- «Надо прийти в оперу с пониманием, что вас будут обманывать всеми возможными средствами». Рассказываем, как понять и полюбить этот вид искусства
- А также 10 самых популярных опер, с которых стоит начать знакомство
- Мифы об опере
- Опера — это Голливуд
- Очень краткая история оперы
- Как понять, хорош ли оперный певец?
- 10 самых популярных опер, с которых можно начать погружение
- Опера для культурного человечества
«Надо прийти в оперу с пониманием, что вас будут обманывать всеми возможными средствами». Рассказываем, как понять и полюбить этот вид искусства
А также 10 самых популярных опер, с которых стоит начать знакомство
Оперу часто воспринимают как элитарное искусство, в котором разбираются только богатые интеллектуалы солидного возраста. С такой постановкой вопроса категорически не согласен главный редактор журнала «Музыкальная академия» Ярослав Тимофеев. В подкасте про современный театр «Как посмотреть» Ярослав рассказал, с чего начать знакомство с оперой и как полюбить ее навеки. Специально для «Цеха» он также описал краткую историю этого вида искусства и посоветовал 10 самых популярных опер.
Мифы об опере
В разговорах об опере постоянно звучат слова «надо знать», «надо уметь», «надо разбираться». Такая постановка вопроса кажется мне вредной и уводящей не в ту сторону. В прекрасной опере прошлого такой вопрос точно не стоял. Любовь к какому-либо явлению вообще несовместима с формулой «надо». Представьте, что мы посадим сюда молодого человека и проведем с ним беседу о том, как ему полюбить футбол. Скажем: «Для начала вам нужно выучить имена всех футболистов, отработать финты, затем можете уже начинать болеть».
Если вы послушаете рассказы деятелей или фанатов оперного театра, чаще всего вы услышите: «Меня привели в театр, когда мне было шесть лет». Соответственно, никакого «высокого порога входа в оперу» не было, как не было и багажа знаний. Но человек получил инъекцию, которая с ним осталась на всю жизнь. Нужно ли знать имя композитора? Ну давайте представим, что мы его не знаем. Нужно ли знать, как устроен оркестр? Тоже не так важно. Кто режиссер? Не суть. Знать сюжет? Даже если вы совсем его не знаете, вы все поймете, потому что в опере сложных сюжетов не бывает, — максимум, может быть трудновато запомнить, «кто кому тетя».
В общем, можно ничего этого не знать, но прийти в оперу и испытать катарсис. Как это сделать? Во-первых, мне кажется, нужно открыться. Убрать все защитные шлюзы, которые сформировались из нашего «постороннего» знания об опере. Открыться — значит заранее понять, что ты попадаешь в дурдом, в состояние измененного сознания. От оперы не нужно ждать никакого реализма, никакой правды. «Эта певица не похожа на Виолетту», — таких мыслей не должно быть. Как известно, в опере множество составляющих театрального целого. Все они, кроме одной, — врут. Нам показывают ходульное действо, в которое невозможно поверить; актеры что-то неестественно изображают, декорации не похожи на настоящий мир.
Надо прийти в оперу с пониманием, что вас будут обманывать всеми возможными средствами — ради того, чтобы в вас вошел один поток — звуковой. Когда собачке ветеринар колет обезболивающее, она дергается, потому что воспринимает все первично. А вы терпите, зная, ради чего это делается. Приходя в оперу, стоит отдаться этим врачам, позволить им делать вам больно — то есть показывать неправду, потому что вы знаете, что все это ради вашего блага, ради того, чтобы магия музыки начала действовать.
Опера — это Голливуд
Большую часть своей истории опера была мейнстримом. Она действовала по законам, аналогичным голливудским. Был институт звезд. Например, в XVIII веке это были кастраты — специально обученные и замученные люди, которые ничем другим кроме пения не могли заниматься, потому что в 6 лет им сделали операцию. Но это были властители сердец, едва ли не самые популярные люди Европы. Каждая аристократка пыталась затащить кастрата на ужин, а потом и в постель, потому что от него нельзя было забеременеть. Они были желанны во всех смыслах.
Ходили, чтобы выгулять свои бриллианты, и далее по списку. Мировая опера сознавала себя как главное на свете искусство. И это в ней очень слышно.
Сейчас с оперой происходят безумно интересные и странные вещи. Многие удивляются, почему она умирает, а меня поражает, насколько же она живуча. Оперное пение среднестатистическому современному человеку эстетически не близко. Мы выросли в другой звуковой среде. Наши бабушки и дедушки еще воспринимали этот звук, потому что оперные арии круглосуточно крутили на радио, — и они приходили в оперу с совершенно другим бэкграундом. Но все-таки, несмотря на это расхождение между современным человеком и оперой, она живет. Почему?
