Чувственное познание мира с помощью наблюдения

Процесс познания человеком мира

Содержание:

↑ Понятие «познание».

Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.

По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).

Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

↑ Процесс познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

↑ Эмпирический уровень познания

Эмпирический уровень познания (чувственное познание) — начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:

  • они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
  • они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;
  • без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;
  • они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.

Формы чувственного познания:

1) Ощущение — это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Читайте также:  Она чувствовала его голод

Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.

2) Восприятие — это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.

3) Представление — это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.

Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.

↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)

Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Теоретический уровень познания (рациональное познание) — это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.

Формы рационального познания:

1) Понятие — это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.

Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.

2) Суждение — это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.

Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».

3) Умозаключение — это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.

Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:

  • Все адвокаты — юристы (посылка).
  • Петров — адвокат (посылка).
  • Следовательно, Петров — юрист (вывод).

Умозаключение может быть:

  • индуктивным (от частного к общему)
  • дедуктивным (от общего к частному)
  • получаемым по аналогии

↑ Интуиция

Интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.

Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

Источник

«Наблюдение как метод чувственного познания природы»
консультация на тему

Подробно раскрыто содержание наблюдения как формы взаимодействия с детьми, аскрыто , обозначены требования к проведению наблюдений и описаны примеры использования этого метода в работе с детьми.

Скачать:

Вложение Размер
nablyudeniya.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников №35 «Цветик-семицветик»

Консультация для воспитателей

«Наблюдение как метод чувственного познания природы»

Подготовила и провела

Среди разнообразных методов экологического воспитания важное место принадлежит наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов природы через различные анализаторы: зрение, осязание, обоняние, слух, тактильное и др. Наблюдение – результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.

Содержанием н. является: с одной стороны, получение знаний, с другой – оно само требует определённых знаний, как отправной точки для восприятия.

Для проведения н. важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей организации и приёмов включения детей в процесс.

Содержание н. складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования), определение свойств и характеристик объектов и их частей, выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы.

Таким образом, содержание наблюдений — это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от объекта и которую дети способны усвоить самостоятельно, но при методически грамотно создании условий педагогом.

Требования к проведению наблюдения.

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Во время наблюдения дети получают чувственную информацию от объекта, находясь в непосредственной близости и контактируя с ним. Необходимо продумать количество детей, их расстановку. Недопустимо самостоятельное получение информации подменять словесной информацией от взрослого. Это другая форма познания, которая ещё недоступна дошкольнику (абстрактное мышление ещё не сформировано).Воспитатель должен словесно обозначить всё то, что ребёнок увидел. тогда знания усвоятся прочно.

Второе требование связано с временным параметром: рассматривание объектов и явлений природы должно быть непродолжительным. Причина: наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточения внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Продолжительность наблюдения должна ограничиться 3-10 мин. (в зависимости от возраста). Дети должны начать и закончить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии.

Третье требование связано со структурой наблюдения. Оно должно иметь начало, основную часть и конец. Функции частей различны.

Начало решает трудную задачу – собрать детей и сконцентрировать внимание. Приёмы в этом моменте не должны быть очень яркими и эмоциональными, чтобы не затмить основную часть н6аблюдения.

Основная часть подчиняется задаче: использовать приёмы которые позволят детям получить сенсорную информацию . Для начала предлагается внимательно посмотреть на объект и педагог начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна следовать пауза 2-3 сек. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Основная часть должна быть цельной, единой. Её нельзя прерывать длительными пояснениями , рассказом, отвлекать стихами, загадками, играми. Воспитатель помнит о том, как трудно им сосредоточиться. Единственное, что может облегчить восприятие – это правильно подобранные движения, которые выполняют сами дети. В данном случае двигательная активность снимает напряжение, но не выводит из содержательного пространства.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы после него дети находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать. Именно в конце наблюдения предлагается почитать стихи, спеть песни, загадать загадки – но всё это в по поводу наблюдения.

Четвёртое требование относится к осуществлению содержания. Оно вытекает из знания и учёта биологических особенностей объекта. Если нужно продемонстрировать, как ест рыбка, то надо сделать так, чтобы она была голодной. В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена в силу неопределённости и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму «задания для самостоятельного исследования». он просит детей быть внимательными и постараться заметить то, о чём он скажет.

Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений за объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целостным способом и с наибольшим эффектом для воспитания. Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно только при условии специальной подготовки к ним. Эта подготовка включает:

— содержание наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать,

— время и места проведения наблюдения,

— количества детей, которые могут участвовать в нём одновременно,

— методических приёмов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник

Наблюдение — как форма чувственного познания

Тамара Кульменёва
Наблюдение — как форма чувственного познания

Природа – это уникальная книга. Её тираж – один экземпляр.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы.

Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.

Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

Человек, умеющий видеть прекрасное в природе родного края, умеющий удивляться ее совершенству, испытывающий стремление разгадать ее тайны, становится лучше в нравственном отношении, наделен чувством ответственности и стремлением жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем.

Важно уметь обращать внимание ребенка на прекрасное в природе.

Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой родного края к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, чувственного познания окружающей природы родного края.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Через наблюденияя решаю следующие задачи:

• на примере природы Родного края познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать своё место в нём;

• нравственное воспитание дошкольников, развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям;

• способствовать физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;

• учить ориентироваться в родной природе.

Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают, высказывают собственное мнение.

В условиях ФГТ наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание и осмотр объектов природы, заполнение календарей, коммуникативная — рассказы детей на основе впечатления, продуктивная — это возможность выразить воспитанниками своих впечатлений в рисунках и поделках.

Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:

Циклическая организация наблюдений.

Пространственная организация наблюдений.

Продолжительность наблюдений.

Структура наблюдения.

Подготовка и организация наблюдений.

Каждое утро мы с ребятами наблюдаем и отмечаем изменения в календаре погоды, выбирая соответствующие карточки — схемы, тем самым формируем интерес к явлениям родной природы, умение сравнивать и анализировать народные приметы.

На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Обращаем внимание детей на появление первоцветов в родной природе, листочков на дереве, знакомим их с насекомыми, птицами нашего края, устраиваем различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Организуем наблюдения в цветнике.

Рядом с нашим детским садом, есть лесная зона, где мы можем познакомиться с разнообразием родной природы с растительным и животным миром. Здесь мы с детьми можем провести интересные наблюдения в естественных условиях и сделать важные выводы. Именно здесь мы можем привить любовь и бережное отношение к природе.

Наблюдая красоту природы, восхищаясь ее многообразием и неповторимостью, ее яркими красками и причудливыми формами мы выражаем свои чувства и свой эмоциональный отклик, через создание поделок из природного материала собранного во время экскурсий и прогулок в лес.

Завершить своё выступление хочется словами Гёте

«Природа – это единственная книга, каждая страница

которой, полна глубокого содержания».

Методическое пособие «Природа Земли» В подготовительной группе мы знакомим детей с природой и её особенностями и закономерностями. Как природа взаимодействует с человеком и.

Источник

Читайте также:  Конец депрессии 1932 монета
Оцените статью