Чувство долга это темперамент

Чувство долга — это. Определение, характер, психология

Скорее всего, вам доводилось испытывать необъяснимое чувство ответственности перед кем-то, как будто вы кому-то что-то обязаны — это чувство долга. Вы не можете себе объяснить, почему оно возникает, но тем не менее ощущаете его. Попробуем разобраться, что же это такое и почему люди его испытывают.

Определение понятия

Чувство долга — это ощущение внутри себя, формирующееся в нас еще с самого рождения. На это влияют люди, в окружении которых мы растем, и то, как нас воспитывают и чему учат.

Появившись, оно говорит нам о том, что мы должны делать, при этом не имеет значения, почему это нужно. У нас создается впечатление, что мы просто должны.

Конечно, довольно часто люди видят только то, что им должны другие. Свои требования они предъявляют не только близким людям, но и всему обществу. К тому же они полностью уверены в своей правоте. Однако это только детали. Каждый из нас кому-то что-то должен и, наверное, человеку не хватит жизни, чтобы отдать все долги.

Чувство долга и ответственности хорошо воспринимается в обществе, оно культивируется и его восхваляют, что неудивительно, ведь оно вынуждает людей делать свою работу. Не имеет значения, есть у вас на это желание или нет, вы должны, а значит надо, вот и делайте. Когда чувство долга толкает человека на то, чтобы он что-то делал, то вопросы с его стороны абсолютно неуместны.

Вдобавок мало кто задает себе вопрос, почему я что-то должен. А в случае, когда это касается меня самого, так решил я или другие люди?

Влияние на человека

Проблема чувства долга заключается в том, что, будучи в таком состоянии, человек становится менее уверенным в себе, его самооценка понижается. Он начинает испытывать безысходность. Человек задается вопросами о том, насколько он значим, и, скорее всего, приходит не к самым лучшим выводам. В таком случае для человека важнее другие люди, а не он сам.

Однако жизнь коротка, глупо тратить ее на постоянное размышление о своей значимости и о том, почему все так, а не иначе. Ведь если человек доказывает себе и всему миру то, что он значимый, его жизненные силы уходят, а также ухудшается эмоциональное и физическое состояние.

Формирование чувства долга

Почему у нас возникает это чувство? К примеру, ребенок должен ходить в детский сад, но, возможно, ему это не нравится, и он этого не хочет. Следовательно, можно сказать, что воспитание чувства долга в человеке начинается еще с раннего детства.

После садика его отправляют в школу, ждут от него хороших оценок, записывают на различные секции, но делают это его родители, потому что так принято, так надо, но хочет ли он сам этого? В большинстве случаев мнение ребенка вообще не спрашивается.

Посещать школу нужно для того, чтобы поступить в хороший университет, получить высшее образование, которое необходимо для трудоустройства на высокооплачиваемую работу. Различные секции нужны для общего развития и расширения кругозора, по мнению родителей.

Посещать и изучать английский язык дети начинают с раннего детства. Никто не спрашивает, хотят ли они этого. Родители считают, что они должны это делать. Дети прислушиваются и следуют указаниям, чтобы не расстраивать маму и папу, поэтому и учат английский.

Читайте также:  Осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения это

Все вышеописанное — распространенные примеры чувства долга.

Мнение психологов

У психологов есть свое мнение на этот счет. Они определяют чувство долга как принятие человеком обязанностей окружающих. Многие путают чувство благодарности с ощущением вины перед кем-то, поэтому стараются избавиться от этого ощущения с помощью того, что делают их работу.

Часто бывает, что у человека происходит внутренний конфликт чувства и долга. Пребывая в таком состоянии и общаясь с окружающими людьми, у человека возникает необъяснимое чувство, ему кажется, что он им чем-то обязан. Чаще всего ответ на такое поведение кроется в его детстве.

Нередки случаи, когда родители очень сильно опекают своего ребенка, полностью контролируя его действия. Они не дают ему право выбора и принимают все решения за него. Такое поведение родителей может привести к тому, что когда ребенок повзрослеет, он не сможет самостоятельно выбирать, что ему нужно.

Ведь когда он был маленьким, родители решали за него абсолютно все. Они говорили ему с кем дружить, где играть, когда есть и сколько ему можно отдыхать. Такая гиперопека приводит к тому, что ребенок постоянно пребывает в напряженном состоянии.

