- Чувственное познание рациональное познание тесно взаимосвязаны
- Обществознание. 10 класс
- Урок 11. Человек. Человек в системе общественных отношений
- Подготовка к ЕГЭ. 7. «Чувственное и рациональное познание. Мышление»
- Просмотр содержимого документа «Подготовка к ЕГЭ. 7. «Чувственное и рациональное познание. Мышление»»
Чувственное познание рациональное познание тесно взаимосвязаны
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о различии чувственного познания и рационального;
− одно предложение, раскрывающее особенность обыденного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
1) Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека, результатом которого становится получение информации об окружающем мире.
2) Чувственное познание преимущественно опирается на органы чувств человека и отражает внешние признаки объектов, а рациональное на мыслительные операции и стремится проникнуть в суть познаваемых объектов.
3) В основе обыденного познания лежит здравый смысл и житейский опыт, практика повседневной жизни.
№ | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 |
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | |
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | |
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 |
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | |
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Источник Обществознание. 10 классКонспект урокаОбществознание, 10 класс Урок 11. Человек. Человек в системе общественных отношенийПеречень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Познание — процесс обогащения человека новым знанием. Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем. Абсолютная истина— это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто. Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию. Заблуждение— это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное. Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее Конвенционализм – разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов. Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — не отрицая сложности познания, доказывают познаваемость мира. Истина, абсолютная и относительная истина, познание, мышление. Основная и дополнительная литература по теме урока: Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014. О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35. П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70. Теоретический материал для самостоятельного изучения Человек всегда стремился к познанию истины. Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира? Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов. Познаваемость мира признают оптимисты в отличии от пессимистов, отрицающих данный взгляд. В свою очередь скептики занимают срединную позицию, говоря о возможности познания мира, но сомневаясь в достоверности знаний о нём. Так зародились философские теории о познаваемости мира: агностицизм, конвенционализм (разновидность агностицизма) и гносеологизм. Мир принципиально познаваем Отрицание познаваемости мира Познание мира возможно, но достоверно ли полученное знание Те, кто признает познаваемость мира выделяют чувственное и рациональное познание. Формами чувственного познания являются ощущения – отражение отдельных свойств, признаков предметов и процессов; восприятие – отражение предметов в многообразии их свойств; представление – конкретный образ объекта через оживление с помощью памяти. Формами рационального познания являются понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие существенные признаки вещей, суждение, форма мышления утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания, умозаключение – форма мышления, посредством которой из суждений выводится заключение или вывод. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, потому что рациональное невозможно без чувственного – это первая ступень познания, при этом практика, метод рационального познания, исключает недостатки чувственного. Наши знания могут быть как истинными, так и ложными. Истина – это соответствие полученного знания действительности. Истина бывает абсолютной и относительной. Относительная истина — это неполное верное знание о чём-либо. Она со временем может быть дополнена новым знанием или стать заблуждением. Абсолютная истина — это полное знание, например, форма земли. Отличить истину от заблуждения помогают критерии истины. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ непротиворечивое, практика как производство, опыт, логически стройное знание эксперимент Наиболее истинным считается научное знание. Его особенность в том, что в нем присутствуют Объект должен быть таким, каков он есть на самом деле Знание должно быть доказанным Знание должно быть проверено специальными средствами: наблюдением, практикой, логикой Выделяют два уровня научного знания. научные факты, события, процессы научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки Каждый из уровней научного знания имеют свои методы познания. Наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент Аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Кроме научного познания существуют и другие формы. Одной из них является миф – это ранняя форма познания, родившаяся в результате поисков целостной картины мира. Повседневный труд и опыт дают человеку обыденное знание, которое выражается и в особенности языка – чуть-чуть, щепотка, на глазок. Пословицы и поговорки отражают этот тип знания – народную мудрость. Образное представление окружающей действительности дает искусство. Одним из видов знания признается и паранаука (от греч. para – возле, около). Эти знания околонаучны ли лженаучны. Все знания человек приобретает в процессе деятельности. Одним из видов познавательной деятельности является коммуникативная деятельность, которая имеет свои формы и функции. Передача методологических, нормативных и др. основ научных выводов Она основывается на общение, взаимодействие равноправных партнеров, которые считаются с мнением друг друга. Разбор типового тренировочного задания
1.Коммуникативная деятельность в познании выполняет функции оформления знаний в виде текстов, передачи системы методологических,-мировоззренческих и иных нормативов основ научных выводов. 2.Коммуникативная деятельность в познании не существует. 3.Коммуникативная деятельность в познании охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию 4.Коммуникативной деятельностью не может быть профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных. Правильный вариант/варианты: 1,3.
Ближе всего к истине стоит _______ знание, которое приобретается через научное познание. Результаты человеческих ______ не ограничиваются наукой. Научное, житейское, обыденное; Исканий, знаний, стремлений. Правильный вариант: научное, знаний. Источник Подготовка к ЕГЭ. 7. «Чувственное и рациональное познание. Мышление» Материал «Чувтственное и рациональное познание. Мышление» включает теорию и практику, предназначен для уроков обществознания и подготовки к ЕГЭ. Просмотр содержимого документа |