- Блаженство
- Смотреть что такое «Блаженство» в других словарях:
- Эйфория и восторг
- Что такое эйфория?
- Ощущение чувства блаженства
- Эмоция восторга
- Как вызвать чувство восторга?
- Блаженство
- Представление о блаженстве в греко-римской цивилизации до Христа
- Блаженство в Ветхом Завете
- Блаженство в Новом Завете
- Святые отцы о блаженстве
Блаженство
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .
Смотреть что такое «Блаженство» в других словарях:
Блаженство — Блаженство ♦ Beatitude «Блаженство, – учит бл. Августин, – это радость в правде». Превосходное определение, указывающее на более широкое и более осмысленное счастье, по сравнению с которым наши обычные представления о счастье кажутся мелкими … Философский словарь Спонвиля
Блаженство — Блаженство: Блаженство полное и невозмутимое счастье; наслаждение. Быть на верху блаженства. Евангельские заповеди о блаженствах «Блаженство» (1814) стихотворение А. С. Пушкина «Блаженство» пьеса… … Википедия
блаженство — См … Словарь синонимов
БЛАЖЕНСТВО — БЛАЖЕНСТВО, блаженства, ср. Высокая степень счастья, наслаждение. «Учуся в истине блаженство находить.» Пушкин. Быть на верху блаженства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БЛАЖЕНСТВО — БЛАЖЕНСТВО, а, ср. Полное и невозмутимое счастье; наслаждение. Быть на верху блаженства. Вечное б. (в религиозных представлениях: загробная жизнь в раю). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
блаженство — невыразимое (А.Каменский); неизъяснимое (В.Каменский); нестерпимое (Андреев); райское (Ольнем); сладко медлительное (Бальмонт) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л.… … Словарь эпитетов
блаженство — • абсолютное блаженство • беспредельное блаженство • большое блаженство • высокое блаженство • невероятное блаженство • невыразимое блаженство • неземное блаженство • необыкновенное блаженство • несказанное блаженство • полное блаженство •… … Словарь русской идиоматики
БЛАЖЕНСТВО — состояние приобщенности благу; в правосл. понимании состояние совершенной духовной радости пребывающего в Божественной любви человека, достигнутое благодаря единению с Богом, обожению. В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.»,… … Православная энциклопедия
«БЛАЖЕНСТВО» — Пьеса, имеющая подзаголовок «Сон инженера Рейна в четырех актах». При жизни Булгакова не публиковалась и не ставилась. Впервые: Звезда Востока, Ташкент, 1966, № 7. Замысел Б. относится к 1929 г. На него повлияли пьесы В. Маяковского… … Энциклопедия Булгакова
блаженство — а, только ед., с. Высшая степень удовольствия; чувство и состояние полного удовлетворения, непомрачимое счастье. Блаженство любви. Слушай, юноша любезный, вот тебе совет полезный: миг блаженства век лови (Пушкин). Синонимы: наслажде/ние, нирва/на … Популярный словарь русского языка
блаженство — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? блаженства, чему? блаженству, (вижу) что? блаженство, чем? блаженством, о чём? о блаженстве Блаженством называют чувство огромного счастья, наслаждения. Испытывать блаженство. | Быть на верху… … Толковый словарь Дмитриева
Источник
Эйфория и восторг
Что такое эйфория? Это слово буквально переводится, как «несущее хорошее». Это внезапное восторженное проявление позитива и всплески счастья. Ее спутниками бывают прекрасное настроение, ощущение счастья, радости. Большинство полагает, что всплески безграничной радости, блаженства, внезапного позитива является нормальной реакцией для каждого человека.
Но с точки зрения ученых это состояние без явных причин, может быть патологическим, порожденным проблемами психического характера. Этим эмоциональным состоянием, по мнению клинических психиатров, может быть болезненный тип приподнятого настроения с продолжительным благостным ощущением и тихим ликованием души без роста инициативности в ментальном, физиологическом плане. Людям с маниакальным синдромом, больным эпилепсией, шизофренией, а также олигофренией свойственно эйфорическое состояние. Это один из их симптомов. А также такое чувственное проявление может приводить к тому, что у человека происходит эмоциональное выгорание.
