- «Я никому не нужен»: отчего возникает такая мысль и советы психолога, как от нее избавиться
- Содержание
- Отчего возникает ощущение, что ты никому не нужен
- Как жить, если ты «никому не нужен»: первый шаг к победе над внутренним критиком
- 8 способов борьбы с внутренним критиком и обретения спокойствия
- 1. Начни отслеживать свои упаднические мысли
- 2. Признай категоричность формулировки «я никому не нужен»
- 3. Измени свое отношение к установлению контакта с окружающими
- 4. Сделай шаг навстречу людям
- 5. Пошли своего внутреннего критика куда подальше
- 6. Дай себе поддержку
- 7. Брось вызов внутреннему критику
- 8. Будь мягче к себе и верь в свои силы
- Обыкновенная ненависть. Кого мы ненавидим и что с этим делать? Рекомендации сооснователя PSY.one Тимура Валеева
«Я никому не нужен»: отчего возникает такая мысль и советы психолога, как от нее избавиться
Советы психолога о преодолении ощущения собственной ненужности и негативного мышления.
Что делать, если ты никому не нужен? Грустная и вредная мысль, что нас никто не любит, порой возникает у всех. И ей ни в коем случае не стоит верить.
Но откуда берется это ощущение, и как заставить замолчать голос в голове, утверждающий, что ты никому не нужный неудачник? Читай дальше, чтобы узнать мнение психолога.
Содержание
1. Что такое внутренний критик
2. Первый шаг в борьбе с негативными мыслями
3. Как перестать думать, что ты никому не нужен
— Отслеживание мыслей
— Отказ от категоричности
— Изменение отношения
— Контакт с людьми
— Борьба с внутренним критиком
— Поддержка
— Вызов
— Вера в победу
Отчего возникает ощущение, что ты никому не нужен
Люди — это социальный вид, и все же многие из нас чувствуют, что они «просто не вписываются» в окружающий мир и никому не нужны. Недавнее исследование, проведенное в Великобритании, показало, что каждый десятый человек считает, что у него нет близких друзей, в то время как каждый пятый никогда или редко чувствовал себя любимым.
Таким образом, с ощущением собственной ненужности сталкивается огромное количество людей — ты не одинок.
Более того, люди, испытывающие это чувство изоляции, также не понимают, что причина, по которой так легко начать воспринимать себя изгоем или чувствовать себя отвергнутым, нелюбимым или просто «недостаточно хорошим», имеет гораздо меньшее отношение к внешним обстоятельствам и, как правило, связана с так называемым «внутренним критиком» — чем-то, чем обладаем мы все.
Психолог Роберт Файрстоун однажды провел исследование, используя шкалу, которая измеряла саморазрушительные мысли людей, и обнаружил, что наиболее распространенной критической мыслью респондентов по отношению к себе было то, что они «не похожи на других людей».
И хотя респонденты помечали эту мысль как негативную, на самом деле она должна быть позитивной. Только подумай, если бы мы все были одинаковы, каким скучным был бы этот мир!
Но давай вернемся к «внутреннему критику» — той части психики, которая существует в каждом из нас. Если над ней совсем не работать, она будет оказывать на нашу жизнь исключительно негативный эффект, бомбардируя токсичными мыслями и ощущениями. Тебе всегда будет казаться, что ты недостаточно хорош, никому не нужен и не заслуживаешь счастья.
Внутренний критик — как маленький гремлин, который, если ты не возьмешь себя в руки, скоро будет контролировать тебя и мешать жить полноценной жизнью.
Как жить, если ты «никому не нужен»: первый шаг к победе над внутренним критиком
Прежде чем мы приведем несколько советов психолога о том, как заставить замолчать этого внутреннего критика, мы хотим напомнить тебе, что в мире нет ни одного человека, который бы всем нравился и был бы всем нужен.
Просто на минутку представь себе такую персону, с которой каждый из 7,8 миллиардов людей на планете хочет быть рядом и отчаянно пытается получить хоть каплю внимания от этого «всеобщего любимчика» — ужас, правда?
«Быть нужным» всем без исключения просто нереально. Никто не любит всех, поэтому те завышенные ожидания, которые ты возлагаешь на себя, просто нецелесообразны и нереальны.
Избавившись от внутренней необходимости производить хорошее впечатление на всех подряд, ты сделаешь первый шаг к контролю своего внутреннего критика.
