Чувственный образ объекта возникающий по памяти

Чувственный образ объекта возникающий по памяти

Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета

Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

B) фиксация существенных свойств предмета

Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств

Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся

2) логическое

ОПЕРАЦИИ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный)

2. Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый)

3. Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)

2. логическое или рациональное

Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы логического познания:

1. Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул — мебель; классификация)

2. Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха — насекомое.Соловей — не насекомое.)

3. Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).

Источник

Чувственный образ объекта возникающий по памяти

Установите соответствие между определением (обозначено буквами) и формой познания (обозначено цифрами).

Определение Форма познания
А) чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании 1) ощущение
Б) чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств 2) понятие
В) отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств 3) представление
Г) мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления 4) умозаключение
Д) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения 5) восприятие

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, следовательно, ему соответствует свойство В.

Понятие — это форма мысли, которая отражает предметы в их существенных и общих признаках, следовательно, ему соответствует признак Г.

Представление — процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения, следовательно, ему соответствует признак А.

Умозаключение — это форма мышления, в которой из двух суждений, называемых посылками, вытекает третье – вывод, следовательно, ему соответствует признак Д.

Восприятие — это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей, следовательно, ему соответствует признак Б.

Ответ: 35124
2 1 6 7 8 5 0

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Ильин Виктор Владимирович

Книга «Философия в схемах и комментариях»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

4.2. Чувственное познание

Материальные объекты со стороны их явления отражаются в ощущениях, восприятиях и представлениях. С помощью органов чувств организм отражает свойства материальных объектов, изменения в окружающей среде, регулирует свои реакции на эти изменения. Человек, лишенный органов чувств, вообще не мог бы познавать, более того, он вообще не мог бы существовать. Каждый орган чувств биологически приспособлен для реагирования на определенные внешние воздействия.

Исходная форма чувственного познания – ощущение. Ощущение – это отражение отдельного свойства объекта, результат воздействия объекта на тот или иной орган чувств. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и другие ощущения. Биологическая природа человеческих органов чувств, их число и соответственно число различных опущений сформировалась в ходе эволюции наших предков. В результате этой эволюции не все объекты с их свойствами находятся в сфере возможностей наших органов чувств (например, мы не ощущаем магнитное поле Земли). Но отсюда не следует, что существуют в принципе непознаваемые объекты. Если тот или иной объект по своей природе таков, то наши органы чувств не приспособлены к его чувственному познанию, то и принципе имеется возможность найти другой объект, действие на которого первого объекта проявляется ощутимым образом. С помощью таких объектов («приборов») неограниченно расширяются возможности чувственного познания явлений.

Вторая форма чувственного познания – восприятие. Восприятие – это целостный образ объекта. Этот образ формируется на основе синтеза отдельных ощущений. Психологи выделяют ряд признаков восприятия: целостность (объект отражается как единое целое), избирательность (объект выделяется из ряда других), константность (относительная устойчивость образа), апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния человека), осмысленность (воздействие на восприятие предыдущих знаний).

Третья, высшая форма чувственного познания – представление. Под представлением понимается наглядный образ объекта, возникающий без непосредственного контакта организма с объектом. Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта. Представление, с одной стороны, являясь синтезом чувственных предыдущих образов, богаче их по содержанию. Но с другой стороны, в представлении происходит отвлечение, абстрагирование от некоторых конкретных аспектов отображаемых объектов.

Чувственные образы являются результатом воздействия материальных объектов на наши органы чувств. Энергия внешнего раздражителя порождает в нервной системе физиологический процесс, результатом чего является чувственный, наглядный образ. Как происходит процесс превращения энергии и структуры внешнего раздражителя в факт сознания – еще не изучено во всех деталях. Этого мало. Здесь нужно отметить, что чувственные образы – не просто результат воздействия объекта на органы чувств. В процессе отражения органы чувств активны. Это выражается в ощупывающем движении рук, в движении глаз, прослеживающих видимый контур предмета, в процессе вслушивания и т. д. Чувственный образ не возникнет без активности органов чувств: неподвижный глаз слеп, неподвижная рука не осязает.

Чувственное познание является первичным источником, непосредственной связью организма с внешним миром. Что касается мышления, логических образов, понятий, то они относятся к весеннему миру опосредованно. Для своего формирования они нуждаются в общем случае в чувственных обрядах.

Чувственные образы, отображающие материальные объекты, являются не знаками, сигналами, символами объектов, а их копиями.

Воздействие объекта на орган чувств порождает образ этого объект. Именно потому, что чувственные образы являются не знаками, а отображениями, копиями объектов, человек приспосабливается к окружающей среде.

Чувственные образы имеют и объективную и субъективную стороны. Как копии объектов они объективны по своему содержанию. Субъективность их заключается в том, что они существуют в сознании субъекта, зависят от состояния органов чувств и всей физической организации человека, от условия восприятия.

