- Чувственный и рациональный уровни познания. Их формы
- Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
- Что такое чувственное познание?
- Стадии чувственного познания
- Особенности чувственного познания
- Формы чувственного познания
- Виды чувственного познания
- Значение чувственного познания
- Связь рационального и чувственного познания
- Выводы
- Чувственный уровень познания
- Основные направления в теории познания
- Готовые работы на аналогичную тему
- Ощущение, восприятие и представление
- Образ и жизнедеятельность
Чувственный и рациональный уровни познания. Их формы
Принято выделять два уровня познания — чувственный и рациональный.
Чувственное познание — это познание, осуществляемое при помощи органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса).
Ощущение — отражение отдельных сторон и признаков объекта (например, цвета, твердости, запаха);
Восприятие — отражение целостного объекта (например, яблока);
Представление — воспроизведение чувственного образа объекта в памяти. В отличие от ощущения и восприятия, представление является обобщенным образом; непосредственная связь с конкретным объектом здесь уже утеряна. Поэтому могут возникать представления, в которых комбинируются свойства разных объектов (например, кентавр, сфинкс).
Всякое чувственное восприятие есть субъективный образ познаваемого объекта. Такой образ представляет собой изображение предмета, вместе с тем он несет в себе знаковые компоненты (почувствовав аромат розы, человек может представить себе как она выглядит, вскользь увидев знакомого, он узнает его по жесту, походке и т.п.). Чувственно воспринимая мир, человек опирается на ранее накопленные знания, оценки, предпочтения. Полнота чувственного восприятия зависит и от практики (например, художник может различать больше оттенков цвета, чем человек, профессионально не связанный с художественной деятельностью).
Но может ли человек в едином акте восприятия отобразить вещь во всем многообразии ее связей и закономерностей? Это невозможно, хотя бы потому, что не все эти связи — явные. Чтобы познать существенные, закономерные, необходимые связи, необходимо отвлечься, то есть абстрагироваться, от многочисленных сторон и особенностей чувственно воспринимаемых объектов. Это отвлечение, обобщение, постижение сущности осуществляется на рациональном уровне познания.
Рациональное познание — это познание, осуществляемое с помощью разума, мышления. Существуют три формы рационального познания:
- понятие — фиксирует общие, существенные свойства определенного класса объектов (например, понятия дома, реки);
- суждение — утверждение или отрицание чего-либо, осуществляемое посредством связи понятий (например, дом не построен; река впадает в море);
- умозаключение — логический вывод на основании двух или более суждений (например, у всех домов есть крыша, это — дом, следовательно, у него есть крыша).
В истории философии вопрос о преобладающем значении чувственного или же рационального в познании обсуждался очень широко. Это получило отражение в формировании особых подходов — сенсуализма и рационализма. В настоящее время считается, что:
— чувственные восприятия непосредственно связывают человека с реальностью, с познаваемыми объектами;
— поэтому чувственное познание выступает как основа рационального, оно дает ту исходную информацию о мире, которая далее обрабатывается на рациональном уровне;
— рациональное мышление позволяет абстрагироваться, отвлечься от конкретных особенностей вещей, проникнуть в их суть, открыть законы;
— благодаря этому чувственные восприятия переосмысливаются на основе рациональных знаний. (Например, человек наблюдает восход Солнца, то есть видит, как оно поднимается из-за горизонта, движется по небу над Землей; между тем он знает, что на самом деле Земля движется вокруг Солнца).
Таким образом, чувственное и рациональное в реальном познавательном процессе неразрывно взаимосвязаны.
Источник
Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.
Что такое чувственное познание?
Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.
Стадии чувственного познания
Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.
- Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
- На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
- Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.
Особенности чувственного познания
Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:
- познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
- этот тип познания часто относят к «пассивному»;
- именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
- указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.
Формы чувственного познания
В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:
- Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
- На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
- На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.
Виды чувственного познания
Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:
- зрительное;
- слуховое;
- тактильное;
- вкусовое;
- посредством обоняния;
- с помощью вестибулярного аппарата.
Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.
Значение чувственного познания
Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.
Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.
Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.
Связь рационального и чувственного познания
Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.
Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.
По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.
Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.
Выводы
В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.
Источник
Чувственный уровень познания
Вы будете перенаправлены на Автор24
В теории познания не сложилось до сих пор одного мнения касательно того, чему должна принадлежать главная роль в познании — разуму или чувствам.
