Чувство что вы богатыря

мысли и чувства,которые вызывает картина васнецова богатыри.

Помогите ! Плиз! За ранее спасибо.

На картине В. Васницова «Богатыри» я вижу трех могучих, сильных и бесстрашных богатырей. Богатыри бесстрашно смотрят вперед в поисках своего врага. За могучими спинами ьогатырей виднеется черная гора и хмурое небо. На картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
На меня эта картина произвела огромное впечатление. Я тоже хочу стать смелым, сильным, ловким. Ведь только такие люди способны защитить и себя самого и ближнего.
Своей картиной Васнецов хотел сказать, что нужно защищать Родину, помнить её Героев, уважать и любить всё в своей стране, даже маленькую травинку.

Молодец хорошо ответила мне понравилось как ты написала

Очень хорошо ответил

На заставе был богатырь Илья, Илья Муромец, сын Иванович Из – под славного города из — под Мурома, Из того ли села Карачарова, И конь под Ильей, словно лютый зверь, Он сам на коне как ясен сокол…

На картине я вижу 2 богатырей уверенных в себе.

Спасибо не то что другие копируют с чужих сайтов

Другие вопросы из категории

Читайте также

2.Что изображено на картине(тема)
3.Богатыри: выражения лиц, позы, одежда.
4. Образ земли русской.
5. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

• Как ты думаешь, почему художник поместил их рядом?
• Обрати внимание на пейзаж, на фоне которого написаны богатыри. Какими оттенками красок пользовался В. М. Васнецов для его создание?
• Какие мысли и чувства может вызвать этот пейзаж?
• Рассмотри богатырей. Расскажи, во что они одеты, как вооружены. Опиши их позы и выражение лиц.
•Попытайся определить, какие чувства и мысли богатырей хотел передать художник.
•Рассмотри коней. Что модно сказать о состоянии животных? Что помогает ответить на этот вопрос?
•Найти и прочитай отрывки из былин, в которых дана характеристика каждого богатыря.
плизз помогите мне надо СРОЧНО СОЧИНИТЬ.

Источник

Не перевелись богатыри на Руси, или зачем нашим детям былины?

Кто он, рус­ский наци­о­наль­ный герой, кото­рого можно поста­вить детям в при­мер? А не поис­кать ли его в про­шлом, в рус­ском народ­ном эпосе? Бла­го­даря муль­ти­пли­ка­то­рам наши чада узнали, что бога­тыри на Руси крепко сто­яли в вере и правде. Давайте вер­нем в дет­ское чте­ние былины, обо­га­щен­ные духов­ными смыс­лами пра­во­слав­ного христианства.

Средневековое «фэнтези»

Были­нами зачи­ты­ва­лись юные чита­тели ещё в XVII-XVIII веках, но с появ­ле­нием худо­же­ствен­ной лите­ра­туры и жур­на­лов для детей увле­че­ние геро­и­че­ским эпо­сом пошло на спад, а к ХХI веку инте­рес вовсе сошел на нет. Былину начали неза­слу­женно забывать.

В отли­чие от сказки, кото­рая «…ложь – а в ней намек», по умол­ча­нию вымыш­лен­ной, былина пре­тен­дует на правду из пер­вых рук, на то, что дей­стви­тельно было.

Но если было, то когда? Досто­верно никто не знает. Одни иссле­до­ва­тели счи­тают – сразу после Кре­ще­ния Руси, дру­гие – в рус­ском Сред­не­ве­ко­вье. Наши предки на Севере при­ду­мали былине уни­вер­саль­ное назва­ние, при­ми­рив сразу обе тео­рии – это «ста­рина».

Куда лучше и точ­нее? Было когда-то – в ста­рин­ные годы.

Ваши дочери и сыно­вья зачи­тали эпо­пею Тол­кина? Тогда и в были­нах они что-то най­дут, ведь там, как в свое­об­раз­ном сред­не­ве­ко­вом фэн­тези, им рису­ется совер­шенно осо­бая исто­рия. В ней добро и зло зримы и мате­ри­альны и бьются не на жизнь, а на смерть. Время условно, а правда при­чуд­ливо пере­пле­та­ется с вымыс­лом. Герои вели­че­ственны и эпи­че­ски прекрасны.

Былина – жанр поэ­ти­че­ский. Особо рит­ми­че­ски орга­ни­зо­ван­ный. И здесь сра­ба­ты­вает роди­тель­ский аргу­мент – нет, вме­сте с детьми дома читать мы не будем, сложно вос­при­ни­мать текст. Пусть лучше в школе на уро­ках разбирают.

