Чувственный образ целостной картины предмета процесса явления непосредственно

Чувственный образ целостной картины предмета процесса явления непосредственно

Установите соответствие между определением (обозначено буквами) и формой познания (обозначено цифрами).

Определение Форма познания
А) чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании 1) ощущение
Б) чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств 2) понятие
В) отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств 3) представление
Г) мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления 4) умозаключение
Д) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения 5) восприятие

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, следовательно, ему соответствует свойство В.

Понятие — это форма мысли, которая отражает предметы в их существенных и общих признаках, следовательно, ему соответствует признак Г.

Представление — процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения, следовательно, ему соответствует признак А.

Умозаключение — это форма мышления, в которой из двух суждений, называемых посылками, вытекает третье – вывод, следовательно, ему соответствует признак Д.

Восприятие — это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей, следовательно, ему соответствует признак Б.

Ответ: 35124
2 1 6 7 8 5 0

Источник

Виды знаний

Познание

— процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Знание — продукт познания.

Процесс познания

  • Субъект познания — это носитель познавательной активности
    (человек, общество)
  • Объект познания — это всё то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (познаваемый предмет, весь окружающий мир)
  • Условия познания — это материальные средства, используемые в познании (орудия, приборы), информация, социальная среда,условия труда и т. д.

Виды познания

  1. Обыденное
  2. Научное
  3. Религиозное
  4. Мифологическое
  5. Художественное
  6. Социальное
Читайте также:  Смерти нет больше радости если будет больше

Чувственное познание

Осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом)

Формы:

  • Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
  • Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
  • Представление —чувственнонаглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств

Особенности чувственного познания:

  • Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта.
  • Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
  • Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

Рациональное познание

Присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления

Формы:

  • Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
  • Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
  • Умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения:
    Индуктивное — умозаключение от частного к общему;
    Дедуктивное — умозаключение от общего к частному;
    Получаемое по аналогии.

Особенности рационального познания:

  • Опора на результаты чувственного познания.
  • Абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов.
  • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Знание

— результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Источник

Чувственное и рациональное познание.

Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы чувственного познания

• Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
• Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
• Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания
• Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
• Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
• Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Читайте также:  Чувственный рациональный уровни познания их формы

Индуктивное — Дедуктивное — Получаемое

умозаключение от умозаключение от по аналогии. частного к общему. общего к частному.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от л1ат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Источник

Источник

Урок по обществу: Формы и особенности чувственного познания

Глаза, деревья и философия. Как разобраться в одной из сложных тем блока «Человек и общество»?

Продолжаем разбираться с темой «Виды знания»…

Сегодняшняя тема «Формы и особенности чувственного познания».

Выделяют три формы и три особенности чувственного познания:

Формы

1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;

3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти

Понять это также как и многое в обществознании можно через идею развития во времени. Ощущение — самое базовое, самое простое чувственное переживание.

Восприятие — это уже нечто более целостное, образ какой-то вещи или явления во всей его полноте. Представление — примерно то же самое, только в памяти.

Особенности

В чем-же особенности чувственного познания? Их три:

3. воспроизведение внешних свойств и сторон

По сути это названия одного и того же — визуальных, внешних сторон объекта, доступного нашим чувствам. Если взять главный пример из философии. дерево , то чувственно воспринимая дерево Вы будете наблюдать его непосредственно, т.е. без помощи чего-либо. Нет ни микроскопа, ни биохимических исследований состава древесины — между Вами и деревом ничего нет. Отсюда — наглядность и своеобразная простота этого вида познания. Отсюда же и воспроизведение только внешних сторон, поскольку для чего-то большего нужны понятия, рациональные способы познания, эксперимент и т.д. То есть некое вторжение в объект. Для чувственного познания это нехарактерно.

Подробные уроки, бесплатные занятия, и многое другое в группу школы «Обществовед»

Источник

Читайте также:  Игрушки снимающие стресс для ребенка

Чувственный образ целостной картины предмета процесса явления непосредственно

Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета

Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

B) фиксация существенных свойств предмета

Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств

Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся

2) логическое

ОПЕРАЦИИ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный)

2. Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый)

3. Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)

2. логическое или рациональное

Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы логического познания:

1. Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул — мебель; классификация)

2. Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха — насекомое.Соловей — не насекомое.)

3. Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).

Источник

Оцените статью