- §1.Эксперимент, чувственный и рациональный опыт
- Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
- Что такое чувственное познание?
- Стадии чувственного познания
- Особенности чувственного познания
- Формы чувственного познания
- Виды чувственного познания
- Значение чувственного познания
- Связь рационального и чувственного познания
- Выводы
§1.Эксперимент, чувственный и рациональный опыт
Опыт это способ познания действительности в форме практического освоения. В свою очередь чувственный опыт это познание на основании ощущений, а рациональный опыт является познанием в ходе практического освоения разумом. В широком смысловом значении под опытом понимают совокупность знаний, навыков и умений индивида или группы, например, культурный опыт народа или совокупность знаний научной дисциплины. Но это несколько далеко от точного отражения самого понятия опыт, которое, прежде всего, обозначает именно познание практикой, апробацией, в ходе которой проверяются те или иные гипотезы. Опыт лежит в основе научного знания, где приобретает завершённый формализованный вид эксперимента, который, в свою очередь может помочь получить сведения о достоверности знания и границах его применимости. Но о понятии знания я озабочусь позже, а прежде чем приступить к понятию эксперимент и всему с ним связанному остановлюсь на важных нюансах опыта.
Существует проблема достоверности опыта как чувственного, так и рационального. Сторонники чувственного опыта выступают с утверждениями, что кроме самих ощущений и чувств нет ничего более достоверного в познании объективной реальности, а следовательно и в знании не содержится ничего кроме этого чувственного опыта, а прочее не является достоверным знанием. Здесь сразу очевидна проблема того, что помимо чувственной реальности, в-первых, существует объективная реальность не отражаемая ощущением – имматериальная, а в-вторых, достоверно известно, что сам чувственный опыт не даёт точных данных о материальной объективной реальности, а является формой интерпретации явлений и процессов первой в ходе актов ощущения и восприятия этих ощущений. Например, наблюдение молнии не даёт сведений для формирования знания о сути явления, а лишь создаёт модель восприятия хоть и основанную на ощущении. Именно поэтому, ощущая молнию, например, зрительно, человечество не сразу узнало суть этого явления, а описывало его весьма произвольно, от происков колдуна до божественной кары и так далее. Знание о сути явления молнии и её электро-магнитной природе получено в ходе связи чувственного опыта и рационального. Причём можно смело и уверенно утверждать, что доля рационального опыта в этом знании больше, если вкратце, то это вся совокупность интеллектуальных моделей, условностей и допущений на которых они построены, языков которыми оно описано и так далее.
Другой пример, ощущая тепло невозможно установить только на сновании чувственного опыта суть явления – определённую скорость движения молекул этого тёплого вещества; для получения достоверного знания необходим рациональный опыт систематизирующий опыт чувственный, где первый называет, идентифицирует, систематизирует, управляет, прилагает, интерпретирует и формулирует второй, то есть чувственный опыт это инструмент подчинённый рациональному опыту. Более того, достоверно известно, что чувственный опыт не всегда способен к отражению опосредованных факторов процесса или явления, даже не смотря на возможность ощущения первых; происходит это в силу разных причин, но не отменяет того, что чувственный опыт ограничен даже в своей органической среде – материальной объективной реальности. Таким образом, отвергать рациональный опыт, зная, что его источник сам разум и провозглашать единственным чувственный опыт являющийся инструментом неверно.
Рассмотрение рационального опыта как теоретических знаний накопленных в ходе познания объективной действительности путём чувственного опыта так же имеет ряд ошибок. Например, сами по себе систематизированные теоретические знания уже являются рациональным опытом по содержанию, большая часть этих теоретических знаний свою достоверность основывает на рациональном опыте, а часть их затруднена или вообще невозможна к проверке чувственным опытом, а также часть теоретических знаний не относятся к систематической или вообще к практической деятельности, что означает их оторванность как от опыта в общем, так и от чувственного опыта в частности. На самом деле контраргументов против рассмотрения рационального опыта как совокупности теоретических знаний накопленных в ходе чувственного опыта множество, но перечисление их будет слишком громоздким, поэтому ограничусь теми, что приведены выше. Главное, что рациональный опыт как часть теоретического знания и теоретических средств не является только продуктом совершенствования и развития чувственно-предметной деятельности, в том числе чувственного опыта.