Тони­че­ский народ­ный стих дей­стви­тельно необы­чен – он осно­ван на соот­но­ше­нии уда­ре­ний. Обычно ста­но­вятся удар­ными тре­тий слог от начала и тре­тий слог от конца, что при­дает тек­стам осо­бую напев­ность. Цифра «три» и трое­крат­ность дей­ствия для былины вообще неслу­чайны (об этом пого­во­рим чуть позже).

Былины ска­зы­вали или пели, точ­нее, про­из­но­сили нарас­пев – их можно было услы­шать от жите­лей рус­ской глу­бинки в начале про­шлого века, о чем с дет­ской радо­стью сооб­щают иссле­до­ва­тели – соби­ра­тели фольк­лора. Увы, сего­дня народ­ный стиль испол­не­ния былин прак­ти­че­ски утрачен.

На самом деле, зву­ча­ние былины есте­ственно и сво­бодно, так что, читая своим чадам, можно добиться кра­си­вого и ясного слова – если дове­риться сти­хо­твор­ной ткани и идти вслед за рит­мом. Тор­же­ствен­ный, пол­ный геро­и­че­ской пате­тики слог и инто­на­цию ста­рин­ной легенды дети оце­нят по достоинству.

Один в поле воин

Дет­ству и юно­сти нужны иде­алы. В былине иде­аль­ный мир созда­ется гипер­бо­лой. Именно здесь оби­тают необыч­ные кра­си­вые люди, наде­лен­ные пре­уве­ли­чен­ной силой и бла­го­род­ством, выде­ля­ю­щи­еся из боль­шин­ства. Спо­соб­ные на силь­ные чув­ства, дея­ния, поступки, подвиги и свер­ше­ния. Уме­ю­щие защи­тить свою землю и тех, кого любят. Одним сло­вом, герои с боль­шой буквы.

И нужны они не только маль­чи­ше­ской, но и дев­чо­ни­чьей поло­вине чело­ве­че­ства, потому как идеал муж­чины под угро­зой – из бру­таль­ного пер­со­нажа, спо­соб­ного защи­тить свою семью и Родину, пре­вра­ща­ется в изне­жен­ного веч­ного маль­чика в науш­ни­ках на диване. Итак, вме­сте с под­рас­та­ю­щими чита­те­лями – «впе­ред в про­шлое»! К богатырям.

А кто такие бога­тыри? Нака­чан­ные без про­те­и­но­вых кок­тей­лей румя­ные молодцы с дуби­нами? Нет, не так про­сто. Слово «бога­тырь» имеет не один смыс­ло­вой пласт.

Проще всего опре­де­лить его как заим­ство­ван­ное слово вре­мен ига и дословно пере­ве­сти с тюрк­ского: «бага­тур» ­– храб­рый воин.

Но по закону ана­ло­гии «бога­тырь» чем-то напо­ми­нает нам «бога­тый» и «богат­ство» – сла­вян­ские поня­тия, про­ис­шед­шие от слова Бог. «Бога­тый – это когда Бога много», – счи­тали наши предки. Ода­рён Богом свыше – вот и благополучен.

При­ни­мая такое объ­яс­не­ние, взгля­нем по дру­гому и на «бога­тыря», про­из­ведя слово от сло­во­со­че­та­ния «Бога тырить». «Тырить» – это вовсе не тюрем­ное арго, а ста­рин­ное рус­ское слово, и озна­чает оно не воро­вать, а копить, соби­рать, при­об­ре­тать, накоплять.

Читайте также:  Психогигиена стресса по психогигиене

А как можно соби­рать Бога? На ум при­хо­дит при­зыв свя­того Сера­фима Саров­ского – стя­жать Духа Свя­того через бого­об­ще­ние, а оно – одна из целей хри­сти­ан­ской жизни.

Воз­можно, язы­че­ское зна­че­ние слова «бога­тырь» не сразу, но со вре­ме­нем напол­ни­лось хри­сти­ан­ским смыс­лом, также как и сама былина, изна­чально язы­че­ская, напи­та­лась пра­во­сла­вием. И такие чудеса и пре­вра­ще­ния – вполне в духе этого жанра.

Герой былины бога­тырь мону­мен­та­лен, бес­стра­шен, бла­го­ро­ден, силен, но его сила – это еще и сила духа. Неда­ром он спо­со­бен высту­пить один про­тив всех вра­же­ских сил, опро­вер­гая рус­скую пого­ворку “Один в поле не воин”.

