Чувство баланса у детей

Развитие равновесия у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре

В статье дано описание функции равновесия, особенности развития равновесия у дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
Статья о развития равновесия в дошкольном возрасте 22.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросам равновесия уделяется большое внимание в системе подготовки дошкольников по физической культуре.

Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельности ребенка, в игре, бытовых процессах, разнообразных перемещениях в пространстве.

Хорошее развитие функций равновесия облегчает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений.

Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с быстрыми перемещениями, сменой положения, уменьшением и повышением площади опоры. Упражнения в равновесии помогают регулировать перемещение центра тяжести тела и мышечные усилия, направленные на сохранение равновесия. Многократное выполнения таких движений способствует развитию координации, ориентировке в пространстве, воспитывает самообладание, смелость.

Итак, формирование равновесия – важная задача физического воспитания дошкольников. От своевременного развития равновесия зависит и здоровье, и полноценное общее развитие ребенка, способствует формированию правильной осанки, а также развитию его двигательной сферы.

Что же такое равновесие?

Равновесие – это способность тела сохранять устойчивое состояние как в покое, так и в движении. Оно зависит от величины площади опоры, положения центра тяжести тела, от состояния вестибулярного аппарата, от степени напряжения нервной системы.

Умение сохранять равновесие в разных условиях или положениях тела формируется с первых движений ребенка, по мере расширения его двигательного опыта. Сначала это первоначальные попытки удержать определенную позу при сидении, стоянии, ползании. Хорошо известно, как трудно ребенку сохранять устойчивое положение при первых попытках стоять, а потом и ходить. Крепко держится он за опору или за руку взрослого, лишь на короткое мгновение решаясь стоять и ходить самостоятельно. Для того, чтобы уверенно двигаться, когда происходит постоянная смена центра тяжести, нужно научиться сохранять устойчивую позу, применяя выравнивающие движения.

Малыш еще плохо рассчитывает эти действия и выполняет их с большим усилием. Стремясь удержаться, например, в ходьбе по доске, он широко расставляет ноги, наклоняет голову, напрягает плечевой пояс. (Е.Н.Вавилова, 1983).

Трудности сохранения не только вертикальной, но и любой другой позы при действии постоянно меняющихся внешних сил обусловлены тем, что двигательный аппарат человека представляет собой сложную кинематическую цепь с большим числом механических степеней свободы. Дыхательные движения, перемещение крови по сосудам, постоянные неравномерные мышечные напряжения превращают человеческое тело в подвижную систему. Поэтому, при сохранении определенной позы наиболее сложно превратить эту систему в относительно неподвижное «неизменяемое» тело. Однако всякое равновесие относительно и носит временный характер. Другими словами, равновесие человеческого тела – частная форма движения.

Чрезвычайно сложны вопросы управления равновесием у детей дошкольного возраста, особенно ранних лет. Здесь трудно еще говорить о «хорошо организованной функции» сохранения позы в связи с имеющимися возрастными особенностями развития всех афферентных систем (зрительной, вестибулярной, кожной, двигательной) и интегрирующего их деятельность аппарата – центральной нервной системы. Равновесие постепенно формируется в автоматизированную функциональную систему, действующую в полном соответствии с получаемыми воздействиями внешней среды. С течением времени растет количество и разнообразие поз, которые ребенок научается поддерживать произвольно и в статическом положении, и в движении. (М.Ю.Кистяковская, 1978).

Вестибулярная сенсорная система служит для анализа положения и движения тела в пространстве. Импульсы вестибулярного аппарата используются в организме для поддержания равновесия тела, для регуляции и сохранения позы, для пространственной организации движений человека. Вестибулярная сенсорная система связана со многими центрами спинного и головного мозга и вызывает ряд вестибуло-соматических и вестибуло-вегетативных рефлексов. Вестибулярные нервные центры находятся под прямым влиянием ядер мозжечка. (Фомин Н.А., 1992). Мозжечок выполняет очень важную функцию – обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует действия мышц-антагонистов (противоположного действия), регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие. (Бадалян Л.О., 2000). Кора больших полушарий обеспечивает наиболее широкое взаимодействие различных сенсорных систем и их участие в организации двигательных действий человека, в том числе в процессе его спортивной деятельности.

Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно его высших отделов – коры больших полушарий. (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001).

Однако различные зоны коры созревают не одновременно. Раньше всего, в первые же годы жизни созревают проекционные зоны коры (первичные поля) – зрительные, моторные, слуховые и др., затем вторичные поля (периферия анализаторов) и позднее всего, вплоть до взрослого состояния – третичные, ассоциативные поля коры (зоны высшего анализа и синтеза). Так, моторная зона коры (первичная) сформирована уже к 4 годам, а ассоциативные поля лобной и нижнетеменной области коры по занимаемой территории, толщине и степени дифференцирования клеток к возрасту 7-8 лет созревают лишь на 80%, особенно отставая в развитии у мальчиков по сравнению с девочками.

Для нервной системы у детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. У 5-6 летних детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов. Они способны осознанно строить программы движений и контролировать их выполнение, легче перестраивают программы. С возрастом у ребенка анализ вестибулярных раздражений совершенствуется, а возбудимость сенсорной системы понижается, и это уменьшает проявление побочных моторных и вегетативных реакций.

В возрасте 3-6 лет главным регулятором произвольных движений при их программировании и текущем контроле становятся зрительные обратные связи, формирующие единую зрительно-двигательную функциональную систему. Ведущим механизмом является механизм рефлекторного кольцевого регулирования. В процессе движения от нервных центров поступают по прямым связям моторные команды к работающим мышцам, а от зрительных, мышечных и других рецепторов тела по обратным связям передается информация о результатах движения и вносятся сенсорные поправки в моторные программы.

Начиная с 5-6 летнего возраста (по мере созревания двигательной сенсорной системы) осуществляется переход к доминирующей роли проприоцептивных обратных связей. За период с 5 до 8 лет устанавливаются выраженные координационные взаимоотношения между мышцами-антагонистами, что резко улучшает качество двигательных актов.

В возрасте 6 лет формируется представление о схеме тела, связанное с важным этапом развития задних третичных полей (нижнетеменных зон коры). Приобретается адресная точность передачи моторных команд к различным звеньям тела, а сами команды становятся более тонкими и сложными. Правильная координация движений рук и ног при ходьбе у ребенка в 4г. наблюдается в 50%, в 6-7 лет – 80%.

Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.

Сенситивным периодом развития равновесия является возраст от 7 до 12 лет. К 13-14 годам показатели устойчивости тела достигают величины, свойственной взрослому человеку. (Ашмарин Б.А., 1990).

Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного анализатора. В связи с этим различают статическое и динамическое равновесие. Статическое равновесие проявляется при длительном сохранении определенных поз человека, динамическое равновесие – при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах.

В своих исследованиях Кистяковская (1978) уделила внимание развитию функции равновесия у детей дошкольников. Автор выявила основные направления развития статического равновесия у детей разных возрастных групп и уровень развития этого качества у наблюдаемых детей. Тенденция нарастания исследуемой способности детей поддерживать устойчивую позу при стоянии заданным способом сохраняется от возраста к возрасту.

Формирование способности удерживать данную позу у девочек происходит более интенсивно. В равновесии у детей 4 – 7 лет наблюдаются большие индивидуальные колебания. Максимальные возможности детей в статическом равновесии улучшаются из года в год. Особенно интенсивно развитие равновесия у детей происходит на шестом году жизни.

У детей дошкольного возраста уменьшение продолжительности равновесия при стоянии зависит не только от наличия или отсутствия зрительного контроля, но и от состояния вестибулярного аппарата, а также всех других систем, принимающих участие в регуляции позы ребенка. У девочек начиная с пятилетнего возраста вся сложная система управления равновесием тела оказывается более сформированной, чем у мальчиков. Это вытекает из меньшей значимости зрительного контроля для продолжительности равновесия при стоянии.

Применение специальных упражнений на равновесие в занятиях по физической культуре приводит к совершенствованию функции равновесия у детей.

  1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ.дефектол.фак.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Ваваилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983.
  3. Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1978.
  4. Лакин Г.Ф. Биометрия: Учеб.пособие для биол.спец.вузов. – М.: Высш.шк., 1990.
  5. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб, 1993.
  6. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
  7. Теория и методики физического воспитания: Учебн. Для студентов фак.физкультуры пед.ин-ов по спец.03.03.»Физ.культура» Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградв, З.Н.Вяткина и др. Под ред. Б.А.Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Фомин Н.А. Физиология человека: Учеб.пособие для студентов фак.физ.культуры пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.