8 способов борьбы с внутренним критиком и обретения спокойствия
Ниже тебя ждут полезные советы от Жаклин Херст, психотерапевтки и создательницы сайта Life Coaching The Life Class, которые помогут обрести контроль над своим внутренним критиком и перестать чувствовать себя так, будто ты никому не нужен.
1. Начни отслеживать свои упаднические мысли
Ответь, пожалуйста, на вопрос: как понять, что ты никому не нужен? Тебе может показаться, что ты «чувствуешь», что никому не нравишься, но на самом деле ты так думаешь. Существует большая разница между тем, что ты думаешь, и тем, что ты чувствуешь.
Когда речь заходит об управлении разумом, очень важно привести свои мысли в порядок. Когда ты поймешь, что контролируешь свои мысли, ты сможешь начать контролировать свои чувства.
2. Признай категоричность формулировки «я никому не нужен»
Мысль, которая говорит «я никому не нужен», — не только негативная, но и явно неверная: так просто не может быть. Поэтому было бы здорово, если бы ты попробовал взглянуть на свои мысли объективнее.
Задавай себе вопросы, которые начинают способствовать более правдивому и реалистичному мыслительному процессу.
Для начала спроси себя: «Неужели никто в моем окружении никогда не демонстрировал заботу по отношению ко мне, не проявлял участие и не давал поддержку?» Уверены, при тщательном размышлении ты обнаружишь, что это вовсе не так.
3. Измени свое отношение к установлению контакта с окружающими
Если ты думаешь, что заводить друзей или найти девушку трудно, так оно и будет. Но если ты начнешь размышлять о том, что можно попытаться завести одного друга к концу месяца, это становится гораздо проще.
Мысль о том, что ты никому не нужен и всем на тебя плевать — болезненная, но очень комфортная. В нее можно закутаться, как в плед, и снять с себя ответственность за попытку наладить отношения с окружающими.
Попробуй «переодеться»: вспомни о своих положительных качествах и осознай, что есть масса причин, по которым люди могут (и будут!) хорошо к тебе относиться.
4. Сделай шаг навстречу людям
Легко думать, что ты никому не нужен, и ждать, пока мир тебя в этом переубедит. Но как насчет того, чтобы спросить себя: «А нужен ли кто-то мне?» Начни демонстрировать свой интерес и заботу окружающим тебя людям, пусть даже и в мелочах.
Возьми телефон и позвони родителям. Поинтересуйся у коллеги, как прошел ее день. В конце концов, улыбнись кассиру в магазине по соседству! Если у тебя появится привычка проявлять участие к остальным, они обязательно ответят тебе взаимностью.
5. Пошли своего внутреннего критика куда подальше
Итак, ты уже научился отслеживать те моменты, когда внутренний критик начинает нашептывать тебе всякие гадости? Отлично, теперь пришло время вежливо сказать ему, куда он может пойти.
Он может поднять свою голову, когда ты на свидании, и начать шептать что-то вроде «ты ей даже не нравишься», а может быть, на деловой встрече, когда ты, наконец, заговорил, возникнет мысль «всем плевать на то, что ты говоришь».
Что ж, теперь ты знаешь, кто именно ответственен за подобные ощущения. В качестве упражнения запиши эти критические мысли в блокнот, чтобы начать осознавать и анализировать их.
6. Дай себе поддержку
Взгляни на эти записанные неприятные мысли и спроси себя: «Ты бы так разговаривал со своим лучшим другом?» (ответ почти наверняка отрицательный); «Ты бы сказал что-то подобное своей возлюбленной или ребенку?» (думаем, вряд ли).
Видишь ли, когда ты осознаешь то, что говоришь себе на подсознательном уровне, тебе, вероятно, станет проще заменить негативные формулировки позитивными.
Американская актриса и комедиантка Эми Полер однажды сказала: «Заступиться за себя так же, как за кого-то из наших друзей, — дело трудное, но приносящее удовлетворение. Иногда это срабатывает. И чаще, чем может показаться».
7. Брось вызов внутреннему критику
Если твой внутренний критик говорит тебе оставаться в изоляции или не выходить на улицу, ты должен начать думать о том, почему было бы здорово, если бы ты вышел (с соблюдением мер безопасности, разумеется).
А когда он говорит тебе держать рот на замке на вечеринке, как бы нелепо это ни казалось на первый взгляд, ты должен найти способ думать об обратном и не предаваться негативному мышлению.
Вызов самому себе — это ключ к победе. Помни, что способ внести изменения, которые ты хочешь, — это изменить модель своего поведения.
