Чувственные эстетического восприятия искусства

Что такое эстетика

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эстетика, эстетично, эстетический – эти слова мы постоянно используем в своей речи, подразумевая гармонию и красоту.

Никто и не задумывается, что эстетика — это, в первую очередь, раздел философии, а не красивая улыбка, сделанная в стоматологическом кабинете, или модные губы уточкой, сотворенные в клинике эстетической хирургии.

Вы будете смеяться, но вот определение эстетики из краткого словаря философских терминов:

«ЭСТЕТИКА – это философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей».

Вот тебе и зубы, губы и носы. За что я люблю философию, так это за дебри слов, в которых можно заблудиться и почувствовать себя немного неандертальцем в набедренной повязке. Чтение философских словарей очень отрезвляет, когда начинаешь думать, что ты самый умный. Советую.

Если серьезно, то мы не напрасно связываем эстетику с гармонией и красотой, так как это две ее важные составляющие.

Давайте все же попробуем копнуть немного глубже и открыть для себя понятие эстетики с философской позиции, но чуть менее витиевато, чем в приведенном выше примере.

  1. Подходы к определению эстетики.
  2. Категории эстетики. Красота как главная категория.
  3. Искусство как предмет изучения эстетики.

Эстетика — это наука о красоте

Самое короткое и понятное определение эстетики можно сформулировать так:

Эстетика – это наука о красоте в жизни и в искусстве.

Это тот скелет, на который нанизываются уточнения и дополнения.

Сам термин Ästhetik придумал в 1735 году немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714 – 1762 гг.), взяв за основу слово древнегреческого языка αίσθητικός, что дословно означает чувственный, воспринимаемый чувствами. Баумгартен дал первое определение:

Эстетика – это наука о чувственном познании, которое постигает и создает прекрасное. Чувственное познание выражается в искусстве.

Чувственность для Баумгартена — это эмоции, ощущения, память, интуиция, воображение (что это такое?), остроумие — все, что можно отнести к области чувств, а не разума. Он первым выделил эстетику в самостоятельную дисциплину философии и наметил ее проблематику.

Почему эстетика считается частью философии? Дело в том, что главный ее вопрос «Что такое красота?» находится в одном ряду с важнейшими вопросами философии о месте человека в этом мире, о существовании Бога, о добре и зле, жизни и смерти, об абсолютности истины и первичности сознания или материи.

В XVIII веке, в разгар эпохи Просвещения бурно развивались науки, покидая тихую гавань философии. Любители мудрости того времени переосмыслили триаду основных философских направлений «логика-физика-этика», доставшуюся еще со времен стоиков.

Теперь в противовес научному мировоззрению необходимо было выделить эстетическое, чувственный мир искусства.

Так и появилась эстетика – наука о прекрасном. Если уж мы решили упрощать, то новая триада будет такой:

«Эстетика есть форма осознания этики».
Фазиль Искандер, советский писатель

Конечно, философия с тех пор сильно расширила горизонты, обозначив целый ряд самостоятельных дисциплин в своем составе. Современное определение эстетики, вобравшее в себя опыт мыслителей, можно сформулировать следующим образом:

Эстетика – это дисциплина философии, предметами изучения которой выступают:

  1. чувственное, эстетическое восприятие мира человеком;
  2. искусство как высшая форма эстетической деятельности человека.

» alt=»»>

«Эстетика для художника то же самое, что орнитология для птиц».
Барнетт Ньюмен, американский художник, философ, публицист

Категории эстетики

Категории в философии – это максимально общие понятия, в которых выражены самые важные отношения.

Основными категориями эстетики называют следующие понятия:

  1. прекрасное – безобразное;
  2. возвышенное – низменное;
  3. комическое – трагическое – драматическое.

Конечно, главная категория – красота, прекрасное. Понимание этой эстетической категории трансформировалось в разные эпохи. Идеалы красоты очень различаются не только во временном отношении, но и в географическом и даже в национальном.

Предельно схематично проследить, как менялось восприятие красоты за последние 2,5 тысячи лет, можно в таблице.