Основные направления в теории познания
В современном мире существует несколько направлений в теории познания. Важно сразу же отметить, что все они напрямую зависят от эпохи, в которой были обретены, от мировосприятия и миросозерцательной составной этой эпохи.
Современные исследования в философской отрасли рассматривают два основных способа человеческого познания: рационалистический и эмпирический. Второй способ предшествовал первому и возник еще в эпоху Нового времени (начало ХVІІ века). Рационалистическая концепция зарождается в эпоху Просвещения (конец ХVІІІ века).
Можно сразу же определить, что основная концепция познания прямо пропорциональна основной идеологической позиции исторического периода. Так, эмпирическая составная в концепции сенсуалистов возникла после завершения эпохи Возрождения, открыв новые возможности в человеческом познании. Концепция рационализма предшествовала Великой французской революции против абсолютной монархии.
Эмпирическая концепция за свою основу берет человеческое восприятие, базирующееся на чувственном и образном, в то время как рационализм подразумевает царство логического и разумного.
Готовые работы на аналогичную тему
Ощущение, восприятие и представление
Следует заметить, что эмпирическое познание базируется на трех основных формах: восприятие, ощущение и представление. Ощущение являет собою отражение конкретных свойств предмета, которые возникают при его непосредственном воздействии на чувственные органы, такие как слух, обоняние, осязание, зрение, вкус субъекта.
Тем не менее, все органы чувств наделены и своими границами и пределами. Это не в коем случае не должно считаться как недостаток, напротив, это – их достоинство. Если бы человеческий глаз фиксировал все существующие лучи, а человеческое ухо внимало бы все существующие звуки, то наша жизнь была бы просто невыносимой.
Ощущение единичного типа являет собою фрагмент комплексного общего ощущения предмета как предпосылки восприятия источника базисной информации.
Восприятие являет собою целостный образ объекта, который непосредственно воздействует на все органы чувств субъекта. Тем не менее, такая целостность является особой. Данный образ не может быть квантирован на его составные. Помимо этого, на формирование данного образа особое воздействие оказывает весь опыт субъективной деятельности, психологическое составная и т.д.
Восприятия чувственного типа – это конкретный образ единичного предмета со стороны внешнего проявления. Таким образом, восприятие являет собою образ формы объекта, который хранит тайну своего содержания и своей сущности.
Восприятие как непосредственный чувственный образ подготавливает представление.
Представление — это тот чувственный, целостный образ объекта, который возникает вследствие опосредованного воздействия объекта на органы чувств субъекта. В его формировании принимают участие два фактора: опыт прошлого восприятия и способность субъекта к воображению. В отличие от восприятия образ представления менее отчетливый, в нем упущен ряд деталей, но зато он более обобщенный. Главное, этот образ несет в себе возможность субъекту проявить свою меру воображения и фантазии, «дорисовать» образ, сделав его более устойчивым и привычным для себя. В этом смысле представление есть тот наглядный и целостный образ, который рождается силой воображения на основе прошлого чувственного опыта.
Представление, которое преобразилось посредством силы воображения, удаляется от определенной наглядности предмета, приближаясь к его общим характеристикам. Высших форм собственного выражения представление обретает в процессе научного и художественного освоения бытия. Но достоинство воображения таит в себе и недостаток, суть которого заключается в «дорисовке» образа, а стало быть, и ухода от его адекватности с объектом этого образа.
Образ и жизнедеятельность
Образ утрачивает свое родство с предметом и трансформируется в знак, который замещает предмет.
Возможная интеграция образа в знак заставляет обратить свой взор на наличие различий образа и знака. Образ имеет схожесть с предметом, знак не имеет ничего общего с тем, что он характеризует. Знак имеет условное определение признака, символа, сигнала, формального обозначения. Эмпирический уровень познания не представляется изначально заданным. Он обладает своей социокультурной обусловленностью.
Мощным фактором роста эмпирического уровня представляется жизнедеятельность человека, усовершенствование навыков его деятельности, специализация языка и возникновение орудий как посредника в системе «субъект-объект». Социализация человека привела к тому, что его эмпирическое познание обрело сознательный и осмысленный характер. Например, животное смотрит, а человек может и видеть.
Субъект, объект и их информационный посредник являют собою начальную гносеологическую ситуацию, производят образ как предпосылку и условие логического уровня познания.
Источник