Чувство что ничего не умею

Деперсонализация

Ненормальное восприятия окружающего мира и себя самого, когда все кажется нереальным, а собственные мысли, эмоции, ощущения будто наблюдаются со стороны, в психиатрии носит название деперсонализация. Часто она возникает вместе с дереализацией, характеризующейся отдаленностью всего вокруг, отсутствием в нем красок, нарушением памяти. В силу сходности симптомов, в 10-ом пересмотре Международной классификации болезней синдром деперсонализации-дереализации обозначен одним кодом F 48.1.

Расстройство восприятия время от времени посещает более 70 % людей во всем мире. Им кажется, что их сознание делится на две части и одна из них, потеряв контроль над своим разумом и телом, паникует, а вторая безучастно наблюдает за этим со стороны. Это похоже на страшный сон и поэтому очень пугает. Человек все видит в тумане, в приглушенных красках, не может пошевелить ни рукой, ни ногой. Он ощущает сильнейший дискомфорт и ему кажется, что он сходит с ума.

Данное расстройство специалисты не считают серьезной психической патологией. Психика человека так может среагировать на стресс, испуг, сильное эмоциональное потрясение и даже на переутомление в физическом смысле. Мозг «включает» защиту, снижая сенсорную чувствительность человека и эмоциональность, поэтому предметы кажутся странными, необычными на ощупь, а краски — поблекшими. То есть, восприятие мира становится непривычным и странным, незнакомым. Проходит подобное состояние обычно самостоятельно и быстро, без лечения.

Но, если же подобный синдром проявляется часто и держится в течение долгого времени, а симптомы усиливаются, то он уже опасен: индивид может причинить вред себе и другим своим неадекватным поведением, или же покончить жизнь самоубийством. Поэтому в этом случае необходима помощь медиков.

Необходимо знать, что деперсонализация также может сопровождать клиническую депрессию, панические атаки, тревожное и биполярное расстройства, шизофрению. Схожие ощущения вызывают наркотические средства, успокаивающие и антигистаминные препараты и ряд других лекарственных средств, а также кофеин и алкоголь.

Причины расстройства восприятия

Деперсонализация встречается у людей разного возраста и пола, но чаще всего она поражает молодых женщин. Как уже упоминалось, ее вызывает стрессовая ситуация. Сопротивляющаяся ей психика снижает сильную эмоциональную нагрузку человека, переключая его внимание на стороннее наблюдение. Таким образом индивидуум обращает свое сознание на себя, его органы чувств притупляются, но при этом логическое мышление остается прежним.

Процесс развития синдрома в организме выглядит так: под действием стресса начинает вырабатываться большой объем эндорфинов. В результате их масштабной хаотичной атаки на рецепторы отвечающая за эмоции лимбическая система не в силах справится с таким напором и вынуждена частично отключиться.

Но вышеописанный механизм могут запустить и другие факторы, физические:

  • инсульт;
  • гипертония;
  • опухоль мозга;
  • неврологическая болезнь;
  • травма головы;
  • эпилептический приступ;
  • нейрохирургическая операция;
  • тяжелая инфекционная болезнь в детстве;
  • родовая травма.

Весьма редко деперсонализация передается по наследству или является следствием негативных изменений в нервной системе.

Уже говорилось, что прием наркотиков или другая интоксикация организма тоже может вызвать расстройство восприятия, так как это провоцирует усиленную выработку «гормонов счастья» — эндорфинов. Поэтому в США изучением деперсонализации на государственном уровне занимается организация по вопросам наркотической зависимости населения.

Следует учесть, что при шизофрении раздвоение личности имеет другие причины и это является симптом серьезного расстройства психики, подход к которому особый и требующий сложного лечения.

Симптоматика

Существует 3 условных группы признаков, характеризующих синдром деперсонализации:

1. Эмоциональная холодность, безучастность в восприятии окружающего мира, отстраненность, равнодушие к людям::

  • безразличие к страданиям других;
  • отсутствие радости при общении с родными, друзьями;
  • невосприимчивость к музыке;
  • утрата чувства юмора;
  • соблюдение невозмутимости в ранее вызывавших какие-либо чувства ситуациях, как негативных, так и позитивных.

Страх испытывается только от утраты контроля своего тела и потери ориентации в пространстве. Угнетает чувство растерянности от непонимания местонахождения, истории попадания сюда и дальнейших действий.