8. Будь мягче к себе и верь в свои силы
Бросая себе вызов, ты должен помнить о том, чтобы практиковать соучастие к самому себе. Чем больше ты приведешь свой ум в порядок, тем лучше будешь себя чувствовать и, в свою очередь, тем лучше будешь действовать.
Чем больше и убедительнее ты будешь оспаривать высказывания внутреннего критика, тем тише начнет звучать его голос.
Вполне вероятно, что, приступая к этому процессу, ты обнаружишь, что у тебя возникают мысли типа «это просто не подходит мне; я знаю, что недостаточно хорош и никому не нужен».
Напомни себе, что борьба с этими негативными мыслями приведет тебя к получению того, чего ты хочешь в жизни. Мысли сильны, и самое прекрасное, что они — это твой выбор. Ты можешь выбрать негативную мысль или позитивную.
Важно знать, что ты способен менять образ своего мышления и находить способы получить доступ к своей уверенности, силе и спокойствию через свой ум. Медленно, но верно твой внутренний критик будет появляться все реже и реже, а твое истинное «я» станет сильнее, увереннее, и ты вдруг обнаружишь, что все это время люди хотели общаться с тобой, и ты им вовсе не безразличен.
Источник
Обыкновенная ненависть. Кого мы ненавидим и что с этим делать? Рекомендации сооснователя PSY.one Тимура Валеева
Ненависть — это подавленное влечение. Кого и за что мы ненавидим? Так сильно и страстно!
Ненавидим всей душой, ненавидим так, что готовы уничтожить. Да, именно уничтожить, не оставив от человека и следа, а затем всю оставшуюся жизнь ходить на могилку и … Что делать? Просить прощения? Продолжать ненавидеть? Или тайно признаваться в любви и страсти? Давайте разберемся кого и за что мы ненавидим, почему столько ночей не спим, думая об объекте ненависти и откуда берется столь сильное убивающее нас чувство?
Многие в обыденной жизни считают, что ненависть — это противоположность любви, не совсем верно трактуя фразу: “от любви до ненависти один шаг”. Но с точки зрения психологии и физиологии противоположность любви не ненависть, а безразличие. Именно тот момент, когда человек становится безразличен, ты больше не испытываешь к нему страсти и влечения, уже его не ненавидишь, не думаешь о нём. Именно в этот момент умирает любовь.
При ненависти задействованы те же области мозга, что и при любви.
Исследования с помощью МРТ показали, что в случае, когда человеку показывали фотографию любимой, префронтальная кора мозга была менее активной, чем в обыденной жизни. А если показывали фото ненавистного человека, префронтальная кора резко активизировалась, и ее работа зашкаливала. За что, в частности, отвечает префронтальная кора? Да за самое обычное критическое мышление, когда мы все подвергаем сомнению, ищем изъяны. Получается, что и при любви, и при ненависти мы становимся не объективны. В первом случае, просто не видим и не можем увидеть недостатки — образ любимого человека кажется нам идеальным. Во втором случае, замечаем все мелочи, которые нас раздражают, или даже придумываем о человеке несуществующие вещи или приписываем не свойственные характеристики, которые начинают раздражать нас еще больше.
Ненависть — крайнее агрессивное проявление подавленного влечения.
Уничтожающую ненависть мы можем испытывать только к тем, кого безответно любим или страстно желаем. И чем сильнее эта страсть и запрет на ее проявление, тем больше наша ненависть. Она, не имея возможности прямой разрядки нервной системы на объекте страсти, затмевает все другие чувства. Ненависть убивает нашу психику. Нервная система словно между молотом и наковальней. С одной стороны, сильнейшее влечение, обладающее огромной энергией и потенциалом, с другой — твердая глыба запрета, которую мы не можем сломать. Любовь и ненависть амбивалентны: оба этих чувства мы испытываем к одному и тому же объекту. Исключений нет! Мы можем любить человека и бессознательно желать ему смерти. Мы можем стремиться уничтожить объект, если он будет принадлежать не только нам, но еще кому-то.
Примеров подобного поведения множество как в жизни, так и в литературе.
