- Чувственный опыт и рациональное мышление, их специфика и основные формы.
- 28 Вопрос. Чувственный опыт и рациональное мышление.
- 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности
- Читайте также
- 1. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
- XII. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
- Ни субъект, ни объект
- 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы
- 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности
- Глава II. Противоречия монистической мысли.Теоретическая мысль и чувственный опыт
- 1. Субъект и объект познания
- Ни субъект, ни объект
- 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
- Субъект и объект
- СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
- 5. Субъект и объект познания
- 10. Мышление: его сущность и основные формы
- Влияние эзотерического мироощущения на рациональное мышление и искусство
Чувственный опыт и рациональное мышление, их специфика и основные формы.
Философия выделяет два различных вида: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.
Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.
-ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.
-восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.
-представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.
Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Осн формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.
-понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по опред совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.
-суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.
-умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.
-гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.
-теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.
Сенсуализм и рационализм. Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает:
нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан.
Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию
Роль мышления закл лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен
В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме.
Управление предметной деятельностью человека корректируются только с пом органов чувств.
Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.
Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали:
Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.
Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.
Чувства нас нередко обманывают.
Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.
Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.
Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.
Мы нередко говорим: доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так. Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно-логические аргументы в его пользу.
Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют — интуицией.
Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное. Прежде всего интуиция — функция основательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.
Второй момент: интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы, все логические резервы поиска исчерпаны.
Третье: по-видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, «застревают» отдельные звенья логической цепи.
Четвертое: определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие «подсказки». Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.
Источник
28 Вопрос. Чувственный опыт и рациональное мышление.
Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон — чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы чувств — зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции. Органы чувств — это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа — восприятия. ВОСПРИЯТИЕ — это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.Эмпирический уровень познания в отличие от чувственной ступени характеризуется рациональной обработкой показателей органов чувств человека. Чувственные образы, оформленные в эмпирической конституции, обособляются в системы, которым соответствуют реальные системы объективного мира. Система предполагает модель, которая не претендует на полноту отражения, но является эмпирическим объектом, т.е. предметом для исследования.В философской литературе различают две ступени эмпирического уровня познания: 1.Чувственно-практическая ступень — движение знания по заданной схеме отношений предмета 2. ступень эмпирического знания как часть теоретически-идеализированных объектов, которые задают формы деятельности познающему субъекту именно на стадии теоретического обобщения. На уровне эмпирического объекта реальный предмет рассматривается как готовый , неизменный и сформировавшийся. В данном случае присутствует принцип логики рассудка: объект изучается как целостность вне истории, а с точки зрения функционального взаимодействия с другими объектами как механическими системами. Может быть описана, подвержена всем методам и присутствует в данном случае логика массовидного, устойчивого и неизменного. Эмпирический уровень познания и чувственная его ступень объясняют основу без чего познание не состоится, так как в эмпирическом знании присутствует чувственный опыт разных исследователей. Полностью считать эти знания законом нельзя. Вопрос соотношения чувственного и рационального как и роль эмпирического и теоретического уровней познания рассматривались неоднозначно. Галлилей — родоначальник экспертного метода в естествознании в естествознании считал эмпирическое знание Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. МЫШЛЕНИЕ — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т.п.).Мышление человека — не чисто его природное свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием практики.Выделяют два основных уровня мышления — разум и рассудок. РАССУДОК — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка — расчленение и исчисление.Мышление в целом невозможно без рассудка. Он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок — это обыденное, повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом. Логика рассудка — формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание.РАЗУМ (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума — объединение многообразного, вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений.Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума.ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) — способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др., на которых остановимся на следующей лекции.
ПОНЯТИЕ — форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Наиболее общие понятия — это философские категории (материя, качество, противоречие и др.). Понятия выражаются в языковой форме — в виде отдельных слов (атом, водород и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы и др.).СУЖДЕНИЕ — форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным (Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел — столица России).УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:Все люди смертны (посылка). Сократ — человек (обосновывающее знание). Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).Важнейшей характеристикой знания является его ДИНАМИКА, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности
26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности
Познание — это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности.
В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действительности абстрактными образами, и, оперируя ими, получает возможность теоретически воспроизводить в сознании порядок реальной действительности.
Таким образом, познание является результатом взаимодействия двух участников познавательного процесса: субъекта и объекта. Субъект познания — это познающее мышление, познающий индивид или группа индивидов, а объект познания — это то (в составе действительности), на что направлено познающее мышление, познавательная деятельность субъекта.
Взаимодействие субъекта и объекта познания характеризуется тем, что объект в процессе познания остается пассивным, а субъект познания проявляет активность:
— обнаруживает объект в опыте своих ощущений;
— получает из ощущений некоторое чувственное знание;
— создает с помощью разума абстрактную модель объекта и формирует его теоретическое объяснение.
Таким образом, процессы познания начинаются с простых форм знания, и переходят к более сложным, постоянно увеличивая полноту и глубину познания действительности.