Поэт Андрей Воз­не­сен­ский одна­жды напи­сал такие строки:

«Един­ствен­ной спич­кой гре­мит коробок.

Один в поле воин, один в небе Бог».

Вари­ан­тов былин много, но бога­тыри повсюду узна­ва­емы. Харак­тер каж­дого опре­де­ляет одна черта и ино­гда одна про­фес­сия, напри­мер, Свя­то­гор – самый мощ­ный и бога­тырь, никому не под­чи­ня­ю­щийся – «сво­бод­ный худож­ник», Микула Селя­ни­но­вич – спо­кой­ный и урав­но­ве­шен­ный пахарь, Илья Муро­мец – силь­ный и креп­кий в вере, Доб­рыня – дипло­ма­тич­ный испол­ни­тель самых слож­ных зада­ний князя, Алеша Попо­вич – хит­рый, наход­чи­вый хва­сту­нишка. Всех их объ­еди­няет одно – когда Родина в опас­но­сти, они без лиш­них раз­ду­мий выхо­дят про­тив пога­ных полчищ.

Илья, Доб­рыня и Алеша – млад­шее, юное поко­ле­ние былин­ных бога­ты­рей родом из киев­ского былин­ного цикла. Их стар­шие бра­тья Свя­то­гор, Дунай, Волхв и про­чие пер­со­нажи ближе к язы­че­ской Руси, к легенде, к мифу.

Уроки истории

По были­нам легко создать исто­ри­че­ски точ­ную рекон­струк­цию, будь то спек­такль, фильм или муль­тик – так много там досто­вер­ных дета­лей древ­него времени.

За что ни возь­мись – будь то бога­тыр­ские доспехи или кони, города или герои, повсе­днев­ный быт и его коло­рит­ные при­меты – все опи­сано подробно и обстоятельно.

Встре­ча­ются в были­нах даже реаль­ные исто­ри­че­ские лич­но­сти – напри­мер, князь Вла­ди­мир Моно­мах, но боль­шин­ство кня­зей вымыш­лены и являют соби­ра­тель­ный образ. И, что неслу­чайно, выс­ший идеал пра­ви­теля из былин­ного мира – это свя­той князь, кото­рый кре­стил Русь – Вла­ди­мир Крас­ное Солнышко.

При­сут­ствуют и дру­гие реа­лии сла­вян­ской исто­рии – ран­ние набеги Дикого Поля (полов­цев и пече­не­гов) на Русь и всё то, что они с собой при­несли – горе, плен, разо­ре­ние, запу­сте­ние. Мон­голо-татар­ское иго тоже оста­вило в были­нах горь­кий след и отзвук дале­ких битв. С при­хо­дом Батыя Русь стала все глубже про­ни­каться пра­во­слав­ным хри­сти­ан­ством, что отра­зи­лось и в былине.

В былин­ном мире при­сут­ствует и своя гео­гра­фия, кото­рая поз­во­ляет под­раз­де­лять былины на южные и север­ные, сто­лич­ные и про­чие. Москва и Белое море, Киев и Нов­го­род, Печоры и онеж­ские земли – перед нами пред­стаёт вся Древ­няя Русь, через кото­рую дети могут узна­вать совре­мен­ную им Россию.

Христианское и языческое

Начи­тан­ные мамы и папы могут воз­ра­зить: где вы обна­ру­жили в были­нах хри­сти­ан­ские мотивы и смыслы, когда этот жанр – геро­и­че­ский эпос Древ­ней Руси, где, что ни слово, про­сту­пает сла­вян­ское язы­че­ство?

И с этим трудно поспо­рить. Но мы все-таки поспо­рим, ведь хри­сти­ан­ство вошло в былин­ные тек­сты, оду­хо­тво­рило их и может послу­жить к пользе юных читателей.

Былины раз­де­ляют на дохри­сти­ан­ские и хри­сти­ан­ские, но и ран­ние былины позд­нее были хри­сти­а­ни­зи­ро­ваны, ведь пере­да­ва­лись они устно. Когда и как это про­изо­шло? У иссле­до­ва­те­лей нет еди­ного мне­ния – оче­видно, не за один день.

Но что инте­ресно – герои стран­ствуют и совер­шают свои дея­ния не на Руси – на Свя­той Руси, и за эту свя­то­рус­скую землю готовы кровь про­ли­вать и головы сложить.

В позд­них были­нах добро и зло при­об­ре­тают черты хри­сти­ан­ства и язы­че­ства, и, как поло­жено добру и злу, про­ти­во­бор­ствуют, а добро неиз­менно побеждает.