У него присутствует страх ошибиться, сделать что-то неправильно, ведь этим он огорчит своих родителей, которые так сильно о нем заботятся. В итоге с течением времени это плачевно скажется на его решительности. Будучи уже взрослым, он постоянно будет искать поддержки, а также избегать принятия серьезных решений, потому что он привык, что это всегда делали за него.

Как мыслит «должник»

В будущем ребенок, который рос в такой семье, будет бояться решать что-либо самостоятельно, поэтому ему проще и лучше делать то, что скажут другие. К примеру, те же родители.

Для него будет нормальным не обращать внимания на свои потребности и интересы. Вместо этого он будет ставить других выше себя.

Такой человек испытывает чувство долга перед родителями, сотрудниками, учителями, друзьями и просто знакомыми. Мнение других для него не подлежит сомнению, он будет беспрекословно подчиняться и во всем соглашаться.

Следовательно, из-за чрезмерной опеки у ребенка развивается сильно раздутое чувство долга. Любовь родителей не должна плохо сказываться на ребенке, поэтому необходимо давать ему волю и право выбора. Это нужно чтобы в дальнейшем он не превратился в того, кто готов делать все что угодно только ради того, чтобы его заметили и похвалили.

Перебор с долгом

Гипертрофированное чувство долга — это то, что делает человека неуверенным в себе. Он страдает от низкой самооценки и считает себя неполноценным, поэтому всячески угождает другим. Такой человек полностью забывает о себе.

Всю свою энергию он отдает на то, чтобы удовлетворить желания и потребности других, поэтому ему постоянно недостает жизненных сил.

Такое поведение приводит не только к отсутствию понимания своей ценности и значимости, но и к неприятию своей личности. Человек не любит самого себя.

Как бороться с чувством долга?

Для того чтобы это чувство исчезло, в первую очередь необходимо понять, перед кем вы действительно провинились. У этих людей вам нужно попросить прощение и просто отпустить произошедшую ситуацию. В особенности это рекомендуется сделать в том случае, когда материальный аспект отсутствует. Когда вы получите прощение, то чувство вины пройдет, а взамен вы ощутите благодарность.

Никогда не забывайте, что на самом деле вы никому ничего не должны. Не нужно подстраиваться под окружающих, пытаться соответствовать их идеалам, чтобы заслужить похвалы и одобрения. Только вы сами можете наградить себя этим. То же самое касается и вашего мнения — не навязывайте его другим.

Читайте также:  Как успокоить кролика во время стресса

Если вы испытываете чувство долга перед своей семьей, другом или второй половинкой, то вы живете жизнью этого человека, забывая о своей.

Проблема чувства долга решается довольно просто. В первую очередь необходимо признать, что она действительно существует. Затем осознайте то, что только вы сами можете улучшить свою жизнь и сделать ее простой и комфортной. Она зависит только от вас, не тратьте драгоценное время на прислуживание другим.

Рекомендуется слово «долг» заменять словом «хочу», в таком случае вам будет проще воспринимать, а также выполнять то, что по вашему мнению является вашими обязанностями.

О чем следует всегда помнить

Только вы создаете самого себя и являетесь творцом своей судьбы. Все ваши поступки, мысли и чувства влияют на вашу жизнь и удовольствие, которое вы получаете от нее.

Никогда не сомневайтесь в том, что вы ценны только потому, что существуете. Ведь каждый человек уникален и значим. Вы уже личность, поэтому вам не нужно угождать другим, чтобы почувствовать себя полезным и важным. Это само по себе так. Чувство долга — это не приговор, это неправильное мышление, которое легко исправить. Возьмите себя в руки и отвечайте только за свою жизнь, а не живите чужой.

Источник

Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Термин «психология» в научном употреблении впервые появился в 16 веке.

Психология стала самостоятельной и экспериментальной областью знаний с 60-х годах XIX в.

Предметом изучения психологии являются изучение психики, психического. Психика — это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгуобразов объективной и субъективной действительности.

Работа содержит 1 файл

Все тесты Психология.doc

Задание 3. Соотнесите, согласно гуморальной теории, типы темперамента и виды жидкостей в организме, преобладающие у их представителей.

        Холерик Желчь
        Сангвиник Кровь
        Флегматик Слизь
        Меланхолик Черная желчь

Задание 4. Заполните недостающие элементы схемы, вписав типы темперамента согласно теории о типах высшей нервной деятельности

Задание 5. Впишите тип темперамента, опираясь на подсказки.

Флегматик – субъект, обладающий одним их четырех основных типов темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мышления. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке.

Краткое содержание: Медленное течение всех психических процессов.

Образ: Густое повидло.

