- Особенности взаимодействия оратора и его аудитории
- Ораторское искусство
- Оратор
- Требования к оратору
- Установление контакта оратора со слушателями
- Как добиться взаимопонимания со слушателями
- Аудитория
- Признаки аудитории
- Мотив действия слушателей
- Как воздействовать на аудиторию
- Чувство аудитории, или коммуникативность
Особенности взаимодействия оратора и его аудитории
Взаимодействие и взаимопонимание слушателей с говорящим – важные критерии данного типа отношений людей: без них эффективность выступления практически отсутствует, потому что нет единства оратора и его аудитории.
Для говорящего важно знать, как поддержать интерес аудитории, как заставить ее проникнуться вопросом, о котором он говорит, как повлиять на понимание и усвоение материала людьми из зала. Поэтому к лектору предъявляется ряд требований, соблюдение которых необходимо для эффективного взаимодействия с залом. Нужно понимать и психологию группы слушателей.
Ораторское искусство
Ораторское искусство – умение произнести речь так, чтобы она оказала желаемый эффект на публику. Оратор должен владеть высокой степенью мастерства при беседе с людьми, а также уметь профессионально обращаться со словом.
Это требуется потому, что человек, находящийся в центре внимания аудитории, оценивается своими слушателями. Рассматривают люди в зале всё: начиная от внешнего вида человека, его стиля и до личных качеств. Успех имеет тот оратор, который учитывает это при построении выступления.
Оратор, чтобы его можно было назвать профессиональным, должен быть:
- эрудированным;
- высокоинтеллектуальным;
- опрятным, притягивающим внимание.
Выступающий человек должен грамотно говорить, хорошо разбираться в теме, о которой говорит, так как его компетентность проверяется через вопросы публики.
Оратор
«Оратор» — многозначное слово. Слово может быть определено, как:
- человек, который выступает с публичной речью;
- человек, имеющий дар красноречия.
Для говорящего перед аудиторией лектора существует ряд важных критериев, без которых выступление может быть малоэффективным.
Требования к оратору
Чтобы оратор был успешен у слушателей, во-первых, он должен быть опрятно и хорошо одет. Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей.
Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики.
В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное – нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее. Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую.
Желательно, чтобы говорящий не читал материал с листка, а воспроизводил его по памяти, так как тогда восприятие материала публикой заметно улучшается.
Установление контакта оратора со слушателями
Важнейший фактор любой публичной речи – установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует.
Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание – единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики.
Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек.
Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий:
- искренне заинтересован предметом повествования;
- преподносит материал доступно;
- убежден в достоверности, важности излагаемой информации;
- уважает слушателей, признает в них партнеров.
Можно легко установить степень контакта – насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей.
В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза (обычно она бывает сосредоточенной).
В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.
Поэтому тишина не является критерием оценки степени контакта выступающего с залом.
Как добиться взаимопонимания со слушателями
К основным факторам взаимопонимания относят:
- реакция слушателей на речь оратора (смех, возгласы, аплодисменты);
- уверенность оратора в собственной речи (умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно);
- актуальность преподносимой информации (ее новизна, понятность, важность, интерес);
- личность говорящего (имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он).
Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала. Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики.
Для установки взаимопонимания с залом (когда оратор и аудитория едины) говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории.
Аудитория
Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи.
При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии. Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание.
Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих.
Признаки аудитории
Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят:
- однородность;
- количественный состав присутствующих;
- чувство общности;
- мотив действия.
Однородность включает социальные факторы слушателей – их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале.
Если оратор воспроизводит материал в маленькой общности, часто может наблюдаться отсутствие единства мнений. На фоне этого возникают дискуссии, которые обычно отсутствуют при разговоре с многочисленной публикой. При этом в маленькой аудитории для поддержания дискуссии и диалога оратор должен хорошо ориентироваться в области предмета, о котором он говорит.
Чувство общности – важный признак аудитории. Появляется тогда, когда в зале возникает определенный эмоциональный настрой (например, зал может начать аплодировать оратору или, наоборот, качать головой в знак неодобрения). В такой аудитории у каждого есть собственное мнение, личное восприятие, имеющее отношение к общественному мнению – человек учитывает общий фон зала в эмоциональном плане.
Мотив действия слушателей
Данная характеристика имеет значение при оценке публики как особой общности. Приходя на определенное выступление, люди преследуют какую-либо важную для них цель.