В качестве наиболее простой формы знания выступает чувственное познание.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — это процесс формирования знания непосредственным опытом чувственных ощущений человека.
Чувственные ощущения — это отражение свойств реальности органами чувств человека. Ощущения, таким образом, есть не только наиболее простые, но и наиболее приблизительные формы знания действительности, поскольку:
1. Ощущения единичны, и в момент познания дают собой представление только об отдельных свойствах познаваемого объекта.
2. Полнота характеристик объекта, его связей и отношений в действительности всегда превосходит познавательные возможности ощущений.
3. Ощущения не являются всеобще необходимой формой знания, они слишком субъективны, поскольку формируются в индивидуальном сознании человека, предварительно возникнув в его индивидуальном теле. Таким образом, они напрямую зависят от физиологических способностей к полноте отражения тех или иных свойств действительности того или иного человека, а также от особенностей его организма.
4. Ощущение существует только при наличии ощущаемого объекта. Образ познаваемого объекта в виде ощущения не может существовать в сознании субъекта без контакта органов чувств субъекта с объектом познания, и, следовательно, ощущение не может участвовать в отвлеченных познавательных операциях мышления.
Таким образом, ощущения — это первая ступень чувственного познания, с которой чувственное познание переходит к следующей своей ступени, к восприятиям.
ВОСПРИЯТИЯ возникают на основе ощущений, но являются более сложной формой чувственного познания. Именно на стадии восприятия начинается интеллектуализация рассудком материала единичных ощущений и формирование из них общего понятийного образа объекта познания.
В этот понятийный образ входят только те свойства объекта, которые непосредственно в момент познания обнаруживаются органами чувств.
Таким образом, восприятие — это обобщенный чувственный образ объекта познания, расширенный мышлением за счет сложения в совокупность всех его ощущений.
Восприятие дает более полное представление об объекте познания, но, всё-таки, не может еще участвовать в сложных операциях мышления, поскольку восприятие недостаточно абстрактно, потому что всегда привязано к какому-либо определенному объекту, который чувственно дан в конкретный момент познания.
Следующей ступенью чувственного познания, которая имеет достаточно абстрактный характер, чтобы стать участником абстрактных логических операций мышления, является представление.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это хранение в памяти и воссоздание в воображении чувственно-наглядного образа действительности без непосредственной чувственной связи с нею.
Представление является одновременно и высшей формой чувственного познания (так как воссоздает образ, представленный в чувственных ощущениях и в его внешней, наглядной структуре), и первым шагом к абстрактному мышлению, поскольку воссоздаваемый представлением образ не относится только к объекту, данному на момент познания, а универсально применим в познавательной деятельности.
Таким образом, чувственное познание приобретает на своей высшей стадии организованный, оформленный характер, порядок действительности в котором воспроизводится только в своих внешних свойствах и в своих поверхностных явлениях.
Для того чтобы действительность была познана во всей глубине её сущности, в закономерностях её развития и в законах её бытия, необходимо рациональное познание, способное к логическим выводам и к теоретическим обобщениям.
Рациональное познание — это система познавательных операций, творческой силой которых является разум. Именно творческая сила разума способна создавать обобщенную, всеобще необходимую и объективную модель действительности в её истинном соответствии реальному миру. Рациональное познание, теоретически воспроизводя в сознании порядок действительности во всей его глубине и сути, дает новое знание, которое невозможно извлечь из чувственного опыта без работы разума.
Но разум не отделим от чувств, и познание, поэтому, есть единый процесс взаимодействия чувственного опыта и рационального мышления.
Познание начинается с чувственного опыта, который не только дает ощущения, но и одновременно сразу же возбуждает активность разума. Сам же разум, оперируя абстрактными умственными понятиями, уподобляет логический порядок создаваемой им модели порядку реальной структуры действительности, данной в чувственном опыте.
Таким образом, чувственное и рациональное познания качественно различны, но находятся в неразрывном единстве, что и определяет их соотнесенность: они являются качественно разными ступенями органически единого познавательного процесса, где чувственное познание извлекает из действительности и формирует содержание сознания, а рациональное познание оформляет это содержание в теоретический образ действительности.
Познания имеет несколько исторически сложившихся форм:
1. Обыденно-практическое познание. Содержит элементарные сведения о человеке и о мире, полученные из осмысления повседневного опыта. Это: природоведческие, сельскохозяйственные, строительные, медицинские, ветеринарные, бытовые, этнографические, ремесленнические, военные и пр. знания и навыки. А также: приметы, поверья, традиции здравого смысла, этикета, обрядов, правил общения, хозяйственных отношений и т. д.
2. Игровое познание. Содержит сведения, получаемые из содержания игр познавательного, исследовательского, экспериментального или делового характера. Это: кибернетические, математические, физические, экологические, экономические, военные, природно-климатические и прочие модели протекания сложных процессов, вариантов их развития и средств воздействия на них со стороны человека.
3. Мифологическое познание. Содержит реальные сведения о действительности, дополненные вымыслом. Это: географические, исторические, событийные, бытовые, прикладные и прочие знания, включенные в концепции и сюжеты мифов, сказок, былин, эзотерических учений, космогонических теорий, народных верований и т. д.