Источник

Держи баланс!

Поиск эмоционального и физического равновесия. Упражнения для развития навыков баланса у детей от 6-ти месяцев до 4-х лет.

Ольга Черномыс журналист, писатель, тренер, персональный фитнес-инструктор

Смотреть телевизор с выключенным звуком не только забавно, но и полезно в смысле познания разных сторон человеческой натуры. Особенно я люблю наблюдать за мимикой и движениями актеров в современных, наспех снятых сериалах. В этом наше телевидение мне — большой помощник.

Вот, например, вижу я на молчаливом экране красавца, явно пребывающего в гневе. Что-то он там кричит, на кого-то замахивается и всячески демонстрирует, что он, мол, мужчина темпераментный и недаром здесь главный герой. Если бы я слышала его голос, то наверняка не обратила бы внимания на некоторые подробности.

А именно — на то, что движения его слишком выверенны и разумны. Он красивым жестом швыряет на стол папку с бумагами, затем элегантно поворачивается,к противнику, чтобы зайтись в очередном выкрике, и наконец уходит спортивной пружинистой походкой, по пути с чувством хлопнув дверью. «Не верю!» — говорю я в экран. И, знаете, почему? В реальной жизни кричащий в ярости человек наверняка совершал бы сейчас много нелепых и ненужных движений руками, без конца спотыкался и ужасно мешал бы сам себе.

Доказанный факт: чем хуже мы владеем своими эмоциями, тем труднее нам дается управление телом. А вот спортсмены, которые привыкли контролировать каждую мышцу и держать тело в балансе, редко бывают вспыльчивыми. Спортивная злость — да, упрямство — обязательно, но истерики у хороших спортсменов практически не случаются. Так же как у танцоров, альпинистов, акробатов в цирке и у всех тех, для кого чувство равновесия крайне важно.

А так хочется найти чудесный жизненный баланс и остаться в нем навсегда, правда? Чтобы и на работе все было в ажуре, и семья не страдала. Чтобы веселиться всласть и высыпаться, как положено, быть отзывчивым, но не позволять сидеть на шее, предаваться страстной любви, но не попадать в зависимость, худеть, в конце концов, и не думать при этом постоянно о еде… И мы мечемся в поисках золотой середины, то и дело заваливаясь то в одну, то в другую сторону: взрываемся по пустякам и кричим на детей как ненормальные, не высыпаемся, попадаем в тяжелые зависимости, толстеем и тоскливо ругаем себя за все сразу.

А ученые утверждают, что поиск равновесия должен происходить и на физическом, и на эмоциональном уровнях. Концентрируясь, например, на равномерном распределении веса тела между ступнями, мы неизбежно выравниваем ум и успокаиваем чувства. И, наоборот, умение вовремя вернуться в «точку эмоционального покоя» повышает нашу физическую устойчивость и улучшает координацию движений. Осваивая науку баланса, мы даем себе шанс не сорваться в очередной стрессовой ситуации, не опустить руки перед трудностями, сохранить выдержку, которая всегда вызывает уважение. Да и болезни, и об этом говорят врачи, гораздо легче «прилипают» к эмоционально нестабильным людям.

У ребенка поиски равновесия начинаются с самого рождения. Первый раз оказываясь в положении сидя младенец хмурит брови и сосредоточенно раскачивается из стороны в сторону, пытаясь найти ту единственную точку, в которой он не заваливается. И, хотя это выглядит очень забавно, мы знаем теперь, что именно в такие моменты формируется и эмоциональная стабильность. Через несколько месяцев начнется новый этап — первые шаги, сначала с поддержкой, а потом и без нее. Растопырив для лучшей устойчивости руки в стороны, малыш удерживает свое непослушное пока тело в вертикальном положении сначала несколько минут, а затем все дольше и дольше.