2. Нарушение физических ощущений:

  • теряется чувствительность к горячему и холодному;
  • краски становятся тусклыми, может появиться дальтонизм;
  • изменяются вкусовые ощущения;
  • предметы кажутся размытыми, не имеющими границ;
  • звуки кажутся приглушенными, как в воде;
  • боль при небольших ранениях отсутствует;
  • нарушается координация движений;
  • отсутствует чувство голода, а с ним пропадает и аппетит.

3. Психическая невосприимчивость:

  • человек забывает свои предпочтения – что нравится и не нравится;
  • отсутствие стимулов и мотивов – нежелание ухаживать за собой, готовить еду, стирать, работать, ходить за покупками;
  • временная дезориентация – индивидуум может просидеть, ничего не делая, несколько часов и не понимать, сколько прошло времени;
  • ощущение участия в качестве актера в скучной тягучей пьесе;
  • созерцание со стороны своей жизни, как будто это сон.
Читайте также:  Желания это тоже эмоции

Главным признаком расстройства восприятия считается глубокая погруженность человека в себя. Сначала он понимает, что воспринимает свою личность неправильно, это его угнетает и вызывает сильное душевное волнение.

При попытке понять происходящее, ощущение нереальности становится все сильнее, и нелепость ситуации заставляет индивидуума избегать общения с другими людьми. Индивид, однако, отдает себе отчет в болезненности своего состояния.

В общем клиническую картину деперсонализации можно описать так:

  1. Нарушено восприятие мира – он кажется ирреальным, фантастическим.
  2. Полная отстраненность от происходящего вокруг.
  3. Потеря удовлетворения от естественных физиологических потребностей – сна, еды, дефектации, секса и т.п.
  4. Замкнутость.
  5. Нарушения восприятия строения своего тела – руки и ноги кажутся искусственными, непонятной конфигурации или размера.
  6. Неспособность управлять своим телом.
  7. Снижение интеллектуальных способностей.
  8. Чувство одиночества, брошенности всеми.
  9. Отсутствие любых эмоциональных проявлений.
  10. Изменение физиологических ощущений.
  11. Раздвоение личности.
  12. Ощущение наблюдения за самим собой со стороны.

Эти симптомы расстройства восприятия могут иметь разную степень выраженности при разных типах деперсонализации, о которых будет сказано ниже.

Разновидности

Современная психология разделяет несколько форм синдрома деперсонализации, отличающихся между собой своеобразием восприятия окружающего мира и себя:

  1. Аутопсихическая деперсонализация – обостренное ощущения своего «Я», нарастание ощущения его утраты. Человеку кажется, что в нем живет, чувствует себя вольготно и действует по-своему какой-то незнакомец. Такое раздвоение заставляет страдать и испытывать дискомфорт, отвергать себя же. Социальные контакты затруднены.
  2. Аллопсихическая деперсонализация – дереализация. Окружающее воспринимается как сновидение, мир видится, как сквозь мутное стекло. Все кажется чужим и враждебным: звуки гулкие, предметы – нечеткие, люди – на одно лицо. Мысли и движения автоматические, дезориентация, дежавю.
  3. Анестетическая деперсонализация — повышается внутренняя ранимость при совершенной внешней бесчувственности.
  4. Соматопсихическая деперсонализация, характеризующаяся патологическим восприятием своего тела и его функций. Она самая необычная: человеку кажется, что у него нет волос или отсутствует одежда, части тела видоизменились и живут своей отдельной жизнью. Прием пищи затруднен — горло «не хочет» проталкивать еду, нет желания питаться. Меняются вкусовые ощущения, чувствительность снижается к температуре воздуха и воды.

Диагностика

Для выявления расстройства восприятия требуется тщательный опрос пациента и его родственников — они опишут поведение больного. Также проводится специальное тестирование.

Анализы крови и осмотр пациента ничего не даст – он не выглядит больным, у него нет хронических и скрытых соматических заболеваний, иммунитет не вызывает нареканий, физическое состояние вполне нормальное. Но зато МРТ покажет изменения в отдельных областях головного мозга. Существуют и особые лабораторные исследования, подтверждающие изменения в белковых рецепторах и нарушения в работе железы внутренней секреции — гипофиза.

