Чувственность рассудок разум это

Filslov.ru — Философия как предмет науки

Рассудок и разум —два вида познания в философии Канта (см.) и Гегеля (см.). Согласно учению Канта, «всякое наше знание начинается благодаря чувствам, переходит затем к рассудку и заканчивается затем в разуме». Рассудок вносит порядок, объединяет данные чувств по присущим ему самому законам. Это упорядочение материала чувств согласно априорным законам рассудка и есть познание. Познание субъективно и нисколько не отражает и не может отражать предметный мир « вещей в себе» (см. «Вещь в себе» и «вещь для нас»). Но наше познание стремится выйти за узкие пределы, положенные ему природой, оно стремится постигнуть вещи таковыми, каковыми они являются сами по себе.

Это — область разума. При этом разум впадает в неизбежные противоречия: он приходит к противоречащим друг другу заключениям, которые в равной мере можно обосновать и которые в то же время друг друга исключают (например, мир имеет и не имеет начала во времени и пространстве; материя может и не может быть бесконечно делима и т. д.). Кант утверждал, что переход к разумному познанию есть максимальное отдаление от опыта, от предметов внешнего мира. Тот факт, что разум впадает в противоречия, был для Канта доказательством слабости разума, неправомерности его попыток постигнуть мир «вещей в себе». Сознательное принижение разума необходимо было Канту для того, чтобы оправдать религию. Различие рассудка и разума у Гегеля выступает как различив низшего и высшего способов мышления и познания. Рассудочное мышление — это «конечное мышление», это мышление, характерное для формальной логики, для метафизики. Рассудок порождает только конечные, метафизические определения.

Он приходит к неизменным утверждениям, противостоящим друг другу. Так, для рассудка жизнь и смерть суть явления противоположные и друг с другом не связанные. Разумное мышление, по Гегелю,— это мышление диалектическое. Исследуя природу самого мышления и создаваемых им понятий, он показывает внутреннюю взаимосвязь противоположных утверждений и их взаимные переходы друг в друга. Но и рассудок и разум для идеалиста Гегеля суть только определения «духа», который «выше их обоих». Гегель вместе с тем извращает употребляемые им понятия «рассудок» и «разум», считая рассудок материалистичным, а разум — мыслящим спекулятивно, идеалистически.

Энгельс в «Диалектике природы» указывал, что в гегелевском различении рассудка и разума содержится рациональное зерно. Это зерно заключается в том, что человеку общи с животными все виды рассудочной деятельности — индукция, дедукция, анализ, синтез, разумная же деятельность, т. е. деятельность мышления, оперирующего понятиями, свойственна лишь человеку.

Источник

Философия И.Канта: субъективный идеализми агностицизм

Основателем немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.). Провел свою жизнь в г. Кенигсберге, где окончил философский факультет и работал домашним учителем, а позже – профессором университета.

Основное содержание своей философии Кант изложил в виде следующих вопросов:

«Что я могу знать?»,

«Что я должен делать?»,

«На что я могу надеяться?»,

«Что есть человек?».

В творчестве Канта принято выделять 2 периода:

1) докритический (до 70-х гг.),

2) критический (после 70-х гг.).

В первый период Кант занимался философскими вопросами естествознания, в центре его внимания идея о развитии в природе. Он развивает гипотезу о происхождении Солнечной системы естественным путем из туманности, идею о множественности миров, о происхождении человеческих рас и др.

Второй период получил название «критический», т.к. Внимание философа сосредоточено на критическом исследовании возможностей человеческого разума. В учении Канта основным разделом философии является гносеология; предметом философии, по Канту, должен являться не мир, а процесс познавательной деятельности, протекающий по своим собственным законам.

Основные труды Канта этого периода:

«Критика чистого разума» — посвящен теории познания (под «чистым разумом» Кант понимает способность к теоретическому мышлению),

«Критика практического разума» – этическое учение (под «практическим разумом» понимается способность человека строить свои отношения с другими людьми).

Теория познания у Канта – это учение о познавательных возможностях и границах человеческого разума. Ее основной вопрос: как наше знание соотносится с объективным миром вне нас?

Философ исходил из тезиса о том, что мир вещей существует независимо от человека и его сознания («вещи в себе»).

Кант выделяет 3 формы познания: чувственность, рассудок, разум.

На первом этапе «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. Ощущения дают первичные сведения о вещах, но они являются субъективным свойством чувственности.

