Чувство беспокойства тревоги у подростка

Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?

Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях.
Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…».
Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.

Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:

  1. «Неадекватного» поведения в какой-то из представленных форм:
    • выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
    • избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
    • навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
    • озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.

  2. Телесных симптомов:
    • вегетососудистая дистония ⎯ сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головокружение, потливость и т.п.;
    • усталость, утомляемость, раздражительная слабость и т.п.

Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.

Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:

  • Алина, 15 лет (социофобия): «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
  • Марина, 14 лет (панические атаки): «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
  • Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР): «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
  • Лариса, 13 лет (социофобия): «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».

Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:

  1. Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
  2. В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
  3. Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
  4. Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.

Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:

  1. Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
  2. Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
  3. Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.

Как помочь подростку?

  • Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
  • Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.

Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.

Источник

Ваш подросток: тревога и беспокойство

Порой любой человек может испытывать беспокойство. Это естественная и важная эмоция, сигнализирующая, о приближении опасности. Однако, иногда беспокойство становится таким сильным, что мешает повседневной жизни.

Подростковый возраст отличается особой уязвимостью в психологическом плане. Для некоторых подростков тревога становится постоянным спутником, мешая учебе и внешкольной деятельности. Участие в социальной жизни, попытки завести друзей и поддерживать с ними отношения, а также иметь нормальные отношения внутри семьи — довольно трудная задача. Иногда, тревога ограничивается обобщенным чувством беспокойства. В сложных случаях тревога перерастает в фобии и панику.

КАК РАСПОЗНАТЬ ТРЕВОЖНОЕ РАССТРОЙСТВО?

Тревожные расстройства у подростков выглядят по-разному. Чтобы заподозрить подобное нарушение, симптомы должны держаться более десяти дней. К ним относят:

  • Опасения (чрезмерные страхи и озабоченность, трудности сосредоточения, волнение);
  • Моторное напряжение (головные боли, мышечное напряжение или судороги, невозможность расслабиться);
  • Вегетативную гиперактивность (потливость, головные боли, боли в желудке, дрожь в руках и др.)

Даже при отсутствии реальной угрозы некоторые подростки описывают чувства постоянной нервозности и беспокойства. Они могут жаловаться на слабость, ощущение ужаса, предчувствие чего-то страшного и трагического.

Внешне они могут казаться либо чрезмерно сдержанными, либо чрезмерно эмоциональными.

Тревога в подростковом возрасте может активироваться:

  • Физическими и гормональными изменениями, происходящими в теле;
  • Стремлением получить социальное признание;
  • Конфликтами в отношении с родителями и педагогами за свою независимость.

Тревога проявляется в:

  • Излишней застенчивости;
  • Избегании обычной деятельности;
  • Отказе от нового опыта;
  • Протестах;
  • Опровержении своих страхов и тревог в виде рискованного поведения.

Если мы имеем дело с внезапными, неконтролируемыми и беспричинными приступами страха, которые сопровождаются паникой, то можно говорить о ПАНИЧЕСКИХ АТАКАХ.

ПАНИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО встречается чаще у девочек, чем у мальчиков. У подростков такое нарушение может возникать в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет.

  • Генетика. Большинство исследователей считают, что предрасположенность к робости и нервозности является врожденной. Если один из родителей тревожен, больше шансов, что их ребенок также будет тревожным;
  • Гиперопека родителей, которая проявляется в постоянном контроле за личным временем ребенка, учебой и здоровьем. Беспокойная реакция родителей передается ребенку, что усугубляет его естественную чувствительность;
  • Семья, где у родителей присутствует та или иная форма химической зависимости (алкоголизм, наркомания);
  • Недостаточный эмоциональный контакт с родителями;
  • Конфликты в семье;
  • Высокая конкуренция в школе и социальном окружении;
  • Переутомления, соматические заболевания.

Тревожный подросток менее успешен в школе, спорте и социальных взаимодействиях. Беспокойство может помешать ему достичь своего потенциала.

У некоторых подростков с повышенной тревожностью могут возникать нарушения пищевого поведения, склонности к самодеструкции и суицидальные мысли. Эти ситуации требуют немедленного внимания и лечения.

  • Если ваш подросток хочет поговорить о своих страхах и тревогах, слушайте внимательно и с уважением. Помогите ему понять, что повышенное беспокойства по поводу изменений в теле, принятия сверстниками и общая неопределенность — все это естественно для подросткового возраста;
  • Помогите ему исследовать причины тревоги;
  • Напомните ребенку о сходных ситуациях, с которыми вы вместе успешно справились;
  • Поддерживайте его в решимости действовать, контролируя тревогу. Помните, что подростку не всегда комфортно говорить о своих чувствах;
  • Если страх начинает захватывать жизнь вашего ребенка и ограничивать его деятельность, или если беспокойство длится более шести месяцев, обратитесь к специалисту. Специалист сможет оценить необходимость проведения терапии, в некоторых случаях назначит лекарства.

Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

Информация, представленная на данном сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой (определяемой положениями ст. 437(2) Гражданского кодекса РФ).

Информация и изображения, представленные на данном сайте, защищены авторскими и иными интеллектуальными правами.

За исключением случаев, предусмотренных законом, любым лицам запрещается изменять, использовать, копировать, распространять, воспроизводить любую информацию и изображения, представленные на страницах сайта, без предварительного письменного разрешения администрации сайта.

Для записи на прием, пожалуйста, заполните форму записи,
и мы перезвоним Вам в ближайшее время

Источник

Тревожность у подростков

Подростковый возраст – период серьезной перестройки всего организма ребенка. Во время гормонального «взрыва» происходит переосмысление ценностей и социального статуса, взаимоотношений с собой и с миром. У подростков в разы сильнее эмоциональное переживание, что влияет на их настроение и может стать причиной возникновения депрессии, поэтому родителям стоит обратить особое внимание на ребенка.

Что должно насторожить:

  • изменение привычек и режима дня-ночи, бессонница, позднее/раннее засыпание,
  • сильная замкнутость и отгороженность,
  • частая перемена настроения, часто сниженное настроение,
  • изменение аппетита или вовсе отказ от еды,
  • отказ ходить в школу, возникновение сложностей в обучении, снижение успеваемости, ухудшение памяти,
  • изменения в поведении и поведенческих реакциях,
  • резкое сокращение или отказ от общения с близкими и друзьями,
  • панические атаки, внезапное чувство страха,
  • учащенное сердцебиение, скачки артериального давления, спазмы,
  • боль в различных частях тела,
  • покраснение/побледнение кожи, излишняя потливость.

На эти “звоночки” не стоит закрывать глаза, игнорировать, а лучше как можно скорее обратиться за консультацией к специалисту –детскому врачу-психиатру или клиническому психологу, если вышеуказанные признаки носят устойчивый характер в течение длительного времени (около месяца) и влияют на качество жизни.

Взгляд в будущее

Дети с повышенной тревогой часто благополучны в социальной жизни и добиваются успехов за счет своих личностных качеств. Они ответственно и старательно подходят к выполнению заданий, очень трудолюбивы, даже склонны к перфекционизму. При поддержке со стороны близких и специалистов, такие подростки адаптируются к реальности и испытывают меньше психологического дискомфорта.

Спасибо за обращение!

Ваш вопрос отправлен!
Мы обязательно свяжемся с вами в ближайшее время!

Источник

Читайте также:  Как себя чувствует человек у которого глисты
Оцените статью