Например, драма “Бесприданница” Александра Островского. В финальных сценах Карандышев глубоко оскорблен, им движут противоречивые чувства: злоба, обида, разочарование, ревность. Последним ударом для его психики становится признание Ларисы: “Как вы мне противны, кабы вы знали!”. Его захватывает нестерпимая ненависть, и со словами: “Так не доставайся ж ты никому!” — убивает ее из пистолета, положив конец ее страданиям и колебаниям. Эту сцену можно отнести к проявлению накопленного аффекта. Когда чувства внезапно ввели психику в полный ступор, истощенная нервная система приняла единственное решение — избавиться от фрустрирующего обьекта. Уничтожить источник столь сильного нервного напряжения. Это один из классических примеров поведения психики в момент сильного подавления сексуального влечения.
Другой пример — когда объект влечения из нашей жизни исчезает. Он хорошо представлен в трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”. Одна только мысль, что человека которого ты любишь больше нет, заставляет сначала одного, а затем и второго любовника выпить яд. Нестерпимое чувство невозможности больше удовлетворять свое влечение на конкретном объекте переносит всю ненависть на психику оставшегося партнера, и он принимает решение убить себя. В современном мире несчастная любовь или проблемы в личной жизни — самая частая причина самоубийств.
В психоанализе Фрейда широко используется термин амбивалентности чувств. В научный оборот этот термин ввел швейцарский психиатр Эйген Блейлер. Он один из немногих профессоров психиатрии своего времени, кто признавал важность учений Фрейда, а особенно мысль о том, что психические болезни не стоит лечить по шаблону. Блейлер ввел в обиход и другое, более известное нам понятие — диагноз «шизофрения». Одним из основных симптомов шизофрении он назвал как раз ярко выраженную амбивалентность, «расщепление».
В своих работах Блейлер выделил три типа амбивалентности:
Эмоциональная: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например отношение детей к родителям).
Волевая: бесконечные колебания между противоположными решениями, зачастую приводящая к отказу от принятия решений вообще.
Интеллектуальная: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Если Блейлер считал все это симптомами шизофрении, то Фрейд, поспорив с ним, придал термину амбивалентности немного иной смысл. Амбивалентность по Фрейду — это сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений. Сильнее всего она проявляется как раз в одновременной любви и ненависти к одному человеку, но присуща абсолютно всем областям душевной жизни. Заметнее всего для окружающих она становится, когда человек испытывает сильные эмоции и чувства в момент конфликта между сильным побуждением и невозможностью его реализовать.
Давайте попробуем понять природу ненависти.
По Фрейду мать, еще до того, как полюбить своего ребенка, испытывает к нему именно чувство ненависти. Складывается оно из множества факторов: ребенок появился на свет не по волшебству, он угроза материнскому телу при беременности и родах, женщина испытывает нестерпимые страдания и боль как от процесса вынашивания так и от родов, ребенок — вмешательство в личную жизнь матери, угроза ее сексуальности и влечениям, ребенок принадлежит не только ей, но он еще ребенок другого — ее мужа (любимого или ненавистного). Помимо этого, ребенок высасывает из нее жизненные соки как будучи в утробе, так и после рождения, когда сосет грудь.
Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что психическое представление ребенком груди матери воспринимается как “хорошая грудь”, когда удовлетворяет его голод, и “плохая грудь”, когда является источником фрустрации. То есть ребенок хочет есть, плачет, орет, а груди нет. В этот момент он представляет не свою мать как целостный объект, а только ее плохую грудь.
Ученик Фрейда Карл Абрахам связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной фазы психосексуального развития ребенка. Ребенок не только наслаждается насыщением от “хорошей груди”, но и причиняет ей боль сильно кусая. Как только ребенок перестает зависеть от объекта, как только его психика становится интегрированной и он способен ощутить себя цельной личностью, он становится способен произнести слово “ненависть” и главное найти его смысл в описании своих собственных чувств.
Любой ребенок рано или поздно говорит своим родителям что он их ненавидит.
Это ярко проявляется в конфликтных ситуациях, когда эмоции зашкаливают. Но что стоит за этой ненавистью? Все довольно просто: ребенок понимает, что он личность, его психика независима, он взрослеет и сам принимает решения. Это естественная фаза развития человека. И да, за этой ненавистью стоит именно безграничная любовь к родителям и запрет на инцест. Ребенок всегда испытывает сексуальное влечение к родителям. Но общественный запрет делает это влечение невозможным и от этого невыносимым. Именно внутренняя борьба становится источником развития психики. Ребенок взрослеет. Он переносит собственные желания на другие объекты. Это одна из базовых систем защиты и развития психики.