На уровне рассудка эти сведения выражаются в форме понятий, с помощью которых происходит обобщение чувственного материала. Особую роль в этом играют категории – «чистые понятия»: количество, качество, единство, причинность, необходимость, причинность и др. (всего их 12). Но рассудок имеет дело не с самим предметом, а с мыслью о нем («вещи в себе» остаются за пределами сознания, а познается только мысль об этих вещах, ее отражение в сознании человека), следовательно, рассудок также дает субъективное знание.

Читайте также:  История возникновения понятия темперамент

Разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире. Это знание представлено в форме идей, которые выходят за пределы опыта (т.е. Им не соответствуют реальные предметы). По Канту, разум порождает 3 основные идеи: идея души (обозначает источник всех психических процессов),

Идея мира (выражает причинно-следственные связи),

Идея Бога (абсолютное начало всех явлений, причина всех причин).

Цель познания – объяснение мира как единого целого с помощью данных предельно широких идей. Однако в ходе решения этой задачи разум вступает в противоречие с самим собой. Кант доказывает это с помощью антиномий – противоречивых суждений, каждое из которых может быть доказано с помощью разума (мир ограничен во времени и пространстве – мир бесконечен, Бог существует – Бога нет и т.д.). Это приводит Канта к выводу о противоречивости и ограниченных возможностях человеческого разума.

Таким образом, знания, полученные на уровне чувственности и рассудка, субъективны, а разум противоречив, следовательно, объективное знание получить невозможно. В этом проявляется субъективный идеализмиагностицизм Канта. Кант писал: «Я должен был ограничить область знания, чтобы уступить место вере». Основное заблуждение Канта в том, что он отделял сущность предмета от ощущений, мыслей о нем.

В своем учении о морали и нравственности («практический разум») Кант исследует проблему свободы человека. Человек – существо свободное, способное к самостоятельному выбору поведения. Однако человек также существо нравственное, а нравственность формируется в обществе, поэтому необходимо уважение к свободе и интересам других людей.

Кант сформулировал категорический императив – нравственный закон, обязательный для всех: «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло бы стать правилом поведения для всех» («. чтобы другой человек всегда был для тебя целью, а не средством»).

Источник

Философия И.Канта

Трансцендентное — это то, что находится вне сознания и недоступно для восприятия сознанием.

Трансцендентальное — то, что имманентно сознанию, доступно познанию. Например, в агностицизме считается, что истина недостижима. Следовательно, можно сказать, что они исходят из принципа трансцендентальности истины.

Объектом исследования «Трансцендентальной эстетики» является чувственность.

Чувственность Кант рассматривает как способность представлять предметы за счет того, что материальные предметы на нас воздействуют. Кант также вводит понятия созерцание — это чувственные представления, которые образуются за счет воздействия предметов и вещей, которые существуют вне чувственности, на нас.

Значит, с точки зрения Канта вещи даны познающему субъекту в чувственности. Однако, Кант выделяет такое понятие, как вещь в себе.

Вещь в себе — вещи, которые существуют сами по себе, независимо от чувственности и сознания. Такие вещи в себе по Канту непознаваемы. Познанию подлежат явления. Явления — чувственные образы предметов.

Так Кант разграничивает действительность на:

  • Мир в себе — непознаваемый мир
  • Мир явлений — познаваемый мир

В разделе «Трансцендентальная аналитика» произведения «Критики чистого разума» Кант приводит свое учение о рассудке. Здесь Кант отвечает на второй вопрос — как возможно естествознание как наука? По мнению Канта, подобно тому, как есть априорные формы чувственности, также есть и априорные формы рассудка. Такими априорными началами рассудка являются понятия и основоположения. Поэтому в «Трансцендентальной аналитике» выделяется две части:

  • аналитика понятий
  • аналитика основоположений

Понятия нужны для того, чтобы были возможны суждения рассудка. Рассудок, по мнению Канта — это способность к суждениям за счет понятий. Кант выделяет чистые рассудочные понятия — это такие понятия, которые не зависят от опыта. Такие чистые понятия Кант считал категориями. Кант выделял четыре группы таких суждений:

  1. Суждение количества. В этой группе выделяется 3 вида суждений:
    • общие,
    • частные,
    • единичные.

Кант считал, что категории являются предикатами этих суждений

Кант выделил систему из 12 категорий, которые разбил на 4 группы.

