В чем различия мышления и чувственного познания
ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа
По логике
Студент: Марусечко Екатерина Анатольевна
МОСКВА — 2013
В чем различия мышления и чувственного познания
Чувственное познание останавливается на одном предмете, лице и т.д. . Мышление в отличие от познание отражает мир в абстракциях, не останавливается на конкретных вещах. Абстрактное мышление способно обобщать множество предметов, выделяя наиболее важные свойства и раскрывая закономерные связи.
Какие выделяются ступени процесса познания
Ступени процесса познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение — это отражение отдельных, чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т.д. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Таково, например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие музыкальной мелодии и т.д. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, на пример, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше, или о предмете, находившемся на месте происшествия.
Опишите основные формы и особенности абстрактного мышления
Понятие-это мышление человека о предмете или их совокупности. Суждение-это отношение отрицания или утверждения, между предметами и их свойствами или между предметами.
Умозаключение-это вывод из одного или нескольких суждений.
Основные функции языков естественных и искусственных
Функции естественного языка это звуковая и письменная речь для удовлетворения потребности человека. А функции искусственного языка это передача научной и другой информации, с помощью придуманных человеком простых знаков.
Что изучает логика формальная, диалектическая
Формальная логика изучает правила и приемы, использование которых необходимо в любом рассуждении, в познании как самых обычных свойств и отношении, так и сложных процессов и явлений действительности.
Диалектическая логика исследует возникновение, изменение и развитие логических форм, соотношение между ними, она выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих.
Основные формы абстрактного мышления
Понятие, умозаключение, суждение.
Виды понятий и отношения между ними
Понятие делится на следующие виды: единичные и общие, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные. Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые общие признаки, позволяющие эти понятия сопоставлять друг с другом. Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому сравнивать эти понятия невозможно.
Перечислите основные законы мышления
Основные законы мышления: закон тождества, закон не противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа
По логике
Студент: Марусечко Екатерина Анатольевна
МОСКВА — 2013
В чем различия мышления и чувственного познания
Чувственное познание останавливается на одном предмете, лице и т.д. . Мышление в отличие от познание отражает мир в абстракциях, не останавливается на конкретных вещах. Абстрактное мышление способно обобщать множество предметов, выделяя наиболее важные свойства и раскрывая закономерные связи.
Источник
Отличие мышления от чувственного познания
Мышление – это познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности. Мышление определяется как процесс, связанный с обработкой информации, либо полученной через ощущения, либо сохраненной в памяти в результате личного опыта, с тем, чтобы быть в состоянии реагировать в новой ситуации.
Выделяют следующие отличительные признаки:
1. Основная функция ощущения и восприятия – это отражение свойств конкретных предметов внешнего мира. Основная функция мышления – выявление внутренних связей в предметах. Эти внутренние связи скрыты от непосредственного изучения с помощью органов чувств;
2. Чувственное познание осуществляется непосредственно при взаимодействии с внешним миром. Мышление опирается в своем познании на эти чувственные образы;
3. Мышление может быть оторвано от реального мира, так как для познания может использовать «заместитель» предметов внешнего мира – знак, символ. Опосредовано мышление обычно словом, но может использовать для процесса познания предмета и другой предмет, и образ предмета;
4. Мышление протекает не только с использованием результатов чувственного познания или опосредованное словом, но и в целом с опорой на знания, приобретенные ранее;
5. Особенность получения результата мыслительного процесса связана с тем, что мыслительные результаты изначально носят обобщенный характер;
6. Мышление благодаря своей независимости от реального мира, обобщенности мыслительных образов оторвано и от времени. Мы можем мыслить не только в категориях настоящего, но и прошлого, и будущего. Именно через мышление человеком осуществляется связь всех трех времен, в которых мы себя осознаем, а также связывает время и пространство.
Модели мышления
Существует достаточно много подходов к природе мышления. К ним относят, в первую очередь, взгляды Ж.Пиаже, когнитивистский подход, подходы бихевиористов и гештальтпсихологов, психоаналитический подход.
Ж.Пиаже, занимаясь построением теории интеллекта, предполагал, что мышление используется человеком для адаптации в новой среде. Когда человек заново (по-новому) представляет себя в окружающей среде человека, его или ее мысль приводится в состояние неустойчивости или неуравновешенности. Это неудобно, требуется уравновешивание. Оно достигается через адаптацию, которая принимает форму или ассимиляции или аккомодации. Благодаря ассимиляции предмет или мысль начинают истолковываться в терминах понятий или действий (схем), которыми человек уже овладел. Благодаря аккомодации, понятия и действия модифицируются для приспособления к новой ситуации.