Иногда экстаз путают с таким проявлением. Ведь экстаз – это восторг, но в высшей степени своего проявления. Однако он намного ярче, но менее продолжительный, чем при эйфорическом состоянии. Психологи его считают длительным и затяжным экстазом или их каскадом. Восторгаясь, человек испытывает невероятный подъем радостных чувств. Он поглощается сильным, положительным переживанием, которое сопровождают мурашки по телу, дыхание со сбивающимся ритмом и определенная отстраненность от реальной жизни. Большинство стремиться его прожить, однако некоторые бояться негативных последствий.
Что такое эйфория?
Зачастую радость, счастье могут спутать с эйфорическим чувством, проявляющимся рядом положительных и отрицательных признаков.
Это состояние человека имеет следующие положительные симптомы:
- успокоение;
- всплески радости;
- продолжительное ощущение блаженства;
- благополучие;
- прояснение ума;
- быструю реакцию;
- бодрость духа;
- энергичность;
- наличие желания активности;
- другое.
В любой ситуации человек не склонен воспринимать это чувство в виде возможности навредить здоровью, даже если он знает о наличии негативных симптомов. Среди которых выделяют:
- ощущение попадания в другую реальность (спутанное сознание);
- «дежавю» (сначала заинтересовывает, но в дальнейшем вызывает дискомфорт и даже психическое расстройство паранойю);
- повышенное беспокойство;
- фобии, боязни;
- подавленность.
Достаточно часто вместо радостного «послевкусия», люди впадают в длительную депрессию. Он просто не может совладать с обыденными проблемами после эйфорического состояния. Они для человека становятся непреодолимыми барьерами, такими их воспринимает сознание.
На самом деле у людей разные вещи, явления вызывают восторженное состояние. Все зависит от характера, темперамента, эмоциональности человека. Одни люди впадают в эйфорическое состояние, слушая классику или металл, рок и т.д., другой человек восторгается прекрасным закатом солнца, а третий – быстрой ездой на авто.
Ощущение чувства блаженства
Что в таком блаженстве ощущает человек? Как описать это состояние? Блаженством является высшая степень удовольствия, ощущение выхода за рамки своих возможностей. Этому состоянию сопутствует освобождение от энергетических зажимов. Организм имеет целостную энергетическую оболочку, а разум спокоен. Для описания блаженства просто не хватит слов. Его можно понять, если только прочувствовать на себе.
Информация со слов другого человека будет давать толчок для воспроизведения блаженства разумом. Однако этим путем достичь истинного блаженства не получится. Человек должен сам ощутить, как организм испытывает чувственную гармонию, перенастройку своего мышления, эмоционального восприятия. Состояние предельного бытия нельзя понять. Это можно сравнить с конечной остановкой вашего приятного круиза, пределом, когда ничего больше и не нужно. Степень глубины человека влияет на уровень ощущения блаженства.
Эмоция восторга
Необычайное состояние радости, ее сильный скачок является восторгом – эмоцией с позитивной окраской, высокой интенсивностью проявления и коротким периодом действия.
Внешними признаками проявления восторженной эмоции человека являются слегка приподнятые брови (похожий признак с удивлением) и сияние, блеск и радость в глазах. Однако восторженный человек улыбается немного иначе, чем радостный, счастливый. Улыбка шире, растянута в стороны, с округлой линией губ и заметно опущенной нижней челюстью.
Проживать бурю положительных проявлений можно по разным поводам. Люди, которые восторгаются по-новому и на полную силу, могут получать наслаждение, удовольствие, несмотря ни на что, включая мнение окружающих. У восторженных людей, как говорят, «сносит крышу» и им безразлично происходящее вокруг. Этому состоянию могут завидовать другие. И яркое ощущение хочется запомнить на клеточном уровне, отследить, вжиться в него, чтобы наслаждаться этими прекрасными моментами в будущем.
