Чувственному познанию присуще образное отражение

Чувственному познанию присуще образное отражение

Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Формой чувственного познания является представление.

2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.

3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.

5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.

Вид познания — чувственное. В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чувственного познания:

1) Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный).

2) Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый).

3) Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами).

Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк).

Особенности чувственного познания: отражает только признаки предметов, пассивное, человек не способен изменить чувства , нельзя постичь сущности предметов и их свойств.

1) Формой чувственного познания является представление — да, верно.

2) Одной из форм чувственного познания является восприятие — да, верно.

3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете — нет, неверно, только вместе с рациональным.

4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения — нет, неверно.

5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение — да, верно.

Источник

Чувственному познанию присуще образное отражение

Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Формой чувственного познания является представление.

2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.

3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.

5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.

Вид познания — чувственное. В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чувственного познания:

1) Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный).

2) Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый).

3) Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами).

Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк).

Особенности чувственного познания: отражает только признаки предметов, пассивное, человек не способен изменить чувства , нельзя постичь сущности предметов и их свойств.

1) Формой чувственного познания является представление — да, верно.

2) Одной из форм чувственного познания является восприятие — да, верно.

3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете — нет, неверно, только вместе с рациональным.

4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения — нет, неверно.

5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение — да, верно.

Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов — да, верно.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения — да, верно.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом — да, верно.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения — нет, неверно.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления — нет, неверно.

Источник

Тестовый контроль по теме «Познание мира».
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Тесты представлены в 10 вариантах с ответами.

Скачать:

Вложение Размер
testy_poznanie_mira.docx 99.13 КБ

Предварительный просмотр:

1. В познавательной деятельности в отличие от трудовой деятельности:

1) средства должны соответствовать целям

2) субъектом выступает отдельная личность

3) цель состоит в получении достоверного знания

4) результатом является создание нового продукта

2. Только в состав научного знания входят:

1) установленные факты 3) логические умозаключения

2) экспериментально обоснованные выводы 4) оценочные суждения

3. Верны ли следующие суждения?

А. Речевая деятельность человека связана, прежде всего, с чувственным познанием.

Б. Речевая деятельность человека связана, прежде всего, с мыслительной

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется:

1) понятие 3) восприятие

2) представление 4) вывод

5. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание относится к базовым потребностям человека.

Б. Познание всегда носит творческий характер.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о чувственном познании?

А. Основные формы чувственного познания нередко искажают действительность, неточно и однобоко ее воспроизводят.

Б. Чувственное познание представляет собой пассивную передачу информации от объекта к субъекту.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Научные знания в отличие от обыденных знаний:

1) предполагают проверку истинности полученных сведений

2) отражают окружающую действительность

3) формируются на основе жизненного опыта

4) передаются из поколения в поколение

8. Чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств, представляет собой:

1) ощущение 3) представление

2) восприятие 4) понятие

9. Самопознание направлено на:

1) выявление сущности своего «я»

2) формирование знаний об окружающем мире

3) анализ поведения других людей

4) отражение объективной действительности

10. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

1) описание научных фактов 3) описание экспериментальных данных

2) проведение наблюдений 4) выдвижение гипотез

11. Верны ли следующие суждения?

А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие отличительные особенности, сущность его «я».

Б. Познавая себя, мы познаем мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Какой вид мировоззрения раскрывает приведенное утверждение:

«Самый важный для нас вопрос есть вопрос о человеке. Все от него исходит и все

к нему возвращается»

1) теоцентризм 3) природоцентризм

2) наукоцентризм 4) антропоцентризм

1. Вставьте слово, пропущенное в схеме.

2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны

с понятием «методы научного познания».

Наблюдение, классификация, абстрагирование, гипотеза, дедукция .

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

3. Установите соответствие между формами познания и их сущностью.

СУЩНОСТЬ ФОРМ ПОЗНАНИЯ

А. мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов

Б. образ объекта познания, запечатленный в памяти

В. мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе

Г. чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств

4. Студент работает над рефератом о знаниях, полученных преимущественно эмпирическим путем. Какие параметры, иллюстрирующие этот вид знаний, он может рассматривать в своей работе?