Красота
Античность Неотъемлемое объективное свойство действительности.
Средние века Божественная природа красоты.
Чувственная, материальная красота греховна.
Эпоха Возрождения Красота самой природы.
Искусство – зеркало природы.
Классицизм (что это?) Прекрасное равно изящному.
Красота формальна и целесообразна.
Новое время Прекрасное – это чувственное выражение идеи, природная красота второстепенна, наиболее полно идея прекрасного выражена в искусстве.
Новейшее время Только человек через призму своего восприятия вносит красоту в природу.

«Красота в природе – это прекрасная вещь,
а красота в искусстве – это прекрасное представление о вещи».
Иммануил Кант, немецкий философ

Категории в эстетике тесно взаимосвязаны, часто одна прямо соотносится с другой – на фоне комического выделяется трагическое, на фоне низменного – возвышенное.

Искусство как предмет изучения эстетики

Эстетику часто называют философией искусства.

Искусство – это художественное творчество в целом, сюда включены и литература, и живопись, и музыка и все остальные художественно-образные формы познания мира. Дело в том, что искусство – это своеобразный концентрат, в котором наиболее ярко выражены законы чувственного восприятия действительности, поэтому оно и становится объектом изучения эстетики.

Вплоть до ХХ века все эстетические теории строились на базе искусства, и только новейшее время внесло в этот процесс свои коррективы. Проявления эстетики очевидны и в трудовой деятельности, и в быту человека.

Природа искусства, как и природа прекрасного, по-разному понималась в разные эпохи. В общем-то, вопрос открыт и по сей день, так как это явление не поддается рациональному анализу.

Заканчивая наш краткий обзор, остановимся на нескольких важных проблемах эстетики.

  1. Эстетическое восприятие – это не менее важная деятельность человека, чем само художественное творчество. Это умение воспринимать действительность и искусство с точки зрения их эстетической ценности. Эстетическое восприятие зависит от разных факторов, включая опыт, вкус, этические нормы и проч.
  2. Эстетический вкус. О вкусах, конечно, не спорят, но как сказал английский писатель Гилберт Честертон: «О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются».

Вкус — это способность в принципе воспринимать и оценивать эстетические явления, различать прекрасное и безобразное, высокое и низменное, комическое и трагическое. Свой эстетический вкус можно развивать, но и движение в обратную сторону, к несчастью, открыто.

  • Эстетическое воспитание. Его цель как раз научить понимать и ценить прекрасное, развивать эстетический вкус.
  • Читайте также:  Настойки для лечения депрессий

    «Вкус – это эстетическая совесть».
    Жан Поль, немецкий писатель

    Краткое резюме

    Эстетическое восприятие мира было свойственно людям еще в глубокой древности. На протяжении своей истории человечество развивало понимание эстетики. Люди искали красоту в природе, стремились создавать рукотворную красоту вокруг себя.

    Думаю, во все эпохи существовало дурновкусие, цветет оно буйным цветом и в современном мире. Очень важно воспитывать в себе чувствительность к прекрасному, развивать эстетический вкус, чтобы не погрязнуть в болоте пошлости и фальшивок.

    Автор статьи: Елена Румянцева

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (8)

    Спасибо за хорошо изложенную информацию!

    Сколько бы нам в детстве не говорили, что красота не главное, на деле это всегда оказывается неправдой и только вводит людей в заблуждение. Всем нравится смотреть на эстетически привлекательные вещи. Потому людей с приятной внешностью часто наделяют чертами, которые им не свойственны.

    Нужно не только искать прекрасное вокруг, но и стараться максимально соответствовать этим стандартам, чтоб добиться успеха в жизни.

    Красота вещь достаточно субъективная, значит и эстетика субъективна. Мы понимаем, что симметрия это вроде как красиво, но не всегда же симметричные лица нам кажутся красивыми.

    Красота — очень растяжимое понятие, которое зависит от вкуса и предпочтений конкретной личности. Это делает критерии эстетики довольно размытыми, особенно в современном мире, где так популяризируется разнообразие и самобытность.

    Значение эстетики и красоты сильно преувеличено. В современном мире важно чтоб вещи и обстановка были полезными и практичными.

    Хороший вкус редко бывает врожденным, его нужно развивать. Потому, плохо, что эстетике уделяется так мало внимания в процессе обучения.

