- Про чувственное и оценочное восприятие
- Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
- Что такое чувственное познание?
- Стадии чувственного познания
- Особенности чувственного познания
- Формы чувственного познания
- Виды чувственного познания
- Значение чувственного познания
- Связь рационального и чувственного познания
- Выводы
Про чувственное и оценочное восприятие
/данные рассуждения написаны в 2004 году, моя точка зрения слегка изменилась, возможно «выросла», но текст оставлен без изменений/
Как известно из психологии, существуют 2 типа восприятия — чувственное и оценочное. Пример: две разные дамы пришли в магазин и разглядывают одну и ту же картину. Одна дама высказывается: «Что за убогая мазня! Линии проведены нечётко! Вот эти вот детали сбоку смотрятся криво! Вот это жирное пятно по центру вообще здесь неуместно! Похоже, художник вообще был пьян, когда это малевал!» Другая дама подошла, внимательно осмотрела картину, и говорит, обращаясь к продавцу: «Я возьму эту картину! Она мне очень понравилась, от неё тепло. Я повешу её у себя в спальне». Совершенно ясно, у какой дамы преобладает оценочное восприятие, а у какой в чистом виде чувственное восприятие. Пример может, не столь ярок, но многое показывает…
В повседневной жизни у человека всегда доминирует оценочное восприятие, по-другому и быть не может, нет другого способа общения на учёбе, на работе, просто с незнакомыми людьми, но в этом-то и беда, в этом и заключается зло мира. Чувственное-то восприятие у человека никуда не денется и изначально оно всегда нейтрально, но необходимость его постоянно сдерживать, неизбежно порождает негативные эмоции, ведь нельзя большую часть жизни вести себя так, как ведут себя дети, домашние животные, вообще вся остальная, кроме человека, живая природа. Поэтому у человека неизбежно должна быть какая-то компенсация чувственного восприятия за то зло, бремя которого он постоянно испытывает. Возникает потребность «отрывов», отпусков, раскрепощённой атмосферы, включая телевизор, человек включает своё чувственное восприятие, добавляя его к не знающему перерывов и отдыха оценочному восприятию. Кроме того, у каждого человека рождается внутренний мир, — место, где живут его чувства… Когда оценка человеком действительности совпадает с его эмоциями, когда в жизни человека есть устойчивая компенсация его чувств (нет в мире ничего более сильного в этом плане, чем нормальные семейные отношения), когда у человека не существует проблемы конфликтов восприятия, то это нормально, более того, этому можно по-хорошему позавидовать, порадоваться за таких людей.
Хуже, если оценочное, реже чувственное восприятие просто захлёстывает сознание человека, когда его запросы, потребности устремлены в бесконечность и он сам не видит уже их границ, в таком случае степень его злости и неудовлетворённости в одном случае, либо отрешённости от мира в другом, сложно будет оценить. Но это ещё полбеды – для отдельно взятого человека, эта проблема может быть решена тем или иным, чаще всего психологическим методом, причём в 90% случаях им же самим.
Самое больное – это не превосходство одного вида восприятия над другим, а когда оценочное и чувственное восприятие направлены встречно. Ведь почему видеть любую смерть по телевизору, в кино, либо узнавать о ней – всегда микростресс? Предположим, что смотрим фильм, где «хорошие» воюют с «плохими». Когда падает мёртвым «плохой» оценка этому может быть примерно следующая «Он злодей, враг. Он убивал наших братьев. Уничтожать таких — доброе дело. Если не мы их, то они нас убьют». Чувство справедливости будет удовлетворено. Но где-то в глубине подсознания возникнет чувство, которое скажет очень просто и ясно: «Нельзя убивать людей. Это противоестественно», и даже если мысль не будет выражена именно в такой форме, то едва заметный горьковатый осадок от происшедшего останется. Если же умирает «хороший», то здесь сознание просто вскипает с эмоцией «Что за жизнь такая?». Но кино – это ладно, это повседневный пример. Оценки и эмоции окружающей действительности всегда сильнее и важнее, одно за другое, дела, окружающие люди – и забыто, полустёрто, и это правильно… Всё обостряется до предела, если человек реально сам берёт в руки оружие и целит им в другого, тем более если делает это не в отряде себе подобных, а по собственной воле, наедине со своей совестью. Пусть даже он делает это для защиты других или для самозащиты, но это едва заметное чувство подсознания, что нельзя убивать, вырастет до реальных размеров и встанет между оружием и мишенью, и человек, стреляя в другого, неизбежно простреливает свою душу, ранит своё чувство. Пусть он сделал это, — ситуация требовала, машинально, из сознания защиты близких, из чувства долга, братства, по приказу, но для нормального человека это будет такой жуткий стресс, что может сразу возникнуть позыв к самоубийству. От того, как он будет дальше с этим жить, ясно, что это за человек. Может после этого он стал любить каждую травинку на этой Земле, может он стал ценить жизнь, как никто другой, может он солдат и его сознание принадлежит чувству долга и справедливости, всё может быть… Но в любом случае, если дальше в своей жизни он не пожелает никому испытать такое, если в нём будет что-то сопротивляться тому, чтобы кто-то это повторил, если он постарается уберечь других от подобных ситуаций и, если это возможно, приложит все усилия, чтобы таких ситуаций не повторялось, если у него появляется