1) создание теории происхождения космических черных дыр

2) получение данных об уровне загрязненности вод Байкала

3) получение данных об изменении курса валют

4) создание теории информационного общества

5) открытие явления магнитного притяжения

6) определение температуры плавление различных материалов

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Наука – это особая сфера духовной деятельности __________ (А) , направленная на получение теоретически систематизированных знаний о закономерностях развития природы и _________ (Б). Как форму человеческого ________ ( В) ее отличает стремление к достоверности. Науку также можно рассматривать как _________ (Г) , который выполняет в обществе культурно-мировоззренческую, производственную и социальную функции. Наука участвует в формировании ________ (Д) . Научно-технический прогресс превратил науку в ________ (Е) современного общества.

  1. личность 5) мировоззрение
  2. общественные отношения6) социальный институт

3) познание 7) человек

4) производительная сила 8)производственные отношения

1. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности студента состоит в том, что ученый

1) использует эксперимент

2) подходит к работе творчески

3) развивает свои интеллектуальные возможности

4) добывает знания, новые для всего человечества

2. Научными знаниями являются:

1) сведения о расписании движения поездов

2) законы генетики

3) правила дорожного движения

4) закон о собственности на землю

3. Верны ли следующие суждения?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания,не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Знания, соответствующие предмету познания, называют:

1) истина 3) критерий познания

2) справедливость 4) умозаключение

5. Верны ли следующие суждения о процессе познания?

А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.

Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о чувственном познании?

А. Чувственному познанию присуще образное отражение.

Б. Чувственному познанию присуще использование знаков (обозначений).

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины – это:

1) выводы, полученные научным путем

2) экспериментально установленные факты

3) знание, которое никогда не будет опровергнуто

4) суждения, лишенные субъективных оценок

8. Процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части называется:

1) уподобление 3) анализ

2) абстрагирование 4) формализация

9. Внутренний мир чувств, мыслей, идей, способность индивида выявлять себя из окружающего мира называется:

1) отражение 3) сознание

2) знание 4) деятельность

10. Что отличает познавательную деятельность?

1) получение практически полезного результата

2) затрата физических и интеллектуальных усилий человека

3) необходимость совместных действий с другими людьми

4) направленность на получение новой информации

11. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Для постижения своего «я» обязательно следует проводить психологические

Б. Чтобы познать себя, необходимо наблюдать за собой и анализировать свои состояния.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. К религиозному мировоззрению не относится:

1) тесная связь с мировым культурным наследием

2) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей

3) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями

  1. формирование совокупности рационально построенных прогнозов

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся

к социальному познанию.

Социологические опросы, наблюдение, научные факты, научные теории,

успешный научный эксперимент .

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

3. Установите соответствие видов знания и их характеристик.

А. повседневный опыт

Б. теоретические знания

В . народная мудрость

1. обобщенный практический опыт многих поколений, своеобразный свод рецептов поведения в форме поговорок, суждений, пословиц, загадок

2. законы, принципы, понятия, теоретические схемы, аксиомы, логические следствия, образующие систему

3. побочный продукт практической деятельности или ученичества у мастера, наставника, умельца

4. отражение действительности в художественных образах

4. Найдите в приведенном списке критерии научного познания.

1) образность и наглядность

2) воспроизводимость результата в одних и тех же условиях

3) эмоциональная выразительность

4) доказательность выдвигаемых положений

5) использование особого языка, четко фиксирующего значения понятий

6) разрозненность, несистематизированность знаний

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Познание является одним из важнейших видов _________ (А), которая позволяет человеку не только выживать как биологическому виду, но и реализовывать свои _______ (Б) потребности и творческий потенциал.

Если животные проявляют любознательность на базе _______ (В), то для человека пытливость и стремление к _______ (Г) – важное условие реализации своей природы. Цель познавательной деятельности человека – получение ________ (Д)

о мире и самом себе. Расширение возможностей познания остается немало ________ (Е) ».

1) биологические 4) истина 7) рефлексы

2) социальные 5) деятельность 8) знания

3) духовные 6) непознанное 9) познанное

1. Только научное познание включает в себя:

1) создание новых материальных ценностей

2) выработку нравственных норм

3) раскрытие смысла жизни

4) выявление закономерностей развития мира

2. И чувственное, и рациональное познание:

1) формирует знания и представления о предмете

2) использует логическое умозаключение

3) начинается с ощущения

4) дает наглядный образ предмета

3. Верны ли следующие суждения?

А. Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б. Истинны лишь те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1) верно только А3) оба суждения верны

2) верно только Б4) оба суждения неверны

4. Представление – это:

1) форма чувственного познания

2) критерий истины

3) способ объяснения мира

4) форма рационального познания

5. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека?

Б. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о чувственном познании?

А. Чувственное познание воспроизводит внешние стороны и свойства объекта.

Б. Чувственное познание активно и социально обусловлено.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Какой из перечисленных примеров относится к житейскому познанию?

1) мудрость «Утро вечера мудренее»

2) миф о Прометее

3) теория естественного отбора

4) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются

8. Утверждение «Человеческое общество постоянно изменяется» является примером:

1) гипотезы 3) умозаключения

2) представления 4) суждения

9. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?

1) самообразование 3) самовыражение

2) самопознание 4) самолюбие

10. Относительную истину отличает то, что она:

1) имеет определенные ограничения

2) не подтверждена эмпирически

3) не была теоретически обоснована

4) получена ненаучным путем

11. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой

и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Носителем мировоззрения не является:

1) отдельная личность 3) природа

2) социальная группа 4) общество в целом

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «научное познание».

Закономерность, примета, объективность, синтез, исследование .

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

3. Установите соответствие между характеристиками и формами чувственного познания.

А. отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

Б. сохранение в памяти обобщенного образа предмета

В. отражение в сознании человека отдельных свойств предметов

4. Найдите в приведенном списке теоретические методы научного познания.

1) наблюдение 4) математизация

2) сравнение 5) обобщение

3) формализация 6) эксперимент

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место

«Факты чаще всего накапливаются в результате ______ (А). Это позволяет человеку

установить основные свойства _______ (Б). В ходе _______ (В) человек в известной

степени вмешивается в естество предмета: помещает в несвойственную ему среду,

испытывает в искусственных условиях и т.п. Полученные ______ (Г) являются

объективными, истинными. На теоретическом уровне _______ (Д) , применяя

абстракции, идеальные объекты, позволяет глубже проникнуть в сущность вещей.

Здесь используются _______ (Е) : «идеальный газ», «абсолютно твердое тело».

1) знание 4) наука 7) наблюдение

2) субъект 5) суждение 8) объект

3) понятие 6) описание 9) эксперимент

1. Такие действия, как выдвижение гипотезы, наблюдение, эксперимент, совершаются в процессе:

1) художественного творчества

2) научного познания

3) производственной деятельности

4) получения образования

2. Научной истиной является:

1) знание, соответствующее житейским представлениям

2) знание, соответствующее предмету изучения

3) знание, изложенное малопонятным языком

4) знание, проверенное в ходе эксперимента

3. Верны ли следующие суждения об относительной истине?

А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.

Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности является непосредственной целью:

1) искусства 3) морали

2) науки 4) образования

5. Верны ли следующие суждения об абсолютной истине?

А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной.

Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецептурные поверхности органов чувств.

Б. Познание имеет сложную структуру, подразумевающую наличие субъекта, объекта и средств познания.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Эмпирические знания не могут быть получены путем:

1) опыта 3) наблюдения

2) математического моделирования 4) эксперимента

8. Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств, представляет собой

1) понятие 3) восприятие

2) представление 4) ощущение

9. Процесс, связанный с получением знаний о своих возможностях, качествах, называется:

1) самореализация 3) самодеятельность

2) самовыражение 4) самопознание

10. Эмпирические научные знания добываются в ходе:

1) математического анализа 3) построения теории

2) наблюдений 4) систематизации данных

11. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.

Б. Методы, используемые в естествознании, не могут применяться в изучении общества.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Мировоззрение, которое формируется у человека под влиянием жизненных обстоятельств и основывается на здравом смысле, называется:

1) обыденное 3) научное

2) религиозное 4) гуманистическое

1. Вставьте слово, пропущенное в схеме.

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «чувственное познание».

Абстрактность, ощущение, наглядность, предметность, непосредственность .

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

3. Установите соответствие видов и форм познания.

1. рациональное познание

2. чувственное познание

4. Найдите в приведенном списке критерии научного познания.

