Чувственный образ отображающий отдельные единичные свойства предмета

Чувственный образ отображающий отдельные единичные свойства предмета

Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов — да, верно.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения — да, верно.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом — да, верно.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения — нет, неверно.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления — нет, неверно.

Источник

Чувственный образ отображающий отдельные единичные свойства предмета

Установите соответствие между определением (обозначено буквами) и формой познания (обозначено цифрами).

Определение Форма познания
А) чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании 1) ощущение
Б) чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств 2) понятие
В) отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств 3) представление
Г) мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления 4) умозаключение
Д) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения 5) восприятие
Читайте также:  Таблетки чтоб не чувствовать боль когда расстались

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, следовательно, ему соответствует свойство В.

Понятие — это форма мысли, которая отражает предметы в их существенных и общих признаках, следовательно, ему соответствует признак Г.

Представление — процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения, следовательно, ему соответствует признак А.

Умозаключение — это форма мышления, в которой из двух суждений, называемых посылками, вытекает третье – вывод, следовательно, ему соответствует признак Д.

Восприятие — это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей, следовательно, ему соответствует признак Б.

Ответ: 35124
2 1 6 7 9 8 4

Источник

9. Чувственное и рациональное в познании. Познание как отражение и как конструирование действительности.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

10. Истина как цель познания. Основные концепции истины.

Основным вопросов философского направления в философии гносеологии является вопрос об истине. На первый взгляд этот вопрос прост. Согласно суждениям Аристотеля истина – это соответствие мысли его предмету, то есть знание, в котором содержится верное суждение о конкретном предмете познания. Но такое соответствие можно понимать по-разному. Так, для Платона истина состоит в соответствии знаний вечным и неизменным идеям. А знания о материальном мире не могут быть истинными, поскольку этот мир постоянно изменяется и то, что считалось истиной ранее, в дальнейшем оказывается заблуждением. Известна истина, что Волга впадает в Каспийское море. Пройдут миллионы лет, и географическое положение изменится, и это суждение уже не будет считаться истиной. Но даже в настоящее время оно истиной не является, поскольку на месте слияния Волги и Камы название дается более полноводной реки, а это Кама. Поэтому правильнее было бы полагать, что Кама впадает в Каспийское море.

Читайте также:  Психические процессы эмоциональные пример

Истина — соответствие наших знаний действительности. Истина объективна по своему содержанию и источнику. Объективная истина — такое содержание наших знаний — кот. не зависит от человека. Объективная истина выступает как диалектический процесс взаимод. абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина — это цель, к кот. стремится познание. Она не достижима. Но нет пределов все более полного овладения ею.

Относительная истина — такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой относительной истине содержится момент истины абсолютной.

Конкретность истины — свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом которых они сформулированы. Поэтому нет абстрактной истины, истина всегда конкретна.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.

Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.

Источник

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05

44отв.Познание , его возможности и средства . Чувственное и рациональное познание .

;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Чувственное познание ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Ощущение ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>- ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Восприятие ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>- ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Представление — ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

;font-family:’Arial’;color:#000000″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Рациональное познание

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Понятие ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие « человек » не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Суждение — ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Умозаключение ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

;font-family:’Arial’;color:#000000″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Основные направления в теории познания

В ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>теории познания ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Читайте также:  Как узнать кто ты по типу темперамента

;font-family:’Arial’;color:#008080″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Сенсуализм

;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Сенсуалисты ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> полагают, что новое знание можно получить только на основе ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> чувств , а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

;font-family:’Arial’;color:#008080″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Рационализм

;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Рационалисты ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>оптимистической. ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> В теории познания выработана также ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>пессимистическая ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> позиция, согласно которой мир непознаваем.

;font-family:’Arial’;color:#008080″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Скептицизм

;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Скептицизм ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:

  • Все. что видишь ты. — видимость только одна,
  • Только форма — а суть никому не видна.
  • Смысл этих картинок понять не пытайся —
  • Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.

Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:

  • чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
  • чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
  • нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.

;font-family:’Arial’;color:#008080″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Агностицизм

В ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>агностицизме ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> философия И. Канта , согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

Что же считается первичным в процессе ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> научного познания ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

Узнать стоимость написания работы —>

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Источник

Оцените статью