- Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
- Что такое чувственное познание?
- Стадии чувственного познания
- Особенности чувственного познания
- Формы чувственного познания
- Виды чувственного познания
- Значение чувственного познания
- Связь рационального и чувственного познания
- Выводы
- Чувственный опыт как путь к достоверному познанию
- ОЩУЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ.
Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.
Что такое чувственное познание?
Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.
Стадии чувственного познания
Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.
- Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
- На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
- Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.
Особенности чувственного познания
Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:
- познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
- этот тип познания часто относят к «пассивному»;
- именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
- указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.
Формы чувственного познания
В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:
- Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
- На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
- На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.
Виды чувственного познания
Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:
- зрительное;
- слуховое;
- тактильное;
- вкусовое;
- посредством обоняния;
- с помощью вестибулярного аппарата.
Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.
Значение чувственного познания
Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.
Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.
Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.
Связь рационального и чувственного познания
Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.
Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.
По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.
Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.
Выводы
В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.
Источник
Чувственный опыт как путь к достоверному познанию
До этого момента мы всё время говорили о том, что основой верного познания являются рациональные знания, т.е. знания, полученные от разума. И более того, на чувственные знания опираться ни в коем случае нельзя, ведь они ведут нас к видению искаженной картины миры. Надеюсь, Вы запомнили этот блок и поняли, почему разум побеждает чувства. Если нет, то стоит вернуться к двум предыдущим темам.
Если Вы хорошо поняли материал, но в корне не согласны с этой философской традицией, то я Вас обрадую. Существует философское учение, которое ставит чувственное познание превыше всего, а опыт определяет как единственный источник познания. Речь идёт об эмпиризме – философском учении, зародившемся в XVII в. Его ярчайшими представителями являются Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Томас Гоббс, Джордж Беркли и Дэвид Юм.
Источником познания для эмпириков является опыт, получаемый с помощью ощущений. И ведь правда, изначально мы познаем предмет с помощью наших органов чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
«Хотя всякое наше знание начинается с опыта, – писал Иммануил Кант. – отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. – продолжал философ»[1]. Остановимся пока на первой части цитаты. Более полный анализ высказывания проведем в следующей части курса.
Итак, познание происходит из чувственного опыта, сформированного с помощью ощущений. Звучит всё очень логично и убедительно, но что же так не нравилось рационалистам?
Рационалисты критиковали эмпириков и были убеждены в том, что чувства искажают наше понимание мира, обманывая нас этим, и только лишь разум способен выявить эту ложь и показать истинный образ мира. Однако эмпирики были несогласны с этими утверждениями и считали, что именно чувства подсказывают нам, каков мир есть на самом деле. Также эмпирики акцентировали внимание на том, что именно разум, а не ощущения, даёт нам ложные сведения.
Например, Ф. Бэкон в своей философии называл такие сведения разума заблуждениями, выделяя 4 идола разума: идол рода, идол театра, идол рынка и идол пещеры. Для того, чтобы понять, что эти идолы из себя представляют, обратимся к инфографике.
[1] Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н.О. Лосского. М.: Эксмо, 2015.
Как видно на инфографике, разум формирует такие заблуждения, которые «сбивают» нас с пути верного познания, поэтому мы не можем доверять нашему разуму полностью. Бэкон убеждён, что 4 идола разума может разрушить только наш чувственный опыт.
Попробуем рассмотреть это на примере из жизни. В Вашей семье существует убеждение, что «грибы – это невкусный продукт». Вы принимаете это как данность и живете с этим идолом площади до тех пор, пока не попробуете эти самые грибы. Получается, что, обращаясь к опыту, Вы разрушаете свои собственные мифы и мифы других.
Можно бесконечное количество раз размышлять и анализировать вкус и полезность грибов, но Вы никогда не узнаете правду, пока не прочувствуете это на собственном опыте. Теперь мы выяснили, что разум не такой уж чистый источник познания, т.к. и он содержит предрассудки и ложные знания о предмете.
Бэкон утверждал, что с этими идолами бороться можно и нужно, однако труднее это сделать с врожденными идолами. В процессе познания мира необходимо учитывать факт существования этих заблуждений и избегать их, прислушиваясь к своим чувственным данным.
В первой части курса мы узнали, что существуют такие знания, которые душа помнит, но забыла при новой жизни, и происходит припоминание (анамнезис) в процессе жизни, в результате которого душа вспоминает то, что знала в предыдущей жизни – так утверждал Платон.
Во второй части мы обсуждали философию Декарта, который утверждал, что человек рождается с врожденными идеями, на основе которых мы владеем базовыми сведениями об окружающем нас мире.