В своей работе 1909 года “Анализ фобий пятилетнего мальчика” Фрейд отмечал, что любовь и ненависть у детей очень долго сосуществуют. На примере маленького Ганса он показывает во что выливаются амбивалентные переживания пятилетнего мальчика. Он одновременно любил своего отца и желал ему смерти. Внутренний конфликт от этих чувств был настолько нестерпим, что ребенок замещает объект ненависти. Маленький Ганс начал бояться и ненавидеть лошадей. Фрейд отмечал, что при фобиях происходит смещение, например ненависти, на замещающий объект, а при неврозе навязчивых состояний — враждебные побуждения вытесняются в бессознательное.
Ненависть в обыденной жизни обычно не принято связывать с влечениями и запретами. Мы привыкли слышать о ненависти к врагам, религиозной ненависти, социальной и классовой ненависти.
Отмечу, что все это не ненависть в чистом виде. Социальные науки для описания этих чувств используют термин “нетерпимость”. Давайте попробуем понять, как она работает с точки зрения психологии. Если взять религиозную ненависть, то на чем она строится? На идеях принадлежности к одной религии, любви к одному Богу и отрицании всего иного. И здесь опять всплывает история любви в одной крайности, и вытеснение всего противоположного. Именно идея превосходства одной религии и одного Бога над всеми другими заставляет верующих относиться ко всем другим религиям негативно. Этим же принципом можно объяснить поведение людей в секте. Но секты дополнительно психологически полностью ломают личность человека, заставляя его верить иногда в самые бредовые вещи.
Классовая ненависть работает немного иначе.
Здесь во главе принцип фрустрации. Именно фрустрация — неспособность добиться своих целей — вызывает сильное чувство агрессии. Люди с маленьким достатком видят роскошную жизнь других, фантазируют как бы они тратили огромные деньги на себя: на хорошую еду, на недвижимость, автомобили, дорогую одежду и путешествия. При этом они не могут добиться хоть небольшого повышения доходов. И чем больше желание и невозможность все это получить, тем больше злость.
Почему так часто в нас вызывают ненависть конкретные поступки или особые черты человека? Кто-то может позволить себе абсолютно неприемлемые для нас действия или слова. Здесь срабатывает наше огромное желание позволить себе хотя бы раз поступить именно так, но оно сталкивается со “сверх Я”, с нашими внутренними и внешними запретами, социальными нормами, воспитанием. Невозможность преодолеть эти запреты — фрустрирует, злит, вызывает агрессию.
Гомофобия — главный показатель латентных (скрытых) желаний вступить в сексуальные отношения с представителем своего пола.
Да, именно яростные гомофобы, вывешивая флаг борьбы с гомосексуализмом, в тайне мечтают о таких отношениях. Их психика фрустрирована, их желания настолько сильны, что единственный выход этой огромной внутренней энергии — разрядка через борьбу с гомосексуальностью. Только так они могут прикоснуться к запретному, не испытывая осуждения общества и запретов собственного воспитания. Свою гомофобию и агрессию они зачастую объясняют различными запретами: религиозными или законодательными.
Ненависть, в отличии от аффекта, во многих странах рассматривается в суде как отягчающее обстоятельство во время преступления, или даже как самостоятельное преступление. Человек совершающий преступление в состоянии ненависти отдает отчет своим действиям.
Одним из способов борьбы с собственным чувством ненависти является эмпатия. Для понимания другого нужно проявить к нему обычные человеческие эмоции. Если вам кажется, что вы испытываете ненависть к конкретному человеку, необходимо поговорить и понять почему человек действует так или иначе в конкретной ситуации и каковы причины подобного поведения. Скорее всего после душевного разговора и новых фактов ваше чувство ненависти начнет спадать. Принятие инаковости и права другого человека быть не похожим на вас — очень важно для борьбы с собственной ненавистью.
Если вы испытываете ненависть на религиозной почве, начните изучать религию другого человека, достаточно прочитать несколько достоверных источников, чтобы отношение к религии, к которой вы испытываете нетерпимость, могло измениться.
Военные конфликты часто происходят из-за идеи превосходства одной нации над другой или мыслей избранности и величия правителя одного народа над правителем другого. Убедить обычных людей в этой избранности и превосходстве очень просто через ту же религию и священников или пропаганду и журналистов. Для обострения военных конфликтов и усиления мотивации сражаться яростнее и умирать во имя победы, власти используют психологические приемы обвиняя врага в самых жутких и недопустимых поступках. Подобные манипуляции используются с обеих сторон военного конфликта.