Таблица 16.1.
Категории количества Категории качества Категории отношения Категории модальности
1.единство 2.множество 3.совокупность 1.реальность, 2.отрицание, 3.ограничение 1.субстанция и принадлежность, 2.причины и следствия, 3.взаимодействия 1.возможности и невозможности, 2.существование и несуществование, 3.необходимость и случайность

Кант фактически утверждает, что вещи, существуют сами по себе вне нашей чувственности и сознания. Эти вещи аффецируют (воздействуют) на нашу чувственность. Это воздействие приводит к представлениям. А наше сознание упорядочивает поток чувственных представлений: с помощью категорий пространства и времени. Пространство и время как априорные формы чувственности находятся в сознании трансцендентального субъекта. Таким образом, по мнению Канта, пространство и время составляют определенную пространственно — временную сетку, которую трансцендентальный познающий субъект накладывает на поток чувственных представлений. За счет этого происходит упорядочивание этих чувственных впечатлений. А дальше упорядоченные впечатления сводятся к определенному единству за счет наложения категорий.

Читайте также:  Рубин знаний рубин эмоции рубин силы воли пиксельмон

Таким образом, по мнению Канта, знание в естествознании есть сочетание формы и содержания. Знание в естественных науках чувственно по содержанию, так как получено из экспериментов, и априорно по форме, так как опирается на систему категорий и основоположений, которые также являются априорными.

Кант совершил революцию в теории познания. Это связано со следующим суждением. Кант считал, что не характеристики и структуры вещи определяют предмет и способы познания, а специфика познающего субъекта определяет как способы познания, так и формирует предмет знания. Кант совершил переворот в отношении самого понятия мышления. За счет априорных форм чувственности и априорных форм рассудка возможно как само познание, так и познавательный опыт . Следовательно, то самое единство, под которое подводится упорядоченный поток чувственных представлений, находится в самом субъекте познания или в трансцендентальном субъекте. Качественным условием подведения потока представлений под единство Кант увидел в апперцепции трансцендентального субъекта. Апперцепция — это акт самосознания, которым обладает субъект. Акт самосознания Кант определил как трансцендентальное единство апперцепции. В единстве самосознания созерцания и понятия объединены. За счет этого рассудок может с помощью понятий судить о чувственных созерцаниях, чувственных образах предметов. Трансцендентальное единство апперцепции — это качественное условие для сведения всех чувственных представлений в конечное единство. Таким образом, переворот в познании, который совершил Кант, заключается в том, что законы природы познаются не из самой природы, как считали раньше. Кант считал наоборот, что рассудок определяет законы природы. Следовательно, если обратиться к основному вопросу философии, который сформулируем как: «что первично — бытие или мышление ?», то получим, что Кант идеалистически решает основной вопрос философии, поскольку, по мнению Канта, бытие выходит из мышления а не наоборот.

Наконец, переходим к третьему вопросу «Как возможна метафизика как наука ?». Этот вопрос разрабатывается в той части «Критики чистого разума», которая имеет название «Трансцендентальная диалектика «. Здесь Кант определяет различие между рассудком и разумом.

  • Рассудок — это способность субъекта к формированию суждений посредством понятий, а также способность формировать единство явлений по правилам.
  • Разум — способность к умозаключениям , доходящим до идей, а также способность формировать единство правил рассудка по принципам. Рассудок вырабатывает принципы из понятий синтетического знания.

Понятия разума Кант назвал трансцендентальными идеями.

Предметом метафизики, по мнению Канта, являются три трансцендентальные идеи:

  • идеи души. Это изучает психология
  • идеи мира как целого. Это изучает космология
  • идеи Бога. Это изучает теология

Кант задался вопросом: возможны ли теоретические дисциплины, которые бы имели рациональный характер об этих трех трансцендентальных идеях. Кант под метафизикой понимал совокупность этих трех дисциплин. Т.е. может ли быть рациональная психология, космология, теология. Кант подверг критике и серьезному анализу каждую из этих научных дисциплин.

Критика рациональной психологии Канта. Предметом рациональной психологии является душа. Душа — это идеальная нематериальная духовная субстанция, которая есть сосредоточение человеческого сознания. Так давали определение душе те, кто считал, что возможна чисто теоретическая психология. Они считали, что мышление есть свойство души, а мыслящее существо есть субстанция. Кант видел в этом ошибку, так как понятие души выводилось из понятия мышления. Душа в философии Канта — это единство всех душевных и психических процессов. Но мышление еще не есть гарант реальности. Реальность мы воспринимаем не за счет мышления, а за счет потока чувственных ощущений и предметы даны нам в чувственном восприятии, а не в мышлении. Таким образом, душу Кант признает как вещь в себе, а психологию исключает из рациональных дисциплин.

Критика рациональной космологии. Здесь Кант рассматривал возможность объяснения мира, как целого явления. Кант считал, что при этом всплывает целый ряд противоречий, т.е. противоположные суждения, которые Кант рассматривал как антиномии. Антиномии состоят из тезиса и антитезиса 1 И.Кант Критика чистого разума, М. Гослитиздат.,с. 266-285, 1958 . Рассмотрим антиномии чистого разума как противоположность трансцендентальных идей

  1. Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен также пространстве

Антитезис: мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен как о времени, так и в пространстве.

