- Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
- Что такое чувственное познание?
- Стадии чувственного познания
- Особенности чувственного познания
- Формы чувственного познания
- Виды чувственного познания
- Значение чувственного познания
- Связь рационального и чувственного познания
- Выводы
- МЦКО по обществознанию 11 класс. Официальные варианты №1001, 1002 от 09.12.2020 (задания и ответы)
- Пример заданий из данной работы:
Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.
Что такое чувственное познание?
Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.
Стадии чувственного познания
Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.
- Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
- На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
- Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.
Особенности чувственного познания
Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:
- познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
- этот тип познания часто относят к «пассивному»;
- именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
- указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.
Формы чувственного познания
В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:
- Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
- На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
- На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.
Виды чувственного познания
Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:
- зрительное;
- слуховое;
- тактильное;
- вкусовое;
- посредством обоняния;
- с помощью вестибулярного аппарата.
Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.
Значение чувственного познания
Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.
Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.
Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.
Связь рационального и чувственного познания
Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.
Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.
По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.
Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.
Выводы
В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.
Источник
МЦКО по обществознанию 11 класс. Официальные варианты №1001, 1002 от 09.12.2020 (задания и ответы)
Проверочная работа проводится с целью определения уровня усвоения обучающимися одиннадцатых классов предметного содержания курса по обществознанию и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения. Официальная дата проведения 09 декабря 2020 года
Официальная работа мцко 1001: Скачать в PDF (Скачать ответы)
Официальная работа мцко 1002: Скачать в PDF (Скачать ответы)
Решать МЦКО онлайн на сайте 1001:
Решать МЦКО онлайн на сайте 1002:
Пример заданий из данной работы:
2. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют научное познание. Укажите два термина, выпадающих из перечня. Обведите их номера.
1) гипотеза
2) гипербола
3) проблема
4) системность
5) эмоциональность
6) объективность
Обведённые цифры запишите в ответ.
3. Укажите все верные суждения об общественном прогрессе, его критериях и формах. Обведите их номера.
1) Свойством прогресса является его противоречивость, новые явления, открытия могут иметь не только положительные, но и негативные,
разрушительные последствия.
2) Один из критериев прогресса – утверждение в обществе гуманистических ценностей, прав и свобод человека.
3) Формой общественного прогресса, характеризующейся органичностью, преемственностью развития, является социальная революция.
4) Реформа направлена на поступательное развитие общества, проводится по инициативе властей и затрагивает отдельные стороны жизни людей.
5) Проявлением прогресса можно считать разрушение прежних социальных институтов и структур.
5. Страна Z находится в Южном полушарии, её население многоконфессионально. Основу экономики страны Z составляет промышленное производство, развивается транспортная инфраструктура. Выберите все характеристики страны Z как общества индустриального типа. Обведите их номера.
1) В стране принята конституция, закрепившая демократические права и свободы, республиканскую форму правления.
2) Повышается социальная мобильность, люди из сельской местности переезжают в растущие города, учатся, приходят работать на предприятия.
3) На территории страны создан национальный парк, в котором в естественной среде обитают разные животные.
4) В стране существует серьёзный разрыв в уровне жизни и в правовом статусе между различными социальными слоями общества.
5) Открываются новые фабрики и заводы, развивается свободное предпринимательство, рыночная экономика.
6) Значительно увеличился приток туристов в страну из-за рубежа.
6. Укажите все верные суждения о видах познания. Обведите их номера.
1) Чувственное познание представляет собой первичный, начальный этап познавательной деятельности, результатом которого является формирование целостного внешнего образа познаваемых объектов.
2) Вторая ступень познания называется рациональным, логическим познанием, или абстрактным мышлением.
3) И чувственное, и рациональное познание нацелено на формирование целостной картины мира в сознании человека.
4) Научное познание предполагает доказательность, логичность, обоснованность выводов.
5) Применение методов моделирования, классификации и систематизации характерно для обыденного познания.
8. В городском краеведческом музее проходит выставка предметов старинного крестьянского быта. На выставке представлены образцы костюма крестьян разных губерний, головные женские уборы, предметы быта, культа, орудия труда. Экспозиция вызвала значительный интерес у жителей города. Укажите все верные характеристики данной формы культуры. Обведите их номера.