Отчасти это накопленная инерция мейнстрима — поэтому первые лица до сих пор ходят в оперу, поэтому опера остается самым дорогим из всех перформативных искусств. Бюджет Большого театра гораздо больше бюджета любого другого театра. Штат Большого театра — это 3-4 тысячи человек, что тоже несопоставимо с драматическими театрами.
А еще, мне кажется, опера выживает за счет своей синтетической природы. Если представить ситуацию очень упрощенно, то музыкальная, композиторская составляющая оперы умерла. Конечно, пишутся неплохие оперы, но они не остаются в репертуаре, не находят дороги даже к тем 2% населения, которые ходят в оперные театры. Возьмем исполнительскую часть, дирижеров и вокалистов: сейчас тоже есть большие имена и молодые «звездочки», но, если сравнивать с пафосом, с той славой, которые были у Караяна, у Марии Каллас, у Лучано Паваротти, все это детский сад. Композиторская составляющая умерла, очень условно, в начале ХХ века, на середину ХХ века пришелся расцвет исполнительской, а сейчас происходит бум режиссерской оперы. Он дал совершенно новое дыхание оперному жанру. Более того, кажется, что опера начала жить именно сейчас, в эту режиссерскую эру. Я говорил, что опера по своей природе — обман. Раньше люди старались поверить, что перед ними настоящий Риголетто, и ждали от него реализма. Теперь от этого оторвались. Почти все по-настоящему хорошие режиссеры переосмысляют оперный текст и не стремятся к реалистичности.
Очень краткая история оперы
Опера появилась примерно в 1600 году — на стыке Ренессанса и барокко. Тогда произошел резкий слом, вся старая музыка — ученая, церковная, полифоническая — была отринута, вместо нее появилась драматически выпуклая музыка «новой практики». Пришли композиторы-революционеры, которые сбросили все с корабля современности. Самый великий из них — Клаудио Монтеверди. Он написал всего 3 оперы, но каждая из них — абсолютный шедевр.
В XIX веке в Италии был создан стиль belcanto, в переводе — прекрасное пение. Композиторы (в первую очередь, Россини, Беллини и Доницетти) и вокалисты нашли эстетический идеал, который стал почти универсальной планкой. Можно сказать, что это был золотой век оперного пения.
Потом опера пошла в сторону драмы, страстей и правды жизни. Бельканто стало меняться вместе с ней и даже деформироваться — в сторону, например, вагнеровской театральной драмы, где нужны стенобитные голоса. Про такое пение говорят: «На автостоянке за театром сигнализация должна сработать». В ХХ веке появилось множество альтернативных стилей оперного пения, кроме того, была реконструирована барочная вокализация. Сегодня все эти стили мирно сосуществуют.
Как понять, хорош ли оперный певец?
В опере не бывает, что какой-то совсем бесталанный выскочка покорил мировую сцену, потому что костяк оперной публики — это люди, которые хорошо разбираются в предмете своей любви, они не пропустят самозванцев. Если вам нужен ориентир, просто откройте список 30 самых популярных оперных исполнителей нашего времени — вы можете на него положиться, там не будет плохих артистов. Можете начать с Йонаса Кауфмана, Анны Нетребко, Брина Терфеля или Чечилии Бартоли. А дальше вы все почувствуете сами, потому что у первоклассных оперных артистов голос неотделим от человеческого, от харизмы. И не нужно мучить себя вопросами: он сейчас сфальшивил или мне показалось? Главное, чтобы артист вас зажег, чтобы вы внешне или внутренне заплакали.
10 самых популярных опер, с которых можно начать погружение
- «Травиата» Джузеппе Верди. La traviata переводится как «падшая женщина» — сделать куртизанку главной героиней оперы для XIX века было смелым решением. «Травиата» опирается на текст «Дамы с камелиями» Александра Дюма-младшего.
- «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта. Любители теорий заговора находят в «Волшебной флейте» масонскую символику, но исследователи творчества Моцарта считают, что влияние масонства на эту оперу преувеличено. Ария Царицы Ночи «В моей душе пылает жажда мести» считается одной из самых сложных для исполнения — голоса певиц достигают небывалой высоты.
- «Кармен» Жоржа Бизе. Премьера «Кармен» не смогла покорить Париж: спектакль прошёл несколько десятков раз при неполном зале. Заслуженного признания автор не дождался — опера стала популярна благодаря постановкам в других странах уже после его смерти. А уже в XX веке историю цыганки и влюбленного в нее сержанта поставили чуть ли не на всех мировых оперных сценах.