    Эстетика неразрывно связана с гармонией к красотой, это понятие тонкое, ближе к ощущениям, но так или иначе, эстетику можно найти практически во всем!

    Эстетика — это не для простого народа, а скорее для интеллектуалов и бездельников, которые имеют время её осмыслять.

    Источник

    Эстетическое восприятие — это: определение, особенности и сущность

    Эстетическое восприятие – это отражение личностью либо коллективом окружающих объектов, явлений, произведений искусства, которые обладают определенной ценностью. По сути, это создание чувственного образа предмета. Содержание его определяет непосредственно объект восприятия – явления, произведения.

    Процесс

    В ходе эстетического восприятия реальность видится человеку в новых свойствах. Благодаря ему личность раскрывает для себя суть героических поступков, красоты окружающего мира, трагедий. Отдельным содержанием обладают для эстетического восприятия художественные произведения.

    В данном случае человек создает отдельный чувственный образ, впоследствии переходя к размышлениям, учитывает ассоциации для понимания содержания. При этом считается, что восприятие произведений искусства включает объективные данные, субъективные, индивидуальные. Оно способствует тому, что личность становится более богатой. В эстетическом плане. Человек начинает глубже проникать в окружающие реалии, лучше воспринимать объекты действительности.

    Считается, что в ходе эстетического, художественного восприятия у детей развивается творческая активность. Ведь в таком случае субъект становится неким соавтором увиденного, добавляя во все свой собственный взгляд, оценивая происходящее, интерпретируя его.

    Оценка человеком окружающих явлений находится в зависимости от познаний и предыдущего опыта. Эстетическое восприятие искусства доставляет особое удовольствие в зависимости от способностей человека чувствовать его и от глубины и наполненности произведения.

    Как правило, процесс сопровождается именно позитивными эмоциями – субъект удивляется, испытывает радость и наслаждение вне зависимости от того, трактует он трагедию или нечто веселое. Все дело в том, что эстетическое восприятие произведения возможно лишь в случаях, когда речь идет о красивом, прекрасном. По этой причине отвратительные объекты могут наделяться той же ценностью благодаря их отрицанию, а значит, утверждение эстетических ценностей.

    У младшего поколения

    На сегодняшний день имеется тенденция среди родителей заниматься развитием эстетического, художественного восприятия у детей. Если игнорировать данный аспект, эмоциональное развитие ребенка может стать замедленным. Кто-то уделяет внимание исключительно интеллекту подрастающего поколения, в результате подобного воспитания беднеет и страдает личность.

    Немало людей не замечает того, как происходит формирование эстетического восприятия, как ребенок тянется к музыке, рисункам, поэзии либо театру. С ранних лет он способен осознавать, что прекрасно, а что нет. Богатая палитра впечатлений в раннем возрасте откладывает свой отпечаток на способность личности воспринимать впоследствии искусство. Они обогащают спектр доступных ей эмоций, благодаря им закладывается основа эстетического восприятия окружающего мира. Так формируются и нравственные ориентиры.

    По этим причинам введение ребенка в мир прекрасного является важнейшей задачей родителей. Необходимо знакомить его с искусством. Чем раньше взрослые задумаются о том, как развить эстетическое восприятия и предпримут меры, тем богаче окажется внутренний мир чада.

    С чего начинать

    Для начала стоит показать малышу предметы изобразительного искусства, которые он сумеет понять. Как правило, эстетическое восприятие детьми природы, людей, которые близки их опыту, будут понятны малышам. Необходимо учитывать, что одного лишь показа картин будет не хватать. Важно, чтобы смысл раскрывал ребенку взрослый человек, обогащая эстетическое восприятие окружающего мира, природы, культурным опытом и дополнительным смыслом.

    Проще говоря, нужно своими словами объяснять, что творец пытается передать картиной, какими методами он это делал. Стоит поведать о том, какой образ возникает непосредственно у родителя, когда он слушает какую-либо музыку. Необходимо делиться с малышом своими эмоциями. Но подбирать объекты для развития эстетического восприятия нужно с учетом возраста ребенка. Едва ли он разберется в кубизме Пикассо либо осознает, насколько прекрасны вальсы Шопена. Никакой восторг родителя не поможет малышу понять, что в этом прекрасного, пока он не дойдет до определенной стадии взросления.