В 1939 году Лига Наций предложила Альберту Эйнштейну выбрать любого выдающегося человека и обменяться с ним мнениями по актуальным проблемам современности. Великий физик выбрал в оппоненты Зигмунда Фрейда и предложил ему обсудить тему возникновения международных военных конфликтов. Эйнштейн живо помнил, что происходило в Первую мировую войну. Он считал, что нет вопроса важнее, чем “поиск какого-либо способа избавить человечество от угрозы войны”. Эйнштейн обратился к Фрейду с конкретным вопросом: “Не обладают ли люди внутренней жаждой ненавидеть и уничтожать, обычно скрытой, но которую легко возбудить и раздуть до мощи коллективного психоза?”. Он интересовался, как ухищрения пропаганды могут быть настолько успешны, что побуждают людей к войне?
Знаете, что на это ответил Фрейд? Он написал следующее:
“Да, люди действительно одержимы ненавистью и стремлением убивать. Активный инстинкт ненависти и уничтожения живет в глубине человеческой личности…»
«Вы поражены, что людей столь легко заразить военной лихорадкой, и полагаете, что за этим должно стоять нечто реальное – инстинкт ненависти и уничтожения, заложенный в самом человеке, которым манипулируют подстрекатели войны. Я полностью согласен с Вами. Я верю в существование этого инстинкта и совсем недавно с болью наблюдал его оголтелые проявления… Этот инстинкт, без преувеличения, действует повсеместно, приводя к разрушениям и стремясь низвести жизнь до уровня косной материи. Со всею серьезностью он заслуживает названия инстинкта смерти, в то время как эротические влечения представляют собой борьбу за жизнь… Таким образом, как и в Вашей постановке задачи, подавление человеческой агрессивности не стоит на повестке дня; единственное, на что мы способны, — попытаться выпустить пар другим путем, избегая военных столкновений.”
Эйнштейн и Фрейд переписывались с 1931 по 1932 год. К сожалению, письма были опубликованы уже в 1933 году, когда к власти в Германии пришел Гитлер.
Согласившись с идеями Фрейда, нобелевский лауреат Конрад Лоренц пошел дальше в изучении врожденной агрессии человека, и обосновал ее, опираясь на теорию эволюции Дарвина и его классическую работу 1871 года “Происхождение человека”. Дарвин рассматривал инстинкт как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Лоренц в свою очередь был убежден, что агрессивный инстинкт оказывает на людей более серьезное влияние чем на животных. В отличии от людей, у многих животных есть механизмы, сдерживающие их от нападения на себе подобных. Такие животные понимают, что могут уничтожить друг друга, и у них срабатывает что-то вроде инстинктивного выключателя.
Животные не готовы уничтожать себе подобных, так как в бою могут погибнуть сами. Человек же, имея оружие или владея методами ведения боя, уничтожает себе подобных в борьбе за мнимое превосходство.
Как же избавиться от агрессии и ненависти в обыденной жизни? Как я уже писал выше, можно применять метод эмпатии, пытаясь лучше понять и почувствовать ненавистного вам человека. Увидя его с разных сторон, вы можете понять, что он не так страшен и ужасен, как вам казалось прежде.
Еще один способ, о котором писал Фрейд в своих письмах к Эйнштейну — изменить вектор агрессивного драйва, сменить фокус агрессии и перенести ее на совсем другой объект, который от ваших действий не пострадает. Можно купить боксерскую грушу и поставить ее в офисе, можно заняться спортом, пойти к психологу и выговориться, заняться тяжелым физическим трудом. Лоренц считал, что общество должно обеспечить своих членов социально-приемлемыми способами разрядки агрессивных сил, неизбежно накапливающихся у людей, иначе это грозит неконтролируемыми вспышками насилия.
Последние данные по изучению агрессии в интернете позволяют сделать вывод о тои, что безнаказанное проявление своих негативных эмоций в социальных сетях, снижает общий уровень агрессии в обществе. Люди просто выкидывают свои эмоции в сеть, но реакция на них не такая, как если бы подобный негатив сливался конкретному человеку с глазу на глаз при личном контакте.
Мое мнение, что если бы люди могли открыто выражать собственную агрессию в малых дозах, не накапливая ее до фатального уровня, как ни странно, общий уровень агрессии в мире был бы ниже.
Материал написан в рамках проекта PSY.one
Международный проект поддержки личного развития на всех этапах жизни.
Источник