- «Богема» Джакомо Пуччини. Драматичная история о жизни молодых, талантливых и прозябающих в бедности в Латинском квартале Парижа героев не снискала успеха у первых зрителей. После премьеры в Туринском оперном театре критики назвали произведение «пустым и инфантильным». Время эту оценку не подтвердило: сегодня «Богема» — одна из самых популярных итальянских опер в мире.
- «Тоска» Джакомо Пуччини. Одноименная пьеса была написана специально для постановки на драматической сцене с Сарой Бернар в главной роли и шла с оглушительным успехом. Пуччини был покорен «Тоской» и с большим трудом завладел правами. В своей опере он сделал певицу Тоску не просто романтической героиней, влюблённой в художника-мятежника, но и отважной патриоткой (действие разворачивается в Риме, оккупированном наполеоновскими войсками).
- «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта. «Свадьба Фигаро» — это опера-буффа, то есть комическая опера по пьесе Пьера Бомарше. Действие происходит в богатом доме в Севилье в течение одного дня, полного интриг, ревности, угроз, шуток и двусмысленных ситуаций. Музыка Моцарта здесь не менее ярка и энергична, чем сюжет Бомарше — публика обожает это сочетание уже больше 200 лет.
- «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини. Мадам Баттерфляй, или Чио-Чио-сан, — юная японская гейша, на которой женится обаятельный американский офицер. Герой прекрасно знает, что у него в стране этот союз недействителен, а героиня готова бросить ради мужа все, даже собственную веру. Премьера «Баттерфляй» в Милане провалилась — зрители были недовольны длиной действия и не поняли содержания. Композитор пошёл навстречу публике и слегка сократил произведение, сделав его одним из главных мировых оперных хитов.
- «Дон Жуан» Вольфанга Амадея Моцарта. История о Дон Жуане, бесстыдном развратнике из Севильи, наказанном за свои грехи, задумывалась Моцартом как комическая пьеса, однако дальнейшие трактовки дирижеров, режиссёров и музыковедов привнесли в оперу мрачность и философскую глубину.
- «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини. Эта комедийная опера тоже создавалась по пьесе Бомарше: по сюжету граф переодевается в простолюдина, чтобы завоевать сердце прекрасной Розины. Но есть препятствие — ее опекун держит девушку взаперти, потому что хочет сам на ней жениться. На римской премьере, где дирижером выступал сам Россини, недоброжелатели попытались сорвать спектакль. Автор их проигнорировал и оказался прав — с начала XIX века оперу поставили и даже экранизировали тысячи раз.
- «Риголетто» Джузеппе Верди. Пьеса Виктора Гюго, которая легла в основу «Риголетто», была запрещена цензурой — считалось, что, высмеивая королевский двор, она подрывает авторитет действующей власти. Верди заменил короля на герцога, а придворного шута Франциска I Трибуле на вымышленного Риголетто, и сосредоточился не на политике, а на психологической драме. После блестящей премьеры в Венеции в 1851 году опера быстро разошлась по всем европейским сценам и принесла своему автору настоящую славу.
«Как посмотреть» — подкаст о том, как полюбить театр и разобраться, что в нем происходит. Каждую неделю журналистка Саша Зеркалева и писательница Лиза Каменская пытаются понять, как устроен современный театр. В этом им помогают известные актеры, режиссеры, художники, драматурги, продюсеры и театральные критики. В эпизодах появляются артисты театра и кино Светлана Немоляева, Сергей Чонишвили, Игорь Гордин, Варвара Шмыкова, драматурги Иван Вырыпаев и Михаил Дурненков, режиссеры Дмитрий Волкострелов и Евгений Каменькович, театроведы Алексей Бартошевич и Павел Руднев, художники Зиновий Марголин и Ксения Перетрухина и другие.
Как ставить пьесу, если в ней нет слов? Почему герои Шекспира на сцене выглядят и говорят, как наши современники? Должны ли актеры играть правдоподобно и считается ли спектакль спектаклем, если актеров в нем вообще нет? Подкаст выходит при поддержке театральной премии «Золотая Маска».
Только полезные посты и сторис — в нашем Instagram
Источник
Опера для культурного человечества
Писать оперу в наше время — безумное занятие. Оперные театры не очень любят ставить современные оперы. Дело это сложное, многозатратное, а окупится ли всё это, пойдет ли публика на непривычное название — кто знает? Куда вернее поставить в тысячный раз Верди или Пуччини, где есть хиты и многолетняя традиция.