    Читайте также:  Стресс b комплекс твинлаб

    Эстетическое восприятие окружающего мира немыслимо без оценки человеческого тела. Лучше будет, если чадо начнет восторгаться произведениями искусства, а не рекламными видео. Нужно объяснить ребенку, что внешняя красота отображает внутренний мир человека, его мысли, состояние. Тогда форма эстетического восприятия человеческого тела пойдет в нужное русло. Стоит вложить понимание того, что каждый может быть красивым.

    Лиц дошкольного возраста едва ли имеет смысл водить на выставки либо концерты, а после искренне удивляться их капризам. Формирование эстетического восприятия в этом возрасте находится на слишком ранней стадии для понимания подобных мероприятий и экспозиций, пусть и самых прекрасных.

    Немало совместных переживаний доставит обращение внимания чада на красивые явления в повседневной жизни. К примеру, стоит показывать ему красоту только что распустившегося цветка, брызг солнечных лучей ранним утром и хрустальной росы в них.

    Стоит обращать внимание на то, каков интерьер помещения, в котором проживает человек. Ведь в формировании эстетического восприятия это может иметь решающее значение. Доподлинно известно, что обстановка, которую человек видит в первые же годы жизни, способна закладывать понятие о красивом и некрасивом. Ранний опыт крайне важен. Необходимо добиться того, чтобы ребенок находился в интерьере, оформленном со вкусом.

    Лучше всего показывать ему, как сочетаются цвета в одежде. Необходимо уделять внимание разным видам эстетического восприятия, в частности, касающихся внешнего вида человека. Известно, что дети копируют своих родителей, поэтому в первую очередь стоит позаботиться о хорошем вкусе в своей одежде.

    Сенсорное воспитание чада – также важный момент во взрослении. Кроме того, оно способно утончать эстетическое восприятие. Гармония, прекрасное не терпит людей с чрезмерно грубыми чувствами. Чем тоньше человек различает цвета, музыкальные тона, ароматы, тем скорее он будет испытывать наслаждение от явлений окружающего мира, тем более развитым будет его эстетическое чувство. Если же оно не развивалось в достаточно мере, человек будет склонен искать грубые раздражители, чтобы испытать удовольствие. Ведь это единственное, что будет ему доступно в отсутствие способности различать тонкие тона и штрихи.

    Деятельность

    Важная часть развития эстетического восприятия – это непосредственная деятельность человека. Чем больше он занимается художественной деятельностью, тем тоньше начинает чувствовать мир. Уже после стадии младенчества человек, как правило, тянется к рисованию, музыкальным инструментам.

    Важнейшая задача на этом этапе – своевременно выявить интересы ребенка и предоставить ему условия для реализации его задумок. Ошибкой часто бывает попытка заставить его интересоваться тем, в чем некогда не реализовались сами родители. Интересы каждой личности индивидуальны, и об этом стоит помнить. Даже если ребенок начнет заниматься художественным видом деятельности, выбранным родителем, его всегда будет тянуть к области, которая была ему интересна с рождения. А это гораздо более благодатная почва для будущих успехов.

    Создание среды

    Рекомендуется в детской комнате сформировать развивающую среду. Здесь понадобятся краски, бумага, пластилин, музыкальный инструмент. Материалы должны предоставлять ребенку свободу действий. Лучше сделать так, чтобы они всегда были у него под рукой, находились в удобных и доступных местах. Пусть чадо само пробует материалы так, как захочет. Поначалу дети начинают рвать бумагу, катать карандаши, и не стоит этому мешать.

    Пусть интерес к ним возрастает, и тогда они со временем начинают открывать новые и гораздо более интересные функции окружающих их предметов. Не стоит навязывать ребенку определенные способы взаимодействия с представленными материалами, пусть это будут только игры и свобода действий.

    Для пробуждения в нем духа экспериментатора рекомендуется продемонстрировать, как смешиваются между собой краски и как образуются новые интересные оттенки. Наряду с обычной краской стоит купить и пальчиковую, кусочки губки, которые пропитаны красками.