Другая проблема схожего характера лежит в области эмпирического идеализма, который утверждает, что разум способен получать достоверные знания о любой объективной реальности, в том числе материальной, минуя чувственный опыт с помощью интеллектуальной интуиции, читай особого рационального опыта, которая позволяет познавать истину непосредственно. Однако простые эксперименты показали, что без чувственного опыта – ощущений, разум не способен формировать знания о материальной объективной реальности; что так же косвенно подтверждает его оторванность от материи по причине имматериальности самого разума, но это детали. Концепция познания истины с помощью интеллектуальной интуиции приводит к проблемам познания абсолютной истины, разниц достоверного знания и знания самой абсолютной истины, что является предметами следующих параграфов. Поэтому здесь ограничусь тем, что практически, то есть, как раз опытно возможность познания истины интеллектуальной интуицией не подтверждена, и на сим перейду к наблюдению и эксперименту.
Наблюдение – акт целенаправленного преднамеренного волевого восприятия обусловленного целями и задачами познавательной деятельности. То есть наблюдение не является только чувственным опытом, так как восприятие может быть сугубо рациональным и осуществляться связкой имматериального субъекта и имматериального же объекта, либо частично рациональным, где не всё вовлечённое в восприятие является имматериальным. Также наблюдение не обязательно носит объективный характер, в науке предполагается, что наблюдение стремится к объективности, но также понятно, что это носит ту или иную степень близости к объективности, что, собственно было рассказано ранее в соответствующем этому понятию параграфе. Отсюда наблюдение как восприятие имеет не только разную природу – материальную и имматериальную, причём зачастую одновременно, но и степени объективности, а также различается по видам, например, два основных:
- Отчуждённое наблюдение осуществляется извне условно ограниченной среды объекта восприятия;
- Включённое наблюдение осуществляется изнутри среды объекта восприятия, когда наблюдатель может не только находится в прямом смысловом значении или косвенном внутри какой-либо среды, но и включаться и адаптироваться к ней удовлетворяя целям и задачам восприятия с позиции нормальной для объектов наблюдения и так далее.
Эксперимент (латинское experimentum — проба, опыт) – метод познавательной деятельности, в котором опыт осуществляется в управляемых и контролируемых условиях. Эксперимент может быть как чувственным, так и рациональным опытом, главное чтобы он удовлетворял главным его критериям, указанным в определении. С помощью этого метода возможно изучение явлений и процессов путём изменения условий и наблюдения связи влияния или отсутствия этих условий и их изменений на явления и процессы. Эксперимент, как правило проверяет какую-либо гипотезу и может осуществляться умозрительно, как рациональная проверка созданной модели, так и овеществляться, то есть в ходе такого эксперимента создаются условия для чувственного опыта. Последний, то есть овеществлённый эксперимент, называют эмпирический или эмпирический опыт, хотя зная происхождение понятия (от греческого emperia – чувственный опыт) становится очевидным повторение.
Эмпирический эксперимент – овеществлённый опыт, то есть основанный на чувственном и ощущении. Умозрительный эксперимент или интеллектуальный это модель или гипотеза, проверяемая в условиях создаваемых только разумом, но не обязательно каким-то конкретным, а также объектами эксперимента могут становиться, различные и множественные индивиды как носители разума. Эксперимент один из надёжных научных методов проверки гипотез, который используется практически в каждой дисциплине. Сами эксперименты имеют множество видов и служат разным целям, например, не обязательно проверке гипотезы, а для уточнения ранее подтверждённой, проверка предсказания (по сути, тоже гипотеза) и так далее. В общем и целом, эксперимент это создание самой возможности наблюдения и опыта с необходимыми (условное допущение возможности) исследователю условиями вне стихийных процессов и явлений среды.
В итоге чувственный опыт является практической познавательной деятельностью материальной объективной реальности, а рациональный опыт есть познавательная деятельность разума в той же практической области, то есть первый это практика на основании ощущений, а второй это практика разума, но оба вида позволяют гармонично соединять их в познавательной деятельности, в том числе экспериментальной. Последнее имеет естественный источник происхождения, так как использовалось на протяжении всей истории и не является специальным умением или навыком необходимым к изучению для использования; для улучшения и совершенствования – да, но не для использования в простейшем, грубом виде. А эксперимент это чувственный и рациональный опыт доступный к наблюдению в искусственных управляемых и контролируемых условиях.
Источник
Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.
Что такое чувственное познание?
Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.
Стадии чувственного познания
Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.
- Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
- На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
- Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.
Особенности чувственного познания
Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:
- познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
- этот тип познания часто относят к «пассивному»;
- именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
- указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.
Формы чувственного познания
В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:
- Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
- На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
- На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.
Виды чувственного познания
Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:
- зрительное;
- слуховое;
- тактильное;
- вкусовое;
- посредством обоняния;
- с помощью вестибулярного аппарата.
Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.
Значение чувственного познания
Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.
Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.
Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.
Связь рационального и чувственного познания
Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.
Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.
По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.
Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.
Выводы
В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.
Источник