Различают три таких предпосылки:
- момент интеллектуально-познавательного плана (человек приходит, потому что ему понятен предмет повествования);
- момент морального плана (человек обязан присутствовать на данной речи в приказном порядке);
- момент эмоционально-эстетического плана (человеку неважно, о чем идет речь, ему приятно слушать выступающего оратора).
Из этих черт складываются мотив и настроение каждого отдельного слушателя. Оратор должен это учитывать.
Как воздействовать на аудиторию
Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:
- уважение к ценностям слушателей (выступающий должен учитывать мнение публики при выступлении, проявлять интерес к их вопросам, тогда основные моменты выступления будут восприняты лучше);
- единство, когда оратор и аудитория похожи (можно добиться соответствия даже в плане стиля: это способствует лучшему восприятию текста);
- ощущение настроения людей в зале оратором (чтобы прочувствовать слушателей, выступающий должен задавать им вопросы, отвечать на корректные возгласы из зала);
- итоги, решения и выводы кратко преподносятся слушателям в момент, когда они заинтересовались обсуждаемым вопросом: тогда эффективность выступления будет намного выше;
- перерывы (человек не может держать внимание дольше 30 минут. Чтобы слушатели не уставали, через равные промежутки времени оратор должен делать короткие перерывы, в ходе которых происходит диалог с залом, обмен мнениями или приведение личного опыта в вопросе).
Важно визуализировать текст посредством презентаций с аудио. Это поможет слушателям лучше воспринимать материал.
Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.
Источник
Чувство аудитории, или коммуникативность
Для успеха публичной речи классическая и современная риторика рекомендует оратору предпочесть коммуникативную стратегию «близости» (взять как доминирующее третье правило Р. Лакофф – «будь дружелюбен»). Конечно проявляется эта стратегия в речевом поведении оратора особым образом, не так, как в беседе. Применительно к ораторскому выступлению владение стратегией «близости», умение ее осуществлять правильно, в меру, риторики называют «чувством аудитории».
Всякая хорошая речь в своей основе – общение со слушающим, чем она и отличается от плохой; риторически образованный человек отличается от необразованного отсутствием «стены» между собой и слушателями – тем, что он говорит не слушателям, а со слушателями.
В истории нашей страны существовал длительный период, когда оратор мог и даже должен был читать речь по написанному тексту – «по бумажке». Бросим беглый взгляд (поанализируем) на речевое поведение говорящего, на такой феномен прошлого.
Обращение к публике и первая фраза произносились, как правило, со взглядом в зал. Затем оратор опускал глаза и начинал читать, время от времени на секунду взглядывая прямо перед собой. Заключительная фраза сопровождалась снова взглядом в пространство. Речь закончена…
Следить за такой речью было трудно, улавливать ее смысл утомительно. Это не устная речь, а письменная, но озвученная. Устная и письменная речь строятся по различным законам и требуют различного восприятия. В ситуации озвучивания письменной речи настоящий контакт с аудиторией практически отсутствует. А без него ничто не поможет – ни поставленный голос, ни дикция, ни выразительность чтения, ни богатство языка, ни логичность построения текста.
Совершенно иная ситуация складывается, когда текст речи создается в процессе говорения и когда оратор находится в реальном контакте с аудиторией. При этом у слушающего возникает особое ощущение, описанное теми, кому присутствующего возникает иллюзия, что оратор обращается именно к нему. Выделяя его из всей ситуации. В начале речи слушателю кажется, что оратор ищет в зале именно его, наконец, находит и дальше говорит только с ним.
Итак, коммуникативность речи или ораторское «чувство аудитории» проявляется в том, что у слушателя возникает ощущение живого общения с говорящим еще при выходе оратора на трибуну и в начале его выступления слушателя чувством, что сейчас говорить будет с ними, что человеку есть что сказать и что он рад поделится своими мыслями и знаниями со всеми присутствующими.
Каким же образом возникает этот чудодейственный «эффект общения»? (Или это только таинство, волшебство таланта?!)
Назовем три важных средства, с помощью которых этот эффект достигается:
1) разговорность речи
2) зрительный контакт
3) голосовой контакт.
В настоящее время самым эффективным стилем публичной речи естественный, разговорный. Так было не всегда. Скажем, публичная речь в английском парламенте до середины XXв. (как, впрочем, и в институтах высшей власти СССР) выглядела скорее как хорошо подготовленный спектакль и оценивалась аудиторией соответственно: требования к голосу, дикции, словарю не были ориентированы на естественность и простоту.