Как вызвать чувство восторга?
В ходе долгих экспериментов и изучений этого проявления исследователи поняли, что мгновенный рост настроения может возникать в итоге сложнейших процессов, имеющих физиологическую природу. Эти ощущения формируются нейронами головного мозга. Существуют искусственные и естественные причины их появления.
Попасть в эйфорическое состояние естественным путем можно:
- влюбляясь, целуя объект своей страсти в первый раз, признаваясь в любви;
- получая радостную весть;
- рождая детей;
- преодолевая смертельные угрозы.
Среди искусственных способов вызова эйфорических ощущений выделяют:
- прием алкогольных напитков;
- прием наркотиков;
- употребление специальных лекарств.
Причины появления ощущений дают возможность их классифицировать на следующие виды:
Также причины возникновения влияют на длительность эйфорических ощущений. Естественным путем состояние острой внезапной радости может возникать не больше, чем на полчаса. А вот последствием употребления алкоголя, наркотических веществ, определенных медицинских препаратов может быть эйфорическое проявление длительностью от 30 минут до нескольких часов. Многое зависит от количества принятых человеком веществ и их концентрации.
Патологические состояния опасны вследствие быстрого затягивания людей, привыкания к вредным для организма веществам. Когда человек начинает прием наркотиков, злоупотребляют алкоголем, он просто не может остановиться, непреодолимые желания получить, испытать ощущения становятся сильнее его. Это происходит по разным причинам, в том числе при отсутствии возможности испытывать эйфорическое ощущение в необходимых объемах естественным путем. Но когда нет доступа к любым способам получения желаемого, то люди погружаются в депрессии, становятся нервозными и раздражительными, злыми на всех и все, не редко даже агрессивными. Зависимым людям практически невозможно справиться со своими проблемами в одиночку. Поэтому им нужна помощь специалистов.
Если есть вопросы или нужна помощь, обращайтесь в Центр развития личности «Арканум». Наши специалисты поделятся своими знаниями и опытом со всеми желающими.
Источник
Блаженство
Блаже́нство – согласно Священному Писанию – состояние приобщённости к благу, одна из характеристик единения с Богом, Который Сам называется блаженным ( 1Тим.1:11 ).
Блаженство – высшее состояние духовного и телесного бытия, достигаемое верующими на пути стяжания благодати Святого Духа, преодоления внутренней противоречивости, обретения единства с Богом, спасения, и жизни вечной.
Святые отцы называют блаженством пребывание первых людей в раю до грехопадения. В Ветхом и Новом Завете термин «блаженство» чаще всего употребляется в виде определения: блаженным называется «муж», «человек», «народ» и т.д., который получает от Бога блаженство как награду за определённые дела и поступки. Нынешнее мирское понимание блаженства, как и его дохристианское восприятие, имеет отличия от библейского.
Представление о блаженстве в греко-римской цивилизации до Христа
Для античного человека блаженство является синонимом счастья. Образцом и примером его выступала счастливая жизнь языческих богов. Вопрос обретения счастья волновал многих философов и решался ими по-разному. Так, у Платона блаженство приравнивается к мудрости, и именно обладание ею делает человека счастливым. У стоиков блаженством именуется добродетель, которая противоположна пороку. Философия Эпикура рассматривает блаженство как чувственное наслаждение, душевную безмятежность и телесное здоровье.
Следует отметить, что в древнегреческой литературе блаженство передавалось разными терминами, которые, соответственно, имели разные оттенки значений. Речь могла идти о чувственном наслаждении, о благосклонности богов, об удаче, о финансовом благополучии и др. В Библии напротив в основном используется древнегреческий термин с широким значением μακάριος – «блаженный» с указанием на причину данного состояния в каждом конкретном случае.