1) воспроизводимость результата в одних и тех же условиях

2) использование особого языка, четко фиксирующего значения понятий

3) образность и наглядность

4) эмоциональная выразительность

5) доказательность выдвигаемых положений

6) разрозненность, несистематизированность знаний

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Если представление – это _________ (А) предмета, то понятие – это ________ (Б)

о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета,

что недоступно _______ (В), восприятиям и представлениям. Понятия существуют

в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т.е. в виде ________ (Г) ,

которые можно вывести на основе _______ (Д) , так и опосредованным путем –

с помощью _________ (Е) ».

1) концепция 4) умозаключение 7) проблема

2) мысль 5) эксперимент 8) образ

3) ощущение 6) наблюдение 9) суждение

1. В процессе научного познания обязательно происходит:

1) теоретическое обобщение 3) создание материальных ценностей

2) создание художественного образа 4) отрицание предыдущих достижений

2. Восприятие – это:

1) форма рационального познания

2) психическое свойство, присущее только человеку

3) форма чувственного познания

4) способ объяснения мира

3. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Формирование наших знаний о мире возможно в результате чувственного и рационального познания.

Б. Данные, опровергающие прежние представления, можно получить в ходе научного эксперимента.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Относительная истина – это знание

1) ложное 3) непроверенное

2) неполное 4) необоснованное

5. Верны ли следующие суждения о рациональном познании?

А. Рациональное познание непосредственно связывает людей с внешним миром.

Б. Рациональное познание раскрывает необходимые, существенные стороны и связи предметов, явлений, законы их функционирования и развития.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об особенностях познания мира средствами искусства?

А. Особенностью познания мира средствами искусства является использование художественных образов.

Б. Особенностью познания мира средствами искусства является теоретическое обобщение реальности.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Метод изучения явления, осуществляемый в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания, называется:

1) наблюдение 3) анализ

2) эксперимент 4) описание

8. К формам чувственного познания не относится:

1) понятие 3) восприятие

2) представление 4) ощущение

9. В процессе самопознания происходит:

1) наблюдение за явлениями природы 3) осознание своих интересов

2) изучение общественного развития 4) познание законов прекрасного

10. Несомненное, раз и навсегда установленное знание – это:

1) научное понятие 3) народная мудрость

2) относительная истина 4) абсолютная истина

11. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, которые не соответствуют предмету изучения.

Б. Ложными являются все знания, которые не проверены экспериментальным путем.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и свое место в нем.

Б. Научное мировоззрение формируется под влиянием непосредственного жизненного опыта человека.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, отражают специфику научного познания.

Эксперимент, гипотеза, анализ, классификация, убеждение .

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

3. Установите соответствие между видами познания и их особенностями.

А. обогащение повседневного опыта

Б. обобщение фактов в теории

В. субъективность восприятия

Г. стремление к достоверности, доказательность

Д. образность и оригинальность отражения объективной действительности

4. Найдите в приведенном ниже списке формы чувственного познания:

1) понятие 3) представление 5) восприятие

2) суждение 4) ощущение

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место

«Необходимо отметить, что наблюдение – это не просто ______ (А) изучаемых

предметов и процессов. Научное наблюдение носит _______ (Б) и предполагает

предварительную организацию его объектов, обеспечивающую __________ (В)

над их поведением. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным

различными приборами и техническими устройствами.Основные требования

к научному наблюдению: однозначность замысла, наличие системы методов и

приемов, _________ (Г). Обычно наблюдение включается в качестве составной

части в процедуру _______ (Д).

В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей,

концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а производит

_________ (Е) тех, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи.

Интерпретация наблюдений также всегда осуществляется с помощью определенных

  1. истинное знание
  2. контроль
  3. сознательный отбор
  4. объективность
  5. пассивное созерцание
  6. эксперимент

7) деятельный характер

8) научная этика

1. Непосредственная цель научного познания – это:

1) теоретическое осмысление действительности

2) выработка нравственных норм

3) создание новых материальных ценностей

4) развитие интеллектуальных способностей человека

2. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:

1) обобщенное суждение о предмете 3) мысленная модель предмета

2) конкретный образ предмета 4) понятие о предмете

3. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческих знаний?

А. Только научное знание отражает существующую реальность.