В последние 10-летия традиции публичной речи изменились. Почему именно естественность, непринужденность поведения человека так притягательны? Вероятно, потому что они свидетельствуют о его благоприятном, как говорят, комфортном состоянии. Это ощущение комфортности передается слушающему, вызывая снятие напряженности, положительные эмоции, которые адресат переносит на говорящего.
Исследовании разговорной речи, начавшиеся во второй половине XX века у нас и за рубежом, говорят о принципиальных отличиях между разговорной речью (РР) и кодифицированным литературным языком (КЛЯ).
Существеннейшие особенности РР – неофициальность ситуации, в которой она возникает, незапланированность РР, «равноправие» говорящего и адресата в ситуации общения. Из этих признаков РР ясно, что настоящая, подлинная РР в ситуации публичного выступления в полной мере невозможна. Тем не менее опытные ораторы умеют «имитировать» РР, говоря публично. Это имитация вызывает у слушающих иллюзию естественного, непринужденного общения, равенства с оратором (как у зрителей в театре, как бы сливающихся с действием на сцене). Слушателям кажется, что удачные сравнения, яркие образы, блестящие мысли – все это рождается у них на глазах.
В результате – искомый эффект коммуникативного сотрудничества: оратор нравится, его шутки кажутся смешными, речь привлекает внимание, не дает отвлечься и не вызывает скуки. Слушатели ощущают себя почти в той же мере творцами речи, что и говорящий.
Имитировать РР в полной мере может только опытный оратор. Тем не менее можно дать несколько советов, предваряющих практические упражнения.
1. Старайтесь, чтобы фразы были как можно короче. Сложные конструкции – принадлежность письменной речи.
2. Избегайте официально-деловых клише, ограничьте употребление книжных устойчивых оборотов… Они способны создать впечатление официальности общения, даже если их совсем немного, и могут полностью убить у слушателя интерес к вашему выступлению, если повторяются часто. Особенно опасны официальные штампы в начале речи.
А.К. Михальская, автор замечательного учебника «Основы риторики» для 10 – 11 классов (М., Изд-во «Дрофа», 2001) приводит примеры того, как официальная казенная речь сразу вызывает скуку и отторжение у школьников: «Например, говорят друзьям по классу: «Нужно сказать, что собака – первый помощник и друг человека (вместо: Собака верный помощник и друг человека); Нельзя не упомянуть о том, что немецкая овчарка является очень умной собакой (вместо: Немецкая овчарка – собака очень умная) и т.д. Берегитесь этих ненужных «довесков», старайтесь вовсе избавить от них свою речь».
3. Представьте себе, что вы сообщаете содержание вашего выступления близкому приятелю, знакомому в личной беседе. Если вы стоите перед аудиторией, постарайтесь не думать: «Я делаю доклад» или «Я выступаю». Обратите внимание на то, что перед вами сидят живые люди, которые хотят услышать что-нибудь интересное. Неопытный оратор склонен воспринимать аудиторию как безразличного или, хуже, враждебного обобщенного слушателя, так сказать, «искать образ врага». Это нужно решительнейше преодолевать.
Авторы риторических руководств проницательно и умно замечают, что человек, вышедший на трибуну, должен куда-то смотреть.
Оказывается, что направление его взгляды отнюдь не безразлично для восприятия его речи.
Несведущие ораторы чаще всего делают одну из четырех ошибок: смотрят на а) потолок, б) в пол, себе под ноги, в) в пространство («в неведомую даль»), г) на преподавателя (или ведущего собрание или на одного сидящего в собрании, да еще как Грушницкий на княжну Мэри…)
При этом неопытный оратор не в состоянии следить за реакцией слушателей на свою речь. Обратная связь отсутствует. Слушатели, в свою очередь, не чувствуют, что речь обращена именно к ним, следить за ее смыслом трудно, внимание рассеивается, оратор не вызывает отклика, интересна.
Рекомендуется поэтому другое. Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают»: задерживать взгляд нужно настолько, чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем, на кого смотрите, его ответный взгляд «Читайте» его реакцию по глазам. Следите за тем, чтобы не смотреть только в одну сторону аудитории слишком долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждого из слушателей впечатление, что говорят именно с ним.
Голос говорящего человека направляется вместе с его взглядом, поэтому успешному зрительному контакту сопутствует и контакт голосовой. Следствием будет то, что вы будете говорить не слишком тихо, а именно так, как это нужно для благоприятного восприятия вашей речи. Смотря в глаза кому-нибудь из слушателей, говорите для него, с ним.
Источник