От того, насколько хорошо у него получится держать баланс, зависит очень многое. Например, будущая успеваемость в школе. В этом нет ничего удивительного: по утверждениям медиков многие дети не могут хорошо отвечать у доски по той лишь причине, что мозг их сосредоточен не на задании, а на удержании тела в равновесии. И таких детей в современном мире становится все больше. Ошибки в диктантах часто бывают связаны только с тем, что внимание ребенка прыгает с одного на другoe, и это уже неустойчивость ума, идущая от общей разбалансированности.

Кстати, именно поэтому, интуитивно чувствуя свои потребности, дети так любят висеть вниз головой на перекладинах, ходить по бордюрам и узким мостикам и раскачиваться на всем, что качается. И если в очередной раз, увидев, как ребенок повис на дверце дорогущего шкафа, вы уже откроете рот, чтобы крикнуть: «Слезь немедленно!» — вспомните, что тренировать чувство равновесия надо всем и всегда, с рождения и до старости. Потому что абсолютный баланс тела, души и ума — не столько заманчивая (хотя и недостижимая) цель, сколько процесс, облегчающий нам жизнь.

Тренировка равновесия

Родители часто забывают с том, как важно для ребенка равновесие в буквальном смысле этого слова, а именно умение стоять и сидеть ровно, сохраняя баланс в любом положении. Для этого существуют специальные упражнения, которые можно начинать делать в любом возрасте с шести-семи месяцев.

Что должен уметь ваш ребенок

(Показатели возраста очень примерные, ребенок может освоить те или иные навыки немного раньше или позже.)

  • 2 месяца — держать голову
  • 6-7 месяцев — сидеть
  • 8-10 месяцев — ползать
  • 9-10 — вставать и сохранять равновесие с опорой
  • 9 месяцев-1 год 4 месяца — стоять без опоры
  • 9 месяцев-1 год 5 месяцев — ходить
  • 1 год 6 месяцев-2 года — бегать
  • 4-5 лет — прыгать на одной ножке
  • 5-6 лет — прыгать на прыгалках
Упражнения
  • От 6 месяцев до 1 года
    Садимся
    Протяните к малышу, руки, чтобы он мог крепко ухватиться за ваши указательные пальцы. Медленно поднимите его и помогите сесть. Когда ребенок сидит, медленно отпустите руки и позвольте ему самому сохранять равновесие. Ладони держите прямо за спинкой ребенка, но не помогайте ему сидеть, а начинайте придерживать только тогда, когда малыш начнет заваливаться. Это упражнение можно повторять несколько раз подряд, пока ребенок не устанет.
  • 1-3 года
    Балансируем на ногах у мамы
    Сядьте на устойчивый стул и попросите ребенка встать прямо на ваши ступни. Пусть малыш разведет руки в стороны и постарается сохранять равновесие в таком положении как можно дольше. При этом ваши руки должны быть на уровне подмышек малыша: так вы сможете подхватить его, если он начнет падать, но помогать ему удерживать равновесие не надо.
    Стоим на одной ножке
    Исходное положение: мама стоит напротив ребенка, у обоих ноги на ширине плеч. Прямые руки медленно разводим в стороны, а затем поднимаем вверх левую ногу, согнутую в колене. Считаем вслух до трех, а затем пытаемся выпрямить ногу. Снова считаем до трех и возвращаемся в исходное положение, а затем повторяем то же самое с правой ноги. Если упражнение получается легко, усложните его: вытянутые руки держите перед собой или над головой.
  • 3 года
    Ходим по доске
    Вам понадобится длинная доска — 3-4 метра. Положите ее на пол и попросите ребенка пройти по дощечке, балансируя при помощи прямых рук, разведенных в стороны. Если малышу сложно сохранять равновесие при ходьбе, пусть делает очень маленькие шажки и после каждого шага останавливается на несколько секунд, чтобы восстановить баланс. Со временем упражнение можно усложнить, приподняв доску на несколько сантиметров над землей, к примеру ее можно положить на несколько устойчивых камней.
    Качаемся на мече
    Вам понадобится прочный мяч среднего размера. Попросите ребенка встать перед мячом и помогите наклониться вперед и опереться руками о мяч. Из такого положения малышу нужно укатить мяч как можно дальше от себя, при этом сохраняя равновесие. Фигура высшего пилотажа: откатить мяч, потом подкатить его обратно к коленям и при этом не упасть!

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Читайте также:  Как преодолеть депрессию после выкидыша
Оцените статью