Чувственное познание имеет свои границы. Выход за них осуществляется с помощью мышления.

Мышление, логическое познание – опосредованное отражение. Оно опосредовано, во-первых, чувственным познанием. Мышление возникает на базе чувственного познания, чувственных образов. Во-вторых, оно опосредовано языком; как уже говорилось, мышление необходимо связано с языком.

В-третьих, логическое познание, мышление опосредовано в том смысле, что тот или иной логический образ формируется на основе других логических образов. В общем, можно сказать, что процесс познания идет от чувственных образов к логическим.

Мышление – не только опосредованное, но и обобщающее познание.

В мышлении отражается не только единичное, но и общее. Отражение общего – важная черта человеческого мышления. Обобщение способствует движению познания к сущности.

Формы мышления, логического познания – понятие, суждение и умозаключение. Исходной ячейкой мышления является понятие. Понятие – логический образ, отражающий общие, существенные моменты явлений. В формировании понятий используются познавательные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Познание любого явления начинается с того, что мы отличаем его от других явлений и устанавливаем сходство с родственными явлениями. Сравнение – это установление сходства и различия между явлениями. Анализ – логический прием, при котором изучаемое явление мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности. Анализ неразрывно связан с синтезом. Если анализ фиксирует то специфическое, что отличает части друг от друга, то в синтезе осуществляется мысленное соединение частей явления, расчлененного в процессе анализа, установление взаимосвязи частей и познания явления как целого. Абстрагирование – процесс мысленного выделения некоторого признака явления и отвлечения его от других признаков. Наконец, обобщение – фиксация общих признаков некоторого класса явлений. Интересно, что путь к отысканию общего намечен в синтезе, когда выявляется то, существенно общее, что связывает части в единое целое. Финалом этих логических операций являются понятия. Понятия связаны с материальной языковой оболочкой, словом.

В каждом понятии имеется содержание и объем. Содержание понятия – совокупность признаков, отражающих общие свойства некоторого класса явлений, объем понятия – это то множество явлений, к которому относится данное понятие. Например, в содержание понятия «нация» входят признаки: общий язык, территория, общность культуры, экономической жизни у определенной группы людей, а объем этого понятия – множество наций на Земле.

Содержание понятия выявляется с помощью определения понятия (дефиниции), когда указываются признаки понятия, а объем – либо простым перечислением членов множества, к которому относится это понятие, либо с помощью деления понятия (классификации).

В процессе мышления понятия связаны друг с другом. Вторая форма логического познания, мышления – суждение. В суждении на основе связи понятий что-то утверждается или отрицается о некоторых объектах мысли. Элементарное суждение состоит из субъекта, предиката и связки (где субъект и предикат – понятия). Например, в суждении «исламисты-фундаменталисты – агрессоры» связаны понятия об исламистах и агрессорах. Существуют различные разновидности суждений: утвердительные и отрицательные, частные и общие, условные и разделительные и т. д. Суждения выражаются в языке в предложениях.

Источник

Познавательные психические процессы

3.3. Восприятие

В отличие от ощущения, выделяющего раздражитель из среды посредством биохимических и психофизических реакций, восприятие является психическим процессом более высокого уровня и связывает, синтезирует различные ощущения.

Восприятие (от лат. perceptio, percipio; англ. perception ) – это:

  • организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации в целях представления и понимания окружения;
  • субъективный образ объекта, сформированный через совокупность ощущений, воздействующих на анализатор / систему анализаторов (перцептивный образ или образ восприятия);
  • процесс формирования перцептивного образа (перцептивный процесс).

Перцептивная система (англ. perceptual system ) – система, состоящая из одного или более анализаторов (сенсорных систем), обеспечивающих акт восприятия.

Восприятие – система перцептивных действий. Перцептивные действия (англ. perceptual actions ) – структурные единицы перцептивного процесса: обнаружение объекта восприятия, выделение его информационных признаков, идентификация , категоризация.

Рассмотрим различные классификации видов восприятия:

1) По модальности (видам анализаторов).

Перцептивный образ формируется на основе ощущений разных модальностей (с участием нескольких анализаторов). По ведущему в данном акте восприятия анализатору различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное восприятие.

2) По характеру активности (степени волевого контроля) выделяют непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное ( произвольное ) восприятие.

3) По степени организованности различают организованное и неорганизованное восприятие.

4) По характеру и продолжительности выделяют следующие виды восприятия:

  • симультанное (от лат. simul – вместе) – единомоментное, обобщенное, целостное восприятие перцептивного образа;
  • сукцессивное (от англ. successive – последовательный) – последовательное, развернутое во времени восприятие, обусловленное необходимостью проведения детального сенсорного анализа поступающей информации.