    Малыши наслаждаются рисованием. Тем более, вплоть до 3-4 лет они не могут удерживать в руках карандаши и кисточки. Бумага может быть самого разного формата и цвета, могут присутствовать и дощечки, иные поверхности.

    Сблизиться детям поможет лист ватмана, разложенный по полу рядом с материалами для рисования. Лучше дополнительно стимулировать фантазию малышей. К примеру, можно показать им неопределенные рисунки, чтобы они додумывали, что на них, заканчивали их сами.

    Подойдут заготовки в виде деревьев, животных, чтобы они самостоятельно разукрашивали их. Весьма хорошим приемом считается использование иллюстраций к сказкам. Интереснее процесс становится, если взрослый придумал историю про кота, нарисовал его, а затем предложил изобразить для него дом и так далее.

    Стоит наполнять жизнь чада множеством впечатлений от новых и прекрасных мест, уникальных природных явлений. В случаях, если эмоций возникает постоянно много, ребенок захочет выражать их через бумагу.

    Рекомендуется включать в подобное воспитание и лепку из пластичных материалов для того, чтобы художественно-эстетическое восприятие детей развивалось по всем направлениям. Готовые фигурки можно разукрашивать, использовать впоследствии в играх. Например, это могут быть фрукты, ягоды для кукол. Часто используется и изготовление аппликаций из листьев, желудей, шишек, кусочков тканей, ваты и так далее.

    Отношение взрослых

    Большую роль в формировании эстетического восприятия сыграет отношение взрослого к продуктам деятельности ребенка. Стоит хвалить его за то, что он старался, показывать искреннее отношение к его трудам. Не рекомендуется убирать подальше от глаз его творения, лучшим вариантом будет создание маленькой выставки его работ у себя дома. Это закрепит позитивное самоощущение, в дальнейшем ребенок будет больше склонен к творчеству.

    Музыкальное развитие

    Немыслимо эстетическое восприятие без звуковой составляющей. Чтобы научить человек тоньше чувствовать музыку, рекомендуется дома постоянно включать музыка. Нет необходимости останавливаться только на классической ее разновидности – лучше подмечать, какие мелодии и стили нравятся конкретно малышу. Нужно учитывать, что услышанное в ранний период жизни наложит свой значимый отпечаток на то, какую музыку человек будет выбирать, будучи взрослым. Лучше всего петь вместе с малышом, научить его танцевать, приобретать музыкальные инструменты, чтобы он играл на них. Стоит обращать внимание на его ассоциации с определенными звуками, способствовать тому, чтобы возникали образы, связанные с отдельными мелодиями.

    Читайте также:  Мат помогает снять стресс

    Благодаря этому у человека сформируется эстетическое восприятие. Он сумеет находить прекрасное даже в повседневных вещах, выражая все, что чувствует, в художественной форме. Жизнь такой личности всегда наполняется множеством впечатлений. Тяга ко всему красивому способна привести и к красивым поступкам, а там и к такой же жизни.

    Особенности восприятия образов

    В эстетическом восприятии мира сочетается несколько механизмов: художественно-смысловой, разгадывание образного языка, эмпатическое попадание в произведение, чувство наслаждения. Взаимодействие данных компонентов обеспечивается воображением человека.

    В художественных образах есть как субъективная, так и объективная сторона. Вторая проявляется в том, что автор уже вложил достаточные для понимания вещи в свое произведение. Это основа для дополнительных трактовок. Если же восприятие зрителей окажется таким же, как и изначальный замысел произведения, речь идет об образе-клише, репродукции.

    Но если образ был сформирован вне традиционных рамок, воображение зрителя будет рисовать весьма эксцентрические картины при ознакомлении с произведением. Суть его будет отложена в сторону, а на первый план выйдет непосредственно художественность.

    Также эстетическое восприятие обладает двумя планами. Особым образом здесь соотносятся механизмы, посредством которых зритель отделяет реакцию на жизненные явления от реакции на роль образа в художественном контексте.

    Если произведение в достаточной мере отражает некую реальность, соучастие в восприятии будет усиливаться. В то время как второй механизм связан с тем, насколько развито эстетическое восприятие зрителя. Многое зависит от опыта, познаний в искусстве, видения мира.

