- ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
- Смотреть что такое «ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ» в других словарях:
- Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
- Что такое чувственное познание?
- Стадии чувственного познания
- Особенности чувственного познания
- Формы чувственного познания
- Виды чувственного познания
- Значение чувственного познания
- Связь рационального и чувственного познания
- Выводы
- ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
- Смотреть что такое ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ в других словарях:
- ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
- ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
- ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
- Привет всем:)народ,пожалуйста,спасите от двойки. если знаете помогите. **
ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
Смотреть что такое «ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ» в других словарях:
ВОСПРИЯТИЕ — возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия
восприятие — я, с. психол., филос. Отражение в человеческом сознании действующих в данное время на органы чувств предметов и явлений материального мира, обеспечивающее их различение, понимание и усвоение. Чувственное восприятие. Процесс восприятия. Алексей… … Популярный словарь русского языка
Восприятие — 1) (в биологии) сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающей его среде; 2) (в психологии) совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в … Начала современного естествознания
восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — см. Теория познания. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ … Философская энциклопедия
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – — вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и … Философская энциклопедия
Восприятие — (чувственное). Это слово (perceptio, Wahrnehmung) употреблялось различными философами в разном смысле. Так, Лейбниц понимал под В. смутное мышление, или мышление на низшей зачаточной степени развития. Давид Юм употребляет слово В. (perception),… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Восприятие — (чувственное). Это слово (perceptio, Wahrnehmung)употреблялось различными философами в разном смысле. Так, Лейбницпонимал под В. смутное мышление, или мышление на низшей зачаточнойстепени развития. Давид Юм употребляет слово В. (perception)… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ВОСПРИЯТИЕ — форма чувственного мироотношения и миропостижения. Это чувственное отношение организма со средой; взаимооткрытость внутреннего и внешнего . Как и всякая форма чувственности, В. выделяет внешнюю действительность, фиксирует ее в качестве… … Современный философский словарь
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.), которые являются… … Философия науки и техники: тематический словарь
Источник
Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.
Что такое чувственное познание?
Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.
Стадии чувственного познания
Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.
- Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
- На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
- Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.
Особенности чувственного познания
Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:
- познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
- этот тип познания часто относят к «пассивному»;
- именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
- указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.
Формы чувственного познания
В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:
- Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
- На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
- На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.
Виды чувственного познания
Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:
- зрительное;
- слуховое;
- тактильное;
- вкусовое;
- посредством обоняния;
- с помощью вестибулярного аппарата.
Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.
Значение чувственного познания
Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.
Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.
Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.
Связь рационального и чувственного познания
Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.
Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.
По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.
Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.
Выводы
В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.
Источник
ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
Смотреть что такое ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ в других словарях:
ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
эмоциональное переживание, осознание внешней и внутренней реальности; форма чувственного познания (наряду с ощущениями и представлениями). Чувственное восприятие складывается на основе ощущений и являет собой целостный образ предмета. Чувственное восприятие у человека – это уже достаточно сложная форма мышления, так как человек отражает действительность не пассивно, а в активной форме: дополняет или упрощает образ, может присоединять воображение, сопоставлять, привлекать аналогию и т. д. То есть, восприятие есть синтез чувственных данных и имеющейся у человека изначальной возможности и способности восприятия (по Канту, трансцендентальная апперцепция, см.здесь). Восприятие может дать более или менее точный (адекватный) образ предмета – тогда говорят об истинном или неистинном отражении. Определяется этот момент в ходе дальнейшего отношения с объектом. Понятие ЧУВСТВЕННОСТЬ обычно относят к особой, повышенной способности чувственного отражения (чувствительности). Иногда им обозначают склонность человека к чувственным удовольствиям, повышенную ранимость, излишнюю сентиментальность. . смотреть
ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
переживание, осознавание истинно предметного (принадлежащего как внешнему миру, так и внутреннему) с помощью внешних чувств или непосредственно с помощью *внутреннего* чувства. Восприятием называют также и само предметное как содержание сознания. С научной точки зрения восприятие является процессом, в результате которого связь ощущений переходит в сознание и занимает в поле сознания свое место (см. Ощущение, Поле, Раздражение). Благодаря этому процессу связь ощущений приобретает форму (см. Гештальт), соответствующую структуре сознания, и ранг (см. Иерархия зависимости), соответствующий содержанию поля восприятия. Восприятие может быть основано и на заблуждении. См. также Иллюзия, Инверсия, Обман чувств, Восприятие пространства. смотреть
ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
отражение объективной реальности и ориентировка в окружающем мире.