Б. Одной из форм познания мира является искусство.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Логический вывод из двух суждений – это:

1) понятие 3) умозаключение

2) обобщение 4) абстрагирование

5. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Формы рационального познания невозможны без форм чувственного познания.

Б. Чувственное и рациональное познание противопоставляются друг другу.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о паранаучном знании?

А. Паранаучное знание отличается объективностью и истинностью.

Б. Паранаучное знание совместимо с имеющимся научным знанием.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Специфике эмпирического уровня научного познания не соответствует:

1) наблюдение за предметами, явлениями

2) проведение экспериментов в реальных условиях

3) описание наблюдений и результатов научного эксперимента

4) выдвижение гипотез

8. Относительная истина в отличие от абсолютной истины:

1) содержит достоверную информацию об объекте

2) может измениться с течением времени

3) фиксирует определенные свойства объекта

4) является результатом деятельности субъекта

9. К отличительным особенностям научного познания относится:

1) очевидность для каждого 3) нацеленность на практический результат

2) доказательность 4) соответствие цели

10. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они:

1) носят объективный характер

2) предполагают доказательства

3) могут передаваться из поколения в поколение

4) необходимы человеку для рациональной деятельности

11. Верны ли следующие суждения об особенностях социального познания?

А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.

Б. Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познавательной деятельности.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Какое мировоззрение отрицает все не признанное наукой?

1) научное 3) религиозное

2) паранаучное 4) атеистическое

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эмпирическому уровню научного познания.

Наблюдение, эксперимент, восприятие, измерение, описание, классификация, систематизация .

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

3. Установите соответствие между признаками и терминами.

А . чувственная информация об отдельных свойствах предмета

Б. мысль, фиксирующая существенные свойства

В. целостный образ предмета, непосредственно отражаемый органами чувств человека

Г. новая мысль, логически выведенная на основе одной или нескольких имеющихся

Д. целостный чувственный образ объекта, сохраненный в памяти

4. Найдите в приведенном ниже списке черты, обязательные для научного знания.

1) обоснованность выводов

2) практическая применимость

3) опора на признанный авторитет

4) использование математического аппарата

5) объективность суждений и оценок

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и явлений. Однако нам нет необходимости придумывать _______ (А) для каждого отдельно существующего предмета или явления. В своем _____ (Б) и мышлении мы вполне обходимся словарным запасом, количество слов в котором намного меньше числа обозначаемых с их помощью предметов и явлений. Это возможно потому, что каждое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету, а к целому _______ (В) однотипных предметов, выделяемых по совокупности _______ (Г). Понятие определяется как форма мышления, отражающая существенные свойства, _______ (Д) и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятие позволяет обобщать и углублять знания об объекте, выходя в его познании за пределы _______ (Е). Понятие выступает как важный элемент не только мышления и речи, но и восприятия, внимания, памяти».

3) специфическое название

5) истинное знание

6) непосредственно воспринимаемое

1. Какое из приведенных ниже положений может служить определением понятия «научная истина»?

1) знание о предмете, которое разделяет большинство людей

2) система гипотез, утверждений и выводов

3) знание о предмете, высказанное наиболее авторитетными в обществе людьми

4) знания, соответствующие предмету изучения

2. Научное познание в отличие от других видов познания:

1) опирается на данные наблюдений

2) экспериментально и теоретически обосновано

3) опирается на накопленный опыт

4) использует метод рассуждений

3. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина – это знание, разделяемое большинством.

Б. Истина – это знание, добытое только практическим путем.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Что отличает научное знание от ненаучного знания?

2) стремление к истине

3) использование эмпирической информации

4) осуществление логических действий

5. Верны ли следующие суждения о ступенях познания?

А. Различие между чувственным и рациональным познанием временное: вначале человек воспринимает внешние качества, свойства вещей, предметов, а затем пытается проникнуть в сущность предмета или явления.

Б. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и неразрывны.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о мифологическом знании?

А. Мифологическое знание содержит объяснения природных и социальных явлений.

Б. Современное общество не производит мифологических знаний.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:

1) относительная истина 3) абсолютная истина

2) объективная истина 4) объективная идея

8. Информация: «Употребление в пищу чеснока, меда, отвара шиповника может осенью и зимой предотвратить простуду», – является примером:

1) научного знания

2) обобщения житейского опыта

3) интуитивной догадки

4) паранаучного знания

9. Особенность социального познания состоит в том, что оно:

1) использует метод моделирования

2) ориентировано на открытие истины

3) направлено на изучение общества

4) дает теоретическое объяснение действительности

10. Изучением различных форм государственного устройства в современном мире занимается:

1) культурология 3) политология

2) история 4) социология

11 . Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.

Б. В социальном познании активно используется эксперимент.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Какое мировоззрение отстаивает резкие, кардинальные преобразования общества?

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Формы освоения мира

Получение, обоснование и систематизация

объективных знаний о мире

Образное осмысление действительности

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны

с отличиями научного знания от обыденного.

Стремление к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений; научный стиль речи, используемый в описании объектов изучения; специфические способы обоснования истинности полученных знаний; опора на знания, полученные из предсказаний астрологов и экстрасенсов .

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

3. Соотнесите перечисленные истины с уровнями познания, на которых они были

А. законы, открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях

Б. перед засухой муравьи ищут для жилья

затемненные, влажные впадины

В. в озоновом слое Земли появились дыры

Г. при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ

4. Найдите в приведенном ниже списке характеристики, относящиеся к познанию средствами искусства.

1) эмоциональная окрашенность 4) осуществляется при помощи образов

2) объективность 5) субъективность

3) системность 6) высокий уровень рационализации

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В истории мысли можно выделить два противоположных представления об ________ (А). Один взгляд сводится к тому, что она объективна, не зависит ни от каких частных мнений. _______ (Б) – это знание в полном объеме, содержание которого полностью соответствует _______ (В) и не может быть изменено в ходе дальнейшего развития науки. Это означает, что эта истина нигде, никем и никогда не может быть опровергнута. Другая точка зрения на истину, исповедуемая _______ (Г) , гласит, что ничего абсолютного в наших знаниях нет: всё текуче, изменчиво. Под ________ (Д) они понимают такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, рано или поздно подвергается уточнению. Каждая эпоха и каждый день несут свои новые взгляды, нередко прямо отметающие предыдущие.

1) скептики 4) истина 7) действительность

2) знание 5) абсолютная истина 8) относительная истина

3) ложь 6) практика

1. Для науки характерным видом деятельности является:

1) создание художественного образа

2) формирование чувства прекрасного

3) выдвижение гипотезы

4) создание материальных ценностей

2. Рациональное познание в отличие от чувственного познания:

1) присуще только образованным людям

2) формирует понятие о предмете

3) является критерием истины

4) приводит к полезным результатам

3. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Любая совокупность тех или иных взглядов – гипотеза.

Б. Теория всегда предполагает логически построенную систему взаимосвязанных утверждений.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Форма умозаключения, обеспечивающая возможность перехода от единичных фактов к общим положениям, называется:

1) логика 3) гипотеза

2) дедукция 4) индукция

5. Верны ли следующие суждения о паранауке?

А. Паранаука стремится к ясности, однозначности, рецептурности.

Б. Паранаука иногда способствует выдвижению новых научных проблем.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об истинном знании?

А. Поиск истинного знания ограничен возможностями науки.

Б. Истинное знание может быть получено только в процессе научного познания.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира – это:

1) рационализм 3) эмпиризм

2) агностицизм 4) алогизм

8. Рациональное познание в отличие от чувственного познания:

1) создает зрительный образ предмета

2) выделяет существенные признаки предмета

3) формирует знания и представления о предмете

4) нацелено на постижение истины

9. Что отличает научное знание?

1) обоснованность, логичность 3) признанность обществом

2) образность, эмоциональность 4) истинность всех утверждений

10. К познавательным процессам не относится:

1) живое созерцание 3) теоретическое обобщение

2) подсознательное влечение 4) непосредственное наблюдение

11. Верны ли следующие суждения о субъекте и объекте познания?

А. Субъект познания всегда одушевлен, это человек, группа людей, общество в целом.

Б. Объектом познания может быть только окружающая человека природа: атмосфера, биосфера, космос.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение – это устоявшаяся система взглядов на мир, на себя и свое место в этом мире.