Здесь при­сут­ствуют хри­сти­ан­ские сим­волы – напри­мер, Пре­свя­тая Троица.

Трое­крат­ность дей­ствий, героев, собы­тий, про­из­не­сен­ных слов часто встре­ча­ется в рус­ском фольк­лоре, осо­бенно в сказ­ках. В были­нах она – излюб­лен­ный прием.

Стоит вспом­нить сим­вол былин­ной мощи – зна­ме­ни­тых вас­не­цов­ских трех бога­ты­рей у заставы, и потя­нется ниточка: три подвига или три бога­тыр­ских путе­ше­ствия, три­жды бро­шен­ный жре­бий Садко, кото­рого три раза не при­гла­сили пиро­вать. Сви­де­тель­ство, про­из­не­сен­ное три­жды, обре­тает осо­бую силу и зна­чи­мость, неслу­чайно во мно­гих таин­ствах Церкви воз­но­сятся трое­крат­ные молит­вен­ные обра­ще­ния к Богу.

Число «два» для былины тоже имеет значение.

Иссле­до­ва­тели нахо­дят сход­ство между парами бога­ты­рей и парами свя­тых, напри­мер, Ильей Муром­цем и Свя­то­го­ром – и Печер­скими свя­тыми – пре­по­доб­ными Анто­нием и Фео­до­сием. На эту мысль их навела похо­жесть обра­зов, а также отно­ше­ний и харак­те­ров при сопо­став­ле­нии былин­ных и бого­слу­жеб­ных текстов.

Кроме внеш­ней сим­во­лики, в были­нах нам явля­ются нрав­ствен­ные цен­но­сти хри­сти­ан­ства. Сво­ими подви­гами бога­тыри утвер­ждают правду само­от­ре­че­ния и нес­тя­жа­тель­ства во имя блага дру­гих. Появ­ля­ется совер­шенно новый герой – не гроз­ный и мощ­ный, а неза­мет­ный, силь­ный духовно более чем физи­че­ски, то есть калика пере­хо­жий – юро­ди­вый нищен­ству­ю­щий бога­тырь – стран­ству­ю­щий рыцарь рус­ского Сред­не­ве­ко­вья. Подвиги такого бога­тыря про­дик­то­ваны не жела­нием славы и богат­ства, а его сове­стью и верой – не коры­сти, а правды ради. Оттого у нового бога­тыр­ского поко­ле­ния зача­стую нет пони­ма­ния с власть иму­щими – князьями.

Мно­гие бога­тыри нахо­дят себе спут­ниц жизни и берут бла­го­сло­ве­ние у роди­те­лей на брак, бла­го­слов­ляют тра­пезу, охра­няют себя крест­ным зна­ме­нем от злых сил, почи­тают иконы. Овдо­вев и совер­шив подвиги, при­хо­дят к аскезе и при­ни­мают постриг. Бога­тыри совер­шают кре­сто­вое бра­та­ние, пере­дают друг другу силы. Свя­то­гор в бук­валь­ном смысле вды­хает свой дух в Илью Муромца перед кон­чи­ной. Так пере­да­ется мысль о пре­ем­ствен­но­сти бога­ты­рей дохри­сти­ан­ского мира и хри­сти­ан­ской Руси.

Идя в бой, они, как и поло­жено хри­сти­а­нину, имеют память смерт­ную, от этого и смерть во имя ближ­него им не страшна. Они при­ни­мают цер­ков­ные таин­ства (вен­ча­ние, кре­ще­ние и т.д.), сами явля­ются крест­ными родителями.

Нет, новые хри­сти­ан­ские бога­тыри не осла­бели – ско­рее, обрели духов­ные силы. Их воин­ская уда­лая силушка по-преж­нему на высоте. Перед каж­дой бит­вой они воз­но­сят молитвы Гос­поду и свя­тым. Их молит­вен­ные обра­ще­ния не оста­ются без­от­вет­ными – они «доходны» к Богу.

Святой богатырь Илья

Кстати, Илью Муромца не нужно и сопо­став­лять со свя­тыми, потому как он реаль­ный исто­ри­че­ский пер­со­наж и сам истин­ный святой.