Если еще это поставит кто-то из режиссеров, гарантирующий нестандартную новаторскую постановку, успех обеспечен. А может, и скандал, что в театральном мире — кратчайший путь к успеху.
У современной оперы шансов привлечь публику крайне мало. Но есть безумцы, продолжающие писать оперы, и я один из них. Сегодня в московских оперных театрах идут две мои оперы — «Мелкий Бес» в Театре имени Покровского и «Метаморфозы любви» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Всего же я написал около 50 произведений для музыкального театра.
Как может оперный спектакль противостоять гигантскому информационному океану, который наступает на нас со всех сторон? Мое глубокое убеждение — опера должна рождать в слушателях полноценные человеческие чувства. Скорбь, радость, восторг, умиление, причем у людей, которые далеки от музыки и никогда ей не учились.
Конечно, профессионал, слушая оперу «Евгений Онегин», будет отмечать качество пения солистов, постановку режиссера, темпы дирижера. А обычный слушатель должен все-таки переживать за Татьяну, которая вышла замуж за старика, а любит-то Онегина, и за Ленского, безвинно погибшего из-за дурацкой ссоры. И уверяю вас, Чайковский думал об этом.
Недавнее впечатление. Я посмотрел в «Метрополитен-опере» «Вертера» Массне. Никогда не видел этой оперы на сцене, хотя слышал несколько раз в записи. Вообще отношение к творчеству Массне у меня (как и у многих) снисходительное. Ну да, романтик-француз, модный при жизни и забытый после смерти, автор огромного количества сочинений, большинство из которых давно исчезло из репертуара. Несколько популярных инструментальных пьес, являющихся переложениями мелодий («Элегия» из «Эриний», «Размышление» из «Таис»), оперы «Манон» и «Дон Кихот», написанная специально для Федора Шаляпина, — это, кажется, всё, что вспомнится.
И вот его шедевр — «Вертер». В этой опере прекрасно выдержан тон — темный, мрачноватый, романтичный, но без пафоса, пошлости, перегиба, именно так и должна звучать опера по великому произведению Гёте. В постановке, которую я видел, тенор-исполнитель — один из самых выдающихся певцов нынешнего поколения Йонас Кауфман.
Он всегда необыкновенно хорош и музыкально, и артистически. Но в роли Вертера просто нашел себя. Кауфман играет поэта-романтика с такой достоверностью, искренностью и распахнутостью, что ему веришь безоговорочно. И поет совсем непростую партию просто божественно.
В каком-то смысле это было идеальное исполнение: сошлось всё — великая литература, прекрасная музыка, фантастическая постановка, невероятные певцы. И что вы думаете — люди плакали! Даже я, человек не очень склонный к сентиментальности, в сцене самоубийства Вертера проронил скупую мужскую слезу. Вы скажете — от искусства, от мастерства. А я скажу — нет, мне было жалко Вертера. Хотя я знал, чем всё закончится, мои слезные железы неожиданно сработали.
Это тот случай, когда зритель испытывает чувства, соответствующие чувствам героев, а не абстрактное упоение музыкальными формами. Музыка, стало быть, имеет значение. Это не просто набор звуков, это обращение к душе. Но значит ли это, что с помощью тех или иных типов звуков можно вызывать определенные эмоции?
Да, есть некие приемы, действующие безотказно, они известны композиторам. Если вам надо для оперы написать воинственный эпизод, то вы скорее всего возьмете барабаны и трубы, используете маршевый ритм и кварто-квинтовые интонации. А если надо что-то любовно-лирическое, то струнные, ноющие сексты и терции, вальсовый ритм. Именно так сочиняется прикладная музыка — по шаблону, лекалам, стандарту.
Но к искусству это всё отношения не имеет. Это — ремесло. Владение приемами. Отсюда до творчества далеко. Творец склонен уходить от стандарта, разрушать лекала и ломать шаблоны. Тут главное — не сломать основу. Сравню с живописцем, который наносит на стену фреску. Он может сколько угодно нарушать каноны, придумывать свой почерк, образ, стиль. Но если он просто сломает стену и представит груду кирпичей, никакого искусства здесь не будет.
Главное, что оперное искусство — это театр, здесь и сейчас. И этот театр воздействует одновременно на все чувства человека. Этого никогда не достигнут ни кино, ни ТВ, ни интернет. Поэтому оперный театр будет существовать еще очень долго. В разных модификациях и интерпретациях. Много десятилетий. Или столетий. А может, и вечно. Пока существует культурное человечество.
Автор — композитор, заслуженный деятель искусств РФ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник