Чувственное познание присуще всем живым существам верно или нет
Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формой чувственного познания является представление.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
Вид познания — чувственное. В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чувственного познания:
1) Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный).
2) Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый).
3) Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами).
Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк).
Особенности чувственного познания: отражает только признаки предметов, пассивное, человек не способен изменить чувства , нельзя постичь сущности предметов и их свойств.
1) Формой чувственного познания является представление — да, верно.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие — да, верно.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете — нет, неверно, только вместе с рациональным.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения — нет, неверно.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение — да, верно.
Источник
Чувственное познание присуще всем живым существам верно или нет
Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формой чувственного познания является представление.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
Вид познания — чувственное. В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чувственного познания:
1) Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный).
2) Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый).
3) Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами).
Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк).
Особенности чувственного познания: отражает только признаки предметов, пассивное, человек не способен изменить чувства , нельзя постичь сущности предметов и их свойств.
1) Формой чувственного познания является представление — да, верно.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие — да, верно.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете — нет, неверно, только вместе с рациональным.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения — нет, неверно.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение — да, верно.
Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.
3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.
4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:
Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.
Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.
Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.
Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:
Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).
Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».
Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.
1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов — да, верно.
2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения — да, верно.
3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом — да, верно.
4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения — нет, неверно.
5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления — нет, неверно.
Источник
Тест. Проверка знаний обучающихся по разделу «Познание» в формате ЕГЭ
Список вопросов теста
Вопрос 1
Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
- С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений
- Ощущение — одна из форм чувственного познания
- Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств
- На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации
- Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного познания
Вопрос 2
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны
Варианты ответов
- умозаключение
- ощущение
- представление
- суждение
- планирование
- описание
Вопрос 3
Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны
Варианты ответов
- Чувственное познание присуще всем живым существам.
- Одной из форм чувственного познания является восприятие
- Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
- Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
- Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
Вопрос 4
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний
Варианты ответов
- научные истины
- народная мудрость
- мифология
- гипотеза
- заблуждение
- эксперимент
Вопрос 5
Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?
Варианты ответов
- нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
- нацеленность на развитие собственных волевых качеств
- нацеленность на приобретение новых знаний
- нацеленность на развитие физических возможностей
- нацеленность на овладение определенными умениями
- нацеленность на приобщение к опыту человечества
Вопрос 6
Выберите верные суждения о критериях истины и запишите цифры, под которыми они указаны
Варианты ответов
- Основной критерий истины –соответствие интересам познающего субъекта.
- К критериям истины можно отнести соответствие законам логики.
- Практическое применение может проверить истинность знания
- Разум и интуиция учёного являются критериями истины
- С точки зрения представителей философского направления эмпириков главным критерием истины является разум.
Вопрос 7
Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны .
Варианты ответов
- Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.
- Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки.
- Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства
- Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.
- Истиной не является элементом знаний, который в будущем может быть опровергнут.
Вопрос 8
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
- Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.
- Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.
- Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.
- Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания
- Истина всегда конретна.
Вопрос 9
Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым.
Варианты ответов
- Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к неко¬то¬рым видам растений.
- Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
- Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.
- Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме
- Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
- Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распрстранения основных видов ядови¬тых грибов Подмосковья
Вопрос 10
Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины.
Варианты ответов
- знание, выраженное в доступной форме
- знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом
- знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека
- знание, соответствующее интересам субъекта
- знание, имеющее широкие возможности для распространения
- знание, которое разделяет большинство людей
Вопрос 11
Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания(исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Варианты ответов
- формулирование научных законов
- объяснение сущности изучаемых явлений
- выдвижение гипотез
- наблюдение изучаемых явлений
- проведение количественных измерений
Вопрос 12
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Субъектами познания являются как отдельный человек, так и всё общество. В процессе своей познавательной деятельности человек получает _________(А) об окружающем мире и о себе. Результаты _________(Б) окружающего мира и самого человека, полученные в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, составляют знания. Они определяются _________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует
_________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями учёных вырабатывается _________(Д),
сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем.
Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и _________(Е) знания».
Источник