Сейчас имеются и четкие критерии, позволяющие подтвердить диагноз:

  1. Критичность мышления пациента, осознающего свою проблему.
  2. Сохранение ясности сознания, отсутствие так называемых сумеречных эпизодов, спутанности мысли.
  3. Жалобы на то, что разум существует отдельно от тела, последнее существует самостоятельно и нарушено его восприятие.
  4. Ощущение изменения местности, нереальности, неузнавание знакомых объектов.

Специалисту следует отличить деперсонализацию от шизофрении, имеющей похожие симптомы. Различают эти патологии так: шизофрения проявляет себя одними и теми же симптомами одинаковой интенсивности каждый день, а при расстройстве восприятия они намного разнообразней.

Терапия деперсонализационного расстройства

Так как данное расстройство индивидуально для каждого больного, то и лечение подбирается для каждого пациента отдельно.

Как уже говорилось, непродолжительные случаи деперсонализации лечения не требуют, но дискомфорт поможет устранить психоанализ.

Если виновником деперсонализации стал прием наркотических веществ, то проводится дезинтоксикация организма. Гормональное лечение понадобится, если причиной расстройства стала эндокринная патология.

Деперсонализация на фоне депрессии, панических атак, шизофрении психиатр назначает комплекс транквилизаторов, антидепрессантов, нейролептиков. Показаны такие препараты:

  • «Декортен»;
  • «Сероквель» в сочетании с «Анафранилом»;
  • «Цитофламин»;
  • «Кавинтон»;
  • «Налоксон»;
  • витамин С с такими препаратами, как «Амитриптилин», «Сонапакс», Клопирамин», «Кветиапин».

Некоторым пациентам приходится принимать психотропные препараты пожизненно, так как вылечить синдром полностью не удается. Лекарственные средства позволяют им погасить тяжесть переживаний, вызванных расстройством.

Когда симптоматические проявления снимаются, приходит время психотерапии. Специалист проводит с пациентом ряд сеансов, на которых выявляет причины расстройства восприятия, переключает внимание больного на других людей, учит в дальнейшем справляться с возникающими приступами раздвоения.

Эффективный метод избавления от деперсонализации – запоминать странные чувства и потом рассказывать их психологу. Последний, в свою очередь, приучает пациента не боятся таких случаев, и они постепенно сходят на «нет».

Также с успехом используется аутотренинг и гипноз, они наиболее эффективны вместе с разъяснительной терапией.

В качестве дополнительных мер может быть назначено:

  • иглоукалывание;
  • успокоительный массаж;
  • фитотерапия;
  • прием антидепрессантов;
  • физиотерапия;
  • гомеопатия.

Психотерапевтические техники подкрепляются социальной реабилитацией: пациенту советуют чаще бывать на людях, ходить в музеи, театры и т.д. Это дает ощутимый результат в лечении и восстановлении.

Читайте также:  Как понять угасли чувства или нет

Бывает, что люди с тяжелой степенью деперсонализации негативно относятся к реабилитационной программе, пассивны. В этом случае прибегают к помощи близких пациента, которые буквально вытаскивают родственника «в свет».

Источник

Как проанализировать свои софт-скиллс, побороть ощущение «я ничего не умею» и построить карьеру

Проводим ревизию «невидимых навыков» и разбираемся, что умеем на самом деле

Изо­ля­ция оста­ви­ла мно­гих на­едине с мыс­ля­ми о сво­их ка­рьер­ных пер­спек­ти­вах. Если вы за­ду­мы­ва­е­тесь о том, в ка­кую сто­ро­ну сто­ит раз­ви­вать­ся, но чув­ству­е­те, что ни­че­го не уме­е­те или не зна­е­те, чего хо­ти­те, то пора по­смот­реть на свой опыт под но­вым уг­лом. Ме­то­дист цен­тра ак­се­ле­ра­ции soft skills «Ян­декс.Прак­ти­ку­ма» и ав­тор про­ек­та «Вы­ход­ные» Яна Сер­ги­ев­ская рас­ска­за­ла о ре­ви­зии сво­их софт-скиллс и пред­ло­жи­ла упраж­не­ние, ко­то­рое по­мо­жет луч­ше по­нять свои силь­ные и сла­бые сто­ро­ны.