Б. Мировоззрение – это процесс формирования личности.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Исследование явлений действительности

в контролируемых и управляемых (изменяемых)

Выдвижение догадок, предположений для объяснения

фактов, не укладывающиеся в старые теории

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам эмпирического познания.

Наблюдение, эксперимент, синтез, описание фактов, анализ .

Найдите и укажите два термина, «выпадающие» из общего ряда.

3. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью.

А. знание является побочным продуктом практической деятельности

Б. знание существует в форме художественных образов

В. знание раскрывается в процессе повествования

Г. знание является результатом целенаправленной деятельности

3. обыденное знание

4. Найдите в приведенном ниже списке характеристики, относящиеся к термину

1) гностицизм 4) футуризм

2) агностицизм 5) абстракционизм

3) декадентство 6) риторика

5 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Вся современная наука базируется на сочетании эмпирического и _______ (А) уровней познания и использует общие для них методы — ________ (Б) , синтез, индукцию, дедукцию, моделирование. Характерно также тесное взаимодействие _________ (В) и естественных наук. Важнейшей особенностью научного знания является ________ (Г) научных знаний. Каждое новое поколение людей не отбрасывает научные достижения прошлого, а воспринимает их и развивает в соответствии с новыми практическими _______ (Д) ».

1. Только для познавательной деятельности характерны:

1) наличие объекта и субъекта деятельности

2) определенная последовательность действий

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) творческий характер

2. Особенность научного знания состоит в том, что оно:

1) основано на моральных нормах

2) нацелено на создание материальных ценностей

3) стремится к объективности

4) не использует логические выводы

3. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.

Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Критерием истины для философов – эмпириков является:

2) практика 4) полезность

5. Верны ли следующие суждения о рациональном познании?

А. Рациональному познанию присуще использование знаков (обозначений).

Б. Рациональному познанию присуще образное отражение.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Чувственное познание позволяет выявить существенные свойства и функции объекта познания.

Б. Рациональное познание происходит только при непосредственном контакте органов чувств человека с познаваемым объектом.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается, – это:

1) представление 3) умозаключение

2)суждение 4) знание

8. Понятие – это форма мысли, которая:

1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств

2) выявляет общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений

3) формирует наглядный образ предмета

4) фиксирует различные комбинации ощущений человека

9. Утверждение «Если зима была суровой, то лето будет жарким» – это:

1) научное наблюдение 3) логическое умозаключение

2) народная примета 4) научный закон

10. Общественные науки, так же как и естественные науки:

1) широко используют в познании мира метод эксперимента

2) нацелены на добывание объективной истины

3) развиваются преимущественно в крупных научных центрах

4) базируются на единой общепринятой теории

11. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина является целью научного познания.

Б. Гегель считал, что истина – это не застывшая система, а постепенный процесс все большего и большего совпадения предмета с понятием.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение присуще только индивиду.

Б. Мировоззрение определяет общую направленность личности.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, присущи обыденному знанию.

Абстрагирование, здравый смысл, приметы, народные рецепты, традиции, гипотеза .

Найдите и укажите два термина, «выпадающие» из общего ряда.

3. Установите соответствие между формами ненаучного познания и их характеристиками.

ФОРМЫ НЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1. несовместимое с имеющимся научным знанием,

но может использовать некоторые научные

2. строится на основе условно принимаемых

3. выступающее предпосылкой, прототипом

4. сознательно эксплуатирующее домыслы,

4. Найдите в приведенном ниже списке характерные черты научного познания.

1) четкое фиксирование значения понятий

2) опора на здравый смысл

3) использование специальных методов, процедур, устройств

4) ориентация на создание новых материальных ценностей

5) нацеленность на выработку нравственных норм

6) теоретическая обоснованность положений и выводов

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Задача ученого состоит не только в том, чтобы познать _______ (А), но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности – так называемый интервал ______ (Б). Основными методами, используемыми в процессе ______ (В) познания, являются методы наблюдения, описания и эксперимента. Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод _______ (Г), сущностью которого является выдвижение и обоснованность предположений. С их помощью можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. На основе проверки гипотез происходит построение научных _______ (Д). Последние помимо описательной функции выполняют еще и функцию _______ (Е) – она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов».

Источник

Читайте также:  Чувствуешь слабость что это может быть
Оцените статью