5) По формам существования материи различают:

  • восприятие пространства (расстояние до предметов, их форма, величина, объем и др.);
  • восприятие времени (продолжительность, темп событий);
  • восприятие движения (форма, характер, направление, скорость, ускорение, амплитуда, продолжительность движения).
  • предметность – способность выделять конкретные предметы, относящиеся к определенным классам;
  • целостность – перцептивный образ содержит множество характеристик объекта, включая и те характеристики, которые не воспринимаются в данный момент;
  • структурность – перцептивный образ представляет сформированную в течение некоторого времени обобщенную структуру, абстрагированную из ощущений;
  • осмысленность (категориальность) – в процессе восприятия путем анализа, синтеза, сравнения, обобщения поступающей сенсорной информации осуществляется категоризация объектов восприятия (отнесение к определенной группе, классу, категории предметов);
  • обобщенность – восприятие представляет процесс совместного отражения единичного и общего;
  • избирательность – способность воспринимать предметы, представляющие наибольший интерес, основа – интересы, установки и потребности личности;
  • константность – способность воспринимать объект при изменении условий его восприятия в относительно широком диапазоне;
  • апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта человека;
  • иллюзии восприятия – искаженное отражение реальности; может происходить в разных модальностях.

В зависимости от индивидуальных особенностей человека, восприятие может относиться к синтетическому / аналитическому, объяснительному / описательному, объективному / субъективному типам.

3.4. Представление

Представление (англ. representation, mental representation)– это

  • процесс репрезентации образов восприятия, т.е. когнитивный процесс отражения объектов, которые в данный момент времени не воспринимаются органами чувств, а воссоздаются на основе предшествующего опыта (результатов ощущений и восприятий);
  • чувственный образ объекта, полученный в данном процессе.

Представления следует отличать от персеверирующих образов и первичных образов памяти. Персеверирующие образы – непроизвольные образы, всплывающие в сознании после длительного восприятия объекта, оказавшего сильное эмоциональное воздействие.

Первичные образы памяти – образы, непосредственно следующие за восприятием объекта, которые удерживаются в памяти в течение короткого промежутка времени.

По сравнению с образами восприятия, представления воссоздают объект с меньшей точностью, могут содержать искажения. Представления отличаются меньшей яркостью, мысленные образы бледнее и фрагментарнее, часть сторон или черт объекта отсутствует.

Рассмотрим подходы к классификации представлений.

1. По видам ведущего анализатора.

По видам ощущений и восприятия, составляющего перцептивный опыт человека, который является основой представлений, выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные, кинестетические, органические представления.

2. По степени обобщенности выделяют единичные, общие и схематизированные представления.

Единичные представления связаны с восприятием отдельного объекта, часто сопровождаются эмоциями и являются основой узнавания.

Общие представления обобщенно отражают группу сходных объектов, формируются при участии речи.

Схематизированные представления объектов – представления в виде схем, графиков, карт, диаграмм и т. д.

В отличие от представлений, восприятия всегда являются единичными.

3. По происхождению выделяют представления, которые формируются на основе ощущений, восприятия, мышления, воображения.

4. По степени проявления волевых усилий выделяют представления:

  • непроизвольные, возникающие спонтанно;
  • произвольные, возникающие под воздействием воли, в интересах поставленной цели; они контролируются сознанием и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
  1. представления памяти – возникают на основе прошлого опыта непосредственного восприятия какого-либо объекта;
  2. представления воображения – возникают без опоры на опыт непосредственного восприятия.

Основные характеристики представлений:

  • наглядность – представления являются чувственно-наглядными образами действительности;
  • фрагментарность – представления не полностью отражают признаки и характеристики реальных образов;
  • неустойчивость,непостоянство – фокусируясь на различных деталях воспроизводимого образа, представления изменяются;
  • обобщенность – возникший в сознании образ объекта носит обобщенный характер.

Функции представлений в психической регуляции поведения:

  • сигнальная – представление содержит информацию об объекте, ранее воздействовавшем на органы чувств, которая преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением;
  • регулирующая – представление об объекте, ранее воздействовавшем на органы чувств, позволяет отобрать нужную информацию для решения поставленной задачи оптимальным образом с учетом реальных условий предстоящей деятельности;
  • настроечная – представления осуществляют ориентацию деятельности в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Важная познавательная роль представлений заключается в том, что они являются переходной ступенью от чувственно-наглядного восприятия к абстрактно-логическому мышлению. Представления отличаются от абстрактных понятий наглядностью и отсутствием внутренних закономерных связей и отношений, скрытых от непосредственного восприятия. Произвольное оперирование представлениями в памяти, воображении и мышлении, а также их дальнейшая переработка в абстрактные понятия, осуществляется посредством языка.

Источник

Читайте также:  Психические процессы чувства свойства
Оцените статью