«Я про­сто ме­не­джер»

У меня ни­ко­гда не было точ­но­го от­ве­та, кем я хочу быть. Ни­ка­ких за­це­пок: ни ба­ле­ри­ной, ни кос­мо­нав­том, ни ве­те­ри­на­ром. Все клю­че­вые вы­бо­ры — в ка­кую шко­лу или сек­ции хо­дить, на ка­кой фа­куль­тет по­сту­пать, где ра­бо­тать — про­сто слу­ча­лись со мной, я не шла к ним со­зна­тель­но. Я все­гда была ум­нень­кой и об­щи­тель­ной, так что ни­кто за меня не вол­но­вал­ся. И я все­гда вли­па­ла в ини­ци­а­ти­вы, бра­ла от­вет­ствен­ность и ор­га­ни­зо­вы­ва­ла про­ек­ты, так было еще со шко­лы, а в уни­вер­си­те­те и по­сле толь­ко усу­гу­би­лось.

По­сле окон­ча­ния гео­гра­фи­че­ско­го фа­куль­те­та МГУ, бла­го­да­ря уча­стию в «Лет­ней шко­ле» и Шко­ле на­уч­ной жур­на­ли­сти­ки «Рус­ско­го ре­пор­те­ра», я по­па­ла в на­уч­но-по­пу­ляр­ную ту­сов­ку и ста­ла ивент-ме­не­дже­ром в сфе­ре про­све­ти­тель­ских про­ек­тов и об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм. Все вы­гля­де­ло до­воль­но бла­го­по­луч­но, но од­на­жды я об­на­ру­жи­ла себя аб­со­лют­но вы­го­рев­шей и бук­валь­но слег­ла. Это были непро­стые вре­ме­на, клю­че­вой была пуль­си­ру­ю­щая, раз­ди­ра­ю­щая и душу, и са­мо­оцен­ку мысль: «Я ни­че­го не могу и не умею сама. Я про­сто ме­не­джер».

Софт-скиллс, хард-скиллс и по­иск ра­бо­ты-сво­ей-меч­ты

Мно­го лет моя ини­ци­а­тив­ность шла впе­ре­ди меня и ско­ро­сти осмыс­ле­ния про­ис­хо­дя­ще­го, бла­го­да­ря чему про­ек­ты на­хо­ди­лись сами. Мне ни разу не при­шлось де­лать кон­вен­ци­о­наль­ное ре­зю­ме и от­кли­кать­ся на ва­кан­сии в ин­тер­не­те. С од­ной сто­ро­ны — по­вез­ло, но с дру­гой — не было си­ту­а­ции, в ко­то­рой я бы спро­си­ла себя:

  • что я умею?
  • что я хочу?
  • что у меня по­лу­ча­ет­ся хо­ро­шо?
  • в чем мне хо­те­лось бы раз­ви­вать­ся?

При этом я ре­аль­но мно­го ра­бо­та­ла, что про­ти­во­ре­чи­ло убеж­де­нию «я ни­че­го не умею». Но я не до кон­ца по­ни­ма­ла, за что мне го­то­вы пла­тить день­ги, по­это­му слож­но было на­щу­пать на­прав­лен­ность сво­их стрем­ле­ний.

Од­на­жды я па­рал­лель­но вела несколь­ко про­ек­тов и по­чув­ство­ва­ла, что прав­да мно­го ком­му­ни­ци­рую. Я ре­ши­ла при­ки­нуть, сколь­ко у меня ак­тив­ных пе­ре­пи­сок в те­ле­гра­ме. Ока­за­лось, что в те­че­ние дня я остав­ля­ла хотя бы пару внят­ных ре­плик в 80 ча­тах. В раз­ные дни неде­ли по­ка­за­те­ли ме­ня­лись от 40 (в вы­ход­ные) до 100 в сут­ки. Даже в ва­ку­у­ме эта циф­ра меня впе­чат­ли­ла. А осо­бен­но на фоне дру­зей, ко­то­рые го­во­ри­ли: «Ну бы­ва­ет, что я очень ак­ти­вен и пе­ре­пи­сы­ва­юсь с пя­тью людь­ми в день». Я по­ня­ла, что ком­му­ни­ка­ция — это на­вык, ко­то­рый в силу вос­тре­бо­ван­но­сти у меня очень раз­вил­ся.