4. Художественно-образное познание. Содержит сведения о действительности, представленные в виде художественных образов искусства. Это: исторические лица, объекты природы, особенности быта, события, элементы вещественной культуры, специфика мировоззрения людей, их нравы, чувства и т. д., в изобразительном искусстве, сценическом искусстве, литературе и т. д.
5. Религиозное познание. Содержит сведения, как о реальной посюсторонней действительности материального бытия человека, так и о предполагаемой потусторонней действительности бытия богов и других нематериальных сущностей. Это: вся совокупность реальных сведений о действительности, понимаемая в качестве результата проявленных причин разумной и целенаправленной деятельности мира истинного, потустороннего, обиталища Бога (многих богов) и других духовных созданий.
6. Философское познание. Содержит сведения о мире как о целом во всей совокупности характеристик его бытия. Это: различные философские концепции и течения, дающие свои теоретические объяснения действительности.
7. Научное познание. Содержит сведения о мире в виде теоретической идеализации его статистически закономерно протекающих процессов. Это: эмпирические данные опытов, наблюдений, экспериментов над объектами природы и их теоретическое осмысление, анализ социальных процессов и т. д., с точки зрения проявления различного рода закономерностей.
АБСТРАКТНОЕ — идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.
АКТИВНОСТЬ — способность действовать.
ВОСПРИЯТИЕ — обобщенный чувственный образ объекта познания, расширенный мышлением за счет сложения в совокупность всех его ощущений.
МЫШЛЕНИЕ — способность разума формировать мысли.
ОБЪЕКТ — то, что познается.
ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств реальности органами чувств человека.
ПАССИВНОСТЬ — неспособность к действию.
ПОЗНАНИЕ — процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — хранение в памяти и воссоздание в воображении чувственно-наглядного образа действительности без непосредственной чувственной связи с нею.
РАЗУМ — способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его творческому синтезу в различные системы знаний о действительности.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ — система познавательных операций, творческой силой которых является разум.
СУБЪЕКТ — тот, кто познает.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — процесс формирования знания непосредственным опытом чувственных ощущений человека.
Читайте также
1. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
1. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых
XII. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
XII. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Два подхода к вопросу о познаваемости мира.2. Гносеологическое отношение в системе «субъект-объект», его основания.3. Активная роль субъекта познания.4. Логические и
Ни субъект, ни объект
Ни субъект, ни объект Масса парадоксальна – она выступает одновременно и объектом симуляции (поскольку существует только в пункте схождения всех волн информационного воздействия, которые ее описывают), и ее субъектом, способным на гиперсимуляцию: все модели она
28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы
28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — это непосредственное чувственное исследование реально существующих и
35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности
35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности Материальное производство — это процесс создания материального продукта для удовлетворения потребностей общества.Таким образом,
Глава II. Противоречия монистической мысли.Теоретическая мысль и чувственный опыт
Глава II. Противоречия монистической мысли.Теоретическая мысль и чувственный опыт Чужды ли философии «тернии» опытного познания? Конечно, нет. Ведь сферу жизненного опыта составляет не только мир конечного устойчивого бытия но и стихия изменчивости, отрицания
1. Субъект и объект познания
1. Субъект и объект познания Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и
Ни субъект, ни объект
Ни субъект, ни объект Масса парадоксальна – она выступает одновременно и объектом симуляции (поскольку существует только в пункте схождения всех волн информационного воздействия, которые её описывают), и её субъектом, способным на гиперсимуляцию: все модели она
46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ Познание — это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.Познание делит мир на две части:— на объект (в переводе с латинского — противопоставлять
Субъект и объект
Субъект и объект Допустим, мы приняли тот факт, что полезность или «вредность» продукта зависит от множества условий. Упрощает это ситуацию? По-видимому, нет. Ибо учесть все эти условия не всегда возможно. Если на приготовление и употребление продукта мы еще можем
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ Теперь необходимо приступить к обсуждению авидьи. Шанкара в введении к своему комментарию делает несколько важных замечаний об этом[92]. «Так как известно, – говорит он, – что объект и субъект, входящие в понятия мы и вы (или, как сказали бы мы, я и не-я), по
5. Субъект и объект познания
5. Субъект и объект познания Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он, по словам И.А. Ильина, обязан всегда
10. Мышление: его сущность и основные формы
10. Мышление: его сущность и основные формы Что такое мышление? Человек всегда о чем-то думает, даже тогда, когда ему кажется, что он ни о чем не думает. Бездумное состояние, как утверждают психологи, есть состояние в сущности своей максимально расслабленного, но все же
Влияние эзотерического мироощущения на рациональное мышление и искусство
Влияние эзотерического мироощущения на рациональное мышление и искусство Если взглянуть на эзотерические представления со стороны, не обладая эзотерическим опытом, это сплошные заблуждения, суеверия, если не бред больного сознания. В этом убеждаешься, читая, например,
Источник