Читайте также:  Как чувствуют себя дети после прививки бцж

Как гла­сит народ­ное пре­да­ние, пре­по­доб­ный Илия Муро­мец имел про­звище Чобо­ток. Житие его отсут­ствует в пате­рике Лавры, из чего можно заклю­чить, что в мона­стыре он про­жил недолго, ско­рее всего, уме­рев там от ран. Изуст­ная исто­рия о нем содер­жит очень мало кон­крет­ных исто­ри­че­ских све­де­ний. Известно только, что, завер­шив подвиги, он при­нял мона­ше­ство и почил в Киево-Печер­ской Лавре при­мерно в 1188 году. Там в Анто­ни­е­вой пещере мона­стыря до сих пор обре­та­ются его свя­тые мощи. Они дают нам пред­став­ле­ния и о бога­тыр­ском тело­сло­же­нии инока, и, по резуль­та­там иссле­до­ва­ний, о его болезни, из-за кото­рой он был много лет при­ко­ван к постели.

Свя­тые мощи несут на себе и следы тяже­лых бое­вых ран. Леон­тий, рус­ский палом­ник XVIII века, сви­де­тель­ствует: «Виде­хом храб­рого воина Илию Муромца, в нетле­нии под покро­вом зла­тым; ростом яко нынеш­ние круп­ные люди; рука у него левая про­бита копьем, язва вся знать; а пра­вая изоб­ра­жена крест­ным знамением».

Исто­рики при­пи­сы­вают Илье Муромцу духов­ника – его совре­мен­ника Поли­карпа Киево-Печер­ского (1164–1182), правда, факт невоз­можно ни под­твер­дить, ни опро­верг­нуть – «за дав­но­стию лет».

Из былины же мы узнаем, что кре­стьян­ский сын Илья много лет про­ле­жал непо­движно, пока не при­шли стран­ники, «калики пере­хо­жие», в кото­рых уга­ды­ва­ются Хри­стос и два апо­стола, и не совер­шили над ним чудо исце­ле­ния. Про­слы­шав о его небы­ва­лой силе, князь взял его в свою дру­жину, там он и про­сла­вился сво­ими воин­скими доблестями.

Ока­зы­ва­ется, нашего свя­того про­слав­ляют не только рус­ские былины, но и гер­ман­ский геро­и­че­ский эпос Сред­не­ве­ко­вья, в кото­ром дей­ствует герой по про­звищу Илья Рус­ский.

Реше­ние при­нять мона­ше­ство для вои­нов того вре­мени – не ред­кость, согласно лето­пи­сям и дру­гим источ­ни­кам, и в древ­ней Руси, и гораздо позд­нее была такая тра­ди­ция. Ослябя и Пере­свет, Алек­сандр Нев­ский – наи­бо­лее яркие примеры.

О побе­дах и стран­ствиях свя­того Илии рас­ска­зы­вают почти два десятка былин. В одной из них он даже совер­шает палом­ни­че­ство из Киева на Свя­тую Землю в виде убо­гого стран­ника. Среди его повер­жен­ных про­тив­ни­ков – Идо­лище Пога­ное, что гово­рит нам о борьбе пра­во­слав­ного воина с язычеством.

Чудеса: сказочные и духовные

У былин – своя поэ­ти­че­ская правда. И ничего уди­ви­тель­ного в том, что в мире, где реаль­ное и при­ду­ман­ное тесно пере­пле­тены, посто­янно слу­ча­ются чудеса.

Само назва­ние жанра – былина – то, что было – ста­но­вится для нас как бы гаран­том того, что опи­сан­ное там чудо на самом деле про­изо­шло. И чита­те­лям былины ничего не оста­ется, как без­условно при­нять всё на веру.

Былин­ные чудеса – это чудеса ска­зоч­ные и чудеса хри­сти­ан­ские. Со ска­зоч­ными – всё понятно: это народ­ные пред­став­ле­ния о том, как пере­во­пло­ща­ются герои и пред­меты, про­яв­ляют себя явле­ния природы.

С хри­сти­ан­скими чуде­сами всё иначе – ожив­ле­ние мерт­вых, исце­ле­ние боля­щих, осво­бож­де­ние от чар и иску­ше­ний, чудеса во время стран­ни­честв и палом­ни­честв – это не древ­не­рус­ская фан­та­стика, а житий­ная быль и реаль­ность, и вме­сте с тем – та мисти­че­ская состав­ля­ю­щая, без кото­рой невоз­можна вера.

И с ними дядька… Святогор

Хри­сти­ан­скими счи­та­ются былины об Илье Муромце, Доб­рыне Ники­тиче и про­чих «моло­дых» бога­ты­рях , а более древ­ние ска­за­ния о Свя­то­горе позже про­ник­лись хри­сти­ан­скими смыслами.