неосознанное желание делать что-нибудь доброе или создать что-нибудь прекрасное, если его будет периодически посещать осознание того, что это случилось и жечь его изнутри — это признаки того, что человек всё ещё «жив», живы его чувства… Почему те, кто реально участвовал в боевых действиях больше молчат о том, что пережили? Почему некоторые заключённые создают такие красивые вещи, что им бы позавидовали многие музейные экспонаты? Наконец, по некоторым данным статистики, в войне США против Вьетнама в боевых действиях погибло 55 тысяч солдат, а в последующем в разное время покончили жизнь самоубийством ещё 180 тысяч участвовавших в ней человек… Всё почему? Думается, что всё по той же причине, люди остались «живы», но не смогли, не сумели, никто не помог жить с этим, общество рассталось с ними психологически, как с мёртвым грузом…
Другое и очень страшное зрелище, если после пережитого, у человека уже нет никаких скорбей, если он может сделать это хохоча и для собственного удовольствия, если он после происшедшего подталкивает к этому других, совершенно не заботясь и не осознавая, через что им придётся пройти и насколько им это дорого обойдётся для них самих. Здесь мы имеем дело с «мёртвым» человеком, человеком с оторванными чувствами, и, если обратиться к церковным канонам, то, на мой взгляд, только и именно такие люди идут дорогой в ад. По счастью, таких людей подавляющее меньшинство и никому из них никогда не поздно вернуться к «живому» состоянию, хотя придётся нести очень тяжёлую ответственность. Испытание для всех в этой жизни знать, что такие люди существуют, ходить с ними по одной земле, бороться с ними и их проявлениями, но не стать при этом им подобным, не быть «людьми с оторванными чувствами», «остаться в живых» до самой смерти… На мой взгляд, в Библии и Новом завете описаны состояния отрыва чувств – гордость, гнев, зависть, алчность, лень, похотливость, чревоугодие (смертные грехи) и действия, ведущие к отрыву чувств (в заповедях) – …убийство, воровство, непотребство, ложь, прелюбодеяния, сквернословие, кумиры… Написано для всех, но обращено к одному человеку «…не убей, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не возжелай…»
Здесь возникает очень интересный вопрос, применимы ли законы жизни людей для цивилизаций, для государств, для сложноорганизованных обществ? Думается, что в какой-то степени применимы. Если так, то в разрезе вышеизложенного дела обстоят не совсем хорошо изначально. Ведь у цивилизации может быть только оценочное восприятие, как раз таки устремлённое в бесконечность, у неё в принципе не может быть никаких «чувств», поэтому говорить о какой-либо компенсации её интересов бессмысленно. Это постоянно ведёт к критическому столкновению интересов с другой цивилизацией, либо нарастанию процессов разрушения изнутри. В этой связи, роль личности в управлении, равно как демпферных инструментов регулирования выглядит решающей в вопросах устойчивости цивилизации. Но, если строго следовать правилу, что потребности должны быть компенсированы, и если это правило в принципе не может быть выполнено, то про любую цивилизацию, в том числе про общечеловеческую можно выразиться так, как было сказано инженером корабля в небезызвестном фильме «…С этого момента, что бы мы не делали, Титаник неизбежно затонет». Если принять это, то опять получается, что в Новом завете написана правда, — ход, течение и признаки этих событий определены. Неизвестен только час, дата.
Сколько у нас осталось времени? Может быть год, а может и не одна сотня лет… Может быть мгновение, а может ещё целая вечность впереди… В любом случае есть смысл вспоминать об этом и быть немного добрее друг к другу.
Источник
Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.
Что такое чувственное познание?
Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.
Стадии чувственного познания
Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.
- Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
- На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
- Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.
Особенности чувственного познания
Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:
- познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
- этот тип познания часто относят к «пассивному»;
- именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
- указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.
Формы чувственного познания
В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:
- Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
- На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
- На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.
Виды чувственного познания
Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:
- зрительное;
- слуховое;
- тактильное;
- вкусовое;
- посредством обоняния;
- с помощью вестибулярного аппарата.
Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.
Значение чувственного познания
Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.
Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.
Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.
Связь рационального и чувственного познания
Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.
Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.
По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.
Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.
Выводы
В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.
Источник