- Чувственный образ отдельных свойств вещей явлений
- Чувственный образ отдельных свойств вещей явлений
- Будь умным!
- ;font-family:’Arial’;color:#000000″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Рациональное познание
- ;font-family:’Arial’;color:#000000″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Основные направления в теории познания
- Чувственный образ отдельных свойств вещей явлений
Чувственный образ отдельных свойств вещей явлений
Установите соответствие между определением (обозначено буквами) и формой познания (обозначено цифрами).
Определение | Форма познания |
А) чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании | 1) ощущение |
Б) чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств | 2) понятие |
В) отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств | 3) представление |
Г) мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления | 4) умозаключение |
Д) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения | 5) восприятие |
Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, следовательно, ему соответствует свойство В.
Понятие — это форма мысли, которая отражает предметы в их существенных и общих признаках, следовательно, ему соответствует признак Г.
Представление — процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения, следовательно, ему соответствует признак А.
Умозаключение — это форма мышления, в которой из двух суждений, называемых посылками, вытекает третье – вывод, следовательно, ему соответствует признак Д.
Восприятие — это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей, следовательно, ему соответствует признак Б.
Ответ: 35124
2 1 6 7 8 5 0
Источник
Чувственный образ отдельных свойств вещей явлений
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ | ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания:
1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный)
2. Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый)
3. Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)
2. логическое или рациональное
Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
Формы логического познания:
1. Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул — мебель; классификация)
2. Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха — насекомое.Соловей — не насекомое.)
3. Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).
Источник
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05
44отв.Познание , его возможности и средства . Чувственное и рациональное познание .
;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Чувственное познание ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
К формам чувственного познания относят:
;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Ощущение ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>- ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;
;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Восприятие ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>- ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;
;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Представление — ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.
Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.
;font-family:’Arial’;color:#000000″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Рациональное познание
Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.
К формам рационального познания относят:
;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Понятие ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие « человек » не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);
;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Суждение — ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;
;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Умозаключение ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> рассуждение, в ходе которого из одних суждений посылок выводится другое, заключительное суждение вывод.
;font-family:’Arial’;color:#000000″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Основные направления в теории познания
В ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>теории познания ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании чувствам или разуму.
;font-family:’Arial’;color:#008080″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Сенсуализм
;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Сенсуалисты ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> полагают, что новое знание можно получить только на основе ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> чувств , а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.
;font-family:’Arial’;color:#008080″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Рационализм
;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Рационалисты ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.
Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.
И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>оптимистической. ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> В теории познания выработана также ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>пессимистическая ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> позиция, согласно которой мир непознаваем.
;font-family:’Arial’;color:#008080″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Скептицизм
;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>Скептицизм ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:
- Все. что видишь ты. видимость только одна,
- Только форма а суть никому не видна.
- Смысл этих картинок понять не пытайся —
- Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.
Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:
- чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
- чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
- нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.
;font-family:’Arial’;color:#008080″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Агностицизм
В ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>агностицизме ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> (от греч. agnostos непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> философия И. Канта , согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.
Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.
Что же считается первичным в процессе ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> научного познания ;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»-none-» lang=»-none-«> чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.
Узнать стоимость написания работы —>
Источник
Чувственный образ отдельных свойств вещей явлений
Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений.
2) Ощущение — одна из форм чувственного познания.
3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации.
5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного познания.
Чувственное познание — через органы чувств. Формы: ощущение (отражение отдельных признаков предметов через органы чувств), восприятие (дается целостный образ предмета через все органы чувств), представление (чувственный образ предмета по памяти).
1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений — да, верно.
2) Ощущение — одна из форм чувственного познания — да, верно.
3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств — да, верно.
4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации — нет, неверно.
5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного — нет, неверно.
Источник