Блаженство в Ветхом Завете
Чаще всего о блаженстве говорится в Псалтыри и книги Притчей. Блаженным там именуется тот, кто так или иначе исполнил Закон ( Пс.118:1,2 ; Пс.127:1; 2. 12 ; Ис.30:18 ; ср.: Пс.1:1 ; Пс.39:5 ; Пс.111:1 ; Притч.16:20 ). В качестве награды за исполнение Закона человек получает покровительство, помощь Бога. Блаженством является счастливая жизнь, которая выражается в многочисленном потомстве, благополучии, долголетии, мире ( Пс.145:5 ). Вместе с тем в ВЗ иносказательно присутствует вера в блаженство с Богом и после смерти ( Пс.15:1,10-11 ).
Блаженство в Новом Завете
В Новом Завете блаженство характеризуется следующими выражениями: Царство Небесное ( Мф.4:17; 5:3 ); утешение ( Мф.5:4 ); наследование земли ( Мф.5:5 ); насыщение ( Мф.5:6 ; Лк.6:21 ); помилование ( Мф.5:7 ); лицезрение, познание Бога ( Мф.5:8 ; 1Ин.3:2 ; 1Кор.13:12 ); богосыновство ( Мф.5:9 ; Гал.4:5-7 ); приобщение вечной жизни ( Ин.6:47-51,54, 58; 17:2-3 ); пребывание в любви ( 1Ин.4:16 ); вхождение в радость Господню ( Мф.25:21,23 ); во славу Господа ( Рим.8:18 ); в покой Господа ( Евр.4:1-11 ).
Можно отметить, что в Новом Завете по сравнению с Ветхим блаженство приобретает больше связи с посмертной судьбой человека, чем с его земной жизнью. Ярким примером являются заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:3,10,15 ). «…блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» ( Лк.14:14-15 ). Блаженство как вечная жизнь противопоставляется в НЗ вечным мучениям ( Мф.25:46 ; Откр.21:8 ).
Первым человеком, обретшим высшее блаженство, стала Божия Матерь. Благодаря величайшему смирению ( Лк.1:38 ), исполнению Божией воли она явила миру наивысшее блаженство — обожение.
Святые отцы о блаженстве
Святитель Василий Великий называет Бога «блаженным Добром», связывая т.о. в Боге воедино понятия блага и добра: «Ибо подлинно блаженно сие Источное Добро, к Которому все обращено, Которого все желает». (Василий Великий. «Беседы на псалмы»)
Святитель Тихон Задонский уверен, что человек априорно обладает этим блаженством, но в силу порока и приверженности греху теряет это обладание: «Это блаженство везде и всегда носит с собой человек, ибо внутри себя имеет… Безумный человек! Оставь смертное тело – прах, землю и пепел, а украшай бессмертную душу. И тогда будешь внутри себя иметь красоту, но истинную и нетленную, и прочее». (Тихон Задонский, «Сокровище Духовное»)
Святитель Игнатий Брянчанинов считает, что ощущение истинного блаженства в земной жизни является образом райского блаженства: «Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному, составляют по необходимости и блаженство, как проявление в душе небесного царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства». (Игнатий Брянчанинов, «Аскетические опыты»)
Святитель Григорий Нисский объясняет, как узнать истинное блаженство: «Признак блаженства – непрестанная и тени не имеющая радость, происходящая от добродетели» (Григорий Нисский «О блаженствах»).
Святитель Григорий Богослов, рассуждая о цели священства, после пространной образной речи кратко заключает, что священник должен делать то, чего желает человеку Сам Христос и Бог, а именно «того, кто принадлежит к горнему чину (человека – прим. автора), сделать богом и причастником горнего блаженства» (Григорий Богослов «Слово»).
«Древнееврейское слово ’eser1 имеет несколько иной смысл, чем русское слово блаженство. Отличие заключается не столько в самом переживании блаженства, сколько в причине или основании для этого переживания.