Как под­сту­пить­ся к фор­му­ли­ро­ва­нию себя

Для тех, кто не стал об­ла­да­те­лем хо­ро­ше­го ин­же­нер­но­го об­ра­зо­ва­ния с пер­спек­ти­вой стать про­ек­ти­ров­щи­ком ин­тер­фей­сов бес­пи­лот­ной авиа­ции (то есть ваша ка­рье­ра не ба­зи­ру­ет­ся на раз­ви­тых хард-скиллс), до­рож­ка по фор­му­ли­ро­ва­нию сво­их на­вы­ков мо­жет быть очень нели­ней­ной. Я вижу несколь­ко се­рьез­ных слож­но­стей:

  • Цен­ность хард-скиллс луч­ше ар­ти­ку­ли­ро­ва­на, а вла­де­ние софт-скиллс счи­та­ет­ся само со­бой ра­зу­ме­ю­щим­ся (это да­ле­ко не так).
  • Пред­взя­тое от­но­ше­ние к про­фес­си­ям, в ко­то­рых софт-скиллс — глав­ные на­вы­ки («про­даж­ник впа­рит ненуж­ное», «кон­суль­тан­ты зубы за­го­ва­ри­ва­ют»).
  • Рас­сказ о сво­ей ком­му­ни­ка­бель­но­сти, стрес­со­устой­чи­во­сти и обу­ча­е­мо­сти зву­чит как про­да­жа воз­ду­ха. Про­бле­ма в том, что нет по­нят­ной ти­по­ло­гии софт-скиллс и про­сто­го спо­со­ба про­ве­рить их раз­ви­тость.

При­хо­дит­ся изоб­ре­тать дру­гие спо­со­бы ре­флек­сии и рас­ска­за о сво­их уме­ни­ях. От­сю­да по­яв­ля­ет­ся по­ня­тие high hume. Ре­флек­сия и ар­ти­ку­ля­ция (в первую оче­редь, для себя, а по­том уже — для по­тен­ци­аль­ных ра­бо­то­да­те­лей) та­ких на­вы­ков и та­ко­го опы­та мо­жет стать хо­ро­шей опо­рой в по­ис­ке себя и сво­ей про­фес­сии и ме­ста ра­бо­ты.

Ре­ви­зия софт-скиллс

Ду­мать о сво­их на­вы­ках мож­но ис­хо­дя из раз­ных це­лей. Для по­тен­ци­аль­но­го тру­до­устрой­ства важ­но ана­ли­зи­ро­вать, как они со­от­но­сят­ся с за­про­са­ми ра­бо­то­да­те­лей. Об этом го­во­рят эй­ча­ры, на­при­мер, недав­но моя кол­ле­га Ве­ро­ни­ка Ильи­на, ме­не­джер по тру­до­устрой­ству на QA-фа­куль­те­те «Ян­декс.Прак­ти­ку­ма», от­лич­но на­пи­са­ла про ана­лиз сво­их мета-ком­пе­тен­ций.

Я же про­во­ди­ла ре­ви­зию, что­бы луч­ше по­ни­мать, как мне во­об­ще жить. При этом нет еди­ной клас­си­фи­ка­ции софт-скиллс и кон­вен­ци­о­наль­но­го спо­со­ба их раз­ви­вать. Ниже я по­ка­жу свой ва­ри­ант, это не аль­тер­на­ти­ва ис­сле­до­ван­ным и до­ка­за­тель­ным ти­по­ло­ги­ям, а вдох­но­ве­ние ис­кать свои спо­со­бы рас­суж­де­ния.

Читайте также:  Смена настроения как признак беременности

С нее обыч­но на­чи­на­ет­ся клас­си­че­ский спи­сок софт-скиллс, но, если вду­мать­ся, это чуть ли не са­мый слож­ный на­вык, ко­то­рый объ­еди­ня­ет вла­де­ние все­ми осталь­ны­ми. Из од­ной ком­му­ни­ка­ции каши не сва­ришь: вза­и­мо­дей­ствие под­ра­зу­ме­ва­ет и опе­ри­ро­ва­ние ин­фор­ма­ци­ей (важ­ны ее ка­че­ство и струк­ту­ра), и фор­му по­да­чи, и эмо­ци­о­наль­ное вза­и­мо­дей­ствие.