И это про­ник­но­ве­ние уди­ви­тельно, потому что даже язы­че­ское имя бога­тыря зазву­чало иначе. «Свято-гор» напря­мую адре­сует нас к хри­сти­ан­ству и свя­то­сти. Одни иссле­до­ва­тели рас­слы­шали в нём «Свят Егор» (при­хо­дит на память свя­той Геор­гий Побе­до­но­сец, борю­щий змия), дру­гие – что-то от Свя­той Горы Афон или назван­ного похоже места Свя­той Руси (Свя­то­го­рье, Свя­то­горск и прочее).

О связи бога­тыря со Свя­той Горой гово­рят сами тек­сты былин. В одной из них рас­ска­зы­ва­ется, как Свя­то­гор зовет Илью Муромца в палом­ни­че­ство по свя­тым горам. А в дру­гом тек­сте Илья даже хоро­нит сво­его настав­ника на Еле­он­ской горе Свя­той Земли.

Кстати, и поло­же­ние Свя­то­гора во гроб имеет хри­сти­ан­скую сим­во­лику. В пра­во­слав­ном мире оно зву­чит как сим­вол постри­же­ния в мона­ше­ство. Сим­во­личны и неслу­чайны и три обруча, кото­рыми оби­вают гроб Свя­то­гора (в чине посвя­ще­ния в монахи есть фор­мула трое­крат­ного отре­че­ния от мира).

Читая эти подроб­но­сти о гро­бах, воз­можно, дети и роди­тели вздрог­нут. Но, если они не чужды пра­во­слав­ной куль­туре, то вспом­нят, что мно­гие иноки ста­вили в кельях домо­вины, а свя­тые спали в гробах.

Нераскаянный грешник наказан

Правда, далеко не все бога­тыр­ские герои былин дости­гают духов­ных высот. Те, кто укло­ня­ется с пути пра­вед­ной жизни, бывают нака­заны и полу­чают урок.

Яркий при­мер – Васи­лий Буслаев, кото­рого высо­кий язык былины наре­кает Вась­кой. Такое сни­же­ние пафоса и геро­ики неслу­чайно – это язы­ко­вая оценка героя.

В одной былине «бога­тырь» активно участ­вует в поли­ти­че­ских дряз­гах и борется про­тив сво­бо­до­лю­би­вых нов­го­род­цев, устра­и­вает бунт среди посад­ских жите­лей и натрав­ли­вает на них дру­жину, обла­гая народ сво­его рода данью.

Герой ссо­рится на пирах с бога­тыми куп­цами – в общем, ведет себя вызы­ва­юще. Его эпа­таж­ные выпады закан­чи­ва­ются тем, что он пере­хо­дит все гра­ницы с точки зре­ния рус­ского сред­не­ве­ко­вого созна­ния, а именно – бьется с чело­ве­ком духов­ным, со стар­цем Пилигримом.

И в дру­гой былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он не изме­няет своей пороч­ной при­роде – на Свя­той земле у Гроба Гос­подня он кощун­ствует, голым оку­на­ясь в Иор­дан. За это, по мне­нию безы­мян­ных ска­за­те­лей былины, он и полу­чает лютую смерть, оста­ва­ясь нерас­ка­ян­ным греш­ни­ком. Кри­тик Белин­ский счи­тал: «смерть Васи­лия выхо­дит прямо из его харак­тера, уда­лого и буй­ного, кото­рый как бы напра­ши­ва­ется на беду и гибель».

Фауст по-былинному

Чем больше хри­сти­ан­ского в былине, тем силь­нее меня­ется облик бога­тыря – от бру­таль­но­сти – к оду­хо­тво­рен­но­сти, от мощи кулака – к силе духа.

Герои в шле­мах на конях сме­ня­ются менее геро­и­че­скими с виду пер­со­на­жами, их Бог – не в силе, а в правде. Они не совер­шают подви­гов на поле брани. Глав­ное боре­ние про­ис­хо­дит в душе.

Нов­го­род­ская былина «Садко» – яркий тому пример.

Бед­ный нов­го­род­ский музы­кант Садко – словно герой бро­дя­чих сюже­тов миро­вой лите­ра­туры, он напо­ми­нает и гре­че­ского Орфея, схо­дя­щего в самый ад, и гётев­ского Фау­ста, кото­рый про­дает бес­смерт­ную душу.

Музыка в древ­нем Ново­го­роде не ценится высоко, удел гения – играть на пирах на потребу пуб­лике за мел­кие гроши и едва сво­дить концы с кон­цами. Несколько дней без пиров – и кар­ман совсем пустеет. Садко роп­щет, и его насти­гает иску­ше­ние.

