Чувственное познание ощущение цвета вкуса запаха абстрактность наглядность

Чувственное познание ощущение цвета вкуса запаха абстрактность наглядность

Установите соответствие между формами и уровнями (ступенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) рациональное познание

2) чувственное познание

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ФОРМА УРОВЕНЬ (СТУПЕНЬ)

ПОЗНАНИЯ

А Б В Г Д

А) умозаключение — 1) рациональное познание, так как включает понятие, суждение и умозаключение.

Б) понятие — 1) рациональное познание, так как включает понятие, суждение и умозаключение.

В) представление — 2) чувственное познание, так как включает ощущение, восприятие и представление.

Г) восприятие — 2) чувственное познание, так как включает ощущение, восприятие и представление.

Д) суждение — 1) рациональное познание, так как включает понятие, суждение и умозаключение.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ

СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
. познание Конкретно-образное познание
Рациональное познание Абстрактно-логическое познание

Чувственное познание основано на отражение действительности через чувственные образы (зрительные, вкусовые и т.д.)

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания;

− одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: деятельность, направленная на получение новых знаний;

2) одно предложение с информацией о формах чувственного познания, опирающейся на знания курса, например: Принято выделять три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности обыденного познания, например, Особенностью обыденного познания является его опора на опыт повседневной жизни.

Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Восприятие является формой рационального познания.

2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.

3) Одним из критериев истины выступает практика.

4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.

5) Одной из форм чувственного познания является представление.

1) Восприятие является формой рационального познания — нет, неверно, чувственного.

2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем — нет, неверно, относительная истина может быть опровергнута, данное суждение подходит только к абсолютной истине.

3) Одним из критериев истины выступает практика — да, верно, является наиболее универсальным критерием истины.

4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию — нет, неверно, может вести.

5) Одной из форм чувственного познания является представление — да, верно, наряду с ощущением и восприятием.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите это слово (словосочетание).

Умозаключение, формы познания, ощущение, понятие, представление.

Формы чувственного познания :

1) Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный).

2) Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый).

3) Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами).

Формы рационального познания:

1) Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул — мебель; классификация).

2) Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо (муха — насекомое).

3) Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (у мухи есть крылья, значит, она летает).

Ответ: формы познания.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о различии чувственного познания и рационального;

− одно предложение, раскрывающее особенность обыденного познания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

1) Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека, результатом которого становится получение информации об окружающем мире.

2) Чувственное познание преимущественно опирается на органы чувств человека и отражает внешние признаки объектов, а рациональное на мыслительные операции и стремится проникнуть в суть познаваемых объектов.

3) В основе обыденного познания лежит здравый смысл и житейский опыт, практика повседневной жизни.

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира.

1) ощущение; 2) восприятие; 3) гипотеза; 4) представление; 5) практика; 6) суждение

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Гипотеза это метод научного познания, а практика — это критерий научного познания. Всё остальное — это формы познания.

На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления).

Могут быть приведены следующие проявления, например:

— человеческие возможности физически ограничены, поэтому только с развитием технического прогресса появляются инструменты, позволяющие человеку ставить определенные опыты и и эксперименты и познавать мир;

— широта объектов познания, сложность большинства познаваемых объектов, бесконечность человеческой мысли породила огромное количество теорий и картин мира;

— человек постоянно находится под действием эмоций, убеждений, мешающих объективному познанию мира;

Могут быть приведены другие проявления сложности объективного познания мира.

Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию.

1) ощущение цвета, вкуса, запаха; 2) абстрактность; 3) наглядность; 4) обобщённость; 5) предметность; 6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

Найдите два признака, относящихся к рациональному познанию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Абстрактность и обобщенность не относится, это результат рационального познания.

как понимать слово предметность?

Это способность конкретного объекта выступать в качестве предмета, на который направлено чувственное восприятие.

Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета

Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

B) фиксация существенных свойств предмета

Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств

Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся

2) рациональное (логическое)

ОПЕРАЦИИ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета — чувственное.

Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа — чувственное.

B) фиксация существенных свойств предмета — логическое.

Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета — чувственное.

Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств — логическое.

Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся — логическое.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Ощущение, представление, суждение, восприятие, форма познания.

Ощущение, представление, суждение, восприятие являются составляющими познания, его формами.

Ответ: форма познания.

Укажите, какой способ познания мира автор называет «здравым смыслом»? Основываясь на тексте, объясните его роль в познании.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Большинство представлений, лежащих в основе повседневной жизни, состоит из того, что называется «здравым смыслом». Этот термин относится к нашей рабочей концепции реальности.

В результате длительного опыта ряда поколений сложились популярные представления, которые выжили, поскольку оказались полезными в повседневной жизни. Хотя такие знания не точны и иногда совершенно необоснованны, мы обычно считаемся со здравым смыслом.

Различие между здравым смыслом и научным знанием только в степени… Чем точнее объяснения, тем полезнее они в формировании суждений и в планировании действий. Наука включает в себя всё лучшее, что люди смогли ясно сформулировать и подтвердить эмпирически. Но это знание далеко несовершенно и является объектом постоянных уточнений. Научное исследование может рассматриваться как тип деятельности, постепенно развивающийся в попытках людей найти более эффективные способы преодоления трудностей.

Разумеется, многие закономерности природы были поняты интуитивно задолго до того, как учёные сформулировали свои принципы. Мыло было изобретено прежде, чем появилась теория ионов, и отбор домашних животных на племя проводился задолго до того, как Мендель сформулировал законы генетики. Когда люди пытаются внести улучшения в практику, основанную на обыденных представлениях, здравого смысла оказывается недостаточно, возникает потребность в научном знании.

…Здравый смысл не всегда мудр, ибо в нём нет различия между аккумулированной мудростью веков, ходячими предрассудками и местными суевериями… Многие обыденные представления противоречивы. Утверждение «разлука любовь бережет» правдоподобно не менее, чем «с глаз долой — из сердца вон». Эти наблюдения наводят на мысль, что требуется нечто большее, чем просто здравый смысл.

Назовите две характеристики обыденных представлений, указанные автором текста. Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё одну дополнительную характеристику.

1) характеристики обыденных представлений, названные автором:

− иногда совершенно необоснованны;

− формируются в ходе практической деятельности;

2) дополнительные характеристики , например:

− не проникают в сущность явлений, дают поверхностное суждение;

− создают иллюзию абсолютной правды и истины;

− указывают направление и способ деятельности.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Источник

Чувственное познание ощущение цвета вкуса запаха абстрактность наглядность

Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь

Быстрая регистрация

Обществознание (Вариант 9)

Приобретите наш курс

Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков

24. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию.

1) ощущение цвета , вкуса , запаха; 2) абстрактность; 3) наглядность; 4) общность; 5) предметность; 6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Найдите два признака, относящихся к рациональному познанию.

Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Существуют две ступени познавательной деятельности: чувственное и рациональное познани е .

На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения .

Источник

Читайте также:  Наслаждаясь картинами васнецова чувствуется яркая индивидуальность егэ
Оцените статью