    В случаях, когда полностью исключается первый механизм, произведение оказывается лишенным эстетических чувств. В то время как если нет второго компонента, образ превращается в нечто эмпиричное и инфантильное, в нем не будет самой специфики искусства. Таким образом, особенностью эстетического восприятия является соприкосновение этих двух граней. Благодаря этому формируется художественный эффект.

    Примечательно, что до наших дней дошли сведения о том, как эстетическое восприятие природы, культуры и мира в целом формировал у своих учеников мастер своего дела Леонардо да Винчи. Он заставлял их на протяжении долгого времени высматривать пятна церковных стен, которые становились ярче со временем от сырости. Он считал, что таким образом ученики начинали воспринимать больше оттенков.

    Ученый Якобсон описывал разглядывание облаков, клякс, поломанных веток при интерпретации их как изображений животных, пейзажей, произведений искусства. Советский артист Образцов также советовал обращать внимание на эти предметы, развивая свое эстетическое восприятие. Он считал, что подлинные эстеты воспринимают творения природы в качестве величайших произведений искусства.

    Главная особенность

    Главная особенность эстетического чувства заключается в его бескорыстности. Оно не связывается с удовлетворением материальной потребности, с утолением голода либо сохранением жизни и прочими инстинктами. Любуясь фруктами, человек не испытывает тяги их съесть – это не взаимосвязанные вещи. В основе такого чувства находится особая потребность, присущая человечеству – в эстетических переживаниях. Она появилась еще в первобытные времена.

    Когда люди создавали предметы быта, они украшали их, придавали им особые формы для удовлетворения именно этой своей потребности, хотя на качество предмета и его пригодность для использования в быту украшения никак не влияли. Наибольший экстаз вызывали предметы гармоничных форм, некие идеальные симметричные сочетания. С развитием человечества усложнялась и форма удовлетворения потребности в эстетических переживаниях. Так появились различные виды искусства.

    Модель художественного образа

    Художественный образ – это «единица», которая содержит отношение человека к искусству. Здесь и эмоции, и эстетические оценки увиденного. При этом у разных людей готовность воспринимать данные элементы совершенно разная.

    И знакомясь с явлениями окружающей среды, люди, склонные к эмоциональному восприятию, обычно восклицают: «Как интересно», «Люблю чувствовать в руках дерево», «Ветка отталкивающая». Во всех этих выражениях заключены эмоциональные реакции – радость, восхищение, отвращение.

    Бывают люди, склонные к активному эстетическому восприятию произведений искусства. Они рассматривают явление со множества ракурсов, их реакции часто бывают аффективными, если не удалось выстроить конструктивный образ: «Сюжет не срастается», «Приходят на ум банальные вещи» и так далее.

    Если диспозиция у человека адекватная, ассоциации у него рождаются соответствующие контексту, в рамках определенных конфигураций. Но если нет, ассоциации могут не иметь ничего общего с особенностями исходного явления.

    Согласно результатам множества исследований, важная роль в эстетическом восприятии отведена творчеству. Это способ приобщиться к высшим духовным ценностям общества. Благодаря творчеству личность входит в культурное пространство цивилизации. Это способ выразить отношение к миру, людям и себе.

    Важно учитывать, что невозможно понять особенности эстетического восприятия, не принимая во внимание того, что именно оно отражает. Только при исследовании и объекта, и самого способа его отражения возможно понять особенности восприятия. Ни одно ощущение никогда не появляется само собой, без причины. Только человек может не осознавать причины, в то время как она есть.

    Чувственная картина мира является совокупностью всего, что человек способен увидеть, услышать, обонять, осязать. Она определена тем, как воздействует окружающая среда на личность. Куда бы человек не смотрел, при развитом эстетическом восприятии и нахождении в соответствующем состоянии найдется нечто, что будет казаться ему красивым. Это может быть сочетание цветов, фигура, черты лица, пейзаж. Порой даже решение задачи воспринимается как нечто прекрасное. И чем более развито эстетическое восприятие мира конкретной личностью, тем в более красивой атмосфере она живет.

    При этом чувство прекрасного возникает и при созерцании предметов окружающего действительности, и при активных действий. К примеру, человек может испытывать соответствующее удовольствие от красоты чужого танца, а также от собственного.

    Источник

    Оцените статью