Эмпирики же мыслили совсем иначе. Одним из выдающимся представителем эмпиризма является Дж. Локк. Он утверждал, что человек рождается без врожденных идей — его ум вначале подобен «чистой доске» («tabula rasa»). Мы ничего не знаем и не можем знать о предметах, а получаем все сведения об объектах через опыт, и путем накопления этого опыта, мы формируем в нашем сознании образ мира.
Итак, всё начинается с ощущений, и ни один предмет не дан нам вне опыта.
«Но почему же, – спросите Вы, — нельзя объединить два компонента (чувства и разум) в одном процессе познания? Ведь тогда мы и сможем получить настоящую полную картину мира». Вероятно, именно так и стоит сделать, но об этом в следующей части, посвященной теории познания Канта.
Источник
ОЩУЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ.
В мозг человека постоянным потоком поступают сигналы из внешнего мира, из внутреннего и о состоянии самого организма. Эти сигналы отражают свойства и состояния, как внешнего мира, так и внутренней среды организма. Благодаря этим сигналам человек познает окружающий мир и знает о своем собственном внутреннем состоянии. Однако поток этих сигналов очень широк. Их нужно перерабатывать и реагировать только на значимые. Для этого у человека есть сенсорно-перцептивная система, которая отвечает за прием и первичную переработку информации, мнемическая система (память), которая отвечает за хранение информации, интеллектуальная система (мышление и воображение), которая отвечает за переработку информации.
Сенсорные клетки – рецепторы – воспринимают и преобразуют стимулы (действие раздражителя) как внешнего мира, так и идущие из внутренней среды организма. В психологии этот процесс описывают как ощущение.
Благодаря этому процессу мы узнаем свойства окружающего мира: величину, форму, цвет, плотность, мягкость, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Также мы узнаем о изменениях в собственном теле: положении тела в пространстве, состоянии внутренних органов.
Понятие об ощущении
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств.
Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализированный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.
И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами. Любой анализатор состоит из 3 отделов: рецептора (от латинского слова «rĕceptor» — принимающий), преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы (первичный анализ и кодирование сигнала); проводящих нервных путей (сенсорных нервов), по которым закодированные сигналы передаются в мозг, и мозговых центров в коре полушарий головного мозга и спинного мозга, где происходит переработка нервных импульсов (вторичная обработка).
Анализаторы бывают внешними и внутренними.
У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела – глаз, ухо и т.д. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор.
Главная часть каждого органа чувств – сенсорные клетки — рецепторы, окончания чувствительного нерва. Они воспринимают и преобразуют стимулы (действия раздражителя). Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук и т.д.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.
Ощущение появляется тогда, когда раздражитель (слуховой, зрительный и т.д.) воздействует на органы чувств, в результате чего возникают нервные импульсы (возбуждение в органе чувств), которые по нервным путям поступают на соответствующие участки коры головного мозга или спинного мозга, и подвергается там тончайшему анализу. Так возникает ощущение.
Следовательно, процесс воспринимания и преобразования стимулов (действий раздражителя) как внешнего мира, так и идущих из внутренней среды организма, сенсорными клетками – рецепторами и является ощущением.
В результате воздействия стимула рождаются образы ощущения, которые выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции.
Ощущение является основой для формирования более сложных образов внешнего мира – образов восприятия.
Схема психического процесса – ощущения представлена на рис.1.
Рис.1. Схема психического процесса – ощущения
Ощущения можно группировать по различным признакам. Это:
Классификация по модальности;
По участию ощущений в построении образа и регуляции поведения человека;
Издавна принято различать (по модальности — количеству органов чувств) пять основных видов ощущений: обонятельные, вкусовые, осязательные, зрительные, слуховые.
Эта классификация ощущений по основным модальностям считается правильной, хотя не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорит об 11 видах ощущений, А.Р. Лурия, считает, что классификация ощущений может быть проведена по двум основным признакам – систематическому и генетическому.
Систематическая классификация ощущений, предложенная английским физиологом Ч. Шеррингтоном представлена на рис.1. Ощущения он разделил на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.
Рис.1. Систематическая классификация ощущений
Интероцептивные ощущения – сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца, кровеносной системы и других внутренних органов.
Проприоцептивные ощущения – передают сигналы о положении тела в пространстве. Это – ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное или кинестетическое ощущение. Периферические рецепторы находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках), а рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
Экстероцептивные ощущения – доводят информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой.
Эту подгруппу принято разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.
Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств (например, вкусовые и осязательные).
Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (слуховое и зрительное). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями.
Рассмотрим более подробно основные виды ощущений.
Зрительные ощущения — это ощущения света и цвета. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн диапазоне от 380 до 770 миллимикрон) на чувствительную часть нашего глаза (световые волны преломляются в хрусталике и отражаются в сетчатке глаза).
Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Ахроматические ощущения – отражение оттенков черного цвета (белый, черный и серый). Хроматические ощущения – отражение цветовой гаммы со всеми оттенками. Цветовым ощущениям может соответствовать определенный эмоциональный тон: зеленый – успокаивает; красный – возбуждает, вызывает тревогу; черный – угнетает.
Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Слуховые ощущения – результат воздействия на рецепторы звуковых волн, которые имеют частоту колебаний (от 16 до 20000 Гц), амплитуду (размах) и форму колебаний. Поэтому слуховые ощущения отражают высоту звука (определяется частотой колебаний), громкость (определяется амплитудой) и тембр (определяется формой звуковых колебаний), длительность (время звучания) и темпоритмический узор воспроизводимых звуков.
Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.
Речевые – способность различать звуки речи, фонетический слух, эмоциональный настрой.
Музыкальные – способность различать качество звука.
В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков. Музыкальный слух воспитывается и формируется, как и речевой слух.
Шумы (шорох, стук, скрип и т.д.) могут вызывать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта).
Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Обонятельные ощущения возникают в результате попадания частиц пахучих веществ на обонятельные рецепторы, расположенные в носовой полости, вместе с воздухом, который мы вдыхаем.
Обонятельные ощущения возникают из комбинации шести основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый.
Обонятельные ощущения помогают распознать качество пищи, предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари), благовоние предметов оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека.
Вкусовые ощущения возникают при попадании растворенных в воде или слюне веществ на рецепторы (вкусовые почки) языка.
Различают четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое.
Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Участки языка по-разному чувствительны: кончик языка лучше всего чувствует сладкое, края языка чувствительны к кислому, а его основание — к горькому.
Вкусовые ощущения связаны с потребностью в пище. При голоде – повышается чувствительность (даже невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода); при насыщении — понижается.
Вкусовые ощущения тесно связаны с обонятельными. Если исключить обоняние, то вкус чая, кофе и хинина кажется одинаковым.
Тактильные ощущения — (ощущения прикосновения, давления, фактурности, вибрации). Они охватывают все человеческое тело. На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение прикосновения. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений различна. Наибольшие скопления тактильных клеток наблюдаются на ладони, кончиках пальцев и губах.
Температурные ощущения (ощущение тепла или холода) связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение рецепторов тепла и холода на теле неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь.
Двигательные (или кинестезические) ощущения — это ощущения движения и положения частей тела в пространстве.
Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.
Осязательные ощущения — это сочетания тактильных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Благодаря осязанию отражается форма и пространственное расположение предметов. Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности.
У людей, лишенных зрения, осязание — одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготовлением пищи.
Ощущения равновесия (статические ощущения) отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве.
Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом. При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами.
Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.
Органические ощущения (интероцептивные) возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах, и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. К органическим ощущениям относят чувство голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Как правило, они не осознаются до тех пор, пока не происходит существенного нарушения нормального состояния организма.
Болевые ощущения (ощущение боли) имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений.
Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.
Генетическая классификация ощущений, предложенная английским неврологом Х.Хэдом, позволяет выделить два вида чувствительности:
1) протопатическую (более примитивную), к которой относятся органические чувства (жажда, голод и т.д.);
2) эпикретическую (высшую, более дифференцированную и локализованную), к которой относятся основные виды ощущений человека.
Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущении. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.
Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.
Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью.
И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.
Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений.
Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности.
Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию.
Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями.
Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.
Пороги чувствительности – это предельные возможности абсолютной чувствительности. Диапазон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами.
Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения.
Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так звуковые раздражения, лежащие ниже абсолютного порога ощущения, могут вызвать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка.
Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность раздражителя, при которой ощущение еще возможно. Выше верхнего порога возникают болевые ощущения или исчезновение ощущения.
Абсолютный нижний порог ощущения характеризует уровень абсолютной чувствительности данного анализатора.
Различные анализаторы обладают различной чувствительностью.
Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.
Другая характеристика чувствительности – это чувствительность к различению. Ее еще называют относительной или разностной, т.к. это чувствительность к изменению раздражителя.
Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
ОЩУЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ.
ОЩУЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ.
ОЩУЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ.
Источник