Читайте также:  Лучший препарат от депрессии без рецептов

Бесов­ские силы в былине – это Мор­ской царь, кото­рый вкрад­чиво пред­ла­гает помощь и при­творно забо­тится о даро­ви­том гус­ляре, а на самом деле потвор­ствует гре­хам среб­ро­лю­бия, стя­жа­ния, гор­дыни, чтобы забрать душу человека.

Царь «про­дви­гает» непрак­тич­ного гения, помо­гает непра­ведно раз­бо­га­теть в заклад­ном споре с нов­го­род­ским тор­го­вым людом и нажи­ваться дальше. Он дает ему при­зрач­ное зем­ное сча­стье и улав­ли­вает в сети греха. Но как только талант­ли­вый гус­ляр полу­чает жела­е­мое, мор­ской царь тре­бует своё.

Про­сто­душ­ный музы­кант нако­нец-то пони­мает, что наде­лал – душу отдал дья­волу. Как рас­пла­титься по сче­там? Раз­ве­се­лить бесов­ское сбо­рище до упада, что и делает Садко. Поми­рать – так с музы­кой… Но перед смер­тью неплохо и о веч­ном поду­мать. Гений заве­щает свое иму­ще­ство «нищей бра­тии» и на постройку храма.

Но для Бога нет ничего невоз­мож­ного, в том числе спа­сти поги­ба­ю­щего. На сто­роне Бога и «свет­лых сил» в былине – свя­той Нико­лай, место его сра­же­ния с Мор­ским царем – душа заблуд­шего Садко и море (вспом­ним житей­ское море из бого­слу­жеб­ных тек­стов – емкий образ). Буря на море гро­зит гибе­лью не только одной душе, но и всему Нов­го­роду с его оби­та­те­лями. Тра­ге­дия одного чело­века ста­но­вится все­об­щей. Грех про­ни­кает в мир. Но добро тор­же­ствует – Садко избав­лен от духов­ной и физи­че­ской смерти, и он, и город спа­сены заступ­ни­че­ством свя­того Николы. На несмет­ное богат­ство Мор­ского царя стро­ится собор в честь свя­того Нико­лая Можайского.

Самый русский святой

Почему именно Никола-угод­ник воз­ни­кает в былине?

Свя­того Нико­лая назы­вают самым рус­ским свя­тым, и наши предки счи­тали его именно тако­вым. И не муд­рено, что они «при­сво­или» свя­ти­теля – он был одним из пер­вых свя­тых, при­не­сен­ных на Русь после её Крещения.

Полю­бив­шись нашим пред­ками, он вскоре стал героем фольк­лора. В сбор­нике Даля есть посло­вицы: «Нет за нас побор­ника супро­тив Николы», «Никола на море спа­сает, Никола мужику воз поды­мает». «Лучше брани: Никола с нами».

Как образ свя­того Нико­лая, так при­бли­жен­ный к житию, ока­зался в былине? Свя­той явля­ется не только вои­нам, но и всем, кто нуж­да­ется в нём, во сне и наяву.

Неслу­чайно в были­нах о Садко свя­ти­тель напо­ми­нает нам образ, чти­мый как «Никола Можай­ский» и горячо люби­мый веру­ю­щими в Вели­ком Нов­го­роде, во вто­ром после Киева «огла­шен­ном» хри­сти­ан­ском городе (там же, кстати, нахо­дится древ­ней­ший рус­ский Николь­ский храм).

На рез­ной дере­вян­ной иконе (Можай­ский образ) свя­той сам похож на вои­теля, в его руках – меч и ста­рин­ный град. Меч здесь – не только бога­тыр­ское ору­жие, но и ору­жие духов­ное, кото­рое, по сло­вам свя­того апо­стола Павла, «есть Слово Божие», и цель этого меча – иссе­кать грехи. Душа про­сто­душ­ного куп­чины Садко гиб­нет на море, и свя­той Нико­лай как помощ­ник пла­ва­ю­щих и путе­ше­ству­ю­щих вовремя при­хо­дит на помощь. Исто­рики счи­тают, что былина опи­ра­ется на житийно-исто­ри­че­ский факт: свя­ти­тель Никола явился в 1108 году к боля­щему князю Мсти­славу, сыну Вла­ди­мира Моно­маха, и исце­лил его. Чудо было свя­зано с бурей на Иль­мень-озере, по опи­са­нию ничуть не менее страш­ной, чем буря на море у Ново­го­рода. Так что спа­се­ние Садко, несо­мненно, имеет связь с исто­рией, а глав­ное – духов­ную основу и осмыс­ле­ние нашими пред­ками с точки зре­ния их веры.