1) авторство произведений, как правило, неизвестно
2) продукты создаются в результате коллективного творчества
3) художественные произведения сложны для восприятия неподготовленным зрителем
4) к данной форме культуры также относится фольклор, древние сказания и притчи
5) создание произведений культуры прежде всего ориентировано на получение коммерческой прибыли
6) произведения культуры отличает предельная сложность и оригинальность выразительных средств
9. Укажите все верные суждения о социальных группах. Обведите их номера.
1) Социальной группой называется совокупность людей, объединяемая устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом признаков, придающих ей неповторимое своеобразие.
2) Социальная группа, деятельность которой регламентируется официальными документами и в которой взаимоотношения между людьми носят деловой характер, называется малой.
3) Социальные группы и общности всегда формируются на основании индивидуальных личностных особенностей участников.
4) Парижане, миланцы и москвичи относятся к этносоциальным группам.
5) Принадлежность к группе выступает важным фактором социализации, помогает личности защищать и отстаивать свои права и позиции в обществе.
10. Ариадна Фёдоровна Расторгуева заняла должность главного бухгалтера в коммерческой фирме. Семейные доходы выросли, появились свободные средства. Укажите все примеры, которые иллюстрируют черты рационального поведения членов семьи Расторгуевых в условиях увеличения семейного дохода. Обведите их номера.
1) Расторгуевы решили на период зимних каникул сына съездить на горнолыжный курорт в Сочи.
2) Семья приняла решение о выделении средств на строительство загородного дома.
3) Родители приобретают одежду для сына на распродажах и в магазинах секонд-хенд.
4) Члены семьи стали лучше питаться, приобретая продукты в элитном супермаркете.
5) Отец решил не приобретать новый полис в частной клинике, ограничившись обслуживанием в районной поликлинике в рамках обязательного медицинского страхования.
13. Андрей Александрович – владелец малого предприятия «Чудо-пышка». Его пекарня, предлагающая клиентам недорогую домашнюю выпечку, багеты, пирожки и кулебяки, несёт постоянные и переменные издержки. Укажите все позиции, которые в краткосрочном периоде относятся к постоянным издержкам его предприятия. Обведите их номера.
1) арендная плата за помещение
2) закупка муки, молока и пекарских дрожжей
3) оплата упаковочного материала
4) выплаты по долгосрочному рекламному контракту
5) выплата банку процентов по ранее взятому кредиту Обведённые цифры запишите в ответ.
14. Укажите все верные суждения о социальном контроле. Обведите их номера.
1) Элементами социального контроля являются социальный статус и социальная мобильность.
2) Современный человек, обладающий высоким уровнем образования, зрелым социальным опытом, способен сформировать эффективные механизмы внутреннего контроля.
3) Социальный контроль включает как механизмы внешнего воздействия на индивида или социальную группу, так и вырабатываемые личностью механизмы самоконтроля.
4) Мораль как совокупность социальных норм охватывает более широкий спектр и сферу социальных отношений, чем право.
5) Отклоняющееся поведение индивидов общество корректирует исключительно при помощи негативных социальных санкций.
15. Отец Владислава работал на заводе мастером по ремонту оборудования, имея среднее профессиональное образование. Владислав успешно окончил университет и получил профессию инженера-технолога. Он пришёл работать на завод, где работал его отец, и через некоторое время стал начальником производственного участка. Укажите все характеристики формы социальной мобильности, о которой идёт речь. Обведите их номера.
1) территориальная
2) горизонтальная
3) вынужденная
4) межпоколенная
5) восходящая
6) индивидуальная
18. Укажите все верные суждения о гражданских правоотношениях. Обведите их номера.
1) Гражданские правоотношения строятся на началах юридического равенства сторон, добровольности и инициативности сторон-участниц.
2) К наиболее распространённым примерам гражданских правоотношений относятся сделки.
3) Одной из сторон гражданского правоотношения обязательно выступает государство или отдельные государственные органы власти.
4) Гражданские правоотношения связаны с определением наказаний за совершённые преступления.
5) К гражданским правоотношениям относят правоотношения, связанные с защитой прав потребителя.
Обведённые цифры запишите в ответ
19. 14-летняя Марфа заключила трудовой договор с работодателем. Какие позиции отличают её правовой статус от правового статуса совершеннолетнего работника? Обведите их номера.
1) наличие письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства на заключение трудового договора
2) соблюдение трудовой дисциплины
3) выполнение лёгкого труда
4) работа должна осуществляться в свободное от учёбы время
5) выполнение работы в соответствии с трудовым договором
6) получение заработной платы, определённой в трудовом договоре
Источник