Переживание: «А куда торопиться?»

Холерик – субъект, обладающий одним их четырех основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.

Краткое содержание: Активность, подвижность, слабость контроля за изменениями активности.

Образ: Кипящая вода.

Переживание: «Осторожно, можно обжечься!»

Меланхолик — субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующимся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью и моторики и речи, быстрой утомляемостью.

Краткое содержание: Пониженный фон настроения.

Образ: Опущенный занавес.

Переживание: «Никогда ничего не случится…»

Сангвиник – субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи.

Краткое содержание: Устойчивость, уверенность, активность.

Образ: Чистое белье, высушенное на морозе.

Задание 6. Соотнесите типы темперамента с наиболее пригодными для них видами деятельности.

Сангвиник Организаторская деятельность («Политики»)
Холерик Активная рискованная деятельность («Воины»)
Меланхолик Творческая деятельность в науке и искусстве («Мыслители»)
Флегматик Планомерная и плодотворная деятельность («Созидатели»)
Читайте также:  Хорошие способы борьбы со стрессом

Задание 7. Определите и запишите тип темперамента на основании следующих характеристик.

А) Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонность к мнительности и подозрительности — меланхолик

Б) Подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения, экстраверт —сангвиник

В) Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо — флегматик

Г) Характеризуется неуравновешенностью, общей подвижностью, резкой сменой настроений, активной моторикой — холерик.

Д) Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой переоценивать себя, экстравертирован меланхолик

Е) Застенчив, стеснителен, неуверен в себе, довольно легко переносит одиночество флегматик.

Ж) Неусидчив, активен в общении, легко и быстро сходится с людьми, часто является душой компании, может быть поверхностным в делах — сангвиник

З) Имеет замедленный темп реакций, малоподвижен, интроверт флегматик.

Задание 8. Разведите черты характера и свойства темперамента, вписав их в таблицу.

Неуравновешенность. Трудолюбие. Чувство долга. Ответственность. Хорошая координация. Аккуратность. Впечатлительность. Вежливость. Низкая работоспособность. Быстрое включение в работу Низкая адаптируемость. Склонность к оперативной работе. Высокая контактность. Цикличность в настроении и деятельности. Замкнутость.

Предпочтение одиночества большой шумной компании. Ранимость. Малоподвижность.

Свойства темперамента: Черты характера:
Неуравновешенность Трудолюбие
Низкая работоспособность Чувство долга
Высокая контактность Ответственность
Цикличность в настроении и деятельности Хорошая координация
Замкнутость Аккуратность
Впечатлительность
Вежливость
Быстрое включение в работу
Низкая адаптируемость
Склонность к оперативной работе
Предпочтение одиночества большой шумной компании
Ранимость
Малоподвижность

Самостоятельная работа № 13 . ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ и направления в психологии

Задание 1. Подберите ключевое слово.

А Когнитология – это направление психологии исходит из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Психологи ищут ответ на вопрос: «Как люди формулируют информацию о внешнем мире в своей голове?»

Б. Бихевиоризм – это направление психологии рассматривает личность человека как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями.

направление в психологии, отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения.

В. Психоанализ это направление психологии, в котором подчеркивается влияние первых лет жизни на развитие личности и воздействие подсознания на поведение.

  • направление в психологии, считающее источником активности личности инстиктивные влечения и недооценивающее роль сознания.

Г. Гуманистическая – э то направление психологии подчеркивает универсальность человеческого опыта и те свойства человека, которые отличают его от животного, – самоактуализацию, человеческие чувства и опыт.

Гуманистическая психология направление в психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Краткое содержание: В человеке есть потенциальные резервы развития.

Образ: Зерно в земле.

Переживание: «А вдруг дождя не будет».

Бихевиоризм – направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения.

Краткое содержание: Психика проявляется в поведении.

Образ: Крыса в лабиринте.

Переживание: «Все мы немного животные, или люди, как животные».

Задание 2. Выберите с помощью ü правильный вариант ответа .

1. Первым психологическим учением является:

2. Древнегреческий мыслитель, который разделял душевные явления на: разум, мужество и вожделение, это:

3. Психологическое учение, утверждающее раздельное, независимое существование в мире двух начал: материи и духа, называется:

4. В XVI веке идеи о бессознательном и его связи с сознанием впервые прозвучали в работах:

5. Русский физиолог, который в своем труде «Рефлексы человеческого мозга» , утверждал, что все акты бессознательной и сознательной жизни человека являются рефлексами:

Источник

Оцените статью