Ра­бо­та с ин­фор­ма­ци­ей

Ра­бо­те с ин­фор­ма­ци­ей мы долж­ны были на­учить­ся, ко­гда пи­са­ли кур­со­вые и ди­плом в вузе, но есть ощу­ще­ние, что я де­ла­ла это с за­кры­ты­ми гла­за­ми в тан­ке. В ра­бо­ту с ин­фор­ма­ци­ей вхо­дит:

  • по­иск ка­че­ствен­ной и ре­ле­вант­ной ин­фор­ма­ции, ре­серч (по­гуг­лить, рас­спро­сить дру­зей с со­от­вет­ству­ю­щей экс­пер­ти­зой, свя­зать­ся с экс­пер­та­ми и так да­лее);
  • осво­е­ние ин­фор­ма­ции (чте­ние, слу­ша­ние, про­смотр ви­део, про­хож­де­ние кур­сов — кому что боль­ше под­хо­дит);
  • упо­ря­до­чи­ва­ние ин­фор­ма­ции, ее по­ста­нов­ка в кон­текст.

Уме­ние ду­мать и фор­му­ли­ро­вать мыс­ли

Од­на­жды мой друг-фи­зик, на­блю­дая за моим оче­ред­ным под­хо­дом к раз­бо­ру бу­маж­но­го ар­хи­ва, про­из­нес: «В за­мкну­той си­сте­ме сум­ма ин­фор­ма­ции и эн­тро­пии все­гда кон­стан­та». То есть при упо­ря­до­чи­ва­нии ко­ли­че­ство ин­фор­ма­ции неиз­беж­но рас­тет. От­сю­да вы­те­ка­ет бы­то­вая поль­за майнд­мэпов или лю­бой дру­гой струк­ту­ри­за­ции: в про­цес­се про­пи­сы­ва­ния или про­ри­со­вы­ва­ния схем мы про­из­во­дим но­вое зна­ние.

В ме­не­джер­ском смыс­ле про­ек­том мож­но счи­тать то, что тре­бу­ет несколь­ких на­прав­лен­ных уси­лий для до­сти­же­ния цели. Я за­ме­ти­ла, что си­сте­ма «вижу цель — иду к ней» пло­хо ра­бо­та­ет. На са­мом деле про­цесс устро­ен хит­рее: цель — под­го­тов­ка мат­ча­сти, что­бы цель мог­ла быть до­стиг­ну­та — вы­пол­не­ние.

Услов­но, что­бы на­пи­сать ко­лон­ку (цель), мне нуж­но под­го­то­вить мат­часть: со­гла­со­вать тему и план, соз­дать до­ку­мент, на­лить себе на­пи­ток, вы­де­лить ра­бо­чее вре­мя и обу­стро­ить ра­бо­чее ме­сто. Мож­но, ко­неч­но, сра­зу при­сту­пать к вы­пол­не­нию, но есть риск за­стрять, по­сто­ян­но от­вле­ка­ясь на то, что нуж­но было сде­лать на эта­пе под­го­тов­ки, а это очень из­ма­ты­ва­ет.

Эм­па­тия и эмо­ци­о­наль­ный ин­тел­лект

У меня есть дру­зья, ко­то­рые очень жа­лу­ют­ся на свою нечут­кость. Я же, на­обо­рот, обыч­но очень чув­стви­тель­на к на­стро­е­ни­ям. Здесь важ­но про­сто по­ни­мать — вы эм­па­тич­ны или нет. Нет ни­че­го страш­но­го, если вам слож­но чув­ство­вать на­стро­е­ния дру­гих, про­сто это име­ет смысл учи­ты­вать и пре­ду­пре­ждать дру­гих, пред­ла­гать лю­дям быть с вами пря­мо­ли­ней­ны­ми и про­зрач­ны­ми.

Ино­гда эм­па­тич­ность и чув­стви­тель­ность ска­зы­ва­ют­ся на окру­жа­ю­щих (воз­мож­но, от­сю­да рас­тут сте­рео­ти­пы про жен­скую сверх­чув­стви­тель­ность?), в та­ком слу­чае вам при­го­дит­ся сле­ду­ю­щий на­вык.

Спо­соб­ность к са­мо­ре­флек­сии

Для меня путь к са­мо­ре­флек­сии был че­рез пси­хо­те­ра­пию в нар­ра­тив­ном под­хо­де, в этом году я даже про­шла обу­че­ние нар­ра­тив­ной прак­ти­ке. По­мо­га­ла и ме­ди­та­ция.