Для Фрейда и психоаналитиков, понимание сути мышления тесно связано с их взглядом на базовые человеческие мотивы. Фрейд делал различие между первичными и вторичными мыслительными процессами. В то время, как вторичное мышление заключает в себе рациональное, сознательное мышление, которое мы обычно осознаем, первичные мыслительные процессы обычно не осознаются. Они более эмоциональные, чем рациональные. По-видимому, могут существовать три отдельные уровни мышления, соответствуя трем уровням бессознательного по Фрейду:
· Предсознательное мышление, включающее те мысли и идеи, которые не привлекают наше сознание в данный момент, и к которым мы в настоящее время не проявляем внимания, но которые, тем не менее, существуют для нас;
· Сознательное мышление, которому мы в настоящее время уделяем внимание, и которым заняты наши мысли;
· Надсознательное мышление, которое остается недоступным нашему сознанию, но которое, не смотря на это, играет определенную роль в детерминации нашего поведения.
Гештальтистская модель мышления. Классическим в гештальтистской модели мышления является понятие изоморфизма, которое было предложено Вольфганом Келером. Это гипотетическое предположение, что разум всегда пытается переструктурировать элементы проблемы так, что поля мозга принимают хорошую форму. Она представляет собой тенденцию мозга искать порядок в хаосе, что созвучно с гештельтистским «законом организации».
Бихевиористская модель мышления. Бихевиористы признают некоторые трудности в объяснении мышления. Уотсон (1913) рассматривал мышление как незвуковую речь. Для доказательства своей теории он привлекал материалы исследования движения пальцами во время речи глухими и слышащими людьми. Это была, по сути своей, моторная теория мышления. Скиннер позднее рассматривал мышление как скрытое поведение, как противопоставленное явному, открытому поведению, и полагал, что это также предмет для контроля стимулов и подкрепления.
В своей книге «Вербальное поведение» (1957) он предпринял попытку показать, что оба, открытое поведение и мышление, контролируются оперантным обусловливанием. В открытом поведении происходит взаимодействие с кем-нибудь еще, тогда как во время мышления люди являются их собственными слушателями. В сущности, это взаимодействие с самим собой.
Когнитивные подходы к мышлению. Когнитивные подходы к мышлению заключаются в изучении эвристических стратегий (Миллер и др., 1960). Создавались модели, которые давали возможность воспроизводить способы того, как человеческий ум решает проблемы. С помощью компьютера пытались решить вопрос о человеческом решении проблем Невилл и Симон (1972). Чтобы обосновать создание модели, они полагались на словесные отчеты людей о том, что происходит у них в голове во время попыток решать проблемы. Внутри этих моделей программа была аналогична набору правил или инструкций, в пределах которых (как предполагали авторы) личность действует; память компьютера аналогична памяти индивида. Информация на входе и результат деятельности компьютера соответствовал тому, как проблема сформулирована и решение получено. Однако, из-за того, что человеческий мозг не компьютер и не может быть так жестко контролируем, имеются определенные трудности исследования в русле когнитивной психологии.
Характеристики мышления
Мышление можно охарактеризовать с позиции его процессуальных и результативных характеристик.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Чувственное познание и мышление
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Однако любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника — из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в ходе практики, в ходе практического преобразования природы и общества.
Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания. В этой чувственной картине непосредственно наблюдаемой нами действительности почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений и т.д., их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга. Распутать этот клубок зависимостей и связей, который выступает в нашем восприятии во всей своей красочности и непосредственности, просто невозможно с помощью одного лишь чувственного познания. Например, ощущение тепла, которое дает рука, прикасающаяся к какому-либо телу, неоднозначно характеризует тепловое состояние последнего. Это ощущение определяется, во-первых, тепловым состоянием данного предмета и, во-вторых, состоянием самого человека (во втором случае все зависит от того, к каким телам — более теплым или более холодным — прикасался перед тем человек). Уже в этом простейшем примере обе указанные зависимости выступают для чувственного познания как одно нерасчлененное целое. В восприятии дан лишь общий, суммарный результат взаимодействия субъекта (человека) с познаваемым объектом. Но чтобы жить и действовать, надо прежде всего знать, каковы внешние предметы сами по себе, т.е. объективно, независимо от того, какими они выступают для человека, и вообще независимо от того, познаются они или нет.
Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца расчленить такой общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодействия субъекта с познаваемым объектом, необходим переход от ощущений и восприятий к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями. Воспользуемся тем же простейшим примером с определением теплового состояния тела. Благодаря мышлению становится возможным как бы отделить, абстрагировать друг от друга каждую из двух указанных зависимостей. Это достигается путем опосредствованного познания. Зависимость от состояния человека, выясняющего тепловое состояние предмета, просто исключается, поскольку температуру предмета можно измерить опосредствованно — с помощью термометра, а не непосредственно — через тепловые ощущения руки, прикасающейся к предмету. В результате чувственный образ предмета однозначно определяется теперь только самим предметом, т. е. объективно. Так действует абстрактное, отвлеченное, опосредствованное мышление, которое как бы отвлекается от одних свойств объекта (например, от взаимодействия руки с внешним предметом) для того, чтобы глубже познать другие его свойства (действительную температуру данного предмета и т.д.).
В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, одной из сложнейших проблем современной физики является создание теории элементарных частиц. Но эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспринимаются: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые элементарные частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами. Эти свойства непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-таки косвенным, не прямым, т.е. опосредствованным, путем.
Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы.
Источник