Источник
Привет всем:)народ,пожалуйста,спасите от двойки. если знаете помогите. **
1.«Слово о полку Игореве»-А) фольклорное произведение, Б) название летописи, В) литературное произведение особого жанра.
2 . Чувственное восприятие мира соответствует : А ) классицизму , Б ) сентиментализму , В ) романтизму .
3.Комедия относится: А) к лирике, Б) драме, В) эпосу.
4. «Недоросль» -А) комедия, Б) драма, В) трагедия.
5. Образ положительного идеала в «Недоросле»: А) Митрофанушка, Б) Простакова,В) Стародум.
6. Повесть Карамзина называется:А) «Бедная Лиза», Б) «Бедная Маша», В) Несчастная Лиза».
7. Державина и Пушкина сближают произведения:А) «Памятник», Б) Воспоминания в Царском Селе», «Зимнее утро».
8.Литературная сказка – это жанр:А) реализма, Б) романтизма , В) сентиментализма .
9. «Светлана» — баллада –А) Пушкина, Б) Жуковского, В) Лермонтова.
10. О каком литературном направлении В.Г.Белинский сказал: «… мир порываний к бесконечному, мир таинственных видений и созерцаний, мир небесных идеалов,- А) о романтизме , Б) о классицизме , В) о сентиментализме .
11. Кто не был лицейским другом А.С.Пушкина – а) Дельвиг, Б) Малиновский, В) И.С.Тургенев.
12. Какое произведение А.С.Пушкина не относится к южным романтическим поэмам: А) «Медный всадник», Б) «Цыганы», В) Братья – разбойники»?
13. Товарищ! Верь, взойдет она,Звезда пленительного счастья…- эта фраза из:А) «Медного всадника», Б) стихотворения «К Чаадаеву», В) стихотворения «Памятник».
14. Не относится к «Повестям Белкина»: А) «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Дубровский».
15. Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела…- здесь: А) аллегория, Б) сравнение , В) антитеза.
16. Тема «Станционного смотрителя»: А) трагедия « маленького человека», Б) любовь истинная и ложная, В) отношения между родителями и детьми.17. Образы Гринева и Швабрина в романе «Капитанская дочка» даны как: А) антитеза, Б) сопоставление, В) взаимодействие одного характера.
18. В «Капитанской дочке» автором наиболее идеализирован образ: А) Пугачева, Б) Маши Мироновой, В) Василисы Егоровны.
19. «Песня про купца Калашникова» — произведение: А) лироэпическое, Б) эпическое, В) лирическое.
20. «Не сияет на небе солнце…»- продолжите постоянным эпитетом: А) славное, Б) ясное, В) красное.
21. Причина несостоявшейся любви и счастья героев в повести И.С.Тургенева «Ася»: А) душевная слабость, малодушие героя, Б) скверный характер героини, В) ревность Гагина.
22. Авторская позиция в повести «Ася» выражена: А) прямо, в непосредственном авторском повествовании, Б) в авторском послесловии, В) скрыто.
23. «Служили они в какой-то регистратуре; там родились, воспитались, состарились, следовательно, ничего не понимали»- это: А) гипербола, Б) абсурд, В) метафора.
24. Предыдущие слова взяты из произведения: А) Салтыкова-Щедрина, Б) Гоголя, В) Достоевского.
25. А.П.Чехов – писатель: А)19 века, Б) 20 века, В) конца 19-начала 20 века.
26. Период начала 20 века в искусстве называют: а) «золотой век», Б) «серебряный век», В) «бронзовая эпоха».
27. С. Есенин творчески близок: А) футуристам, Б) символистам, в) поэтам русской деревни.
28. Ахматова – А) настоящая фамилия поэта, Б) литературный псевдоним, В) фамилия по мужу.
29. Марина Цветаева писала: А) только стихи, Б) стихи и прозу, В) была творчески разносторонним мастером.
30. «А зори здесь тихие…»- это повесть: А) В.Распутина, Б) Б.Васильева, В) В.Астафьева.
31. Повесть «Барьер» — это произведение: А) русской литературы начала 20 века, Б) советской литературы, В) зарубежной литературы.
32. Неоромантизм- это литературное направление: А)19 века, Б) начала 20 века, В) современной литературы.
Источник