Осторожно, подделка!

В соц­се­тях роди­тели сетуют, что не могут найти в книж­ных мага­зи­нах… насто­я­щих былин. Адап­ти­ро­ван­ные для детей совре­мен­ные тек­сты в погоне изда­те­лей за доступ­но­стью и «про­да­ва­е­мо­стью» так далеко ухо­дят от ори­ги­нала, что узнать в них пер­во­ис­точ­ник прак­ти­че­ски невозможно.

По сло­вам мам малень­ких чита­те­лей, издан­ных во вре­мена их дет­ства книг в мага­зи­нах не найти. А вот героев новых былин­ных ска­за­ний инте­ре­суют исклю­чи­тельно нажива, набеги, гра­бежи, «рей­дер­ские» захваты двор­цов и палат, обман врага любой ценой, сло­вом, почти совре­мен­ные ком­мер­че­ско-дело­вые отно­ше­ния с действительностью.

В общем, бога­тыри на новый лад не бле­щут нрав­ствен­ными каче­ствами: сме­ло­стью, бла­го­род­ством, чест­но­стью и душев­ной чисто­той. А о любви к Родине и вовсе не при­хо­дится гово­рить – «новых» бога­ты­рей вол­нуют только лич­ные инте­ресы.

При­ве­дём одно из выска­зы­ва­ний в соц­се­тях: «…Вольга сде­лал карьеру – из бога­ты­рей в загра­нич­ные цари выбился. И бла­го­даря чему? Бла­го­даря гра­мотно постав­лен­ной цели, «поехал… добы­вать себе славы и богат­ства!» В ста­ром вари­анте всё иначе: он уже в 5 лет отка­зался от игр и сел за книги, а в 15 ска­зал: «При­шла пора послу­жить род­ной земле». Новый Свя­то­гор решает свои про­блемы с помо­щью кошелька, а от суже­ной вообще избав­ля­ется: «…да убью свою суже­ную; тогда не надо будет и жениться».

Дунай Ива­но­вич, добы­вая для князя неве­сту в чужом цар­стве «…при­хва­тил с собой и слуг коро­лев­ских, и золо­той казны» – тоже парень не про­мах. Поза­ви­до­вав жене, что та стре­ляет лучше, бога­тырь «…пустил стрелу Наста­сье прямо в темечко», а потом и себя заре­зал. Илья Муро­мец, вра­щая Идо­лище за ноги, поби­вая им татар, при­го­ва­ри­вает: «Это ору­жье по мне: кре­пок тата­рин, не рвётся, не раз­би­ва­ется». В каче­стве воз­на­граж­де­ния князь ему отсы­пал серебра и жем­чуга, и Илья в ответ вос­кли­цает: «Это я все зара­бо­тал!» Доб­рыня с Алё­шей тоже не отстают – то с жен­щи­нами дерутся, то от страху трясутся.

Пере­пи­сы­ва­ние былин и све­де­ние их к потре­би­тель­скому уровню и эго­и­стич­ным потреб­но­стям уни­что­жают связь с выстра­дан­ной веками народ­ной муд­ро­стью, делают чело­века мел­ким и поверх­ност­ным, лжи­вым, нена­дёж­ным. Читая детям сего­дняш­ние изло­же­ния изуро­до­ван­ных былин, какого резуль­тата можно ожидать?»

Тре­воги мамы, поже­лав­шей остаться инког­нито, вполне понятны. При­об­ре­сти «кота в мешке» под глян­це­вой яркой облож­кой наряд­ной дет­ской книги сего­дня можно запро­сто… и – задорого.

Выход, похоже, есть – глу­боко изу­чать вопрос и поку­пать только про­ве­рен­ные новые изда­ния, либо идти в дет­скую биб­лио­теку и нахо­дить там изда­ния былин совет­ских лет, над кото­рыми кро­пот­ливо и любовно (под нелиш­ним кон­тро­лем печат­ных орга­нов) рабо­тали иссле­до­ва­тели фольк­лора, соста­ви­тели и редактора.

Вален­тина Киденко

В ста­тье исполь­зо­ваны мате­ри­алы интернет-СМИ

Илл. из откры­тых источ­ни­ков ( в том числе рисунки И. Билибина)

Источник

Оцените статью