каждого советского гражданина!» И с этим нельзя не согласиться. Если враг напал на твою Родину, то это – справедливая война, и тогда: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» Но если армия, выполняя преступный приказ, неспровоцированно вторгается на чужую территорию, то это уже не защита Отечества, это – Иностранный легион, а солдат – просто наемник, на которого не распространяются никакие военные конвенции. Здесь уместно привести малоизвестные строки Леонида Филатова о долге перед Родиной в мирное время:
Пред Родиной, конечно, неудобно.
Долги, конечно, надо отдавать.
Но почему она – в уплату долга –
С вас требует кого-то убивать?
Следовательно, есть определенное противоречие между воинским долгом и гражданской совестью. Воинский долг предполагает безусловное выполнение приказов, даже если они являются преступными. В качестве примера можно вспомнить войну в Афганистане, которую оправдывали «выполнением интернационального долга», придуманного продажными и лживыми пропагандистами. Ради чего погибли и были ранены десятки тысяч советских солдат? Эту преступную войну Советский Союз безуспешно вел в течение почти 10 лет и, в конце концов, поджав хвост, вывел свои войска из непокорившейся страны.
Профессиональный долг
У любого специалиста есть присущий его специальности профессиональный долг. Следует отметить, что профессиональный и служебный долг – это не одно и то же. Служебный долг – это нечто совершенно конкретное, присущее не профессии, а данному рабочему месту. При этом общим для всех профессий является то, что любой специалист должен добросовестно выполнять порученную ему работу. Вот лишь несколько частных примеров.
Профессиональный долг врача заключается в неразглашении врачебной тайны и в соблюдении клятвы Гиппократа или еще проще – в формуле «не навреди». Следует упомянуть, что современная медицинская этика допускает действия, принципиально несовместимые с клятвой Гиппократа, в частности, эвтаназию и аборты.
Профессиональный долг журналиста, как гласит соответствующая хартия, заключается в том, чтобы гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. В этой простой и, казалось бы, однозначной формуле содержатся необъятные возможности для манипулирования информацией. Все события, происходящие на данном отрезке времени, отобразить невозможно, поэтому журналист выбирает те, которые ему представляются самыми важными. При этом он может «нечаянно упустить» то, что произошло в Кёльне и в ряде других городов Германии в предновогоднюю ночь 2015 года. Как известно, эти события только на второй, а то и на третий день попали на страницы газет и на экраны телевизоров. А еще можно одни события обобщить, а другие, наоборот, представить как несущественные частности. Следовательно, при выполнении профессионального долга у журналистов есть большой простор для «творчества». Поэтому их нередко называют представителями «второй древнейшей профессии».
Профессиональный долг судьи заключается в том, чтобы быть абсолютно беспристрастным и выносить решение на основании действующих законов. Недаром богиня правосудия Фемида изображается с повязкой на глазах, что символизирует ее беспристрастность. Казалось бы, чего проще: вот закон – следи в оба за его выполнением и чувствуй себя третьей властью. Однако жизнь гораздо сложнее любой схемы. Во-первых, нельзя игнорировать мнение руководства, от которого в большой степени зависит карьера судьи. Во-вторых, в ход идут деньги, порой очень большие деньги, а судья – тоже человек. Ну, а в-третьих, зачастую закон прописан так нечетко, что допускает существенные разночтения. Следовательно, требовать от судьи идеального исполнения профессионального долга – утопия.
Семейный долг
Вступая в брак, каждый человек добровольно берет на себя обязанность выполнять семейный долг. Этот долг предполагает в радости и в горе взаимную заботу супругов друг о друге, о детях и обо всех остальных членах семьи. Семейный долг – комплексное понятие. Одной из его важнейших составляющих является родительский долг, который заключается в воспитании ребенка и подготовке его к взрослой жизни. Некоторые родители ошибочно полагают, что, обеспечив ребенка материально, они выполнили свой родительский долг. Существует ли долг ребенка перед родителями? В этом вопросе психологи и социологи расходятся во мнениях. Некоторые считают, что, заботясь о своих детях, взрослый человек косвенно исполняет свой долг и перед родителями путем продолжения их рода. Однако забота о родителях, бабушках и дедушках – это, в первую очередь, признак нравственного и духовного развития индивидуума. Каждый человек хочет быть уверен в том, что любой член его семьи всегда готов оказать ему необходимую помощь и заботу.
Долг признательности у японцев
Всё, в том числе и чувство долга, хорошо в меру. Интересное и я бы сказал необычное отношение к долгу признательности или, что то же самое, к долгу благодарности существует у японцев. Это отношение очень красочно описано в книге Всеволода Овчинникова «Ветка сакуры». Японцы считают, что любая услуга требует взаимности и должна быть как-то вознаграждена. Поэтому они стараются избегать одолжений со стороны чужих людей. Стремление избегать случайных услуг или оказывать их производит ложное впечатление, что японцы – люди черствые и неотзывчивые. Сделать что-либо для незнакомца без его просьбы – значит поставить его в положение морального должника, то есть воспользоваться его затруднением в свою пользу. К такому абсурдному парадоксу приводит японское понятие о долге признательности.
Долг перед самим собой
Долг человека перед самим собой состоит в том, чтобы жить по совести, использовать свои таланты, реализовать свои способности и, не в последнюю очередь, заботиться о своем здоровье. Этот долг мы нарушаем чаще всего. Как известно, ничто так не укрепляет чувство долга, как невозможность уклониться от его исполнения. А в данном случае такая возможность имеется, потому что обязывающее «Я» и обязываемое «Я» совмещаются в одном лице. Каждый человек «без напряга» найдет уважительные причины, чтобы нарушить долг перед собой.
А в заключение хочу привести слова неизвестного моралиста: «Человека можно считать счастливым, если он делает то, что хочет, а хочет то, что должен».
Григорий Калихман (Дортмунд)
Источник