По боль­шо­му сче­ту, и ме­ди­та­ция, и нар­ра­тив­ный под­ход по­мо­га­ют от­де­лить себя от охва­ты­ва­ю­щих эмо­ций и со­ци­аль­ных уста­но­вок, ко­то­рые про­ти­во­ре­чат на­шим цен­но­стям. Если вы за­ме­ча­е­те, что си­ту­а­ции, ко­то­рые ме­ша­ют ра­бо­чим про­цес­сам, по­вто­ря­ют­ся, то их мож­но про­ра­ба­ты­вать. На­при­мер, за­дай­те себе во­про­сы:

Как я ре­а­ги­рую на ошиб­ки? А раз­ли­чаю ли я где ра­бо­чее, а где лич­ное? Умею ли я при­ни­мать кон­струк­тив­ную кри­ти­ку? Могу ли я от­ли­чить кон­струк­тив­ную кри­ти­ку от де­струк­тив­но­го бул­ши­та? Лег­ко ли мне де­ле­ги­ро­вать?

Зная осо­бен­но­сти сво­е­го вос­при­я­тия и ре­ак­ций, про­ще вы­стра­и­вать от­но­ше­ния с кол­ле­га­ми, то­гда ра­бо­та до­став­ля­ет боль­ше удо­воль­ствия.

Пись­мен­ная прак­ти­ка: ло­ги­ка ис­сле­до­ва­ния

Для со­зда­ния кар­ты сво­их на­вы­ков и про­ду­мы­ва­ния ва­ри­ан­тов раз­ви­тия я пред­ла­гаю от­ве­тить на три груп­пы во­про­сов (мож­но пись­мен­но и схе­ма­тич­но):

1. Вла­де­ние на­вы­ка­ми, же­ла­ние их про­ка­чи­вать и опыт

Ка­кие из тех на­вы­ков, о ко­то­рых я пишу выше, у вас осо­бен­но раз­ви­ты? Ка­кой опыт по­мо­гал вам их при­об­ре­сти?

2. Взгляд со сто­ро­ны: об­рат­ная связь от тех, с кем вы ра­бо­та­ли или вза­и­мо­дей­ство­ва­ли на про­ек­тах

Спро­си­те тех, чье мне­ние ка­жет­ся для вас зна­чи­мым: «Что, на ваш взгляд, у меня хо­ро­шо по­лу­ча­ет­ся? Что яв­ля­ет­ся моей силь­ной сто­ро­ной? Если бы вы меня на­ни­ма­ли в ком­па­нию с неогра­ни­чен­ны­ми ре­сур­са­ми и огром­ны­ми ам­би­ци­я­ми, ка­кую роль вы бы мне там пред­ло­жи­ли?»

3. Ваши ин­те­ре­сы и же­ла­ния

На­ко­нец, важ­но спро­сить себя. Что я хочу и в ка­кую сфе­ру мне хо­те­лось бы при­вне­сти цен­ность? Что я стал бы де­лать, будь у меня (опять же) неогра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти?

В раз­ви­тии моей ка­рьер­ной ис­то­рии важ­ную роль иг­ра­ет мое вни­ма­ние к внеш­ним за­про­сам. Я умею быст­ро под­хва­ты­вать идеи и во­пло­щать их — по­это­му я могу ра­бо­тать ивент- или прод­жект-ме­не­дже­ром. Мне нра­вит­ся ис­сле­до­вать себя и по­мо­гать это де­лать дру­гим — по­это­му у меня есть про­ект «Вы­ход­ные» и я от­учи­лась на нар­ра­тив­но­го прак­ти­ка. У меня мно­го зна­комств в раз­ных сфе­рах — по­это­му я про­дю­си­рую несколь­ко ма­стер­ских в «Лет­ней шко­ле». А ме­то­ди­стом цен­тра ак­се­ле­ра­ции soft skills «Ян­декс.Прак­ти­ку­ма» я ста­ла несмот­ря на то, что у меня не было ре­ле­вант­но­го об­ра­зо­ва­ния — бла­го­да­ря все­му это­му опы­ту и ар­ти­ку­ли­ро­ван­но­му стрем­ле­нию.

Текст по­свя­ща­ет­ся Мар­га­ри­те Жу­равле­вой, ко­то­рая из сво­их на­вы­ков со­бра­ла себе ра­бо­ту — ста­ла про­дю­се­ром «Цеха».

Источник

Оцените статью