Для выяснения смысла имени ’eser обратимся к глаголу ’asar (в значении идтипрямо, продвигаться, направлять движение), с которым имя2 блаженство – ’eser связано и от которого оно, по-видимому, происходит. Этот глагол встречается всего семь раз в Ветхом Завете и употребляется исключительно в контексте выбора или следования тому или иному жизненному пути: «Ходите путем разума (продвигайтесь по пути понимания)3» ( Притч.9:6 ); «Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых (ненаправляйся на пути злых)» ( Притч.4:14 ); «Направляй сердце твое на прямой путь» ( Притч.23:19 ); «Вожди твои (ведущие тебя, направляющие тебя)» ( Ис.3:12 ); «Вожди сего народа (ведущие твой народ)… и водимые ими» ( Ис.9:16 ); «Спасайте угнетенного (ис—правляйте угнетающего)» ( Ис.1:17 ).
Сразу обращает на себя внимание необычность связи слова блаженство-’eser с глаголом ’asar. Если на самом деле имя блаженство-’eser происходит от глагола ’asar и сохраняет в своем смысле движение, энергию глагола ’asar, то тогда блаженство оказывается не связано ни с наступлением радостных событий, ни с получением наслаждения, ни с переживанием спокойного, счастливого благополучия. Верная направленность и способность к направлению жизненного пути составляют содержание блаженства-’eser. Как ни удивительно, но блаженство-’eser наступает не как следствие внешних по отношению человека обстоятельств, когда он лишь пассивно принимает блаженство. Напротив, блаженство-’eser наступает как следствие активной направленности движения человека по выбранному им жизненному пути.
Если мы рассмотрим те случаи, в которых употребляется имя ’eser, то обнаружим подтверждение сделанным выводам. Выражения типа «быть наверху блаженства», которые предполагают некое воспарение над невзгодами и трудностями, не употребляются в Ветхом Завете. В выражении «полнота радостей перед лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» ( Пс.15:11 ) не употребляется имя ’eser. Напротив, имя ’eser всегда употребляется в выражениях типа: «блажен человек, который…», – и далее следует указание на характерную черту в поведении этого человека, способствовавшую обретению им состояния блаженства. Например, «Благо тебе, земля (блаженна земля), когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» ( Еккл.10:17 ), – то есть страна при таком устроении будет благоденствовать. «Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!» ( 3Цар.10:8 ), – то есть люди и слуги при царе будут находиться под его мудрым контролем и руководством и вследствие этого жить успешно. «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней» ( Притч.3:13-15 ), – то есть приобретение мудрости более, чем земные богатства, содействует человеку в достижении полной и счастливой жизни. Особо надежное блаженство у человека, чей успех обусловлен содействием Бога: Втор.30:29 ; Ис.30:18 ; Пс.32:12, 33:9, 39:5, 83:13 и так далее.
В Ветхом Завете никогда не говорится, что Бог прямо сообщает блаженство – ’eser человеку, но содействие Бога, направляющего путь человека, приводит человека к блаженству. Хотя понятие ’eser не предполагает, как русское слово блаженство, воспарение над жизненной ситуацией, его нельзя все же переводить словом счастье, так как счастье наступает, как правило, с приходом радостных событий, с достижением удовлетворения желания и связано с внешней по отношению к человеку, часто случайной удачей.
Таким образом, блаженство – ’eser сопряжено с переживанием успешности и правильности выбранного пути. Человек переживает гармонию всех обстоятельств жизни, осмысленность прошлого, настоящего и будущего, уверенность в осуществлении своих жизненных целей, – и главное, переживает способность идти выбранным путем.
Примечания:
1 Буква s читается подобно русской букве ш, а буква, обозначенная значком (’), произносится, как легкий выдох. Ударение, если оно явно не указано, как в этом случае, стоит в конце слова.
2 В древнееврейском языке сравнительно очень мало собственно имен прилагательных, а по своей форме они ничем не отличаются от имен существительных. Поэтому в грамматиках древнееврейского языка принято обозначать имена существительные и имена прилагательные одной категорией имя.
3 В скобках дается уточненный перевод или выделение смысла, который отсутствует в синодальном переводе. Поэтому для правильного понимания Анализа нужно при чтении отдавать предпочтение тексту, заключенному в скобках.
Источник