Читайте также:  Бег как средство от депрессии

Антитезис: ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого

  1. Тезис: причинность по законам природы является не единственной причинностью, с помощью которых можно вывести все явления мира. Для объяснения явлений мира необходимо допустить существование свободной причинности или причинности через свободу.

Антитезис: не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы

Антитезис: нигде в мире нет никакой абсолютно необходимой сущности ни как части его, ни как его причины.

Кант, пытаясь разрешить эти противоречия, пришел к выводу, что формирование антиномий в человеческом мышлении определяется тем, что наш рассудок выходит за пределы сферы своей применимости, т.е. начинает применять категории в частности единство и причины за пределами мира явлений. Так рассудок вторгается в пределы вещей в себе.

Таким образом, Кант приходит к выводу, что мир как целое — это вещь в себе (ноумен, как называл Кант), а значит, рациональная космологий невозможна.

Критика рациональной теологии. Кант критикует все имеющиеся доказательства бытия Бога

  1. онтологические,
  2. космологическое,
  3. физико-теологическое.

Все эти доказательства, по мнению Канта, выводятся из самого понятия Бог. Т.е. из понятия Бога выводят его существование. Кант считает, что Богу приписывают предикат реальности и этим доказывают его существование. Кант считает это неверным и признает Бога вещью в себе. Тем самым рациональная теология также невозможна.

А значит, по мнению Канта, никакая метафизика как объединение рациональной психологии, космологии и теологии, — невозможна как наука.

Но метафизика возможна, по мнению Канта. Для этого нужно метафизику модифицировать. Метафизика должна представлять собой философскую систему, состоящую из трех частей:

  • критическая философия (критика разума)
  • метафизика природы,
  • метафизика нравственности

Этика Канта. Этическое учение Канта представлено в «Критике практического разума». Этика связана с основоположениями практического разума.

  • Основоположения практического разума Кант разделяет на Максимы и законы. Максима — субъективный принцип воления, т.е. тот принцип, который имеет силу для данного единичного лица.
  • Закон — объективный принцип воления, который имеет силу для всех разумных существ. Такие законы Кант назвал императивами.
  • Императив — правило, которое имеет характеристику долженствования, т.е. силу нравственного принуждения к поступку.

Кант выделял гипотетические и категорический императивы.

  • Гипотетические — это императивы, которые необходимо исполнять при наличие определенных условий
  • Категорические — это императивы, которые надо выполнять без каких-либо условий. Такой императив один — высший закон нравственности.

Формулировки категорического императива Канта:

  1. поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства. Т.е. поступать надо так, чтобы ваше поведение могли быть примером для других
  2. поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству, как в лице себя, так и в лице всякого другого, так же как к цели и никогда, как к средству. Под лицом Кант понимает разумное существо, которое надо отличать от вещи. Вещь можно использовать как средство, а лицо нет.

Постулаты практического разума:

  1. Кант постулирует наличие свободы у человека. Это необходимо, по мнению Канта, чтобы человек нес ответственность за свои поступки.
  2. Кант постулирует бессмертия человеческой души. Это положение Кант вводит для того, чтобы было возможно понятие высшего блага и чтобы установить соответствие между человеческими склонностями и нравственным законом. И чтобы человек мог делать добро, веря, что все воздастся его душе.
  3. Кант постулирует существование Бога. С точки зрения практического разума Кант вводит понятие Бога, хотя теоретически это доказать невозможно. Бог есть

наивысший гарант морального миропорядка. Бог есть конечная причина всего, он обеспечивает высшее благо и вершит справедливость в мире.

Таким образом, И. Кант главную задачу своей философии видел в определении пределов человеческого познания. Философская система И.Канта является трансцендентальным идеализмом, так как Кант признал объективное существование ноуменов или вещей в себе, которые стоят вне человеческого сознания и не познаются человеческим разумом. Такие вещи не доступны для нашего восприятия. В этом заключается большой вклад И.Канта в гносеологию как раздел философии. Кант, представив наше мышление как априорные формы чувственности и рассудка, постулировал, что законы природы выходят из человеческого мышления, другими словами мышление определяет бытие, а не наоборот. Это была провокационная и смелая идея, которая в дальнейшем подверглась резкой критике в философии марксизма, но до сих пор является основанием для многих философских концепций. Кант впервые в философии Нового Времени показал, что в процессе мышления неизбежны противоречия. Он фактически создал новую форму диалектики , которая была развита и дополнена в философии Гегеля.

Источник

Оцените статью